Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.2 |
IMDb | 4.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кинетта |
английское название: |
Kinetta |
год: | 2005 |
страна: |
Греция
|
режиссер: | Йоргос Лантимос |
сценаристы: | Йоргос Какнакис, Йоргос Лантимос |
продюсер: | Афина Рахель Цангари |
видеооператор: | Тимиос Бакатакис |
художники: | Marie Christine Polymenacou, Анна Георгиаду |
монтаж: | Йоргос Мавропсаридис |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 сентября 2005 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Кинетта – один из множества европейских фильмов, который невозможно смотреть без причины. Его логлайн гремит детективной составляющей: есть полицейский, есть фотограф, есть горничная из отеля, есть атмосфера вымершего курортного городка, есть интрига, в которой трое упомянутых собираются, чтобы реконструировать пронесшиеся по городку убийства.
Однако, весь интерес, вызываемый логлайном, там и остается. По факту, на экране сто минут томного, скучного повествования, которое хочется закидать помидорами и заклеймить в отсутствии уровня у европейского кино (хотя я знаю, что это не так). Причина, по которой возможно осилить данную картину, кроется, возможно, как у меня - в просмотре фильмографии Лантимоса. Или, возможно, в ознакомлении с греческим кино нулевых, или, возможно, в авангардистском интересе. В остальном, кино, скорее, отталкивающее: пустые главные герои, бесполезная ручная съемка, которая ни оправдана, ни придает никакой динамики, очень поверхностная мысль, которую хочется зацепить, сформулировать и забыть.
Борясь со скудностью, скупостью, безысходностью бытия, можно постоянно искать что-то великое в каждом дне: будь-то чувство близости смерти у горничной, будь-то фартовый образ или удачный ракурс у фотографа, будь-то новенькая bmw у детектива; но, как ни старайся, греческую хтонь из себя не выдворишь: работа в отеле останется работой в отеле, проявочная машина в студии не изменит своего звука, а загадочные убийства – это просто чьи-то несбывшиеся точки в материальных желаниях, уходящие в необходимый расфокус кадра полнейшего расфокуса истории.
9 ноября 2023
Фильм-ощущение. Фильм-наблюдение. Фильм-молчание. Фильм-практика. Фильм-осмысление. Фильм-меланхолия. Фильм-пустота.
Один из первых кинематографических опытов Йоргаса Лантимоса. Вопреки любым ожиданиям любого зрителя, Лантимос почти в каждой сцене «Кинетты» доказывает, что это не более чем «проба пера», нацеленная на упражнении собственного восприятия арт-хауса. Сюжет даёт нам во внимание трёх героев: совершенно безликого бородатого фотографа; странного, словно бы потерянного следователя; красивую и бесхарактерную горничную. Они воссоздают картины преступлений на местах их свершения. Казалось бы, из такого материала можно «забацать» как комедию, так трагедию — да что угодно. Лантимос «бацает» полнейший арт-хаус.
Сценария, как лично мне показалось, тут вообще не наблюдается. История не имеет начала и конца. Она повседневная, бытовая, организационная и жутко безмолвная. Самые интересные сцены — в которых наглядно показывают, как совершалось то или иное убийство. Сам процесс поиска истины увлекает, заставляет взглянуть на следовательскую работу с другой стороны. Но подобных сцен на весь фильм от силы тридцать процентов. Следующие тридцать — это последствия работы, заключающиеся в сложнодоступных переживаниях героев. Больше всего достаётся девушке, которая начинает самостоятельно практиковать детали преступлений на себе. А оставшиеся сорок — это показ подавляющей серой реальности, словно облако окутавшей окружающий мир. Городок, в котором происходит действие, не даёт никакой надежды из него выбраться, делая из своих жителей добровольных пленников, а из следователя, фотографа и горничной — копошащихся трупных слизней.
Уже с самого начала своего творческого пути Йоргас Лантимос заявил о себе как о режиссёре, который не станет церемониться с состоянием зрителя и его стереотипами в голове, а сразу предоставит такую картину мира, которая затянет в себя как болото и больше не даст выбраться. Кинетта, прибрежное местечко, на самом деле похоже не на земной рай, а скорее на проклятие, или, если быть максимально точным — вечное чистилище без выхода.
4 из 10
8 июля 2016
«Кинетта» — фильм, ровно наполовину рассчитанный на узкий круг упивающихся кинематографом людей, второй же половиной он щедро одаривает огромную аудиторию поклонников фотографии и экспериментального видео. Почему его не стоит смотреть как полноценный фильм: отчасти в связи с отсутствием каких-либо внятных отсылок к сюжетной линии произведения, а также в связи с вольно интерпретируемым материалом. Единой концептуальности у фильма просто нет. Так, по одной из версий, герои могут нести бремя Триеровской «Эпидемии», призывая на свои головы ответственность за вторжение в условно игнорируемый живыми мир, что, собственно и приводит к разрушительным последствиям личностей, изначально и так поданных лишь в контексте любимого действа, будто окружающее их пространство — это реальность фантазийная, громоздкая и не стоящая внимания. Однако, трансгрессия и вопросы воспитания личности будут потом, сейчас же зритель наблюдает скорее заигравшегося исследователя, всмотревшегося в бездну чересчур пристально. В другой интерпретации можно вспомнить небезызвестную «Автокатастрофу» Кроненберга с ее рефлексией подавленной сексуальности, и как ни странно, ее обусловленности впишутся также в фабулу повествования «Кинетты». Автор опирается на эрудицию зрителя чуть ли не полностью, что создает свою незабываемую атмосферу диалога с его фильмами и делает произведения Гиоргоса настолько узнаваемыми. Тотальный контроль, упомянутая критиками тема ритуализации процесса жизни присутствует как уже узнаваемый почерк автора, вообще можно сказать, что в фильме происходит зарождение будущих мотивов замкнуть в жесткую систему правил и символов автором свои произведения. Однако здесь Лантимос изъясняется гораздо шире, прибегая к использованию как звукового ряда, так и тщательно проработанной эстетикой средних и дальних планов.
Фильм не насыщен диалоговыми структурами, голос здесь является еще одним вербальным источником, раскрывающим зрителю процесс реконструкции происшествий, к которому прибегают персонажи. За пределами их экспериментов жизни нет, только внутри процессов, которые они воссоздают с тщательностью последнего перфекциониста. И даже случайная травма и, как следствие, проведенный вместе день, не способны сблизить героев, сколько бы они не пытались нарушить неловкие паузы.
Постановка кадра, макро-крупные планы и дрожащие расплывчатые наезды, приводящие картинку к сугубо ассоциативному ряду происходящего на экране, обожание засунуть актера в какой-то из углов, а остальную часть используемой съемочной поверхности пленки просто растратить на заваленный горизонт или трясущиеся облака: автор словно показывает зрителю, как тот «смотрит», в свою очередь реконструируя процесс видения, создавая иллюзию наблюдателя замкнутой системы. Стремление к минимизации приемов и все более частое обращение к ассоциативному эффекту картинки добавляют фетишистские настроения: мытье в душе, к примеру, передается журчанием воды и макро-крупного плана боковой части обнаженного живота персонажа; мелькнувшая в кадре грудь после замолкания журчащей воды как будто отсылает не к интимному процессу омовения, но уже к будничности, не привязанной к какого-либо рода эротичности, эффект достигается ранее. Вообще, зритель удостоен наблюдать процесс «видения» без прибегания к сложным научным терминам и занудным лекционным чтениям; это удается ощутить при внимательном просмотре всего лишь через подачу тонко отработанного материала, грамотного использования наработки кинематографическим миром бесценного опыта съемки и безграничного таланта постоянного оператора Тимиоса Бакататакиса. Благодаря ему создается впечатление удивительной слаженности и проработки сцен, о чем свидетельствуют передача эмоциональных состояний через предметы в момент выпадения героев из кадра. Иногда суммой присутствующих элементов в кадре можно поразится, однако ни разу не возникает ощущение нагроможденности, все находится на своих местах. Множество, обуславливающее кадр, у Лантимоса крайне информативно и — стоит отдать должное его навыкам режиссера-рекламщика — несет в себе сумму взаимодополняющих элементов, даже фрагментарно определяющих закадровое пространство. Вспоминается отдающий пафосом поп-артовский проект Скотта младшего «Голод» 1983 года, в котором если и присутствовало нечто за кадром, то это отнюдь не являлось частью преподнесенной картинки. При ближайшем погружении фантазия разбивалась о грани экрана, на котором происходило действие. Поп-арт Лантимоса диаметрально противоположен.
Остается удивляться, почему после бравурного шествия в Каннах картин упомянутых ранее режиссеров, Лантимоса предпочли оставить в тени и недооцененный фильм стал достоянием лишь дотошных поклонников его творчества. Да, в фильме нет ярко выраженного конфликта, да, происходит процесс формирования и способа донесения авторской мысли к массовому сознанию, однако такой «картинки» у ребят больше не повторялось ни разу, и это стоит учесть.
8 из 10
4 января 2014
Автор нашумевшей картины «Клык», повествующей о «детках в клетке», за четыре года до нее снял куда более медитативный и реалистичный, хотя и менее понятный фильм. Режиссер не дает своего ответа на вопрос, вынесенный в описание, — зритель вправе трактовать увиденное как ему угодно. Лично я затрудняюсь дать рациональное объяснение тому, чем занимается троица главных героев. Возможно, это всего лишь игра. Если начать смотреть кино, не почитав синопсис, с первых кадров сложится впечатление, что перед нами женщина, против которой восстала ее собственная тульпа. А как еще объяснить драку с кем-то невидимым? Но если правила игры по ходу просмотра более или менее проясняются, то с мотивацией всё куда сложнее. Зачем нужно в мельчайших подробностях воспроизводить сцены когда-то произошедших преступлений, снимая это на камеру? Горничную так увлекает это занятие, что она репетирует каждый раз, как выпадает свободная минутка; ее не останавливают даже получаемые порой в ходе «следственных экспериментов» травмы.
Что касается исполнения, то оно на уровне содержания. Такое чувство, что Тимиос Бакататакис в честь десятилетнего юбилея «Догмы-95» держал камеру одним мизинцем левой руки, не глядя в объектив. Во всяком случае, качество картинки заставляет предполагать именно такой вариант. Но, разумеется, моя нелюбовь к ручной съемке — дело чисто субъективное, и того, кто, заинтересовавшись описанием, захочет ознакомиться с детищем Лантимоса, такая мелочь не остановит. Пуще прочего мне обидно, что нас не порадовали прекрасными греческими видами. Одни бетонные коробки домов, пустыри да безлюдные улицы. А ведь городок-то, напомню, курортный!
Актеры показались довольно бесцветными. Запомнились даже не главные герои, а русская девица — то ли модель, то ли проститутка. В титрах мелькнули две девушки с русскими именами — Наталья Бондаренко и Анна Константинова. Вероятно, это одна из них. Выглядит она, скажем прямо, паршиво, но по-русски говорит хорошо. Евангелия Рандау гораздо симпатичнее, но держится несколько скованно.
Имея в виду, что «Кинетта» — практически дебютная работа Лантимоса, я могу сделать вывод, что потенциал у него есть. Последующие два фильма демонстрируют, что он всегда выбирает для показа на экране убийственно странные истории. Что ж, по крайней мере, во вторичности его картины обвинить нельзя. Посмотрим, куда заведет режиссера выбранная им дорога.
13 января 2013