Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сломленный |
английское название: |
Zerwany |
год: | 2003 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Яцек Филипяк |
сценарий: | Яцек Филипяк |
продюсер: | Яцек Гвисдаля |
видеооператор: | Богумил Годфрейов |
композитор: | Вальдемар Врублевски |
художник: | Magda Hanzl |
монтаж: | Zbigniew Kostrzewinski |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 сентября 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
«Сломленный», призванный показать невзгоды, выпавшие на долю беззащитной детской души, лишённой родительской опеки, и ужасы пенитенциарной системы, безжалостно перемалывающей малолетних правонарушителей, не получился сколько-нибудь вразумительным сразу по нескольким причинам.
Во-первых, несмотря на то, что актуальность поднятой темы остаётся «вневременной», фильм запоздал с выходом на экраны как минимум на целое десятилетие. Снятый в определённом жанровом ключе, он практически один в один копирует такие же остросоциальные ленты эпохи конца перестройки и распада СССР, когда режиссёры в массовом порядке кинулись отображать всю неприглядную изнанку жизни. Польша прошла через аналогичный период «бархатной революции», так что «Сломленный» ещё вполне уместно смотрелся бы в то время, но никак ни в 2003 году, когда внимание общества переключилось на совсем другие вещи. То есть налицо его явная вторичность. Можно было и закрыть на этот недостаток глаза, если бы авторы попытались раскрыть тему с какой-то иной стороны и показали бы необычный и новаторский взгляд на решение проблемы, но нет, ничего принципиально нового из фильма узнать не удастся, просто ещё одна грустная история искалеченной судьбы ребёнка без какого-либо положительного исхода.
В мировом кинематографе существуют гораздо более талантливые работы, действительно заслуживающие пристального внимания, работы, поднимающиеся в накале страстей до «шекспировских высот», невероятно трагичные по сути, но всё же имеющие по окончании ярко выраженный катарсис. У таких лент, помимо прочих достоинств, наблюдается и мощная визуальная картинка, в отличие от «Сломленного», унылость и беспросветная серость которого не вызывают никаких эмоций. Из этого происходят и прочие минусы фильма — отсутствие оригинальности и художественности. Нельзя не сказать и о слабой, беспомощной реализации — это отсутствие внятного сюжета, логически завершённых переходов между эпизодами, совершенно «топорная» игра актёров, больше похожая на «колхозную» самодеятельность. Также вызывают недоумение и созданные образы большинства персонажей, словно создатели кидались из одной крайности в другую, от клоунской буффонады до гротескного артхауса, от сюрреалистических аллюзий до чернушной неприглядности бытовухи.
А главный герой получился уж очень размазанным и бесхарактерным, причём с самого начала, видимо будучи «сломленным» с самого рождения. Сочувствовать ему никак не получается, несмотря на все суровые испытания, выпавшие на его долю. Его поведение объяснению не поддаётся, если только не принять во внимание явные нелады с психикой, во всяком случае решение променять вполне благополучный (со всеми оговорками) вариант с интернатом на спецучреждение закрытого типа выглядит весьма и весьма странным. Фильм оставляет большое недоумение и чувство брезгливости, поэтому кого интересуют вопросы, поднимаемые в нём, советую обратиться к более живописным и цельным работам, наподобие классических «Четыреста ударов» или современных «Песня для изгоя».
2 марта 2018