Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дура |
год: | 2005 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Максим Коростышевский |
сценаристы: | Максим Коростышевский, Наталья Назарова |
продюсеры: | Галина Белинская, Лариса Исаева, Максим Коростышевский, Вадим Быркин |
видеооператор: | Мария Соловьева |
композиторы: | Сергей Шустицкий, Иван Волков |
художник: | Александр Миронов |
монтаж: | Марина Комарова |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $400 000 |
Мировые сборы: | $298 022 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 июля 2005 г. |
на DVD: | 15 мая 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
Фильм (на первый взгляд) о писателе, который сблизился с одинокой актрисой, не способной из-за обузы (больная сестра-близняшка) устроить личную жизнь. Что в итоге?
Из фантазий, требований издателя и реальной истории получилась смесь — душещипательная драма, роман для сентиментальных дам… На первый взгляд, только на первый, это очень простая история.
Уж потом, если зрителю захотелось подумать и догадаться, доходит, что фильм не о сёстрах и писателе, не о театре, в котором писатель нашёл подругу, и даже не о тяжко больной несчастной.
Фильм, как матрёшка, о том, что творится в голове писателя, который погружается в сюжет и живёт, общаясь со своими персонажами, будто они реальные, а натуральных людей может воспринимать бледнее выдуманных им.
Ещё в эту непрерывно варящуюся писательскую «кашу» вмешивается кое-что из реальной жизни и из особой жизни настоящего театра. Иногда грубо и обидно, иногда влётом крылатой фразы: «Театр — храм искусства… Храм-хрум-хрум! И нет тебя…» Кстати, это замечание актрисы-алкоголички тоже становится одной из разгадок фильма.
А фильм стоит смотреть больше одного раза не только из-за отличной актёрской игры, но и потому, что станет не важно, какая история из реальной жизни, какая из книги, и зрителям показана как реальная, хотя потом догадываетесь, что она пришла на экран из писательских фантазий.
Особая часть: болезнь «дуры» может оказаться не настоящей. Поговорив со знакомыми невропатологами, психологами, дефектологами и даже психиатрами, можете заметить, что болезнь выдуманная, она показана в фильме с такими симптомами, сочетания которых не бывает.
Тут-то вам и начинает казаться, что в показанной вам истории вообще нет ни единого доказательства, что она из жизни, а всё это вам в разных вариантах правдоподобия представляли процесс создания писателем романа. Потому и болезнь небывалая, и события невозможные (например, подсовывание инвалидке в любовники коллеги сестры-актрисы — актёра, имеющего репутацию всеядного ловеласа), иногда производящие впечатление экранизации закулисных театральных баек.
В итоге вам становится не важно, что в фильме из жизни, а что из писательской головы. Вам рассказали историю о милосердии и о том, что даже очень больные люди — это тоже люди с чувствами.
Вам сказали: люди, будьте добры! Это и есть главный киноэффект. Конечно, если вы этот призыв услышали. Приятного многократного просмотра.
17 апреля 2020
Изучая выходные данные фильма, обнаружил, что «Дуру» по праву можно считать бенефисом Максима Коростышевского, который стал и режиссёром и сценаристом и продюсером данного фильма. И ещё и свою супругу снял в главной роли. И при достаточно скромной фильмографии Максима, этот фильм оказался самой значимой его работой. За столь долгий временной промежуток в последующем вышла одна единственная режиссёрская работа Коростышевского «Солдаты удачи» снятая совсем в ином жанре, которая, судя по рейтингу и низким кассовым сборам, благополучно провалилась в прокате. Ну да не о ней сейчас речь. Всё-таки «Дура» оказался действительно сильным и многогранным фильмом о котором хочется говорить, спорить и который наверняка многим захочется пересмотреть ещё раз.
Основной плюс авторской работы Коростышевского, на мой взгляд, в том, что каждый зритель может трактовать сюжет фильма по-своему. Для кого-то это фильм об одинокой душе, для кого-то о неприятии человека обществом, а кто-то может усмотреть в нём и аллегорическую составляющую.
Для меня прежде всего этот фильм стал повествованием о том, сколь непростая судьба у того человека, на плечи которого выпадает забота о тяжелобольном родственнике. И ладно, когда есть шанс на хоть какое-то выздоровление, но когда годы идут а рядом с тобою сестра с интеллектом 10-летнего ребёнка, которая преследует тебя по жизни в прямом и переносном смысле этого слова, тут есть о чём задуматься.
Но не только лишь в этом я увидел идею фильма. Ещё очень интересно было наблюдать мир творческих людей, где каждый герой со своей сложностью и своей тупиковой ситуацией. Что художник, у которого творческий кризис и он не может писать новые полотна. Что писатель, которого не печатают. Что актриса. Которая играет белочек и деревца, и не может дождаться своей главной роли. Это целый набор маленьких трагедий, которые проходят через призму восприятия Ульяны (Оксана Коростышевская).
Останавливаясь на этой непростой роли хочу сказать, что актрисе хочется поставить за неё, как большой плюс, так и жирный минус. Вот такое противоречие закралось, глядя на актёрскую работу Коростышевской. С одной стороны у неё великолепно получилось воссоздать образ девушки, застывшей в детстве. Но с другой — поймав этот самый образ она замерла в нём на протяжении всей истории, оставаясь донельзя статичной и потому очень предсказуемой в своих действиях. Не спорю, кто-то скажет, что в этом и есть изюминка Ульяны Тулиной. Но на мой взгляд очень не хватило той самой резкой перемены настроений, которая свойственна людям с несоциальным поведением. Вот тогда образ этой девушки стал куда богаче и интереснее, поскольку зритель не мог бы предугадать, что ждать от неё в следующий момент. А получилось так, что однообразные ужимки и гримасы Ульяны во второй части картины уже порядком поднадоели, и уже хотелось угадать, на какой же следующий виток должен выйти сюжет, чтобы удержать зрителя в напряжении. Как было грамотно подмечено в этот самый момент одним из героев: «Сюжет провисает. Мало действий».
К слову, само поведение Ульяны я бы не назвал поведением девушки с 10-летним интеллектом, как написано даже в официальной аннотации. Всё-таки в десять лет ребёнок уже способен отдавать отчёт своим действиям, и уж точно не станет чиркать ручкой по афишам в людных местах, или бить фотографию на стене. Тут скорее капризы 6—7-летней девочки. Но вместе с этим есть чёткая тенденция впитывать и культивировать в себе всяческий негатив, выдавая его во всеуслышание. Согласен, благодаря этому возникали полу-комичные ситуации. Но целенаправленное выплёскивание этого негатива тоже как-то напрягало. Складывалось впечатление, что наша Ульяна целенаправленно пытается ещё больше нагадить своей сестре у которой и так вся жизнь уже пошла наперекосяк.
Хотя с другой стороны детская непосредственность Ульяны, временами, очень трогала душу. Особенно её рассказы во время посещения театра. Тут даже вспомнилась аналогия с главной героиней фильма «Русалка» (реж. Анна Меликян). Определённо в этих героинях есть что-то общее. Возможно, кстати, что создавая образ своей девочки, способной исполнять желания, Анна Меликян что-то позаимствовала из портрета Ульяны. Всё-таки «Русалка» вышла в 2007 году, то есть спустя два года после премьеры «Дуры». Вполне логично, в том году как раз и шла работа над сценарием «Русалки». Так что можно быть почти уверенным в том, что какие-то черты характера Алиса (Мария Шалаева) позаимствовала у Ульяны Тулиной.
Ещё не хватило мне в фильме атмосферы театральной жизни. Всё-таки вспоминая крылатую фразу Уильяма Шекспира о том, что жизнь — театр, а люди — актёры. То очень неплохо было бы переплести действия на театральных подмостках с действиями в бытовой жизни. То есть уделить больше внимания всем тем героям, о которых с таким вожделением или ненавистью говорила Ульяна, стоя перед фотографиями. Хотелось увидеть каждого из этих персонажей чуть более раскрытым. Почувствовать и его (или её) личную драму. Взять ту же Татьяну Ивановну (Ольга Волкова), которая постоянно играла мальчиков. Такая интрига была запущена в историю, и… увы, растворилась. Не сработала совершенно. А так хотелось погрузиться в мир Татьяны Ивановны чуть больше, а возможно и переплести его с миром Ульяны. Всё-таки актриса, играющая ребёнка на сцене и взрослая девушка с душой ребёнка, думаю могли бы найти общий язык. Вот этого фильму не хватило сильно. Нельзя давать таких колоритных персонажей на проходные эпизоды.
И хотелось бы пару слов сказать об операторской работе, которая тоже оставила двоякое впечатление. Во-первых женщина в роли оператора-постановщика, уже сам по себе случай почти уникальный. Ну всё-таки не женское это дело, ставить кадр и камерой ворочать. Может быть и поэтому женский взгляд сыграл свою роль: иной раз камера начинала так кружится, что в глазах начинало мелькать от такой дикой круговой панорамы. Всё-таки испытание это для зрителя.
Да, не спорю были очень удачные ракурсы и длинные кадры, особенно снятые с использованием телескопического крана (например на мосту, когда незадачливый писатель Мушкин разбрасывал свой сценарий). Но встречались и совершенно провальные, именно в операторском плане, моменты, когда камера начинала носиться по квартире, не давая как следует разглядеть эмоции героев, или пускалась вокруг них в безумный хоровод. Всё-таки это перебор.
Однако всё это субъективное мышление, совершенно не претендующее на истину последней инстанции. А в целом фильм, безусловно, сильный и по своему трагичный.
8 из 10
20 декабря 2019
Грустная история больной женщины — Ульяны, сильно отстающей в развитии. В свои 30 лет она так и осталась маленькой девочкой. Любит детский театр, Макдональдс… Ее становится жаль.
Живая, общительная по природе, Уля совсем одинока. В ушах стоит крик героини: «Люди!!! Я люблю вас!!! Любите и вы меня, пожалуйста».
Она поет в хоре ветеранов. Старики любят Улю. Поколение, прошедшее ужасы войны, принимает ее. Почему же молодое поколение не способно к такому сочувствию?
Живя в своем мире, отвергнутая современниками, Уля имеет чудные хобби и секретики. Даже хочется, иногда, стать такой же. Спрятаться от жестокого мира реальности. Ведь ее мир — светлый и добрый. Кусочек карбоната способен принести счастье! Очень рекомендую посмотреть и лучше в одиночестве!
11 февраля 2019
Отчего так грустно стало мне после просмотра этой ленты? Да от осознания человеческой жестокости, неприятие и осуждения чистой, непорочной души.
Вокруг кипят страсти, похоть, грязь и зло, но на маленьком островке посреди этого прогнившего океана живет она — честная, открытая, целомудренная женщина с разумом и душой ребенка. Ей не нужны для счастья богатство и успех, ей достаточно прокатиться на скутере, чтобы захлебываться от восторга; ей не нужны бриллианты и меха, чтобы чувствовать себя красивой, она хочет «джинсы с розочкой на попе»; ей не нужен ресторан с деликатесами, она хочет пойти в день рождения в макдоналдс. И душа ее так прекрасна, она не видит в людях зла, не замечает их грехов. Она любит людей, хотя сейчас это уже действительно кажется безумием. Лишь сердце повзрослело и бьется учащенно, почувствовав любовь. А будь у нее хоть десять, хоть сто, хоть миллион сердец, она бы все их отдала одному человеку.
Мы же разучились так любить, и многие из нас свое грязное сердце пытаются поделить на нескольких людей. И мне так жаль, что мы можем признаться в любви самым близким и родным людям только тогда, когда уже поздно.
10 из 10
12 декабря 2017
История о сестрах-двойняшках, у одной из которых была родовая травма, а другая выросла обычной, нормальной женщиной.
Название, как и фильм, довольно-таки поверхностное, не заставляющее задуматься о жизни больного человека, а просто прикрепляющее к нему ярлык. Никаких особых глубоких мыслей в фильме мною замечено не было. Просто период жизни двух сестер, их быта, отношений… При этом всё это выполнено в стиле театра, начиная игрой и заканчивая постановкой.
Никаких особых эмоции фильм также не вызвал. Жалости к главной героине и «дуре» я не испытывала, сопереживания как такового тоже не было, просто какое-то безразличие… Хотя моменты с приступами головной боли были показаны очень мощно. В общем, «дура» Ульяна никак меня к себе не расположила, в отличие от её сестры Лизы, к которой я прониклась, ведь там на самом деле жизненная и какая-никакая любовная драма вышла. Может быть стоило сконцентрировать внимание на истории Лизы, её чувствах и мыслях, потому что история Ульяны была более менее безоблачна, как жизнь ребенка, который не замечает проблем взрослых и не знает о них. Её диалоги были ожидаемо наивными и не вызывали никакого интереса, как бы цинично это ни звучало.
Весь сюжет довольно-таки слабый, не особо интересный, незамысловатый. Почти все главные герои какие-то противные, алчные и эгоистичные, непонятно с какой целью живущие. Мутные. И весь фильм какой-то мутный. Неприятные ощущения оставил.
5 из 10
29 сентября 2015
«Дура» — один из самых запоминающихся фильмов отечественного кинематографа последнего десятилетия. В этой истории много жизненного и выдуманного, циничного и романтического, веселого и грустного, доброго и не очень.
В любой семье может родиться необычный ребенок с особым мироощущением. И не важно, что этот человек не может полноценно существовать в мире взрослых людей, главное у него есть красивая детская душа, которая никогда не обманет и не очерствеет.
Ульяна Тулина — главная героина «Дуры. Эта девушка чиста и невинна. В ее мире есть ангелы, настоящая любовь и вера в лучшее. Она сама ангел, спустившийся на землю, чтобы напомнить людям о главных жизненных ценностях.
Эта девушка с душой десятилетнего ребенка не может не понравиться, она удивляет своей красотой, творческой натурой и любовью к жизни. Ее противоположность — сестра-красавица Лиза, которая мечтает покорить театральное пространство, но при этом абсолютно бездарна. Как ни старается молодая женщина, ничего у нее не получается. Режиссер бьется головой об стену, чтобы она показала истинные чувства, сыграла на сцене так, чтобы ей поверили. Но, к сожалению, природа не наделила Лизу актерским талантом. Эту героиню жалко по-своему, потому что она несет большую ношу и ответственность за сестру Ульяну, которой обязана жизнью. Ведь не каждый сможет ухаживать за больным, пусть даже это самый родной человек на свете.
Этот фильм может стать любимым цитатным произведением, почти каждое высказывание Ульяны — шедевр.
Спасибо всем актерам, сыгравшим в этом чудесном фильме и открывшим прекрасный и хрупкий мир Ульяны Тулиной.
Это фильм о любви, чистой и теплой.
10 из 10
23 июня 2015
Сразу скажу, что фильм сделан хорошо, актёры хорошие. Благодаря этому смотрится хорошо. Правда, всё время вызывает внутреннее неприятие, а к концу вообще отталкивание.
Поясню. Героиня фильма, Ульяна, по развитию находится на уровне ребёнка, не знаю, 8—10-12 лет. Взрослый дядя-писатель заводит с ней сомнительные игры. Представьте себе, что он вёл бы себя так с влюбившейся в него девочкой. Это же на грани педофилии. Он играет с ней в любовь (местами выглядит, что это всерьёз), поощряет в ней это чувство. И для чего? Чтобы написать о ней книжку позабористей. Одна тайная запись её разговоров чего стоит! В результате чуть не доводит её до самоубийства. Порядочный чуткий человек, если бы заметил, к чему ведёт его общение с девочкой, постарался бы держать себя с ней строго, даже переселиться бы куда-нибудь, чтобы не допустить опасного развития событий. Но ни сестре, ни ему это в голову не приходит. Ему ведь книжку о ней написать нужно.
В результате писатель пишет книжку, удовлетворившую требованиям издателя «лёгкой» литературы «для женщин». Ясно, что за книжка у него получилась. Чтобы оправдать горе-писателя, авторы показывают в конце, что книжка вышла под именем Ульяны. Глупость какая-то. Книжка-то написана Мышкиным.
А эпизод с приходом актёра ближе к концу картины вообще дикость. Сестра с дружком решили, что Ульяне нужен мужик. И вот безответной девочке приводят мужика, самца, а сами сбегают из дома, оставив её с этим мужиком. Подвергнуть такому невинного ребёнка! Сама идея дика; кроме того, могли бы подумать о том, что с ней будет, когда этот дядя к ней полезет? Так и случилось. Он полез, а с ней приступ. А перед этим этот мужик ещё и напоил девочку, хотя раньше было сказано, что ей нельзя употреблять алкоголь. Авторы пытаются замазать эту гадкую сцену благополучным невинным концом. А сестра, отдавшая девочку в распоряжение мужика, даже не догадалась предупредить приглашённого бабника об этом. Сама же в это время отправилась со своим кавалером гулять и веселиться.
А в конце издатель потребовал, чтобы героиня умерла, она взяла и умерла, чтобы потрагичнее было и в книжке «хороший» конец был. Опухоль у неё вдруг, никто и не заметил, откуда взялась. У девочки приступы, головная боль. Её что никогда не обследовали по этому поводу? Сестра не позаботилась?
Кстати, и любовь между писателем и актрисой тоже выглядит сомнительной. Как-то ни разу она явно не проявилась. Похоже, писателю просто негде жить было, а немолодой девице мужик нужен был.
Вот такая рецензия получилась. Скорее отрицательная. Но в фильме всё же много хорошего, и смотрел его с интересом, поэтому пометил рецензию как нейтральную.
6 из 10
18 февраля 2015
К сожалению, этот фильм прошел практически незамеченным массовым зрителем, насколько я могу судить. В главных ролях малоизвестные актеры, декорации просты, компьютерные спецэффекты отсутствуют, действие не потрясает динамичностью. Да и сюжет, в общем-то. не нов: многие известные произведения классической русской литературы исследуют проблему маленького человека, лишнего человека.. . Однако в итоге — прекрасная картина, которая заставляет тебя смеяться и плакать и искренне сопереживать всем героям — и Ульяне — «дуре», и Лизе — прикованной к сестре-инвалиду, и даже Саше — внедрившемуся в эту, с позволения сказать, семейку, чтобы набрать материал для дамского романа, а в итоге ставшего автором трогательной повести, посмертному памятнику Ульяне Тулиной.
Неуклюжая, неприспособленная, определенно лишняя в этой жизни, постоянно путающаяся под ногами у всех Ульяна, способная одной фразой разрушить мучительно выстраданный карьерный взлет сестры, — своеобразная лакмусовая бумажка, выявляющая в людях как плохое, так и хорошее.
И конец истории предопределен, хотя от этого не менее печален. Очень трогательное, камерное кино, заставляющее стать чуточку добрее и взглянуть на мир менее зашоренным взором.
10 из 10
29 июля 2013
«Настоящий» — слово, определяющее фильм. Вероятно, моя аналогия не будет оригинальной, тем не менее «Дура» — это «Амели», попавшая из сказки в суровую реальность без прикрас: в мир лицемерия, корысти, игр, страданий, отчаянья и… простых радостей. Уверена, что в фильме есть сложная система образов, многочисленные приёмы вроде метафор и параллелизма, но даже не хочется вдаваться в анализ и разбирать по косточкам этот единый организм — он просто прекрасен: искренний, органичный, свежий и при этом безжалостно правдоподобный. За эти 1,5 часа я смеялась, огорчалась, умилялась, злилась и плакала, эти 1,5 часа я прожила вместе с героями.
Высочайших оценок заслуживает не только игра актёров, но и работа над репликами персонажей — фильм можно буквально поминутно растаскивать на цитаты. Резюме: качественный продукт, сделанный с душой. Любители экшена и красивой картинки, конечно, будут скучать или посчитают фильм тяжёлым, но поклонники реализма определённо оценят.
31 марта 2013
Просмотр «Дуры» оставил очень неоднозначные ощущения. Я не буду в деталях расписывать свои впечатления и пересказывать сюжет. Скажу лишь что понравилось и что не понравилось.
К несомненным достоинствам картины стоит отнести хорошую, грамотную символичность — здесь детали даются не просто так, они действительно значимы. Вторым плюсом фильма является афористичность — здесь действительно хватает фраз, которые западют в душу, но обойдёмся без перечислений.
Третий немаловажный факт — этот фильм понятный, как и массовому зрителю, так и любителям интеллектуального кино. В этом плане он хорош как и замечательный роман Зюскинда «Парфюмер» — каждый видит скрытые пласты в меру своей подготовленности.
Минусы:
Первый минус очень субъективен: я не очень люблю переигрывание. Но здесь, как говорится, каждому — своё. Лично мне больше нравится, когда идёт игра на полутонах. Здесь же подчёркнуто выпуклая игра актёров, близкая к театральной. Мне не показалось, что она была необходимой. Из-за этого фильм, как минимум, до середины мне не нравился и создавалось впечатление, что снимал-то его не Коростышевский, а как раз писатель Саша Мушкин (Редько).
Второй минус — излишняя прямолинейность в посылах. Начнём с того, что вывеска «Дура», что ни говори, выполняет скорее завлекательную функцию. Не спорю, что она вполне уместна (в конце концов, хозяин — барин), но фильм навряд ли бы проиграл и при ином, скорее всего, более удачном названии.
Здесь же минус и в обрисовке Ульяны — главной героини. Не спорю, что та же идея с музыкой — удачная находка: Ульяна, как известно, осталась в детстве, поэтому и музыка у неё — из далёкого детства: Магомаев, Джексон. Но, простите, зачем же Ленина и коммунизм было приплетать? Тут уже подташнивает: понятно, что коммунизм прошёл, остался в далёком детстве той же Ульяны, но зачем тогда идти дальше и замарывать Ленина-Ульянова? Он, что же, получается, тоже атавизм, глубокое прошлое, чуть ли не имбицильство? Здесь режиссёру следовало быть осторожней — Владимира Ильича сейчас не хаит только ленивый. Другое дело, что в основной своей массе эти хаятели имеют весьма полсредственное понимание фигуры Ленина. Со свиным рылом в калашный ряд. Как мне кажется, Коростышевский тоже угодил в этот ряд, хотя никто его не заставлял.
Наконец, третий минус — это достаточно блёклый образ Лизы Тулиной в сравнении с со своей сестрой и любовником. Драма этой женщины толком не была показана. Она оказалась в определённой мере между молотом в лице своей неполноценной как человек, но внятной, как персонаж, сестры и наковальней в лице жалкого, гаденького Мушкина, о мелком масштабе которого говорит и его фамилия. Хотя наковальней-то, по сути, должна была быть как раз она — она всю жизнь вынуждена терпеть все удары судьбы. К сожалению, это показано очень бегло.
Тем не менее, не смотря на все эти недостатки, фильм интересно смотреть и, однозначно, лишней тратой полутора часов вашей жизни он не станет.
8 из 10
26 июня 2012
Замечательный фильм. Наверняка захочу его пересмотреть. Очень, порой, не хватает в обыденной жизни таких неподдельных, ярких и чистых эмоций. Как, бывает, хочется увидеть в людях, да и в себе, такую искренность, прямоту и детскую непосредственность. Но, к сожалению, когда такая прямота встречается в жизни, она людей взрослых и серьёзных, как правило, раздражает, и им хочется спрятаться от неё в свои привычные рамочки. Это от того, что взрослые привыкли играть по правилам, скрывать то, что чувствуют, прятаться за масками. На самом деле мы боимся показаться смешными, боимся, что нас обманут, боимся за своё будущее, просчитываем что-то. От этого и играем в свои взрослые невесёлые игры. У главной героини этого страха нет, поэтому всё взаправду, и всё без меры, и радость, и обида, и любовь, и вера, и говорит она только то, что думает, а не то, что следует.
Фильм однозначно стоящий. Это драма, в которой нет злодеев. По-человечески, нет, скорее, по-взрослому, в ней можно понять всех героев, но глядя на Улю, эту самую «дуру», очень хочется научиться чему-то хорошему, вспомнить то, что так легко получалось в детстве. Для этого и нужны, по-моему, такие фильмы.
30 марта 2012
Замечательный фильм, давно такого не смотрел, который заставил бы оставить все другие дела и прикипеть к телевизору. Удивительная картина, с простым, но «жизненным» сюжетом и прекрасной игрой актёров. «Искусство есть передача настроения художником зрителю» (с) Л. Н. Толстой. Этот фильм есть искусство, потому что вызывает целую бурю эмоций.
«Если ничего не остаётся, с кем же я разговариваю?» — спрашивает Уля у своей мамы. Да, Уля, остаётся. Конечно же остаётся, иначе не может быть, иначе жить незачем.
Испортил впечатление самый последний кадр, с биркой крупным планом — всё, что осталось от Ульяны Тулиной. Стало быть, всё-таки ничего не остаётся (по мнению режиссёра). На мой взгляд, фильм только выиграл бы, если бы закончился на один дубль раньше — когда сёстры в палате, когда Лиза наконец испытала в полной мере свою любовь к сестре, ранее ей самой неведомую…
9 из 10
16 ноября 2011
Фильм зацепил с первого просмотра. Зацепил наверное тем, что это все-наша реальная жизнь. Сколько рождается таких детей. Сколько! Ты смотришь на Ульяну и не испытываешь к ней отрицательных эмоций. Наоборот понимаешь, что она, со своими искренними эмоциями гораздо человечнее и натуральнее нас, здоровых. В начале она вызывает улыбку, потом жалость… и опять улыбку. Тебе нравится ее непосредственность. Детская, юная.
Сестра с первого взгляда вызывает отрицательные эмоции. Но вскоре они проходят, когда каждый ставит себя на ее место. Только мать может любить своего ребенка безусловной любовью. Сестра же-это другое. Она воспринимает больную Ульяну как обузу, которой, положа руку на сердце, она и является. Тем не менее, глядя на все это, на постоянные речи «чтоб ты сдохла» и т. д., очень трудно не испытывать отрицательные эмоции к здоровой сестре.
Фильм потрясающий. Жизненный. Заставляющий задуматься. Таких вообще мало в российском кинематографе.
10 из 10
15 августа 2011
Фильм «Дура» привлек внимание немногих зрителей. И очень хочу вас заверить, что совершенно напрасно. Да, здесь вы не найдете звезд нашего кино. Но это же хорошо. Во-первых, от них уже в глазах рябит, а, во-вторых, участие многих из них уже давно не является знаком качества фильма. Здесь собраны неизвестные актеры (кроме Ольги Волковой и Татьяны Лютаевой), неизвестный режиссер. Но фильм просто удивительно хорош собой. И хотя у меня уже давно не болит душа за русское кино, но такие победы не могут меня не радовать. Приятно, что есть кто-то талантливый.
«И кто сказал, что жизнь прекрасна? Неправда! Она зубаста».
Фильм повествует о жизни двух сестер-двойняшек. Одна — Лиза — абсолютно нормальный человек, актриса. Другая — Ульяна — дура. У неё была родовая травма и она осталась инвалидом. Мать от неё не отказалась, вероятно, не подумав предварительно о том, что берет ответственность не только на себя, но и на свою здоровую дочь, которой этот груз вряд ли нужен. В общем, остались сестры вдвоем после смерти матери. Они люто ненавидят друг друга. Потом появляется писатель-неудачник Саша, который получил премию «Провинциальный дебют» и решил, что после такого триумфа способен на все.
«Берешь бабу, описываешь её: глаза, грудь, ноги. Потом появляется он. Вот здесь сложнее. Он должен быть мужчина-мечта. Мускулистый, без жировых отложений и побольше брутальности. Они встречаются где-то на десятой странице, между ними пробегает искра, и он её пытается, но у него не получается. Если страниц двести, то он пытается пять раз. Минимум! А на последней странице они уже изнывают, у них все происходит и… Свадьба! Раз — препятствие! Раз — проблема! И главное, чтобы романтично было, без грязи».
Именно по этой схеме Саша начинает писать дамские романы, чтобы заработать денег на жизнь. Отдельное спасибо сценаристам за монолог Вани Агеева. Теперь-то я точно знаю, по какому сценарию снимается большинство тех сериалов и воскресных и субботних фильмов, что показывают на телеканале «Россия». Саша быстро сходит с этих рельсов и встает на другие — начинает писать книгу о двух сестрах.
«Ему Гамлета пора играть. Он созрел!»
Постепенно Саша привыкает к жизни сестер и становится своим не только у них в квартире, но и в театре, где работает Лиза. Еще раз хочется поблагодарить создателей за детский спектакль. Это не передать словами! Это надо видеть! Там у Ульяны есть кумир — актер, играющий собачек Ивана-великана Демин. Она его портрет даже под подушку положила, чтобы дурные сны не снились. Он её талисман.
«Бац — столкновение! Бац — конфликт!»
Конфликт этот связан с тем, что у Саши и Лизы начинается роман. О любви тут речь не идет. Просто их сближает то, что они оба не особо удачливы в своих профессиях. А вот что касается Ульяны, то она, насколько это возможно разумеется, полюбила Сашу. Они начинают писать друг другу письма и постепенно Саша обнаруживает, что они с Улей — родственные души. «Говорят, от любви умирают. А почему нельзя жить от любви?»
«Слава — это свобода от идиотов и бездарей, которые диктуют тебе как писать, жить. Без этого ты — никто». Саша и Лиза тем временем страстно стремятся к славе. Он хочет свободы, она — любви. Все правильно, ведь у него любовь уже есть, а унеё пока не сложилось и на этом фронте тоже. И тут вроде бы все начинает складываться, Лизе дают роль Катерины в «Грозе», и с режиссером отношения налаживаются. Только нерадивая Ульяна опять все портит своим появлением. И тогда Лиза желает ей смерти.
«Люди очень похожи на ангелов, только у них кто-то крылья украл».
Что собственно и происходит. Ульяна после 33х лет мучений освобождает сестру от своего общества. И у всех наступает характерная пустота, потому что если люди яростно хотят от чего-то избавится долгое время, то когда это наконец происходит, случается ступор, опускаются руки, становится жаль человека, которого ты вроде бы ненавидишь… И ты не знаешь что же делать дальше со своей жизнью теперь, когда ты, наконец-то, свободен и дышишь полной грудью.
Итог: советую всем посмотреть этот. фильм. Очень хорошая работа всех без исключения. И режиссера, и сценариста, и, конечно, актеров, в особенности Оксаны Коростышевской. Для нашего кино большая редкость хорошая женская игра. Так что смотрите и наслаждайтесь!
Оценка 10 из 10
Спасибо за внимание!
22 октября 2010
Впервые узнала про фильм по большим афишам, рекламам, которыми пестрел весь город. Провокационное название, которое интригует, но на тот период времени меня не завлек для просмотра. Но через пять лет все таки решила ознакомиться с данным произведением, и он безумно понравился. Превосходно, проводится некая аналогия с Амели, но в русском варианте. Очень трогательная девушка, с детским взглядом и наивными мыслями. Часто встречаю афоризмы из этого фильма, а это многого стоит.
Сама история действительно «выжималка слез» — две сестры, одна из которых волей судьбы и стечения обстоятельств оказывается не вполне нормальной. В итоге страдают две девушки, сестра должна за ней ухаживать, отвечать за импульсивные выходки и заботиться. Напряжение растет, масла подливает мужчина, который появляется в их доме. Две влюбленные девушки и один мужчина, который умело играет их чувствами ради собственной выгоды. Интересно наблюдать за всей ситуацией, иногда забавляясь поведением Ули, а в другой раз утирая слезинку от какой нибудь несправедливой мелочи.
Трогательный фильм, грамотно построен как драма, умелое соотношение «хороших моментов», «грустных моментов», и горсти интересных мыслей. Романтические отношения и взаимоотношения семьи. Что то цепляющее есть в этом фильме, не оставляет равнодушным и при втором просмотре плачу.
10 из 10
27 сентября 2010
Шикарный фильм. По-настоящему достойное кино, выстроенное на относительно банальной проблеме — проблеме лишнего человека.
Обществу для полноценного существования нужны такие люди, как Ульяна — выходящие за пределы усредненности, крайние в своих проявлениях — хотя бы для того, чтобы полноценно определять границы ума и его отсутствия. При этом, чтобы жить счастливо в этом же обществе нужно быть достаточно усредненным человеком, «как все».
И это кино как ничто другое глубоко раскрывает суть проблемы, задает множество вопросов и дает на них ответы. С цинизмом, с иронией… «Вот так бывает — ты есть, а тебя никому не надо»… самая гениальная фраза фильма, стопроцентно раскрывающее не только суть этой картины, но и причины болезни нашего общества рождается в голове «Дуры».
12 апреля 2010
При просмотре «Дуры» создаётся впечатление, что это российская версия «Амели» — а последняя была, в свою очередь, женской версией «Форреста Гампа», как её позиционировали сами создатели. Проведя параллели между «Форрестом Гампом», «Амели» и «Дурой», можно сравнивать три киномира — голливудскую продукцию, французскую (или более обобщённо — европейскую) и СНГ-шную.
В американской принято широко использовать спецэффекты, даже там, где это не особо необходимо (к примеру, полностью сгенерированное на компьютере пёрышко в начале фильма), их привлекает эстетика 50-х годов (закос под Техниколор, ностальгия о сытых временах) и эпоха хиппи (дух свободы и раскованности). Им присуща гигантомания (к примеру, сцена с огромной массовкой возле Белого дома и в длиннющем фонтане), желание вновь и вновь переосмысливать Вьетнамскую войну (в «Форресте Гампе» представлен слегка комедийный взгляд на неё, но не стёбный) и большое внимание к президентам (упоминание про Кеннеди, прикол с телефонным звонком Форреста Гампа, намекающий на Уотергейт) и тяга американцев к спорту (от американского футбола до пинг-понга и марафонцев, убегающих от инфаркта).
Во французской продукции также важна визуальная составляющая, но там всё по-другому: доминирующий тон задаёт цветокоррекция, камера выписывает разные траектории, волшебным образом показывая зрителю самые неожиданные ракурсы (Жан-Пьер Жёне в своём стиле), больший акцент делается на деталях (на чём-то крошечном и хрупком, как маленькая коробка, в которой уместилось всё детство человека) и экзистенциальных вещах (типа загадочного фотоальбома). Ну и на внутреннем мире героев, а не внешнем; он более эмоционален, нежели американское кино. Политика также присутствует, но у Европы есть свои кумиры (леди Ди). А меньшее количество спецэффектов объясняется значительно меньшим бюджетом, нежели у голливудщины.
В СНГ-шной продукции доминирующим фактором оказывается бюджет — точнее, его нехватка и способность создателей фильма извлечь максимум из финансового минимума. В «Дуре» не заметна никакая цветокоррекция изображения, из-за чего само оно смотрится дешевле; графика значительно более простая. И отдавая себе отчёт, что с ограниченным бюджетом будет смешно косить под западные фильмы и копировать их эффекты, создатели СНГ-шного кино идут своим путём, более артхаусным — они берут более «Станиславской» актёрской игрой и даже театральным переигрыванием, сверхоригинальными диалогами и монологами с дико символичным текстом, который потенциально может разойтись на цитаты (это общепринятый в странах СНГ способ, которым кинокартины становятся бессмертными)… Ну и, как всегда в российских фильмах, присутствует бытовуха.
Что у «Дуры» общее с двумя другими вышеназванными фильмами — это чистосердечность и незамутнённость главных героев, которая делает их персонажами «не от мира сего». Им противопоставляется мир, в котором обратные качества являются правилом. А по эмоциональности «Дура» превосходит европейское кино, а американское — и подавно. Вообще при просмотре создаётся впечатление, что фильм был создан для жителей Петербурга (точнее, для нашего стереотипа о типичном жителе Петербурга) и поклонников телеканала «Культура»; без усидчивости его не досмотришь, без вдумчивости не поймёшь — он создан для осмысления и переосмысления, как не столько продукт визуального творчества, сколько пища для размышлений.
Также я слышал, что в конце «Дуры» очень символично обошлись с Лениным. Но самому до конца не получилось досмотреть: я сидел в большой компании, где кое-кто (явно не водящий в целевую аудиторию фильма) выразил общее мнение: «Давайте посмотрим что-то менее напрягающее для мозгов». Хотелось спросить: «Телепузики подойдут?»
7 из 10
7 апреля 2010
Две сестры, одна — молодая и красивая, но не очень успешная в актерской деятельности, другая — «щипцовая», больная, но полная жизни девушка со множеством увлечений и жизненных установок. Трагизм этой ситуации понятен сразу: здоровая и сильная женщина устает от своей неугомонной сестры, от которой она беспрестанно терпит нападки и исправляет ее причуды. Все становится сложнее, когда в доме появляется мужчина — писатель-неудачник, которого все вокруг уверяют в наличии таланта («Наконец-то у нас в доме появился мужик»). Сердце Ульяны (Дуры) начинает работать учащенно, она старается добиться любви молодого мужчины, а тот, в свою очередь, пишет книгу на основе ее жизни.
Фильм не то, чтобы тяжелый… Лично у меня он оставил странное, немного гадкое ощущение. Жизнь героев буквально промелькнула перед глазами, сверкнув своей неприглядностью, порой отталкивающей натуральностью, но в то же время картина яркая и запоминающаяся. Находка, которая как нельзя кстати передает воспаленно-болезненный внутренний мир Ульяны — вставка мини-монологов на фоне коллажей, с которыми играет женщина. Парадоксальным кажется то, что реплики больной, ее мысли, ее идеи отличаются глубиной и поразительно ярким мировосприятием («Говорят, что от любви можно умереть. Так почему же нельзя жить от любви?»). Больная сестра кажется выразительнее, ярче, красивее, чем ее сестра-двойняшка Лиза. Маленькая деталь, глупость, может быть, которая бросалась мне на продолжении всей картины в глаза — Ульяна одета лучше своей сестры, она меняет платья, пальто, аксессуары (колготы в гармошку я не рассматриваю), а Лиза, напротив, ходит в двух юбках и изредка меняет водолазки. Это еще сильнее различает и отделяет сестер даже в визуально-цветовом плане. Безликость и ярко выраженная индивидуальность, пускай ненормальная, но бесстрашная, сильная, в какой-то мере даже осмысленная.
Историю Саши можно выделить даже отдельно, она примешивается к жизни сестер, меняет ход их жизни, но тем не менее остается где-то в стороне. Его неудачи, его попытки разобраться в себе, в окружающем, его привязанность к Ульяне — все это мне казалось несправедливым и очень надуманным.
Если коснуться игры актеров, то мне она понравилась. На мой взгляд даже «переигранная» болезнь тут уместна, она добавляет если не трагизма, то красок однозначно.
В целом фильм понравился, показался ценным, но не напрягающим. Иногда хотелось вскрикнуть — стоп, так нельзя, это неправильно, но сильно кинокартина меня не взволновала.
12 февраля 2010
Только сейчас посмотрела этот фильм. Впечатляет очень!
Сначала фильм вызывал сумасшедший восторг, было очень забавно наблюдать за главной героиней, великолепный персонаж, шикарно сыгранная роль, просто БРАВО актрисе!
Потом стало грустно… обидно даже… ведь таких как она так просто обмануть, играть с их чувствами просто ради собственного успеха, ради денег… а они верят в этот обман, и потом, узнав правду им сложнее все пережить, чем остальным. Это жестоко!
А вообще, если смотреть глубже — то Ульяна Тулина — это просто утрированный персонаж, это обычный человек, который попадает в книгу, в книгу жизни, ведь все мы живем по написанному сценарию, только вот автора никто и никогда не видел… Мы влюбляемся — когда автор подкидывает нам героя, мы грустим, когда это нужно автору, и умираем тогда, когда он понимает, что в этой книге должен быть именно такой конец!
31 января 2010
Дура.
Сначала я подумал, что странное название у фильма и приготовился неспешно не вникать в ленту за баночкой пива.`Ни на что не претендующее название для фильма категории Б…` — решил я для себя и нажал PLAY на кинотеатре.
Сюжет не заставил себя ждать, и вся предыстория жизни несчастной актрисы Лизы и ее сестры-близнеца детства Ульяны была рассказана по прошествии 5 минут от фильма.
`Незатейливо. Ожидается драма аля `Я Сэм` — такая мысль промелькнула в голове. Но результат меня просто поразил!
Снятый в виде творческого коллажа событий в жизни Ульяны (Коростышевская) фильм обратил на себя мое внимание и не выпускал до самого финала это трагичной истории о Любви и Людях.
Хочется снова поблагодарить актеров за ОТЛИЧНУЮ, почти ТЕАТРАЛЬНУЮ ИГРУ!Браво!
Оператор, звукорежиссер, костюмер, да и вся группа, трудившаяся над фильмом поработали просто прекрасно!
Получилась очень добрая лента (а местами даже натуральная театральная постановка!) о человеческих отношениях в семье, между собой и да и вообще о людях.
Фильм у меня разошелся на цитаты и любимые сцены. Один из немногих фильмов, над которыми плакал.
`А ведь так, как любила Улечка — не все могут! Но ведь и Я так умею, хоть и не дурак! Да здравствует любовь и доброта!` — вот такие позитивные мысли у меня вызывает очередной пересмотр этого, теперь так полюбившегося мне ЛИЧНО, фильма.
10 из 10
19 ноября 2009
Очень трогательная история, хотя не могу сказать, что она растрогала меня в полном смысле этого слова. Не думаю, что в полной мере это название относится только к героине этого фильма. Когда мы вдруг начинаем вести себя не так, как толпа, в ее глазах мы дураки.
Печальная история больной женщины, которая смотрит на все глазами ребенка и искренне верит, что сказав миру: Я люблю всех и вы любите меня,- можно найти с ним общий язык. У нее никого не осталось кроме сестры, которую в свою очередь тоже невероятно жалко, она обязана нести на своих руках больную сестру, которая периодически не по своей вине вставляет ей палки в колеса, по-мимо этого она пытается построить карьеру актрисы.
Ульяна имеет свои проблемы, взрослые проблемы уменьшенные до детского масштаба сознания. Она улыбается миру, но он отворачивается, хотя не смотря на это мы видим, что у нее свои мечты и даже своя любовь рассредоточенная не в одном, а даже в двух сердцах.
С ней легко, хочется подражать и окунаться в беззаботный мир, Саше, в которого она влюблена хорошо с ней, но несмотря ни на что в глазах многих она заслуживает лишь презрения или снисхождения, подкрепленного сильным порывом жалости.
Чужая душа потемки, а души этой «дуры» потемки вдвойне; ее отвергает мир, хотя она и не просит многово, она как ребенок. который стремиться подражать взрослым, хоть и осознает, что она больна. Навряд ли она вызвала во мне понимание, скорее жалость. Как и многие фильмы, это кино не для всех, но посмотреть его я думаю стоит.
7 из 10
24 июля 2009
Это гениально.
По силе эмоций для меня сопоставимо с «Слушая тишину», но это — даже еще сильнее… Есть мнение (не мое, но я слышала его не однажды), что нам не нужны кинодрамы, потому что жизнь и так беспросветна, тяжела. Но я считаю, что такие фильмы нам рассказывают о бессмертных людях, чья жизнь была такой драмой, о которой нельзя не знать, на которую нельзя закрывать глаза, о которой нельзя не думать. Пусть даже если эта история выдумана (хотя вряд ли…) — это то, о чем нельзя забывать.
Есть люди, которые живут в этом мире с открытым сердцем…
10 из 10
15 сентября 2008
Замечательный, добрый фильм. Смотрела его много раз, но всё так же сопереживала горестям и радостям главных героев. Замечательный образ Ульяны Тулиной, созданный актрисой Оксаной Коростышевской, великолепная игра Евгения Редько, исполнившего роль писателя Саши Мушкина.
9 января 2007
Случайно листая каналы ТВ увидела этот фильм и оторваться уже не смогла, хоть и смотрела его уже в третий раз. Скажу честно, что при первом просмотре, фильм не произвел никакого впечатления, а оставил лишь вопросы и непонятную задумчивость. Второй и третий разы дали мне понять многие аспекты фильма. Поразили креативность главной героини и сильный харакрер героя.
Такие фильмы просто необходимы, чтобы мы умели чувствовать.
6 января 2007
Не надо от этого фильма требовать изысканности актерского мастерства, и именно по системе Станиславского. На это всё, на мой взгляд можно сделать скидку, если попытатся данный фильм осмыслить на понятийном уровне.
Ведь не зря фильм начинается с черно-белых кадров, как напоминание о прошлом времени и прошлой нашей жизни. Также не зря разбивается в конце фильма гипсовый бюст Ленина.
Считаю. что фильм не про дуру или дурочку, или как хотите, а о времени, о б искусстве, взамен которого нам предлагают иные киносуррогаты.
Для меня это радостный пример умного кино, которого почти не осталось, которое вопреки всему ещё не вымерло не смотря на то, что за это как правило, не платят деньги.
12 декабря 2006
Что ж, получается, что я в меньшинстве — мне этот фильм не понравился, не задел и так далее.
Режиссеру, на мой взгляд, не удалось передать ВНУТРЕННИЙ мир Ульяны (по себе знаю, что у нас, у «дураков» он очень специфический). Максим Коростышевский сделал упор на взаимоотношения «дуры» и социума, и не прогадал. Для того, кто хочет ПОВЕРХНОСТНО затронуть проблемы больного человека — идеальный вариант.
Ничего не мог сказать, фильм достаточно (но я бы не сказала, что очень)интересный, но ШЕДЕВРОМ я бы его не назвала. Да и название какое-то пренебрежительное — «дура». Можно было и мягче — «Дурочка».
Никакого сочувствия к больному человеку! «Дура» — констатировали факт, почти обозвали…
Если бы самоих режиссера и сценаристки коснулось бы подобное (психические нарушения у близких людей), фильм был бы другим.
6 из 10.
3 ноября 2006
Отличный фильм! Ничего лишнего и замечательный актерский состав. Мне кажется, найти актрису на роль Ульяны лучше, чем О. Коростышевская было бы очень тяжело. Жаль, что я не сходила в кино и не посмотрела эту картину на большом экране, а увидела уже по телевизору. Фильм оставил свой отпечаток, ведь он просто не мог не задеть.
10 июля 2006
Действительно глубокая драма. Пробирает до глубины души. Почти плакал. Весьма достойное кино.
13 января 2006
Отличный фильм, лучшее из последних российских, что видал. Потрясающая история и игра актеров. Режиссер и художник поработали на отлично. Хоть конец и вполне предсказуемый. Но сама история без фальши и наигранности.
3 ноября 2005
Много читала резензии на фильм в журналах, поэтому возникло желание посмотреть. При просмотре была шокирована сюжетом, игрой актеров. Тяжелый сюжет, но снят легко, смотреть не сложно.
Смешные моменты на протяжении всего фильма ни сколько не делают фильм комичным, наверно наоборот — подчеркивают трагедию сестер. Жаль, что в нашем городе он шел в ограниченном прокате, хотелось, чтобы фильм посмотрело побольше народу.
26 сентября 2005