Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пепел и снег |
английское название: |
Ashes and Snow |
год: | 2005 |
страна: |
США
|
режиссер: | Грегори Колбер |
сценарий: | Грегори Колбер |
продюсеры: | Грегори Колбер, Джон Отьен, Алессандра Паскуинто |
видеооператоры: | Акасио Альмейдо, Йоргос Арванитис, Грегори Колбер, Кодзи Накемура, Филипп Вене |
композиторы: | Майкл Брук, Патрик Кэссиди, Дэвид Дарлинг, Лиза Джеррард, Йохан Йоханнссон |
монтаж: | Пьетро Скалия |
жанры: | драма, документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 марта 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 2 мин |
В любом кино есть сюжет, а сюжет строится на наличии проблемы и процессе её решения. 'Пепел и снег' уникален отсутствием проблемы. Это фильм о том, как живут люди в мире подобном раю, где уже беспокоиться не о чем, нет причин для суеты и единственное разумное занятие - пребывать в вечном танце со всеми окружающими формами жизни. Здесь нет переживаний за судьбу персонажей, борьбы, погонь, драк, перестрелок, инопланетного вторжения, ведь всё в фильме какое-то неземное, будто режиссёр (он же именитый фотограф) влез с камерой пусть не на сами Небеса, но точно в их окрестности.
27 июля 2023
Проблема не в том, какова природа суеты больших городов… Она наполняет смыслом бытие заурядного человека. Проблема в том, как человек отвыкает просто созерцать. Посади его на природу, пригласи медитировать… И нескольких секунд он не продержится, как потянет его что-то делать, куда-то бежать… Это западное, это американское. Там люди вообще не умеют сосредотачиваться, наблюдать, наслаждаться моментом. Там они всю жизнь спешат к какой-то высоте, которой так и не достигают, которую и не выбирали вовсе, и в этой же спешке уходят, чтобы прийти снова.
Хватит ли им мудрости в новой жизни быть расторопнее, внимательнее, быть больше людьми, самими собой?.. Там они всё, что знают, вычитали из СМИ, или видели в фильмах. Медитация? О, это кайнд оф буддистик синг, истерн философи, ха?.. Е, кул. У них всё с чем-то ассоциируется, всему даётся какая-то посредственная оценка, но они не умеют находить природу, суть, смысл явления. Форма для них — это всё. 26—5-14
10 из 10
26 мая 2018
В самом определении «дикая природа» есть что-то гордое и целомудренное. Свои секреты матерь-планета раскрывать не торопится никому, и тем более не родился еще человек, познавший сердцебиение космического тела, ставшего нам всем домом. Но что есть знание без восприятия? Так ли нужно объяснять то, что можно почувствовать, если проделать долгий и упорный путь? Проплывая на маленькой лодке между двумя слонами, выходящими из реки, в последнюю очередь думаешь о тайнах вселенной. Но ощутить единение с животными, незнакомыми с суетой — настоящая награда для путешественника, такого как Грегори Колбер. Увлеченный исследователь, а по совместительству фотограф и режиссер с тягой к прекрасному, создал свое главное творение не с целью предъявить какие-то ответы на фундаментальные вопросы. Канадский кинематографист увековечил в названии философской притчи пепел, в который превращается лишенная уважения к окружающему миру жизнь, и снег, что мягким покровом застилает бренность напрасного пребывания. Ни того, то другого, впрочем, в картине нет, а есть застывшая в пленке эстетика танца, одинаково изящного как на суше, так и в воде.
Слоны и киты в равной степени олицетворяют мудрость и силу. Уж кто как не эти величественные животные знают цену личному пространству, в котором человек не предполагается? Лента Колбера открывает дорогу чудесам: люди соприкасаются с самыми крупными обитателями планеты, спят на их боку, вместе плывут в морской толще, сливаются в гармонии. Природа отнюдь не ощетинивается перед первым встречным, она готова принять его в свои объятия, и обучить тому, что не ведает наука. Процесс познания особенный — люди не хватаются за головы, а учатся незнакомым движениям. Индия, Шри-Ланка, Мьянма — простая красота этих стран передается через танцы монахов и дервишей. Эти люди овладели самым важным языком общения — они научились слушать и понимать животных. И становится уже совсем неважно — по земле, воздуху или воде передвигается очередное создание. Важно, что они все не видят в человеке врага, становятся частью одной общей культуры и помогают приблизиться к величайшей из всех загадок: на каком языке говорит наша планета?
Проникновенный голос рассказчика, коим выступает Лоренс Фишбёрн, открывает особую картину дикого мира. Путешествуя по древним храмам и наблюдая за прогулками детей рядом со слонами, невидимый герой пишет письма жене. Их много, триста шестьдесят пять — по одному на каждый день. В словах чувствуется легкая горечь, как всегда бывает при свидании с родственником, которого не видел много лет. Однако медитативная сущность «Пепла и снега» не позволяет грусти главенствовать над удовольствием познания. Кадры необычных танцев людей и животных настраивают на самую миролюбивую волну, наполняют душу спокойствием, а сердце упоением. Руки касаются кожи китов, слоновьи хоботы окатывают детей водой, искренние улыбки озаряют расчерченный сепией экран. Кто сказал, что в танце нужно энергично двигаться? Необязательно. Можно просто повторять друг за другом движения и желать одного — чтобы музыка души не замолкала.
«Пепел и снег» лишь условно можно причислить к документальным картинам. Эта лента — утонченный представитель своего собственного жанра, неразрывно связанного с фотографией, масштабными выставками и неистощимым желанием стать природе лучшим и самым верным другом. Перенося на экран шаги многолетнего путешествия по отдаленным азиатским и африканским уголкам, автор стремится донести до зрителя свое восприятие дикой цивилизации. Однако лучшей наградой Колберу становится тот индивидуальный мир, что откроется каждому посмотревшему кинопритчу. Главное, что способен подарить «Пепел и снег» — новый повод к изучению фауны. Лишь по какому-то недоразумению можно считать невозможным совместный отдых ребенка и дикого гепарда, а это так же реально, как увидеть зверя в зоопарке. Многое способна нам поведать природа, многое выслушать и принять, но лишь тогда, когда она ощутит уважение к себе от доминирующего вида. С этим качеством люди рождаются и нередко его теряют. Однако самое прекрасное в нашей жизни то, что мы когда-то можем повернуть в сторону и вновь обрести ускользнувшие ценности. Животные будут благодарны за правильное к ним отношение, и будьте уверены: они найдут способ выразить это.
21 июля 2016
Сразу же стоит отметить очевидное — картина очень красивая. Прекрасные ракурсы, удивительно красивое содержимое каждого отдельно взятого кадра, выдержанная стилистика, графичность, минималистичность. И все это под завораживающую и релаксирующую музыку. Аудиовизуальная составляющая данного фильма удалась.
Но все же ощущения восторга от просмотра не возникло. Вероятнее всего, по причине отсутствия целостности повествования. Вообще, все оценки подобного рода фильмов носят сугубо субъективный характер, так как и сама картина представляет собой что-то вроде личного дневника автора, в котором повествуется о его взаимоотношениях с миром живой природы. А выглядит все это как нарезка отдельно снятых красивых сюжетов, под гипнотическую музыку (вероятно, в надежде на то что она таки введет зрителя в транс и тем самым заполнит сюжетные пробелы). Динамики в картине крайне мало, отчего фильм похож на медитацию. Лишь 2 раза на протяжении всего фильма появлялась какая-то эмоциональная окраска: танец женщины с орлом; финальный танец женщины и мужчины.
Мне кажется, что вполне исчерпывающе тема была бы раскрыта серией фотографий, ведь безусловно картинка впечатляющая. Но все эти красивые кадры не смотрится как цельное (документальное!) кино, а смахивают на ожившую и затянувшуюся фотовыставку. Все-таки мне кажется, что кино это довольно личное, и наверное сложно понять его тем, кто в своей жизни не видел подобного и не переживал ощущения единения с живой природой.
И так как не остается ничего иного, как оценивать фильм по факту увиденного, а не потому что подразумевал/переживал сам автор, то за эстетическую (очень важную по моему мнению) сторону фильма
5 из 10
18 декабря 2013
Сколько образов и мыслей мог передать немой черно-белый экран на заре кинематографа, сколько неосознанного рождалось в человеческом сознании и как сильно чувствовалась работа художника в мире, показанном зрителю глазами оператора. Жест, мимика, композиция кадра рождали общий трансцедентальный смысл картины(трансцендентальный, потому что каждый чуть подкрашивал и делал ее неповторимой, через призму субъективного). Зритель был соавтором режиссера, он достраивал воображением и додумывал вектор заданный пленкой.
Правда и сейчас некоторые снимают фильмы-книги, которые нужно читать и участником которых ты становишься. «Пепел и снег» — картина, старающаяся нам сказать о Неназванном. Может быть именно по этому режиссер обращается ни столько к мыслям или разуму зрителя, сколько к чувствам и сердцу. Этот монолог Грегори Кольбера невербален, удивительные кадры, музыка и немногочисленный фразы пробуждают внутри что-то, и это что-то захватывает подобно вихрю и уносит вас далеко от ассоциативного мышления. Буд-то Оно хватает за плечи и шепчет на ухо: « Проснись, проснись, ты столько времени уже проспал в пустую, открой на конец свое сердце Вселенной». Гармония, единство, концепция всего во всем и изначальное совершенство любого существа — каждая секунда фильма молча рассказывает об этом.
Философия этого произведения отражает идеи архаичных религиозных систем, узнаваемых также в буддизме и индуизме. Эти древние доктрины покрылись пылью времен, но в 21 веке становятся более актуальны, чем когда либо. Все мистические учения востока базировались на практике, не посредственного опыта адепта, — медитации. Режиссер же этой картины в черно-белых формах (тоже припорошённых пылью кинематографа) передает свой личный опыт общения с природой, полученный в более чем 30 экспедициях в труднодоступные уголки нашей планеты, что, на мой взгляд, еще сильнее сближает фильм с диалогами Будды и Упанишадами. Своеобразный манускрипт, послание с экрана к сердцу каждого фильмом — медитацией.
Как бы там ни было, но каждый найдет что-то интересное в этой картине, кто-то будет в восторге от замечательных кадров, кто-то от глубинного смысла, а кто-то от поэтичности выражений:
' В начале времен
небеса были полны летающими слонами
Каждую ночь они ложились в том же месте неба
И смотрели сны с одним открытым глазом
Когда ты вглядываешься ночью в звездное небо,
Ты смотришь в немигающие глаза слонов,
что спят с одним открытым глазом».
13 декабря 2013
Пусть слова и образы омоют твое тело как волны. Перечитай письма, приложив руку к уху. Слушай песню Эдэма. Страницу за страницей, страницу за страницей. Лети по пути птиц. Лети.
У фильма есть свои издержки, и лучше начать с них, ибо они ничтожны в сравнении с плюсами, а потому хочется быстрее перейти к хорошему и воодушевляющему. Кому-то фильм мог показаться затянутым и монотонным, без пронизывающей философии и великого смысла. Есть в фильме некоторые несостыковки с реальностью, к примеру, рысь в пустыне, но, с другой стороны, это не документальный фильм, где все должно быть доподлинно. Поэтому, по крайней мере, фильм можно назвать просто красивым. Это удачная попытка европейского режиссера интерпретировать единение мира через призму неевропейских континентов, откуда зарождались древние цивилизации — колыбели мира.
Суфийская философия в стиле Газали, или даже Руми «…Я хочу присоединиться к танцу без шагов. Стать самим танцем.»- и кадр, когда темнокожая девушка с красивыми чертами лица в белом платке и балахонистом одеянии исполняет дервишский танец, а рука тянется ввысь — за улетающим орлом. Красивая фактура, силуэты, образы. Особенно я наслаждалась безупречной генетической слаженности девушек, в частности — рельефным рукам. Все это уводит нас в древность, напоминает о мудром пути и образе жизни живших до нас.
Тем временем, автор продолжает: «Я не могу отличить, приближаешься ты или удаляешься. Я жажду той безмятежности, которую нашел, глядя в твое лицо.» И этот прекрасный кадр лица ребенка эфиопа: заостренные черты лица, но, в то же время, никакой резкости. Пухлые губы, миндалевидный разрез глаз, высокие скулы — одно любование. Те времена, когда люди не успели обмельчать как внешне, так и внутренне, а их так мало сегодня.
И далее — игра в ассоциации. Спланированно, логично(хотя во время просмотра этого фильма нет места разуму и логике, лишь сердце и чувства), очень по-суфийски: «Перо к огню, огонь к крови, кровь к кости, кость к мозгу, мозг к пеплу, пепел и снег» (повторяется трижды, дабы придать экспрессии).
«Важно не то, что написано на листе, а то важно, что записано в сердце. Так жги эти письма, и пусть их пепел ляжет на снег у реки. Когда придет весна и снег растает, и река поднимется, вернись на берег. И прочти заново мои письма с закрытыми глазами.»
Музыкальное сопровождение бьет все рекорды: вокал Лизы Джерард и дудук Дживана Гаспаряна не поддается никакой критике, тем более, что этот союз уже проявил себя наивысшим образом в фильме «Гладиатор». Легендарные исполнители.
8 из 10
16 октября 2013
Пепел и снег, фильм, являющийся частью грандиозной выставки канадского фотографа и кинематографиста Грегори Кольбера с тем же названием. О проекте уже сказано так много, что лучше сразу перейти к фильму.
Прежде всего, фильм похож на сюрреалистический сон, по форме напоминающий динамическую фотографию. Сон, который погружает зрителя в океан гармонии, рождающий эстетическое чувство, сродни мистическому переживанию. Слова ведут нас в мир, рожденный сознанием. С каждым письмом мы проникаем все глубже и глубже внутрь этого мира, хотя внешне особой динамики может и не оказаться, в его основе лежат повторяющиеся образы, но, сродни мантре, эффект достигается гипнотический. Покой, созерцание и наслаждение красотой первозданной поэзии.
Ориентальное полотно, столь притягательное для европейца. Этого мира нет, в него не получишь визу и не купишь билет, но его можно создать и воплотить в кадре, подарив тем самым и другим частичку этого Океана. Блестящий эскапизм.
Один час бесподобного переживания.
27 ноября 2012
Мы все являемся частью этого прекрасного живого мира, о котором нам рассказывает Грегори Колбер. Мы на подсознании стремимся к созвучию с ним (с миром, а не Колбером, хотя, Колбер тоже часть этого мира, так что…), мы любим животных, нам нравится быть в гармонии с природой… Поэтому не понять этот фильм нельзя.
Меня глубоко тронули фотографии автора. В фильме есть несколько моментов, где эти картины оживают, начинают двигаться и танцевать.
Особенно запомнились несколько моментов:
- Волшебные танцы в толще воды с китами. Здесь остро осознаётся то, что маленький человек лишь частица Вселенной.
- Потрясающе чувственный танец в конце фильма — гармония мужского и женского начала.
Я полностью разделяю взгляд автора на мир как на единое целое. И всё-таки, от снимков я не могла оторвать глаз, а фильм как-то прошёл мимо. Села за просмотр и приготовилась к медитации, вместо этого сначала уснула, а потом весь фильм задавалась вопросом: почему слоны? Где жирафы и зебры, в конце концов? Они ничем не хуже.
Уже после 15 минут просмотра хочется какого-то разнообразия кроме видеоряда цвета земли. Хочется зелёной травы и голубого неба.
И где глаза? Мы видим добрые глаза слонов, хищные глаза леопарда, но практически не видим глаз человека крупным планом. Медитация, я понимаю. Но глаза это целая Вселенная, которой мне в фильме не хватало.
Не сомневаюсь, что при съёмках и животные, и люди получили огромное удовольствие. Правда, в некоторых кадрах даже становится смешно: слонёнок хватает хоботом танцующую женщину, и (я не знаток слоновьих умов, но мне кажется) думает: «Что вообще происходит? Зачем она танцует?».
Мне показалось, или люди, сидящие рядом с леопардами — это просто чудеса монтажа? Правда, каракал пару раз разрешил себя приобнять, но как-то быстро сбежал. Танцующий в воде мужчина ощущает единение с природой, но вот близко к китам всё-таки не подплывает. Единение единением, но мало ли что.
Я не увидела в этих кадрах простоты и естественности. Красота картинки — одно, но по мне, так гармонии с природой больше в передачах Жака Ива Кусто или BBC.
Медитации не получилось, но удовольствие от замирающих кадров получено.
5 из 10
P.S. На медитативную волну я так и не настроилась, поэтому весь фильм переживала за женщин и детей, которые лежали в объятиях слонов. Так хотелось увидеть в конце надпись «Ни один человек не пострадал».
27 октября 2012
В течении десяти лет канадский кинематографист и фотограф Грегори Кольбер путешествовал по всему миру, запечатлевая возможности диалога человека и природы, посредством механического глаза камеры. Более 130 видов животных, монахи и аборигены со всех концов света составили проект под названием Пепел и снег, который затем стал путешествовать в Кочующем музее по странам Европы и Америки, где можно было последовать за художником на выставке-инсталяции. Созданные изображения — видео, на 35 мм пленке, и фотографии, ручным методом в тонах умбры и сепии, напечатанные на японской бумаге восковыми красками, погружают зрителя в созерцательное, медитативное странствие по уголкам планеты Земля.
Название Пепел и снег взято из основной сюжетной линии — человека, пишущего письма жене — 365, по одному на каждый день своего странствия. В фильме сопровождаемые голосом актера Лоуренса Фишборна — в английском варианте, музыкой Дживана Гаспаряна, Майкла Брука, Лизы Джеррард и других известных музыкантов.
И можно сказать еще много слов и смыслов о каждом кадре фильма и фотографии, светящихся безупречной красотой и грацией, можно просто передать текст писем или изображений так же, как передать свое чувство другому, (как молчаливый диалог в романе Толстого) — оно есть во взгляде, движении, музыке. Это божественное присутствие, о котором говорит Плотин, это мистика всеединства, которую проповедует апостол Павел и которая цветет в Розе мира Даниила Андреева. И если все же попробовать заключить увиденное в квинтессенции слова и мысли — это мистика единения и единства жизни во всех ее проявлениях. В минутах, которые становятся часами, часы днями, а дни жизнью времени вне его пределов и границ, где дух нашел одно из высших достижений, воплотившись во взгляде человека на мир, который взирает на нас со страницы экрана
6 октября 2012
Самый лучший и любимый мною фильм. Фильм уникален тем, что в его сюжете нет ни одной проблемы. Возникает ощущение, что режиссер проводил съемки где-то в окрестностях рая, где люди, животные, природа, все едино и гармонично, ничто не представляет друг другу угрозу, все спокойны и умиротворенны.
Фильм-медитация, который я посмотрел два раз подряд не отрываясь от экрана. Порекомендовал «Пепел и снег» мне к просмотру мой друг-фотограф. Я и сам фотограф, поэтому оценил эту замечательную киноленту за великолепное построение картинки, за композицию и художественность.
Нельзя не отметить присутствие воодушевляющего голоса знаменитой Лизы Герард (бывшей вокалистки Dead Can Dance). Да и само чтение писем добавляет не малую долю медитативный.
Для большинства зрителей, фильм скорее всего окажется не понятным и не интересным. «Пепел и снег» бесспорно, картина специфическая. Но для определенной аудитории, фильм станет достойным подарком и они оценят его шедевральность.
19 февраля 2012
Если вы на самом деле хотите научиться летать… Если вы на самом деле хотите увидеть настоящую жизнь… Если у вас хватит длины снов на это путешествие… Фильм «Пепел и снег» — фильм о пути, пройдённом пути. Как оказаться дома, всматриваясь в глаза слонов. Как не уходить и возвращаться. 365 писем к тебе. Ко мне. Ко всем нам.
Очень воодушевленно и легко. Будто танец. Танец в себе.
Перо к огню. Огонь к крови. Кровь к кости. Кость к мозгу. Мозг к пеплу. Пепел на снег.
Просто нужно открыть окна сердца и слушать, и смотреть, и верить. Летающие слоны ложатся в небе и засыпают с одним закрытым глазом. Киты поют оттого, что у них есть песня. А птицы в небе будут всегда. Ведь это наш мир!
10 из 10
16 ноября 2011
Я хочу присоединиться к танцу, в котором нет шагов. Я хочу написать рецензию, в которой нет слов!
Пепел и снег — одно из лучший творений человеческого в человеке. Колбер создал некое кино, посредством которого говорили не мысли и даже не определенные чувства, он показал тот неясный мир, который живет где-то в нас и к которому мы всё пытаемся и пытаемся придти.
Здесь нет завязки, нет развязки, нет структуры — только 63 минуты наполненных созерцанием гармонии. Каждая фотография — это ее часть. Каждая фотография — остановленное мгновение, которого очень много. В котором очень много чего-то неуловимого и невесомого. Прозрачного, чистого… Мира.
Ведь гармония — это столь ценное сокровище, так редко способное поддаться человеку и открыться ему. 13 лет поиска, 13 лет ловли моментов. Дорога в 13 лет и всего час.. и целый час.
Банально сказать, что кино не для всех.
Банально сказать, что кино уникальное.
10 из 10
29 сентября 2011
Фильм с «душой»
«Пепел и снег» не имеет сюжета, он вязнет во времени, а кадры цвета сепии демонстрируют, как люди оказываются рядом с птицами, животными, рыбами, — и не враждуют, а находятся вместе, словно именно так и должна протекать жизнь. Разные страны и разные лица, но смысл один — человек един с природой, между ними нет противоречия, ты — ее часть, а вокруг друзья. Большинство из тех, на ком были протестированы фотографии, еле справились с нахлынувшими чувствами, а динамика, конечно, передает ощущения гораздо сильнее.
Потрясающая, ничем не скованная красота льется с экрана фильма-медитации, неторопливо и всеохватно. Это та редкая вещь, которая обязательно должна быть в коллекции, — не классика, но образец поразительной гармонии, глубины, спокойствия, трудно достижимого и даже вообразимого в обычной жизни.
10 из 10
6 июля 2011
Это фильм и не фильм одновременно. Картинка, картина и вдохновение.
Абстрактные картины, которые рисует для нас автор затягивают и расслабляют. Вы практикуете медитацию? Тогда присоединяйтесь смело. Человеку, который захвачен материальными благами, погрязший в ежедневных проблемах, сложно понять, что такое — единение с природой, что такое — единение с собой внутри, пребывание в гармонии и радости от соприкосновения с необычными аспектами нашей жизни.
Мне кажется, автор хотел пообщаться с нашими чувствами и эмоциями за счет тонкой нити видеоряда и великолепной музыки, а не за счет фантазий на тему, как придумать то, чего еще не было. Было. В нашем мире все было. Или почти все. Но из года в год нам требуются чувства, слова поддержи и вдохновение. Держите.
Оценка:
8 из 10
16 июня 2011
Размеренные и умиротворённые, красивые кадры сепия повествующие о красоте и гармонии мира, в котором мы живём.
Суета и страсти, не дают нам ощущать мир таким каким его видят животные и люди живущие с ними в гармонии.
Мир в котором мало борьбы, и у всего есть своё место под солнцем. Место для радости, счастья, свободы и жизни.
Глядя на этот фильм, начинаешь понимать буддизм. Атмосфера покоя, медитативная музыка, отношения живых существ друг к другу.
Моя оценка 10 из 10
7 марта 2011
Первоначально видела серию фотографий Грегори Кольбера, которые, к слову, вывали положительные эмоции. Если сказать, что эта картина не понравилась, лихо можно завоевать нападки со стороны других, которые будут уверять, что ты просто «не понял» смысла. Спешу разочаровать — смысл схвачен, идея, которую пытался передать автор действительно стоит внимания. Однако само исполнение, на мой взгляд, ей уступило во многом. От нарочитой цветовой гаммы вскоре начинает уставать глаз, монотонный голос за кадром, произносящий несвязные фразы с претензией на очень глубокую философию, оставляет тень недоумения, однообразность и растянутость сменяющихся действий постепенно начинает тяготить всё больше.
Что же хотел сказать автор? Очень просто: все живое, населяющее планету Земля — одна большая семья, не стоит забывать об этой важной связи; нужно уметь не разучиться чувствовать те тонкие проявления красоты, которые встречаются нам повсюду, не давать серому быту ослепить навсегда. Идея замечательная и вправду. Тем не менее, в погоне за её исполнением автор, на мой взгляд, забыл или закрыл глаза на многое. Искусственное иллюстрирование при помощи ретуши (а я уверена, что она присутствовала, ведь какой гепард позволит так близко подходить человеку, хотя бы ввиду того, что он должен воспринять его как потенциальную опасность) идеи о родстве всего живого, как мне кажется, является примером некого лицемерия. Я безусловно уверена, что поездка по многим странам дала Грегори Кольберу возможность переосмыслить действительность и найти себя снова, но сокрытие самой сути под тяжеловесными фразами рассказчика я бы отметила как промах. Да и связь человека и природы — это не только танцы, которыми, верно, была попытка проиллюстрировать «музыку» окружающего мира.
Со всем уважением к именитым критикам, которые оставили лестные отзывы и просто к зрителям, придерживающихся того же мнения, я постаралась аккуратно и аргументированно выразить своё мнение о картине «Пепел и снег». Ждала чего-то прекрасного, старалась сохранить эту мысль почти до конца фильма, думая о всех тех, кто окрестил «Пепел и снег» шедевром. В итоге, эстетического удовольствия я не получила, полюбоваться хотя бы экзотическими странами тоже не вышло — цвет заглушил всё напрочь. Не спешите безоговорочно соглашаться со всеми в том, что это глубочайшее проявление эстетики и философии. Совсем не обязательно, что вы «не поняли».
18 января 2011
Безмятежное течение времени…
Сон, иллюзия, мир, природа, поиск, медитация, созерцание, погружение, танец, грациозность, тепло, гармония, великолепие…
Посмотрите это творение! Если вы способны чувствовать глубоко, то не раз по коже побегут мурашки… А потом закройте глаза и загляните внутрь…
5 января 2011
Это первый фильм, от красоты которого у меня на глазах выступили слёзы (второй — Океаны, третий пока не посмотрела). Довольно сложно писать о фильме, который нужно смотреть не глазами, а сердцем.
Я преклоняюсь перед Грегори Колбертом, перед чистотой его души, ведь он смог показать то, о чем многие не в силах даже рассказать, а многие и вовсе не ведают. Я говорю о поисках гармонии внутри себя.
Нам, живущим в больших городах, сложно себе представить, каково это спать рядом со слоном или созерцать бескрайнюю пустыню, прижавшись в гепарду. Это хочется отрицать и называть ненормальным. Это естественная реакция на то, чего мы не можем понять. А понимают ли нас те люди, которых показал нам Колберт? Нас, не мыслящих свою жизнь без вещей, погрязших в материальности и грязи.
Красота этого фильма заключена в его непостижимости, в его непохожести ни на что, что мы видели раньше. Барака, Кояанискатси — прекрасные фильмы, но совершенно иного плана. Пепел и Снег раскрывает душу, подключая не только наше зрение, но и слух.
Закадровый текст фильма — письма Грегори Колберта к его жене, те 365 писем, про которые говорится «This letter breaks that silence. It marks the first of my three hundred and sixty-five letters to you, one for each day of silence». Выдержки из этих писем, а также фотографии, сделанные в его экспедициях, составили книгу «Ashes and Snow: A Novel in Letters». Конечно же, завладеть ею мне не удалось (ограниченность тиража и, соответственно, полное отсутствие возможности доставки в Россию), но найти кое-какие обрывки получилось. Советую всем, кто влюблен в фильм, почитать эти письма. Это волшебство.
Я не могу сосчитать, сколько раз я смотрела шедевр Колберта. И знаю, что буду смотреть его еще десятки раз, чтобы понять тайну, которую скрывает фильм, чтобы ответить, наконец, на вопрос, как сам режиссер и люди, которых он нам показывает, достигли такой легкости бытия.
Это фильм, о котором нужно молчать, потому что он слишком глубок и невозможен.
«When I look up at the sky, I see the eyes of flying elephants.
They all have one name.
Wonder.»
(с) «Ashes and Snow: A Novel in Letters»
11 декабря 2010
В первые несколько минут появилась мысль, что так оно и закончится. И сразу антимысль: да нет же, вспомни оценки рейтингов. Надо просто смотреть дальше.
И я смотрел, пока не лопнуло терпение. Оказалось смотреть то нечего. Ставка сделана на операторскую работу и подбор красивых кадров и пейзажей. Очень медленные движения, полное отсутствие каких-либо диалогов, которые смогли бы как-то связать отсутствующий сюжет… И всё это под спокойный голос Лоренса Фишберна, который читает вслух чью-то глубочайшую философию. Причем философия настолько глубока, что после нескольких десятков(!) реплик никакой цельной мысли уловить не удается.
Трудно сказать для кого режиссер снял этот фильм. Видимо стало тесно в формате фотографии и решил снять фильм, который и есть несколько фотографий растянутых на час жизненного времени.
Жалею что потратил время
3 из 10
28 ноября 2010
Еще раз убеждаюсь, что внедрение своих талантов фотографы в кино должны делать не сами по себе, а через кинооператоров, потому что внося движения в статичную картинку, в фильме они пытаются добиться обратного эффекта — создав статику для динамичной картинки. На этом основан весь этот фильм, представляющий череду эмоциональных зарисовок, эстетика которых может остаться за гранью нашего одобрения, хотя бы из-за принадлежности в основном к среднеазиатской и африканской культуре. Лично меня невозможно удивить топающими слонами, купающимися в грязи девушками и прочими кошачьими, гордо возлежащими на человеческих детенышах. При просмотре у меня не получалось распахивать глаза и рот от восхищения, к тому же сюжетность и формы повторяются циклами, с тем как возносит свою мысль (чисто личную, для других людей настолько расхожую, что каждый поймет ее по-своему — единой интерпретации кроме как в интервью искать не стоит, а там он как каждый художник скажет: «решайте сами о чем это») закадровым чтением, также не идеально выдержанным.
В сухом остатке: для видеоряда к ambient музыке подошло бы лучше, чем для «просто необычного кино» от фотографа.
26 сентября 2010
Посмотри в окно. Что ты видишь? Люди. Все бегут, опаздывают, нервничают. Каждый торопится, стараясь не потерять ни единой секунды. Города уже привыкли к этому сумасшедшему ритму. Как белки в колесе люди стремятся к какой-то невидимой цели. И на такой бешеной скорости уже становится просто страшно впрыгнуть из своей, ставшего уже родной и неотъемлемой частью жизни, ловушки.
Мы просто перестали обращать внимание на окружающую нас красоту. Забыли, что такое быть в гармонии с окружающим нас прекрасным миром. Да и сам мир изменился. Изменился до неузнаваемости. И лишь в далеких, едва задетых цивилизацией уголках, человек до сих пор помнит о том, что он един с природой. В городах же, подобные высказывания звучат чьей-то неостроумной шуткой.
Картина канадского кинематографиста и фотографа Грегори Кольбера «Пепел и снег» дает нам возможность быть сопричастным к безмолвному путешествию в забытый мир. Это невероятно живописное зрелище возрождает в нас то, что человечество растеряло. То, что людям уже не суждено открыть вновь. Ту красоту, от которой мы беззаветно удаляемся и забываем с каждым днем.
О Грегори Кольбери человечество услышало в 1992 году, когда публике была представлена 1 выставка «Timewaves», тогда еще неизвестного никому фотографа. Выставка получила хвалебные отзывы от посетителей и критиков. После этого «заявления» о Кольбере никто не слышал долгие годы. Он пропал из мира кино и фотографии.
С 1992 года, в течении 13 лет Кольбер совершил более 30 экспедиций в экзотические уголки мира. Он побывал в Бирме, Шри-Ланке, Эфиопии, Индии, Антартике, на островах Тонга и во многих других живописных местах. В материалах, отснятых за эти годы на пленку 35 мм, есть одна неизменная переменная. Фабула всех кадров — взаимоотношения человека с природой и животным миром.
Фильм больше похоже не на документальную ленту, а на сказание. На притчу со словесными изысками за кадром. Говоря о закадровых комментариях, нельзя не отметить голоса великолепных актеров.
Картина вышла с комментариями на 4 языках. В ее озвучивании приняли участие Лоренс Фишбёрн, Жанна Моро, Энрике Роча и Кен Ватанабе в японской версии «Пепел и Снег».
В 2004 году впервые была опубликована книга «Ashes and Snow: A Novel in letters». Это история о вымышленном путешественнике, сочинявшем каждый день письма своей жене. Отрывки этих писем мы и слышим во время просмотра.
Невероятные красивые образы, символы, слова. Безумной красоты кадры, без наложения изображений. Работа мастера. Кадр за кадром все глубже погружаешься в то спокойствие, ту гармонию, которую несет в себе фильм. Чувствуешь свою сопричастность к идеальному миру. После просмотра остается ощущения безмолвия, тишины, которую жалко нарушить, которую не хочется терять. Хочется, что б это ощущение спокойствия и умиротворенности всегда было рядом.
Фильм «Пепел и снег» — не отдельная задумка. Сейчас — это часть существующей с 2002 года одноименной выставки. Это было грандиозное открытие. Это была одна из самых крупных экспозиций одного автора. Выставка занимала более 12,5 квадратных метров. Она включает в себя более 50 фоторабот невероятных размеров 3,5 на 2,5 метра и 3 видеоматериала. «Пепел и снег» и два короткометражных фильма.
С 2005 года выставка открыта в «кочующем музее» специально возведенном для демонстрации работ Кольбера. За несколько лет «Кочующий музей» посетил много стран и континентов. Выставку посетило уже более 10 миллионов людей и, судя по отзывам, каждый вынес из музея что-то свое.
«Пепел и Снег» — лирическое отступление от сумасшедшей реальности, чарующее зрелище, погружающее каждого в свое собственное настроение. Это монументальный труд, эти кадры заставляют забыть о времени, как бы быстро оно не бежало. Это невероятно ценный подарок человечеству — оазис спокойствия в тревожной суете жизни.
3 сентября 2010
Буквально на начальных кадрах фильма у меня сложилось мнение о фильме, первое, и, как оказалось, окончательное — «в огороде — бузина, а в Киеве — дядько»…
Лично для меня красивыми были несколько кадров, да и те связаны с природной красотой животных. Конечно, у каждого свои понятия о красоте. Возможно, Гриша и почерпнул для себя что-то в ходе 13-летних скитаний между китами и леопардами, слонами и ламантинами, монахами и профессиональными танцорами, а также дикими собаками, но лично до меня он этого не донёс… Может, всё потому, что он не побывал в Бразилии, где в лесах много-много диких «обезян».
Насчёт тех эмоций, которые вызывает сие творчество, очень можно поспорить, хотя каждый имеет право на свои собственные эмоции, если не приписывает их всем.
Мне кажется, что под стремлением показать взаимосвязь человека с животным миром, в данном случае, скрывается погоня за экзотикой. Понятно, что зрителей не очень бы заинтересовал фильм о сложных взаимоотношениях человека и собаки, кошки, коня, зрителю намного интереснее слоны и каракал.. Возможно, автор хотел сказать, что он раскрывает взаимоотношения человека с диким животным миром, а не домашними питомцами… Кто поверит, что стадо диких слонов или гепардов позволит съёмочной группе околачиваться в непосредственной близости от них, а актёрам топтаться по ним и спать с ними в обнимку? Исключение, пожалуй, составит ламантин, но это — то же самое, что и съёмка с черепахой или ленивцем.
Фильм, как анекдотическая поддельная ёлочная игрушка: и красивая, и яркая, и сверкает, но — не радует…
И, пожалуйста, не спешите принимать это и подобные ему произведения, как что-то безапелляционно прекрасное и глубокомысленное, только исходя из их нестандартности и хвалебных цитат описаний…
По-моему, это — фильм о противоестественном поведении животных в отношении к людям, находящимся в неестественных условиях, сделанный с большой претензией на художественность…
29 августа 2010
«Пепел и снег» — это не фильм, это искусство в стопроцентном его проявлении! Это нечто больше, чем то, что предлагают нам современные режиссеры, снимая документальные ленты о жизни животных и о природе.
«Пепел и снег» — философское повествование о жизни. О любом проявлении жизни на земле. О природе, как о самом важном проявлении жизни. Фильм — гармония. Фильм — танец. Фильм- полет.
Никогда в жизни я не представляла, что хрупкое человеческое тело так гармонично выглядит рядом с мощными телами диких животных и птиц. Во время просмотра возникает ощущение, что ты побывал в каких-то неизведанных местах, где то далеко, на другой планете, не на Земле.
Человек проживает свою жизнь в бешенном ритме, не замечая красоту и гармонию природы вокруг себя. Человек отрекся от природы, когда поселился в каменных джунглях. И лишь некоторые люди остались верны своим природным началам и инстинктам, когда выбрали жизнь в природе, в окружении своих диких братьев.
Именно так хочется назвать людей и животных после просмотра. Братья. Мы ведь такие похожие. А когда мы рядом мы обретаем невероятную гармонию…
20 мая 2010
В начале времен
небеса были полны летающими слонами
Каждую ночь они ложились в том же месте неба
И смотрели сны с одним открытым глазом
Когда ты вглядываешься ночью в звездное небо,
Ты смотришь в немигающие глаза слонов,
что спят с одним открытым глазом.
Всё ждала, когда же представится момент посмотреть этот фильм. И дождалась. Причина-элементарная простуда. Следствие- день проведенный дома, наедине с собой. И пепел. И снег.
Просто созерцание. Просто погружение в себя. Просто непередаваемая красота. К чему слова, если это надо видеть. Нет не так. Это надо ВИДЕТЬ.
Не ждите, что у Вас откроется третий глаз. Просто погрузитесь. Почувствуйте ветер на лице, воду на коже, песок сквозь пальцы.
И не удивляйтесь, если потом по Вашей квартире поплывут киты, или пройдут слоны. Мы все едины.
Я созерцал все райские сады,
что обрушились во мне
Я видел и те, что сжимал в своих руках, но упустил
Я видел обещания, что не сдержал
Боль, что не успокоил
Раны, что не вылечил
Слезы, что не пролил
Я видел смерти, которые не оплакал
Молитвы, которым не внял
Двери, что не открыл
И двери, что не были закрыты
Возлюбленных, что оставил
И мечты, что я не воплотил
Я видел все, что было предложено мне,
что я не мог принять,
Я видел письма, которых желал,
но никогда не получал
Я видел все, что только может быть,
но никогда не будет
8 апреля 2010
Мое сердце словно старый дом, окна которого не открывали годами. Но сейчас я слышу, как окна открываются…
Ты живешь в самом сердце суеты. Всегда куда-то спешишь и никогда не успеваешь. Тебя гложут проблемы, твое сердце точит грусть. Возможно, это шумный город, грязный, заполненный запахом машинного масла и ароматом тревог. А может, это деревенька, в которой ты не находишь понимания и близости.
Твой пульс бешено отмеряет уходящее время, ты задыхаешься, мерзнешь, постоянно ощущаешь одиночество. Стареешь, но все не можешь найти ответ, на единственно важный вопрос: Зачем это все?.
Этот фильм о том, что где бы ты не был в эту минуту, там есть место для любви. Любовь в тебе, ее очень сложно порой ощутить, найти в себе, но тем не менее она есть. Не суетись. И это пройдет. Не беги, дай время себе ощутить единство всего мира. Все состоит из всего, и нет ничего постоянного.
Этот фильм как камертон для твоего сердца. Растворись в нем, последуй за слонами, воспари вместе с птицами, послушай песню пустыни. Абсолютная, бесконечная любовь. В тебе есть все, чтобы стать тем, кем ты хочешь быть.
Этот фильм о любви.
10 из 10
7 марта 2010
Мистерия, каждый кадр которой в своей абсолютной завершенности открывает заново и показывает бесконечную красоту этого мира и живущих в нем людей и животных.
Все, что может быть и никогда не будет.
Путешествие длинною в вечность: в танце и молчании, в прикосновении и полете.
Погружение… в жизнь…
Одно из высших достижений человеческого духа.
10 октября 2009
Пепел… и снег. Завораживающее название завораживающего фильма… Обволакивающее Кино, что погружает сознание в некое подобие транса. Истинная красота и гармония в каждом кадре. Люди-птицы, люди-звери, люди-рыбы. Фильм о самом главном, обо всем и ни о чем.
Уделите час только себе, остановитесь и отбросьте все наносное, чтобы погрузиться в «Пепел и снег».
10 из 10
6 октября 2009
feather to fire
fire to blood
blood to bone
bone to marrow
marrow to ashes
ashes to snow
Абсолютное кино, абсолютное искусство, абсолютная гармония.
О единении человека с природой, частью которой он является, просто частью единого целого, вечного, всеобъемлющего. Фильм-медитация, приятный сон, кадр за кадром всплывающий из глубин мирового бессознания.
Кадр за кадром. Все ближе и ближе, к сути, которая проще чем вдох и выдох.
Кадр за кадром освобождение от собственных мыслей в безмерном наслаждении от визуальных образов, музыки и согревающего шепота.
Кадр за кадром затихает чувство собственной важности, освобождая место для этого глубокого сна. Кадр за кадром наступает абсолютная гармония, остановка в вечном пути. Лишь с одной целью, что бы продолжить путь, перестав ходить по кругу.
Абсолютное кино.
2 октября 2009
Великолепное зрелище.
Потрясающий видеоряд, философские слова, нежная музыка — прострация, небытие, нирвана, эйфория.
«Пусть слова и образы омоют твое тело как волны…» — эта фраза из фильма является лучшей его характеристикой.
Ненужно пытаться понять, постичь, нужно просто впасть в эту картину, раствориться в ней. Нужно покинуть тленную оболочку, стать каплей воздуха, пылинкой.
Знаете, когда видишь или слышишь нечто гениально, потрясающее, воистину великое, бывает, что внутри все сжимается, замирает — от восхищения, от осознания величия. «Пепел и снег» — такой случай. «Пепел и снег» — победа духа над материей.
«Важно не то, что написано на листе, а то важно, что записано в сердце»
Эта картина унесет вас от реальности и обыденности, освободит вас от клетки рутины. Эти шестьдесят минут подарят вам вечность.
Незабываемо, непостижимо, неосязаемо.
Искусство. Даже выше…
Смотрите «Пепел и снег» и летите по пути птиц.
3 августа 2009
Не кино в привычном понимании и проявлении, не коммерческая задумка-однодневка, не авторский выпендреж ради обогащения. «Пепел и снег» — это созерцательное ничто, визуальный источник философии единства человека и природы, в котором часовой видеоряд наряду с фотографиями и романом составляет цельный проект, подобно которому история ещё не знала. Вместо актеров — дикие животные (слоны, киты, соколы, гепарды, антилопы и многие другие), монахи и племенные жители, вместо сюжета — медитативное действо.
Кольбер потратил более десяти лет на то, чтобы явить миру невообразимую красоту и таинство тех мест, где нет привычной суеты и европейского понятия времени: Шри-Ланка, Индия, Кения, Намибия, Египет и даже Антарктика. Его реальность, с которой он щедро делится со зрителями, пронизана гармонией, умиротворением и неспешностью. Голос героя за кадром время от времени читает свои послания жене — «365 писем, по одному за каждый день тишины» (английскую версию озвучивает Лоуренс Фишборн, тот самый негр-великан, сыгравший Морфеуса в «Матрице»). Слова то растворяются в обволакивающей музыке, то с нарастающей силой выныривают вновь, неся в себе банальный до неприличия, но неоспоримый жизненный завет: важно не то, что записано на листе, а важно то, что записано в сердце…
Фильм снят на 35-мм пленку в сепийном цветовом решении, без монтажа и графических редакторов, что поражает воображение, поскольку увидеть или хотя бы представить себе человека, проплывающего под китом или девушку, спящую в коленях у слона, по меньшей мере трудно. Вот они, истинные повелители мира, которым сама природа нашептывает тайны мироздания! Совершенная пластика и грация их тел, завернутых в белые, неоскверненные цивилизацией одежды, вызывает вполне заслуженное восхищение, а порой и зависть у нас, жалких услужников прогресса. Каждый кадр — призыв бросить скучную работу, убогое окружение, отказаться от мнимых ценностей и бежать из захламленного мегаполиса в поисках духовной чистоты и прозрения.
Трудно остаться равнодушным, трудно сдержать эмоции и слезы! В конечном итоге, черт возьми, трудно свыкнуться с мыслью, что вокруг все ничтожно и зыбко. Вывод очевиден: люди, уничтожьте цивилизацию, пока она не уничтожила вас.
15 июня 2009