Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Космос как предчувствие |
год: | 2005 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Алексей Учитель |
сценарий: | Александр Миндадзе |
продюсеры: | Сергей Аврутин, Марина Гундорина, Филипп Пастухов, Анастасия Алексеева, Кира Саксаганская, Алексей Учитель |
видеооператор: | Юрий Клименко |
композитор: | Леонид Десятников |
художники: | Вера Зелинская, Галина Деева, Николай Рябцев |
монтаж: | Елена Андреева |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 2000000 |
Сборы в России: | $1 025 000 |
Мировые сборы: | $696 681 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 14 сентября 2005 г. |
на DVD: | 28 июля 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Юноша, лишённый отцовского покровительства, встречает УЧИТЕЛЯ. Наставника по жизни. Чуть более старшего чем он сам. Их разница в возрасте определена тремя-четырьмя годами. Не более. Однако как мудр, спокоен и выдержан его идол. Всё в нём удивительно. И нож хлёсткого ударами бокса, и сталь тела, закалённого едва ли не нулевой температурой воды, и уверенность сильного зверя во внешности, походке, одежде. Ему хочется подражать, рядом с ним хочется находиться и быть-быть-быть, впитывать-впитывать-впитывать, насыщаться ещё и ещё. Кумир, завладевший тобой. Кумир, пленивший собой. И окружающий мир окрашивается и дышит возбуждённым вдохновением. От ожидания встречи, от зачерпывания пригоршней из вдруг открывшегося источника. Живая вода наполняет всё тело, разливаясь восторгом. Нет места обидам. Нет места ревности. Святое почитание. Немыслимое всепрощение. И предательство не предательство, раз это с ним. И предательство не предательство кающейся дамы. И подробности — лишь восхищённое удивление от услышанного.
Больше не встречу, такого друга не встречу
Такого друга как ты
Дарит жизнь только раз
И не излечит, ничто печаль не излечит
Мою печаль о тебе
Память сгладить не даст
Стилизация в духе 50-х, начало 60-х годов вполне реалистична. Мужской дуэт, а равно и женский — сёстры официантки, органичны в воспроизведении образов. В какой-то момент, при просмотре, вдруг перенёсся в германовскую ленту «Хрусталёв, машину!», 1990г. Та же страна, тот же временной вираж, схожие люди, монохром серости окружения. Срезки одного времени, кадры из нафталинового сундука, пыльные, поеденные временем. Без ретуши. Почти кинохроника. Едва ли не роммовский «Ленин в Октябре», 1937г., с перетоком в реальность штурма Зимнего дворца… Что вымысел, что истина, попробуй разбери.
Многоплановость — одна из удачно воплощенных сторон за столь непродолжительный формат отводимого времени. Для зрителя. И лица героев, и характеры — мастерство достойных оценок. Нравы и время в сжатом, но убедительном ключе. Не маловажная составляющая — возбуждающая сексуальность. Пронизывающая. Будоражащая. Туманящая.
Как авторам удалось при отсутствии откровенности «ню» заставить так трепетать зрителя? Загадка этой ленты. Загадка ли? Нет. Высокохудожественная эстетика.
7 из 10
10 октября 2018
В пустом и сером портовом городке, где действительность всегда подчинялась нехитрым законам маленьких провинций, посреди туманной толщи жили — не тужили повар — Конёк (Е. Миронов), да две официантки — сестрички (Пегова и Лядова), пока однажды не возник из ниоткуда (как и положено всем загадочным персонажам) незнакомец Герман (Е. Цыганов), да еще и в сопровождении космического спутника. Тут-то и начинается настоящая притча.
Ученик превосходит учителя.
Конёк встречает чужака на секции босса. Начинается бой, чужак побеждает хиленького Конька. Тот требует реванша, снова и снова. Поражение за поражением. Наивный Конёк восхищен силой и ловкостью незнакомца, но не собирается сдаваться. И вот победный удар, Поварёнок нокаутирует соперника… Но это только начало. Ничто уже так не интересует Конька как этот таинственный незнакомец Герман, с его огромной картой и приемником говорящим на непонятном языке. Конёк всюду следует за своим приятелем, тот в ледяную воду — Конёк за ним, в прокуренный кабак — Конёк следом. Но какая сила связывает двух героев? Холодный, черствый, разочарованный Герман, из этого места он может только улететь, ведь его масштаб несоизмерим с «Politic Asylum», да и вообще, с «asylum» любого рода. И Конёк, простодушный юноша, на столько простодушный, что кажется не от мира сего, мечтающий сделать что-то для Родины, между лепкой котлет…А еще о звёздах мечтающий. Конёк и Герман — персонажи-магниты. Их конфликт разыгран до такой степени тонко и мифологично, что может показаться, что конфликта то и нет. Однако не Герману ли машет ручкой Гагарин под тематически подобранную песенку Владимира Бунчикова «Летят перелётные птицы»? Не является ли это вторым, финальным нокаутом, который Конёк наносит своему учителю?
Предчувствие.
Каждый земной обитатель ждет своего часа. Герои Учителя осознают законы своего внутреннего строения и стремятся его исполнить. Герман, который всем своим существом стремиться улететь, или хотя бы уплыть…Римма, которая долгие годы ждет Конька, наконец Конёк, который предчувствует Космос. Но соизмеримы ли мечты с реальностью или их осуществление равно саморазрушению? Да и вообще, как мечты находят себе место среди кабаков и душных столовых? «Выше…!» — кричит милая Ларочка в эпизоде с качелями, но за подъемом следует падение и разочарование. Герман, который все-таки добыл ласты, в последний момент понимает, что его мечта неосуществима, но следует за ней. Римма, которая несчастна, даже рядом с любимым, потому что не чувствует отдачи. А стоит ли мечтам сбываться или лучше их предчувствовать?
Свобода.
Учитель намеренно снимает с персонажей ошейники и дает им полную свободу. Внутри. Герман, Конёк, Римма и Ларочка тем удивительны, что доведены до состояния абсурда в своей свободе. У них нет внутренней преграды или знака «СТОП». Но способен ли человек жить «Без тормозов»? Как он может справиться с одурманивающей свободой, если сам не ведает что творит? В этом и есть главная трагедия Учителевских персонажей и одновременно то, что делает их такими красивыми. Разве то, что происходит у них внутри похоже на космос? Это больше похоже на бездну, глубокую бездну сознания и человек не в силах справиться с тем, что там водится. Полная свобода сознания толкает человека к гибели. Эта красивая мысль о свободе, поданная в не менее красивой обложке сводится для меня к еще одному неосуществимому идеалу, ведь место Германа где-то на Марсе, как и других перелетных птиц. А на это планете будут торжествовать запах котлет и дым заводских труб.
Гагарин.
В этом году мы отмечали 54 года со дня первого полёта человека в космос, но если вглядеться в «космос» нашей обыденности, то много ли изменил этот полёт для простых смертных, для таких, как Коньков? Конечно, мы уже добрались до нано-технологий, в бытовое использование прочно вошли некогда футуристичные телефоны без кнопок, а частицы, разгоняемые в адроном коллайдере пытаются сымитировать зарождение вселенной. Но так же, как и пятьдесят лет назад в мире «Коньков» те же самые вагоны плацкарта, бабушки, продающие пирожки на промежуточных станциях, серые и обшарпанные города, нищие, беспризорные, война… И самое страшное — серая, обыденная, «котлетная» жизнь, утопающая в мечте по чему-то «большему».
7 из 10
15 июля 2015
Однозначно: фильм восторга не вызвал. Больно мутноват. Понятно, что переплетение тение темы покорения космоса автор пытался показать в насущной обыденности и стремлении советских граждан к постижению неизведанного. Исполнено, конечно, очень вдохновенно. Каждый в своем коронном, фирменном амплуа: (Е. Цыганов, Е. Миронов- браво!) Один весь из себя суровый да неприступный, а другой — напротив — простой, как шесть копеек. Образы получились живые, не однозначные. Советские люди: эмоции, переживания, сомнения, подозрения, чудаковатость местами.
Герой Е. Цыганова ищет свободы, мечтая стремясь к космосу, с этим миром, в этой стране он не чувствует себя таковым. Кульминация фильма- побег Германа.
Конек- принимает мир таким, какой он есть. Он не хочет его менять. Космос в данной картине представлен как символ мечты и свободы. Символ нового, ранее неизведанного, что так отчаянно манит тебя и ты не вправе устоять перед искушением. (Ларочка с Германом).
Вот, с тренером, честно говоря, мне история не до конца ясна. Был бы в самом деле такой бдительный, давно бы обратился, смею думать, куда следует, а не занимался «самостоятельным расследованием».
С Гагариным красивый эпизод получился. Но на мой скромный взгляд- лишний. Но красивый! Как говорится: «таким мы тебя себе и представляли!» Но я для себя параллели провела.
В любом случае,- кино не для всех.
19 апреля 2015
Один из любимых фильмов. По моему недооценённый фильм. Дуэт Учитель-Миндадзе создал кино о мечте. О мечте далёкой как космос и близкой как земля. Сюжет прост и незатейлив: в Мурманске 50-ых годов появляется некий субъект по имени Герман, который купается в холодном море, занимается боксом и работает на местном заводе. Это роль просто создана для Евгения Цыганова, в ней мы видим Евгения как человека волевого и мужественного. Есть мысль, что прототип Германа — это Герман Титов.
Второй персонаж, сыгранный Евгением Мироновым — Конёк. Местный дурачок, человек попадающий в разные ситуации. Но в тоже время Конёк идеалист, который полагает, что человек дойдёт до звёзд. И эти события происходят на фоне его романа с местной официанткой.
Дуэт Миронов-Цыганов просто вытягивает весь фильм. Мы готовы восторгаться не сколько толковым сценарием Миндадзе, режиссурой Учителя, камерой Клименко, но и этим дуэтом. Кстати, помимо мужского дуэта, у нас есть и женский дуэт. Пегова и Лядова хороши, но немного теряются на фоне главных героев.
Создателям также удалась и атмосфера фильма.
9 из 10
28 октября 2014
Одиноко стоящее возле забора дырявое ведро можно рассматривать, как гениальный намек на бесследно утекающее время, или, как символ несбывшихся надежд, или, как ещё что-то заумное. А можно рассматривать и просто, как дырявое ведро.
Именно это впечатление оставил фильм у меня. Набор невнятных недоговорок, метаний из одной сюжетной линии в другую, натянутость персонажей — один дядька на мопеде чего стоит! — и их поведения. Всё это резко диссонирует с выписанными до мелочей деталями быта и обстановки середины пятидесятых — отдельное большое спасибо создателям фильма за такое воссоздание.
Из актёрсой игры очень понравилась Лядова — ну чистая провинциальная официанточка, очень достоверно и фактурно. Миронов же и Цыганов чуть-чуть переигрывают, совсем чуть-чуть. Но этого хватает, чтобы воспринимать их игру именно, как игру; при гениальной игре ты живешь жизнью персонажа, а не мастерством актёра любуешься-наслаждаешься.
Ни эмоционального, ни познавательного, ни эстетического впечатления фильм не произвёл. Через три дня его, пожалуй, и не вспомнишь.
А посему — твёрдая тройка,.
3 из 10
26 сентября 2013
Захотелось вдруг посмотреть что-нибудь мудрое, учительское. И вот — «Космос».
Два молодых человека, два отрока молодой страны. Один — воодушевленный повар-мечтатель (Евгений Миронов), грезящий то о своей невесте, то о светлом будущем своей великой Родины, другой — потрепанный жизнью скрытный боксер, мечтающий лишь о том, как бы эту Родину скорее покинуть. Конечно, как в любом фильме про молодежь, есть еще две девушки: собственно, невеста повара и сестра ее: милые, смешливые столовские девушки, прекрасный образ эпохи.
Ну потом с героями случаются жизненные коллизии: любовь, измена, ревность, дружба, счастье и прочее и прочее. Это проносится как-то довольно сумбурно. А потом повар знакомится с Юрием Гагариным в поезде. Поэтому в названии фильма есть про космос.
В целом фильм хорош: снято очень сдержанно, без суеты и модных примочек, честно и стройно. Интересно сделана сцена в парке аттракционов, молодость, нетребовательная к жизни, упивается безусловным счастьем.»… крылатые качели начинают свой разбег, позабыто все на свете, сердце замерло в груди…»
Прекрасный образ советского энтузиаста на велосипеде.
Но определенные моменты смущают. Миронов играет опять Князя Мышкина (этот образ ему удается блестяще, тут сказать нечего), и это настолько бросается в глаза, что невозможно отвлечься. И герой его получается каким-то плоским и неопределенным: для энтузиаста у него слишком очевидно отсутствует увлечение или идея фикс, его мечты так же неопределенны, как и его таланты, то ли бокс, то ли иностранные языки… Он вцепляется в своего нового друга как клещ, что тоже не вполне оправдано сюжетно.
Друг же этот для человека, наученного жизнью, слишком опрометчив и доверителен: он просит ласты у первого встречного, которому показал, ак купается в ледяной воде, еще спросив его при этом про то, что за судно стоит на приколе у берега.
Рокировка девушками тоже — выдающийся сюжетный поворот:) Мышкин как будто и не заметил. Ничего, для любимого дружка и сережку из ушка! — и тут же начинает весело проводить время с сестрой бывшей невесты.
Но самое, конечно, удивительное — это встреча с Юрой Гагариным в поезде. Откуда ни возьмись. Внезапно. Привет, вот тебе пирожков на дорожку, пока. Юра слетал в космос и нам показывают хронику его торжественного доклада Хрущеву: первый полет человека в космос случился, ура, товарищи. И все! И конец фильма.
Вот сидели мы с другом и думали: ну хорошо, пусть в повара этого мы не верим, но в принципе-то — о чем фильм? Может быть, нашему поколению это не близко и это одна из тех ностальгических картин «про время», которую нам просто не понять.
26 сентября 2013
Советский Союз. 57-й год. Портовый город. Этих вводных данных, в принципе, уже достаточно для того, чтобы обрисовать умонастроение картины и ее героев: большая страна живет накануне запуска в космос человека, с этим ожиданием внутри живут и жители северного портового городка, только к их ожиданию примешивается и еще одна краска — они живут на границе, они видят вдали силуэты другой жизни и не могут до них дотянуться…
Витька «Конек» (Евгений Миронов) — восторженный и наивный малый. Он, как и все, грезит о том, что жизнь советских граждан изменится, когда человек дотянется до звезд, а пока, как и все, старается любить, жарит свои котлетки в небольшом ресторанчике и изредка дебоширит.
Эта беззаботная и пустая, наполненная только большим и смутным ожиданием, жизнь заканчивается, когда Конек встречает Германа (Евгений Цыганов) — великолепного боксера, стального, словно на суровом станке выточенного, парня, который открывает Витьке глаза на многие вещи. Из этой страны можно только улететь (в космос) или уплыть (на иностранном судне, которое стоит на приколе в нескольких километрах от берега, которое манит своими огнями, до которого надо умудриться доплыть). А пока нужно тренироваться, нужно быть в форме, нужно трезвее глядеть на мир…
Наука, которую Герман преподает Коньку, зовется жизнью. До встречи с Германом Витька — мальчик, потом — муж. За короткий промежуток времени он преодолевает все стадии эволюции — взрослеет, матереет, утрачивает восторженность. Этого ни за какие деньги не купишь и ни за какие не продашь. Встретить такого Учителя и такого Ученика — большая удача в жизни. Такой Учитель — не Ученый, однако он преподает самую важную науку, научает видеть мир совершенно по-особенному. Я бы с радостью пошел в ученики к такому…
Режиссер Алексей Учитель, как кажется, гениально точно уловил передал атмосферу тех лет, а потому картина эта воспринимается почти как документальная.
Относительно актерских талантов Евгения Миронова у меня (да и у большинства зрителей) давно нет никаких сомнений, а вот Евгений Цыганов для меня лично раскрылся совершенно по-новому. Потрясающе сыграл Человека-глыбу.
Отличное провинциальное кино с налетом грусти и сожаления по той стране, которая все могла (доставить человека к звездам), но у которой, по какому-то истинно русскому стечению обстоятельств, ничего в конечном итоге не получилось. Иногда думается, что здесь, у нас, в принципе до конца ничего получиться не может.
10 из 10
15 июля 2013
Для полного понимания фильма нужно для начала оторваться от названия, этот фильм не о космосе, не о покорении космоса, не о той эпохе. Это фильм о двух друзьях. Конфликтом служит противостояние Германа всей советской обыденности и действительности, которую он не приемлет. Главный герой фильма не Конек, а Герман, хотя формально Конек. Если бы в фильме не было бы Германа, а фильм бы был просто про столовского паренька, занимающегося боксом, то и фильма бы не было. Именно Герман своей нетипичностью вносит в жизнь Конька хаотичное внутреннее движение, непонятное от чего к чему. В завершающей части фильма Конек сам становится Германом. Это как «Отцы и дети»: Герман — Базаров, Конек — повторяющий за Базаровым Керсанов. Но в романе Керсанов так и не смог полностью повтори своего «учителя» Базарова, так и в фильме: Конек только копировал Германа, стать им до конца он не смог. Когда-то Герман сам был в роли «ученика», его учитель погиб, и пошел на смерть без него, хотя сам Герман знал, что он уходит (притворялся спящим), история повторяется с Германом: он уходит, а Конек притворяется спящим.
Почему Герман совершает побег из страны, а его «учитель» — из лагеря? По тому же, почему они и попали в лагерь: они слишком свободные. Если Витька Коньков гармонично живет в своем мире обыденности, создавая ее своим принятием его, то для Германа это неприемлемо. Фильм построен на конфликте между внутренней свободой Германа и окружающей обыденностью. Поэтому главный герой — Герман. Это он мечтает о космосе, это он работает над собой, это он необычный в действительности, и это он делает фильм фильмом.
Фильм имеет внутренний конфликт, характерный для русской литературы.
При чем же тут космос? Космос — это мечта и свобода, точнее символ мечты и свободы.
Кульминация фильма — побег Германа. Все после него особой связи с фильмом не имеет, сцена с Юрием композиционно лишняя, т. к. может быть удалена без особого вреда для целостности фильма.
Фильм как представление искусства состоятелен.
10 июня 2013
Оторваться от земли, взметнуться ввысь, заглянуть за пределы условностей, быта, косности мышления… Об этом страшно и волнительно думать — достичь Космоса, об этом страшно говорить — можно схлопотать срок за инакомыслие, за «длинный язык».
Пройти по советской улице с транзистором, «говорящим» по-английски — всё равно, что пройти с перьями на голове. За это бьют и это высмеивают. Мысли о полёте Туда — нечто «опасное», «не наше», эти мысли не приветствуются многими в сером городе, в серой стране.
И вся жизнь — сплошной серый стальной цвет, туман, застилающий всё вокруг — как гроб с музыкой — унылой и серой. Выбраться из него помогает иной взгляд на вещи, на мир. Выбраться — и взлететь в Космос, за пределы человеческого разума.
Молодость — лучший помощник в преодолении этих пут. Здесь самые сильные желания, подгоняющие, толкающие состав. Здесь вера, любовь, странная дружба.
В фильме Алексея Учителя космосов два — душа человека, загадочная и бездонная, и та глубина, тихо позванивающая, притягивающая ракеты и спутники.
Евгений Миронов роль повара Конька исполнил как нельзя лучше: на протяжении всего действия его образ вносит живость, быстроту, веяние той любопытной, везде сующей свой нос молодости.
Евгений Цыганов — в роли более трезвого, взрослого человека. Его герой Герман — как ориентир и маяк для Конька, освещающий иную жизнь.
Ирина Пегова, Елена Лядова, исполняющие роль двух сестёр, дополняют образы главных героев, помогают понять их характеры.
Этот квартет, порой разрозненный, порой собирающийся полным составом в маленькой комнате общежития, — сам является неким спутником — несущимся вдаль. С переменным, правда, успехом, но всё же стремящийся ввысь. Предчувствуя впереди новую жизнь.
31 мая 2013
Наиболее заметными фильмами современного отечественного кинематографа, посвященными теме космоса, являются «Космос как предчувствие» Алексея Учителя (2005) и «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего (2008). Удивительно то, что оба режиссера не делают центром киноповествования Гагарина и его подвиг. Возможно, потому что времена подвигов прошли, а возможно, из-за того, что этот полет совершил не один, а все, кто мечтал и верил, даже несуразный, смешной повар Витька Коньков в фильме Учителя, даже непрерывно рефлектирующий и несчастный Даниил Покровский в кино Германа…
Что еще не написали, не сняли, не сказали о советской эпохе и о советском человеке? Лжеутопия, репрессии, номенклатура, доносительство, духовный упадок, стоны свободного духа, ад на земле. Все уже сказано и снято, и спето, и, конечно, отпето. Мы же так любим крайности! Однако как быть с искренностью советской мечты, завоевавшей космос? Ведь ее даже при желании не вписать в сказкобылье тогдашних воздушных замков.
А. Учитель увидел в каждом из советских «униженных и оскорбленных», в каждом из советских «маленьких» потенциального Юрия Гагарина. Причем не бесстрашного летчика в страшную неизвестность, а носителя самой красивой в мире мечты — сделать невозможное. И не важно, «мы рождены, чтоб сказку сделать былью», или чтоб — пылью… Это уж у кого как получится. Главное, что тогда хотели сказки, а не состояться в клубе сегодня вечером, о чем так кручинится современный певец высокотиражного тренда «духлесс» Сергей Минаев.
Я уважаю А. Учителя за то, что он любит даже тех, чья сказка неподлинная — списанная, скопированная (ресторанный повар Витька Коньков в исполнении Евгений Миронова). Неважно это. Она — сказка, а не только заблуждение, причем с привкусом мифа, потому что в ее основании — вера в недостижимое, что сродни выходу в открытый космос или в открытое море, как мечта свободолюба Германа (Евгений Цыганов). Ее нам очень не хватает! И в космос, как заграницу, сегодня отправляются туристы, которым все можно, а не Герои, чьи души летят к невозможному. «Космос как предчувствие» зовет верить в неосуществимое, звать и предчувствовать его, как дети, как советские люди… Наивнейшие из них.
8 апреля 2013
Посмотрев «Космос как предчувствие» я долго думала о том, а какой же все-таки у фильма главный посыл, в чем основная его мысль, кто прав, а кто нет… Я до сих пор не могу точно сказать, поняла ли я этот фильм Учителя, все-таки это не любимая мною «Прогулка», где все гораздо проще.
В холодном туманном городе судьба сводит двух, казалось бы, совершенно разных людей. Но, оказывается, что кое-что их все-таки объединяет: оба они очень сильно хотят чего-то добиться, у каждого из них есть свои стремления, точнее, один из них стремится, а другой ему подражает. Наивный Конек («идиот» Евгений Миронов) встречает уверенного, умного, по его мнению, Германа (Евгений Цыганов) и хочет быть похожим на него. Хочет быть «братом» этому сильному, интересному человеку со стремлениями и целями, которых, кажется, нет у него самого, по крайней мере, до встречи с новым другом. А Герман просто хочет сбежать из страны, потому что уже насмотрелся на то, что здесь происходит, отсидел свое без особых на то причин. Он тянется к Западу, он даже выглядит и ведет себя не так, как типичный советский человек. Оба они смотрят в будущее, предчувствуют перемены в их собственных судьбах и в судьбе страны, перемены, которые в фильме символизирует первый полет человека в космос. Вот только Герман, видимо, так и не сумеет исполнить свою мечту, а у Конька многое получится, в чем-то, благодаря своему другу.
Возможно, фильм показывает, что берег турецкий нам вовсе не нужен, нам нужно добиваться чего-то у себя дома, показывает, что нужно чаще полагаться на ум, а не на страсть и чувства, ведь иногда нужно быть проще, чтобы быть счастливее. Но, с другой стороны, кто не рискует, тот не становится Гагариным, тот не оставляет след в сердцах других. Ведь есть те, кто указывает путь, делая первые и самые сложные шаги, пусть иногда сквозь страх и слезы, а есть те, быть может, не такие умные, не такие талантливые, не такие сильные, кто смотрит на них и идет по этим новым дорогам, подражая своим предшественникам, на которых вначале большинство смотрело криво. Не было бы «первых», не было бы и «вторых». Есть люди везучие, есть люди расчетливые, есть обыкновенные, а есть совершенно особенные, вдохновляющие… В итоге каждый сам выбирает: остаться ли на родине или покорять чужие страны? жениться по расчету или поддаться страсти? рисковать своей жизнью ради достижения «космических» целей или нет? Ведь никто не знает, чем все обернется, смертью или славой, одиночеством или счастливой жизнью, есть только «предчувствие».
8 из 10
9 сентября 2012
Это фильм не о конкретном времени или конкретной стране. Страна и время время в данном случае являются прекрасным фоном для иллюстрации идеи — показать что движет человеком в жизни. Из чего состоит тот энтузиазм, который своим присутствием может в любых условиях изменить восприятие действительности в позитивную сторону, настроить человека действовать конструктивно и дать ему возможность всесторонне развиваться.
В чем же секрет? Да в очень простых вещах — все то новое, что приходит в нашу жизнь на какой-то краткий миг воспринимается как весть из будущего и наполняет душу предчувствием того как это будущее прекрасно.
Проходит время и эти искры гаснут, становятся частью обыденности. И чтобы рассмотреть их получше мы должны отправиться в недалекое прошлое, когда они еще сверкали.
Авторы фильма показывают нам целый ряд новинок, которые входили в нашу жизнь тогда. Запуск искусственного спутника земли, полет Белки и Стрелки и естественно — ожидание космического полета Человека. Следующее чудо — транзисторный радиоприемник. Он поражает своей компактностью и мобильностью, не говоря уже о возможности слушать весь мир. А новая музыка, льющаяся из этого приемника? Она воздействовала на людей не менее мощно, чем космос. Далее — сексуальная революция, основные события которой пришлись на 1960-е годы.
Все это расширяет познанную часть вселенной человека и вселяет желание двигаться дальше, дает силы преодолевать текущие проблемы.
В настоящее время ни сообщения о космических полетах, ни рок-н-ролл, ни всевозможные гаджеты, ни поцелуи «ТУДА» и, тем более, в шею не способны вызвать в нас былого глубинного восторга. Все это заняло достойные места в нашей жизни, но будущее постоянно посылает нам все новые и новые весточки. Может быть они не так ярки и их не так много как когда-то, но ценность их велика и нам нужно быть повнимательнее.
17 марта 2012
Ну, не знаю… А, по-моему, симпатичное получилось кино. Нестандартное. Во-первых, здорово увязано одно с другим. С одной стороны. В самом деле, так ли уж велика разница между секретной подготовкой к космическому полёту и ей же, но к самому важному в жизни заплыву? И туманно так всё, намёками сплошь — с другой. Никакой ведь конкретики: подумаешь, «глаза открылись»! Интересное сочетание. Соответственно и ощущение такое же необычное, двойственное.
Вроде как страна спутник запустила — радуются люди, ждут дальнейших свершений: восторг, энтузиазм и пр. И тут же: «каждый второй через зону прошёл» — со всеми вытекающими, разумеется. Вот и думай, как оно и что оно на самом деле. И решай, с кем ты и почему. На мой взгляд, идея выражена достаточно чётко, хоть и, в то же время, чрезвычайно тонко и изящно. Выходит, двух зайцев одним выстрелом. Редкость, однако!
Плюс исполнено, конечно, очень вдохновенно. Во всяком случае, по мужской линии. Можно сказать, каждый в своем коронном, фирменном стиле выступил: что Е. Цыганов, что Е. Миронов. Один весь из себя суровый да неприступный, а другой — напротив — простой, как шесть копеек. И ведь не сказать при этом, что плоские образы получились, однозначные. Наоборот! Живые люди: эмоции, переживания, сомнения. Причем не надуманные, а самые обычные, понятные.
По женской части, конечно, сложнее. Вот здесь уже мутно — что есть, то есть. Причем ясностью мышления, не говоря уже о последовательности (в действиях), ни та, ни другая барышня похвастаться не может. В самом деле, своя какая-то логика. Потёмки — не то слово.
Это, что и говорить, впечатление портит. Причем существенно довольно. И с тренером, честно говоря, мне тоже история не до конца ясна. Был бы в самом деле такой бдительный, давно бы обратился, смею думать, куда следует, а не занимался «самостоятельным расследованием».
Зато какой с Гагариным роскошный эпизод получился! Что называется, «таким мы тебя себе и представляли!» Браво! И обыграно ведь как здорово. Ни дать ни взять, украшение картины.
Определённо, можно посмотреть такой фильм. Пусть и не с восторгом.
7 из 10
14 ноября 2011
Режиссёры, создающие наше российское кино, судя по всему, любят обращаться к теме советского периода. Они с лёгкостью могут «вернуть» нас в то время, когда импортные радиоприёмники считались контрабандой, а чай подавался в тех самых гранёных стаканах. Создать на экране атмосферу советской эпохи, используя при этом соответствующие тому времени декорации, реквизиты — это только полдела, основа в другом, в мастерстве перевоплощения в представителей того временного континуума.
СССР. Послевоенные годы. В одном из портовых городов кипит своя жизнь, люди тихо и спокойно проводят время. Немного чудаковатый, с оптимистичным взглядом на жизнь Конёк (Евгений Миронов) живёт с матерью, работает поваром в местном общепите, встречается с девушкой и никогда не грустит. Уже взрослый, но ещё совсем ребёнок в душе, в некоторых ситуациях он ведёт себя, как обычный подросток, а не как мужчина. Но всё меняется после того, как судьба сталкивает его с неким Германом (Евгений Цыганов). Сильный и мужественный, но скрытный и угрюмый он со временем проникается доверием и симпатией к этому «взрослому ребёнку» и становится для него не просто другом, учителем. И учит он его главному-жизни!
Фильм А. Учителя отличается своей оригинальностью, но в тоже время простотой. В картине абсолютно отсутствует «нагрузка». Никакой дополнительной смысловой «тяжести» в ней нет. Всё предельно ясно. Во времена, когда КОСМОС был для всего человечества чем-то манящим и неизведанным, люди совершали «открытия» в себе, познавая необъятную вселенную своей души. А вместе с тем время неумолимо приближало их к 1961г. и только ОНО всегда было рядом, предупреждая о больших переменах в будущем нашей огромной страны…ПРЕДЧУВСТВИЕ — наш вечный спутник, который никогда не сойдёт с орбиты.
9 из 10
4 октября 2010
Не стоит так заумно рассуждать, плохой или хороший, была ли изюминка, или нет. Пустые слова ограниченных людей… Режиссёр — это прежде всего художник, т. е. человек, который стремится изобразить мир (реальный, окружающий нас мир или его личный, внутренний мир), как он это делает — не важно, что изображено на картине — тоже не важно… просто она есть, и понимается всеми по своему, кто-то будет считать её шедевром, а кто-то просто не поймёт (маловато мозгов). Есть картины шокирующие, заставляющие что-то такое почувствовать, но ведь есть же и повествующие картины, смотришь такие и просто понимаешь, как это было, это совсем не значит, что фильм плохой, если вам нужен экшн — смотрите триллеры, боевички, ужасы раз необходимо почувствовать адреналин в крови…
По моему мнению, фильм имеет место быть, и стоит того, чтобы его посмотрели, я вообще со второго раза понял некоторую «магию» этого фильма, а когда смотришь в третий раз — осмысление приходит совсем иное…
9 из 10
1 сентября 2009
Не могу рассуждать об атмосфере 50-х годов, просто не застала этого периода, да и слава Богу! Но в целом фильм оставляет какое-то неопределенно-тоскливое ощущение… И даже трудно сказать, чем именно это вызвано: может быть, отсутствием хоть сколько-нибудь интересного сюжета или странной аурой фильма, такой инфантильно-придурковатой, если можно так выразиться, а может быть, просто тем, что ни один из персонажей не вызывает никаких положительных эмоций и вообще — все их отношения в картине имеют какой-то кисловатый привкус, и ото всех как-то тошнотворно веет нафталином, как из старого бабушкиного шкафа.
Может, это и есть та неповторимая атмосфера советской жизни 50-х, которую, если верить отзывам зрителей, так гениально передал в своем фильме Учитель?
В любом случае, после просмотра фильма первым делом возникает мысль: «Что за муть я только что посмотрел?»
Нет, картина не достойна даже пылиться на полке, выбрасываю ее сразу же в корзину (мысленно).
2 из 10
1 декабря 2008
Интересный фильм. Необычно показана атмосфера 50-х годов — достоверно, почти на грани сентиментальности, но режиссер не переступает эту грань. Советские люди 50-х в его фильме наивны и простодушны, как дети, которых устраивает их жизнь, потому что они не знают другой. Однако никаких ясных, четких оценок эпохе режиссер не дает. Пожалуй, они следуют только из названия картины и видеоряда.
Когда смотришь фильм, понимаешь, что уехать из этой действительности нельзя. Все настолько беспросветно, что отсюда можно только улететь в космос. Прочие варианты кажутся фантастикой, а большинству персонажей даже и не приходят в голову.
Однако кого-то такая жизнь вполне устраивает — таков герой Евгения Миронова. Он очень убедителен и психологически, и как тип человека той эпохи. Чего нельзя сказать о герое Евгения Цыганова — Германе. Он был задуман как борец, однако его характер оказался не вполне выписан, местами даже нелогичен. В этом, вероятно, упущение и сценариста, и режиссера.
Александр Миндадзе написал великолепный сценарий. Но, то ли его замысел был не совсем последователен — рассказ о знакомстве на зоне с политзаключенным кажется искусственной вставкой, то ли в ходе экранизации, сценарий был сильно урезан… Из-за этого характеры обоих главных героев остаются нераскрытыми. Не совсем понятно, почему Конек не бежит с Германом и т. д. Картине также явно недостает сюжетных подробностей о жизни героя Евгения Миронова после гибели его друга, непонятно, как ему удалось вырваться в Москву и т. п.
Кроме того, Алексей Учитель, судя по всему, решил сделать кино для всех, и это помешало ему создать более эстетское и, возможно, более высокохудожественное произведение, которое было бы ближе по духу ему самому, поэтому картинка несколько расходится с сюжетом. По этой же причине отношения между главными героями остаются не вполне раскрыты.
Однако Учитель — тонкий режиссер, и он наполнил свой фильм многочисленными подтекстами, которые так и остались невысказанными — режиссер боялся, наверное, что его не поймет массовый зритель — но, судя по отзывам в Интернете, народ и так мало, что понял. Поэтому, можно было быть смелее и не изменять себе.
Думаю, что в данном случае прекрасный сценарист А. Миндадзе — просто не тот соавтор, который нужен А. Учителю. Они находятся абсолютно на разных психологических полюсах. Миндадзе всегда холоден и отстранен по отношению к свом героям, Учитель напротив очень эмоционален и лиричен.
Так в финале следует очень талантливая мистификация — встреча с Гагариным — эмоционально она очень трогает. Последние минуты фильма, начиная с этого эпизода очень удачны. Но в целом сюжетной канве картины не хватает ясности.
Однако, несмотря на эти погрешности, «Космос как предчувствие» — очень талантливый фильм, неожиданный, непохожий ни на предыдущие фильмы А. Учителя, ни тем более на другие сценарии А. Миндадзе. Евгений Миронов блеснул новыми гранями таланта, и молодой актер Евгений Цыганов тоже очень интересен в роли Германа. Всем, кто хочет удивиться, посмотрев хорошее российское кино, рекомендую этот фильм.
8 из 10
8 из 10
28 января 2008
Не берусь оценивать хориший это фильм или нет. Просто расскажу о тех мыслях, которые были им вызваны. В фильме показаны 2 абсолютно противоположных по мировозрению человека. Один видит мир прекрасным и считает, что он непременно станет еще лучше, он настолько верит в это, что не замечает всего того ужасного, что творится вокруг него, он простно не принимает это. Второй видит все реально (насколько это возможно) и эта реальность не устраивает его. У него есть свой план как изменить эту реальность — как убежать от нее. Ради исполнения этого плана он готов цинично использовать людей. Кто из них более счастлив?
Вот об этом мне кажется стоит подумать.
Не думаю, что этот фильм всего лишь «слепок ауры той эпохи».
26 мая 2007
Критиковать этот фильм особенно не за что, как впрочем и хвалить. Это такой фоновый фильм, что-то вроде слепка ауры той эпохи. Колорит, быт, уклад жизни и мышление людей 50-х годов прошлого века переданы весьма достойно.
Напоминает чем-то романы Куприна: откроешь, прочитаешь и как воздухом тем дышишь. Картинка оживает. Цыганов сыграл выше всяких похвал, это, пожалуй, одна из лучших его ролей. Наверное, один из удачных моментов в фильме — эпизод случайного знакомства Конька с Ю. Гагариным, молоденьким курсантом, на тот момент даже еще не мечтавшим о космосе.
Но вместе с тем, от просмотра слишком многого ждать не стоит. Особенно сильных чувств не будит, комок к горлу в конце не подступает. Мне кажется, каких-то задач масштабных перед фильмом изначально не ставилось. Но опять же повторюсь, ругать фильм тоже не за что. Приятное легкое душевное кино. Один раз посмотреть вполне можно.
24 апреля 2007
Мне этот фильм очень напомнил германовские. Но в то же время Учитель очень четко уловил ноту настроения людей, живших в то время — настроения на вдохе, ожидание от жизни чего-то необыкновенного, светлого. Кто-нибудь носил тяжелый рюкзак? Вот в тот момент, когда вы снимаете эту тяжесть с себя, в первые секунды вам кажется, что сейчас взлетите. Вот и людям так казалось — война закончилась, Сталин умер, все плохое осталось позади, а впереди только хорошее. Режиссеру на мой взгляд удалось передать настроение людей, живших в эпоху предчувствия «оттепели», как нельзя более точно.
24 апреля 2007
Есть такие фильмы, которые поначалу нравятся, но ближе к середине все-таки приходит понимание, что фильм не такого размаха, как хотелось бы. Так дело обстоит и с этой картиной. Идея очень тонкая, но большинству она будет непонятна. Великолепная атмосфера 50-х, Миронов гениален, Е. Цыганов также играет вполне достойно. Это хорошее кино, оно по-своему удивительное.
8 из 10.
9 сентября 2006
Алексей Учитель — это лучший российский режиссер. И фильм этот потрясающий. Но это не такой простой фильм — он не для всех…
22 февраля 2006
Картина довольно вымеренная и вымерена она четырьмя стенами. Той масштабности я не заметил, меня картина абсолютно не тронула в ней к сожалению нет изюминки… Может я как то по другому смотрел, что ли?…
23 июля 2005