Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 8.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Нет пути назад: Боб Дилан |
английское название: |
No Direction Home: Bob Dylan |
год: | 2005 |
страны: |
США,
Япония,
Великобритания
|
режиссер: | Мартин Скорсезе |
продюсеры: | Джефф Розен, Мартин Скорсезе, Найджел Синклер, Сьюзен Лейси, Джоди Аллен, Тиа Лессин, Габ Нил, Джастин Томсон-Гловер, Пол Дж. Аллен, Маргарет Бодд, Джесика Коэн, Барбара Де Фина, Гай Ист, Челси Хоффман, Энтони Уолл |
видеооператоры: | Мариза Альберти, Майкл Спиллер, Оливер Бокельберг, Ангел Декка, Кен Дракерман, Эллен Кёрас, Джеймс Дж. Миллер, Джеймс Рид, Лиза Ринцлер |
монтаж: | Дэвид Тедески |
жанры: | документальный, музыка, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 июля 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 28 мин |
Боб Дилан как автор давно обитает не в списке тех, от кого ждёшь чего-то нового и душещипательного, а среди тех, кто всем всё доказал и спел о чём можно и нельзя. Как следствие, слушатели поместили его на определённую ступень в формировании своих плейлистов. По большому счёту, отношение всех меломанов и гиков к Бобу не имеет двух полюсов.
Есть люди, которые его безумно любят и по разным параметрам считают лучшим человеком мира музыки. Есть те, кто не может или не хочет полюбить его творчество, но безмерно уважает (ваш покорный слуга в этом лагере). Причём здесь понятие «не люблю» не несёт негативного окраса. Работает не как антитеза большим чувствам, а как подчёркивание их недостатка в том размере, которого заслуживает музыкант. Есть минимум тех, кто абсолютно индифферентен к его личности. Но я ни разу не встречал того, кто ненавидит Дилана. За более чем полвека карьеры он просто не дал повода. Как и, к примеру, Лемми Киллмистер, Боб всегда оставался собой. Как в творческом плане, так и в личном.
Мартин Скорсезе снял свою первую короткометражку в 1959-ом. Дилан выпустил первый студийник через три года. Грубо говоря, под музыку Боба прошла вся карьера великого американского режиссёра. Неудивителен факт заинтересованности Мартина в персоне фолк-легенды. Скорсезе периодически снимает документальные ленты ещё с середины шестидесятых, так что с наступлением нового века необходимый опыт уже был накоплен. Более чем двухсотминутный хронометраж заставил вспомнить о более позднем фильме режиссёра, посвящённом Джорджу Харрисону, но если тогда времени хватило поговорить о всех перипетиях жизни и творчества одного из героев британских шестидесятых, то в этот раз всё иначе.
Внушительное кинополотно совсем немного рассказывает о детстве Дилана, а потом под микроскопом рассматривает пять лет его жизни – старт карьеры, с 1961-го по 1966-ой. Просто представьте, какая длительность была бы у фильма Скорсезе (скорее уже сериала), войди в него события всей жизни певца. Главным рассказчиком о бурной молодости предстаёт сам Боб, а также слово берут люди, что помогали ему пробиться и поддерживали в те годы. Современные интервью, записанные специально для фильма, чередуются со старыми, а сдобрено это отрывками концертов и архивами домашних съёмок артиста.
Если в наше время даже самыми грандиозными сменами жанра уже мало кого можно удивить, то в эпоху расцвета таланта Дилана всё было иначе. Вдохновлённый образами и абсолютным успехом The Rolling Stones, Боб уже в 1965 году выпустил Bringing It All Back Home, в котором сильно отошёл от своего классического фолк-звучания. Смена имиджа, живые выступления с группой и особенно использование электронных инструментов вызвали у публики шквал недовольства. В этом главный конфликт сюжета.
Уже на заре карьеры Дилан стал инфлюенсером: представители самых разных слоёв населения видели в его музыке отражение действительности. Они видели в ней себя, свои невзгоды и мечты. При этом сам лидер мнений был очень молод и не до конца понимал, какую музыку хочет играть. Со сменой фолка на блюз-рок уважение к певцу резко уменьшилось. А тут ещё и репортёры, постоянно пытавшиеся навесить на исполнителя ярлык политического активиста. Любимчик поколения, которому тогда не было и 25-ти, от постоянного внимания к себе и бурлящего негатива на концертах мог просто сойти с ума. Фильм идеально отражает мятежное состояние души, воссоздавая хронику печальных событий практически по дням. С этой точки зрения документалку можно рассматривать как пособие для начинающих певцов: что делать, если отношение толпы резко меняется с плюса на минус.
Что же касается личности главного героя, абсолютное противопоставление молодого певца старому имеет свой эффект. Боб из 2005-го почти ничего не говорит о себе из 1965-го. Только о самой ситуации, представляя порой жуткие подробности в виде анекдотичных историй. Как и музыку Дилана, его рассказы можно слушать вечно. Они не надоедают, а более чем внушительный хронометраж совсем не чувствуется. Рассказы коллег о Бобе полны интересных и интимных подробностей, они постоянно вызывают улыбку и точечно дорисовывают образ певца. Ну а Боб из хроник шестидесятых… это просто ангел. Немного запутавшийся, но всё же ангел. Гений-интроверт, которому нельзя не сопереживать.
Фильм даёт ответ, почему затворничество Боба после аварии продолжалось целых восемь лет. Он просто не мог чувствовать себя спокойно в этом мире. И как хорошо, что проблемы со здоровьем не слишком отразились на творчестве. В каждом из пяти последующих десятилетий он продолжал выпускать отличные альбомы. Даже на девятом десятке американец продолжает писать актуальные стихи, оставаясь востребованным.
31 января 2024
Боб Дилан. Не просто легенда, а одна из самых мистических музыкальных фигур всех времен. Его жизнь и перипетии творчества по сей день полны загадок и тайн. Мартин Скорсезе берется не только за самый пик творчества Дилана, но и за начало пути.
Фильм охватывает всего 5 лет жизни Роберта Циммермана. И делает это очень детально: здесь и битники, стремительный старт в музыке, Джоан Баэз, сыгравшая значительную роль в том периоде жизни Боба, и многое другое, что Мартин Скорсезе тщательно выверил и отобрал для своего фильма. На протяжении всей картины сам Боб комментирует происходящее, демонстрируются фотографии и редкие записи с концертов и личного архива Дилана.
Однако несмотря на старания Скорсезе, и вроде бы, готовность к диалогу Боба, зрителя все равно не покидает ощущение тайны. Почему Боб так вскользь сказал о своем родном городке и родителях? Почему так обошелся с Баэз? Что делал после аварии на мотоцикле, когда скрылся от всех?
Фильм невероятно глубоко погружает в атмосферу песен и жизни Боба, но на выходе подкидывает еще больше загадок, чем было до просмотра. Заканчивается фильм переходом Боба на электрозвучание с традиционного фолкового, и отголоски его невероятного жизненного пути задерживаются в мыслях надолго – как затухающий звук электрогитары после последнего удара по струнам.
Фанатам Боба Дилана – смотреть однозначно. На одном дыхании. Чувствуется рука такого маэстро, как Скорсезе. Желающим узнать о Бобе, как об исторической личности, фильм может показаться немного долгим, но поверьте, это того стоит.
15 мая 2023
Изучая творчество такой странной и противоречивой фигуры, как Боб Дилан, очень сложно наткнуться на что-то, что бы полностью отразило многогранность музыки и личности музыканта. Фильм «Нет пути домой» (известный в российском прокате под названием «Нет пути назад»), на мой взгляд, сильнейший из того, что о Дилане питались снять. Даже «Меня там нет» Тодда Хейнса, который удивляет своей идеей передать личность Боба через шесть разных персонажей, которых, кстати, сыграли превосходные актеры, уступает этой документальной картине Скорсезе. Очень интересная кинохроника, дополненная интервью интереснейших людей того времени и друзей Дилана, через речь, поведение, высказывания Боба, пытается хоть чуть-чуть объяснить что-нибудь о этом человеке.
Советую перед просмотром всё-таки немного изучить биографию музыканта и проникнуться простой и волшебной музыкой. И не спишите оценивать фильм после первого просмотра (если вы его таки досмотрели): я, например, лишь после второго просмотра, побольше изучив этого музыканта, смог оценить уникальность этой картины.
9 из 10
6 августа 2016
За что еще (помимо выдающихся художественных работ) я уважаю Мартина Скорсезе, так это за его стремление поведать миру истории великих исполнителей, исполнителей настоящей музыки, музыки, которая была когда-то… давным-давно. Мне кажется, очень необычно, что такой мастодонт Голливуда регулярно снимает подобные фильмы. Этот факт, а также частое использование в своих картинах песни «Gimme Shelter» от «Rolling Stones», говорит о наличии вкуса у маэстро Скорсезе, что весьма приятно.
Перед нами рассказ о жизни Боба Дилана — личности без преувеличения выдающейся. Плевать на то, что он внесен в Зал Славы Рок-н-ролла, плевать на то, что он номинировался на Нобелевскую премию по литературе — Боб ценится другим. Чем? Каждый определят для себя. Для меня же его имя значит очень многое. Даже с оглядкой на принцип «не сотвори себе кумира», вынужден признать, что Дилан в какой-то степени для меня является кумиром. И кто скажет, чем именно он цепляет? Никто, и даже сам Боб смеялся в ответ на подобные вопросы. По видимому, the answer is blowing in the wind…
Данный фильм очень насыщен, возможно, даже слишком. Дилан говорит о других музыкантах, другие музыканты говорят о Дилане. В историю одного исполнителя вплетены нити, ведущие к другим и окутывающие всю эпоху в целом, эпоху, которая оказала безмерное влияние на музыку и в то же время поддалась влиянию музыки сама. Из всего этого Скорсезе сварил довольно вкусный суп с одним небольшим «но». Фильм мне показался несколько отрывистым, неровным. Как ни странно, немного не хватает самого Дилана. Очень много других людей, сторонних рассказов и рассуждений, что создает впечатление, будто смотришь биографию целого музыкального жанра, а не конкретного исполнителя. С одной стороны это не плохо, своим построением напоминает фильм «Угол зрения: История панк-рока».
Но в целом смотреть интересно, хоть и хронометраж выдающийся. Если сравнивать с художественным байопиком «Меня там нет», я бы предпочел данное документальное творение. Всем любителям Боба Дилана фильм к просмотру обязателен.
… ✿ܓ …
«The world would be a little bit better if piece of Dylan was in each of us».
16 ноября 2011