Одиссея 1989
6.9
7.1
2003, драма
Россия, 1 ч 10 мин
18+

В ролях: Пётр Буслов, Андрей Щенников, Яна Шивкова, Ольга Филиппова, Василий Долбитников
и другие
Простой деревенский пацан Дениска, а попросту Дэн, едет в большой город, мечтая выучиться и стать Человеком… Космонавтом или на худой конец, агрономом. Но уже на первых подступах к городу Дэн сталкивается с реальностью, которая оказывается совсем не такой, как ему представлялось! Странная городская жизнь, наркотики, загадочные личности - затягивают Дэна в стремительный водоворот. И он не может этому сопротивляться! Череда новых знакомств, бесконечные непонятные разборки, и непрекращающийся поиск «кайфа»… В итоге Дэн не может провести грань между реальностью и наркотическим бредом. Мгновения счастья сменяются безумными видениями, и так до бесконечности… И оказывается, что для того, чтобы стать «космонавтом», вовсе не нужно долго учиться…
Дополнительные данные
оригинальное название:

Одиссея 1989

год: 2003
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Андрей Найденов
композиторы: ,
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 10 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Одиссея 1989», 2003

В общем-то посмотрел я этот фильм специально перед тем, как приступать к просмотру 'Слова пацана' - из-за созвучия тематики. Ну, конец 80-х, неблагополучные улицы, населяющие эти улицы 'пацаны'.

И что же я увидел?

Да, тема и впрямь бьется с СП - разве что здесь сюжет перекашивается в сторону наркотиков, а где наркотики, там уже никакой криминал и никакой дележ территории не нужен, так как наркотики поедают это все, не жуя.

'Одиссея 1989' - это что-то вроде бэд-трипа, очень натурально изображающего погружение главного героя на 'уличное дно'. Едет себе такой паренек из деревни в город, а в городе его ждут гопники, рекетиры, отморозки и наркоманы-наркоманы-наркоманы. И конечно, в проводники по всему этому аду навязывается герою колоритный и услужливый брат-сват-хват (которого отлично отыгрывает Петр Буслов). И героя вместе со зрителем ждет тягучее и зыбкое путешествие... на дно улицы говорил уже, скажу теперь, что на дно чайной ложки (что очень символично, если вспомнить 'Расторжение брака' Клайва Льюиса).

Актеры играют очень естественно, видно, что авторы не понаслышке знакомы с материалом (как уличным, так и... химическим), не без удивления я увидел в фильме молодых Любимова, Голубева и Гацалова (последний снова, как и в 'Витьке-Чесноке' супераутентично изобразил обитателя криминальных сфер), опьянение - как алкогольное, так и наркотическое - моделируется очень убедительно, в ход идут и цвет, и звук, и монтаж с операторскими приемами.

Жесткое, мрачное, вязкое кино, действующее 'от противного' - и на взрослого человека действующее педагогически (хотя - а смысл?). Я бы сказал, что у этого фильма в первую очередь историческая ценность - один из элементов мозаики восстановлен, еще понятнее, на какой почве взросли 90-е.

6 февраля 2024

наивное авторское кино

Смесь быдлосплотейшена и арт-хауса. Несколько наивное авторское кино на грани треша.

Молодой парень уезжает из деревни в город, что бы поступить на агронома. Останавливается у двоюродного брата и тут же окунается в ауешную культуру гопников. Разборки, мутки, алкоголь, наркота, воровство и много семечек. Парню сначала всё нравится, но потом вроде как начинается понимание того, что тот космос, о котором он мечтал, не совсем тот же космос, куда он стал попадать. Гопническая хтонь сменяется арт-хаусной шизнёй со скафандрами, а парня охватывает осознание, что такая жизнь явно не то, чего он хотел.

Игра и съёмки местами любительские. Общей глубокой идеи нет. Фильм больше похож на студенческую работу. Но динамика есть и пацанская ностальгия, кому-то может понравиться.

30 января 2023

Умняк

Примеров, когда фильм становится народным, немало. Реже, когда лента обретает народное название, отличающееся от официального.

«Одиссея 1989» — такой фильм. Более известный как «Умняк».

Денис переходит через мост из деревни в город, чтобы поступить в техникум на агронома. Но в городе У можно стать только космонавтом. И учиться этому не нужно. Достаточно, чтобы твоим братом был Паштет и знал, где сделать пару кораблей.

И вот, ты — космонавт.

Персонажи картины Бжик, Слон, Пуфик, Поршень, Чебурашка, Болт, Ганс, Линза, Шахматист напоминают то ли чётких парней в трико из детско-лихих 90-х, то ли героев альтернативной версии к/ф «Кин-Дза-Дза».

Базар тут тоже решает: «не буровь», «лекарство», «кипиш», «децл» — всё это мы слышали.

Чёрно-белая часовая зарисовка о буднях провинциальных пацанов из условного города У, где всегда осень и вечный 1989 год, по итогу становится философской притчей с цитатами из Кубрика, Тарковского, Балабанова.

Это надо увидеть полюбас.

Итак, кинокомпания Пигмалион представляет…

13 сентября 2021

Метамфетаминовый космонавт

Неисчерпаемый пласт тянущийся из поколения в поколение, те самые ребята в раздражительно шуршащих спортивных штанах и олимпийках, называемые гопниками. Этот феномен раскрывается в данной работе. Сущность, нравы и увлечения этой группы людей воплощены в чрезмерно-наивном, легкомысленном, полным надежд молодом человеке по имени Денис и его беспринципной, жестокой, бесчувственной компании.

С самого начала своего путешествия, Денис, на пути к «успеху» — агрономному техникуму сталкивается с компанией тех самых «черно-белых», которые ловким обманным приемом обчищают его карманы. Это досадное происшествие не особенно отразилось на задорно-позитивном настроении парня, но процесс разрушения великих и многочисленных ожиданий незаметно начинает свое движение.

В этом городе живет его брат по прозвищу Паштет, это человек обладающий авторитетом среди таких же как и он, имеющий свою банду и зарабатывающий на жизнь вымогательством и воровством. После встречи с братом Денис бесповоротно начинает падать в пучину безумия, наркотиков, ограблений, постоянных знакомств и вечеринок. С этого момента парень уже не вспоминает ни о своей мечте, ни о планах на учебу, ни о девушке, которой он обещал получить профессию, стать «человеком» и пожениться.

Спустя некоторое время, окончательно привыкнув и пресытившись манящими буднями разгульного, безответственного образа жизни, после очередной дозы, лихих покатушек на жигули и литров водки, Денис вспоминает все то с чем и ради чего он сюда приехал. Ощущение разочарования, смешиваясь с отчаянием, особенно явственно после ограбления гастронома наполняют его и только тогда ему приходит запоздавшее прозрение насчет его компании, того, что она из себя представляет. Те надежды, ассоциируемые с возможностью своей реализации и воплощением мечты испаряются перед его глазами, он с болезненной горечью открывает для себя упущение, возможно его последней, возможности. С глубоким сожалением о новых приятельских знакомствах, обо всем произошедшем, пытаясь осознать как он зашел так далеко, Денис решает вернуться обратно в деревню.

В заключение хочу сказать, что драма Ильи Хотиненко детально и убедительно изображает вялый, медленный, тошнотворный поток жизни неформальной прослойки населения, в частности молодежи, на рубеже восьмидесятых. Также, мне кажется, следует выделить атмосферу отчуждения в городе, где кроме банды Паштета, его знакомых и, другой, соперничающей банды в фильме больше никого нет, черно-белый спектр цветов идеально проникает в грустное течение маргинальной советской жизни, тем самым подчеркивая ее. Не знаю, является ли это режиссерским решением или только ограниченным бюджетом, но, тем не менее, выглядит креативно и тематически. Нельзя не отметить и отсылку к Кубриковской одиссее, явно наводящую на себя мысли исходя только лишь из названия, которая эффектно и изобретательно представлена в виде олицетворения внутреннего голоса Дениса, прямо намекающую на его бессовестное и безразличное поведение по отношению к любимой девушке и ее отцу во время нахождения Дениса под кайфом в притоне местного химика Линзы.

6 июля 2021

Будущего нет

Маленький сюжет из жизни умирающего моногорода в конце 80-х. Аналогичная судьба постигла многие города сгинувшего СССР, которые либо умерли в реалиях новой России, либо доживают свои последние дни сейчас. Люди в таких городах не живут, а существуют без возможности выбраться из этого капкана. Вот и здесь мы видим похожую историю.

Взрослых здесь не показывают, ибо создатели картины не о них рассказывают.

В центре фильма молодое поколение, которое изначально приговорено к забвению. Но и они сами не стремятся ничего менять. Гоповской стиль жизни, в котором главный смысл «раскумариться» или сесть на иглу их полностью устраивает.

А эпицентр этих событий попадает и молодой наивный деревенский парень, мечты которого разбиваются вдребезги о суровую реальность городской жизни погибающего государства.

Окружающая депрессивная беспросветность, обшарпанные стены, грязь и группировки отмороженных личностей я сам лично лицезрел в одном из депрессивных районов одного российского города в середине 90-х, регулярно сталкиваясь с некоторыми из них в реальной жизни. Многие из них до сегодняшних дней не дожили. Возможно именно поэтому я пересматриваю этот фильм вновь и вновь, ибо всё увиденное я когда-то наблюдал воочию.

Как-то я задался вопросом узнать, в каком именно «умирающем» городе снимали сие кино и был сильно удивлён, когда узнал, что по признанию режиссера Ильи Хотиненко, сценарий фильма писался около пяти лет, а сняли фильм за 12 дней в городе Долгопрудный.

Фильм хоть и сатира, но он очень грустный, депрессивный, но полностью отражает некоторые реалии того времени, в котором для многих начиналась тревога за настоящее, а кто-то считал, что будущего у нас нет.

-.. . Здарова братишка! Садись на корты, нормально…

-… Здаров Паштет! Есть чё раскумариться?

3 марта 2021

Шедевр.

Я мало пишу «рецензий» на этом сайте (под этим аккаунтом это вообще чуть ли не единственная). Но к этому фильму, что называется — не удержался.

Я восхищён.

Это рубец поколения. Я не уверен, что фильм можно посоветовать каждому, кто вообще интересуется подобным кино. Кому-то, кто интересуется в целом всей этой «бандитско-наркоманской атрибутикой 90-ых» (или, правильно будет сказать, конца 80-ых).

Для кого-то это может быть непонятным и абсолютно нечитаемым. Для кого-то это может быть просто отвратительно больно (сколько судеб сломано?). Для кого-то это может быть «превентивно включился защитный отторгающий механизм» (свайп в положение «ON»). А кому-то, такому как мне очевидно немного больному (или много), этот фильм обладает какой-то внеземной силой притяжения с атмосферой.

Этот фильм невозможно порекомендовать. Хоть его посыл и «шит белыми нитками», он все же не явный для многих. Да что там говорить, я сам лишь только сейчас «прочитал» наконец его конец (масло масляное, но эмоции идут вперёд слов) — который до этого всё никак не мог сформулировать.

Но… осторожно дальше возможны спойлеры

Я не думаю, что имею право вообще выражать мнение относительно правильности выбора той или иной особенности в передаче информации от автора зрителю.

Потому что автор — Гений. Фильм по истине Гениальный. Чувствуете как меня пробрало?

Но то, что я «прочитал правильно» окончание фильма только сегодня — за те все разы, которые я его до этого смотрел как бы намекают. Можно обвинить меня в глупости. Наверное это так и есть. Ведь я каждый раз возращаясь к картине искал то, что я упустил и не понял. А понял только сегодня… Но да ладно размазывать, позвольте я все таки озвучу свою мысль: окончание фильма можно было намеренно снять цветным. Да, это слишком казуально бы намекнуло зрителю — «всё хорошо». Но то, что мы видим сегодня — это увы не всегда высококачественная оцифрованная (слегка распадающаяся на пиксели) картинка, особенно в конце. И то, что герой в конце уходит в другую сторону от дороги в город и не берет гостинцы, что намекает о его намерении не покидать деревню — читалось не сразу. Но это капризы. Мои личные капризы. Такой картине, с таким бюджетом — можно только стоя хлопать в ладоши. Не стесняясь, но дома (в индивидуальном порядке), приобретя цифровую копию, как благодарность авторам.

Да и вообще фильм при всей своей мрачности (этакий нуар), обладает магической притягательностью. А всё потому, что после просмотра фильма, у тех кто его «правильно прочитал» (без отторжений, без снобства, без предвзятости) остается светлая яркая положительная эмоция. Как воспоминания о пионерском лагере, как бы сейчас это странно не звучало. Но это Картина, в которой на первом месте Художественные элементы. В ней есть всё, как доктор прописал: и завязка, и любовные треугольники (тысячи их), и провокация, и фигуральная игра ассоциативным рядом зрителя, и кульминация (как отрезвляющий приход), немного магии (которая для одного ничего не значит, а для другого зияющая черная дыра), и развязка. Правильная развязка. И всё это в сеттинге конца 80-ых, начала 90-ых. Со слэнгом и атмосферой. С ассоциативными якорями в виде оттенков прихода («по зеленому», «по синему», «салют» и так далее), в виде ощущений главного героя («как на другой планете и плохой слышимости», «социальной тесноты», «неуместной липкой грязи» и так далее), прочие курсоры вроде «пикающих мышек уносящих боян». Это великолепно. Так рассказать, что сомнений не вызывает — чувствуется, что автор имеет понятие о чем говорит.

В общем в фильме на самом деле нет негативного оттенка, хотя он о рассказывает о таких нелицеприятных вещах. Но ни о какой жести, крови и абсолютных трагедиях нет речи. Фильм вообще показывает, так скажем путешествие Алисы в страну чудес, в ином свете. То есть абсолютно приключенческий фильм, как о пиратах (ведь пираты грабят и иногда даже убивают). А здесь даже ружье стреляет нечаянно в землю, что конечно держит атмосферу — но не радикализирует её.

В общем авторам огромный поклон за этот шедевр. Этот фильм у меня в копилке, на ряду с другими более коммерческими проектами.

Однако, для справедливости стоит отметить, что не каждому прочему зрителю это кино подойдёт. На месте и киноляпы, на вроде газели проезжающей задним фоном на современных номерах, и качество картинки (не нашел даже намека на HD), и специфичность юмора, и откровенно провакационно-художественные моменты местами вызывающие чистой воды рефлексию (хотя лично я опять же от этого как раз таки в восторге). Но в то же время великолепная игра актеров (причем, на сколько мне известно фильм был снят за две недели — т. е. разговор идёт о съемках в один дубль и даже допускаю, что с нехилым количеством элементов актёрской импровизаций). Весьма закольцованный и морально выверенный сюжет, который раскрыт (хотя я его долго «читал», но таки прочитал… остальное — технические детали).

По итогу, это фантастически (космически) захватывающее приключение, которое смотрится на одном дыхании от начала и до конца («для тех кто в теме» — как бы я не хотел не использовать этот оборот, я его использовал), оставляющее после себя светлое и яркое позитивное воспоминание с хорошим концом. Это восхитительно гениально и все минусы сразу были повергнуты. Но не для всех.

15 мая 2019

Несуществующие жизни

Агонизирующая страна, у которой нет будущего. Город за Уралом, 20000 населения, несколько заводов, пару предприятий под названием «почтовый ящик N…». Снег восемь месяцев в году, вечно разбитые дороги, панельные дома. Техникум, кинотеатр, штук пять кафе.

Молодежь, которой некуда идти. Уже вроде бы всё можно, да только что вот это всё — неизвестно. Можно попробовать ханки, винта, травы в конце концов. Можно целый день околачиваться на районе, штормить лохов, воровать всё, что плохо лежит. Сплошная рутина, и нет в этом мире места волшебству, мечтам, стремлениям.

Фильм о том, как разбиваются мечты. Фильм о тех, кому некуда идти. Если духовным рабам дать свободу — они не смогут стать нормальными людьми. Большинство закончит свой путь с заточкой в боку, на зоне, в наркопритоне. Лишь те немногие, способные сохранить в сердце мечту, увидеть в повседневности нечто новое — смогут жить в новом прекрасном мире. И даже в космос полететь.

9,5 из 10

28 декабря 2012

Садись на корты, братан, нормально!

Давненько видел этот фильм, но помню его хорошо, так как был доволен после его просмотра. Основное впечатление сложило то, как режиссер правдоподобно преподносит зрителю интереснейшее время, а именно конец 80-х годов или времена «перестройки». Впечатляет то, как молодежь того времени воспринимает нечто новое, то, что пришло к нам из других, более развитых свободных цивилизаций. Еще одна важнейшая черта, которая оставляет неизгладимое впечатление, это то, с какой комичностью переданы многие ситуации, происходящие с главным героем фильма. Не оставляет равнодушным сленг того «винтового» движения, которое так ярко показано в этом фильме. Наличие босяцкого жаргона заставляет улыбаться на протяжении всего фильма.

Рекомендую посмотреть всем этот независимый фильм потому, что он очень многогранен и затрагивает интересы практически любого человека.

9 из 10

7 декабря 2010

-Дай штанов в ресторан сходить!

-Не, не могу.

-Слушай, братан, мне твои штаны как раз будут, мои просто маленькие! Сейчас зайдем в подъезд, штанами махнемся, завтра на этом же месте сострельнемся, я их тебе назад отдам!

Возможно фильм и не стоил бы того, что он заслуживает, если бы не шикарная визуализация, необыкновенно точно подчеркиающая атмосферу разрухи умирающей страны, делающей свои последние вздохи.

Советский город, застроенный хрущевками, пустынные дворы, на которых ни горок, ни качель, и молодежь, лениво слоняющаяся в спортивных костюмах по улице, живущая по принципу украл — продал — купил наркоту, постоянные разборки и этот звук завывающего ветра, специально вставленный в фильм для придагия атмосферы разрухи и запущенности. Многие из персонажей фильма могли бы стать нормальными людьми, если в стране в то время была приличная работа и условия для жизни. В фильме показано именно то время, когда некогда мощное государство уже почти разрушено, и многие люди потерялись в этом общегосударственном хаосе.

Фильм однозначно стоит посмотреть, хотя бы для того, чтобы посмотреть то время, пришедшееся на ранее детство современной молодежи, и понять его не со страниц учебника или чужих рассказов.

8 из 10

21 ноября 2010

Поиграем в декаданс…

Сразу скажу, что фильм посмотреть стоит. И Вам, скорее всего, будет интересно.

Плюсов у картины очень много: интересные, и, главное, харизматичные актеры, черно-белая съемка, довольно веселый сленг, интереснейшие виды города из моего детства, того, в котором строили только дома и заводы около этих домов.

Советский город брежневско-горбачевской застройки. Город, где практически некуда пойти, где нет ни церкви, ни парков, ни театров, ни развлекательных центров, ни даже нормальных человеческих кафе. Город, где вечно воет ветер и непонятно какое время года. Город в стране, которая потерялась, не знает куда идти, не понимает кто она и откуда. В стране в которой умерла идея, а новой не предложили, где госаппарату абсолютно наплевать на свой народ.

Кто может жить в таком городе? И вообще можно ли жить в таком городе, оставаясь при этом человеком. Я думаю нет. И те люди от 15 до 30, которые очень красочно показаны в этом фильме, они никакие не отбросы общества и стать преступниками и наркоманами это выбор, который им буквально навязали, потому что они являются (-лись) заложниками ситуации.

Когда страна умирает, причем долго и мучительно у её народа нет другого выхода, кроме как умереть вместе с ней. Я думаю, эти персонажи смогли бы прожить жизнь как люди, если бы им повезло родиться на 30 лет раньше или, дай Бог, на 30 лет позже… Разве не работали бы многие из них на том же заводе, если бы там платили достойную зарплату, на которую можно питаться вкусно и сытно, а не стоять в очередях за колбасой из туалетной бумаги. Если бы на эту зарплату можно было бы купить в кредит и красиво обставить небольшой частный домик, а не получить, пусть и бесплатно, но уродливую кварирку в 33 м2, в доме, где строители даже двор не удосужились облагородить. Разве не стал бы тот же «Линза» талантливым химиком, если бы профессия ученого катировалась в стране выше, чем профессия коммерсанта или рекетира.

Очень интересно проведена параллель с фильмом «Одиссея 2001» несравненного Стенли Кубрика. Режиссер показывает как могут разбиваться о реалии мечты о великом и светлом будущем. Единственная претензия к создателям по поводу хронометража, хотелось бы побольше.

В картине показана вся важность государственной машины как для жизни миллионов, так и для жизни отдельно взятого человека. И что происходит с людьми, когда они не верят ни в Бога, ни в черта, и не видят никакого выхода. Которым просто нечем заняться кроме как накуриться и завинтиться. А деньги на это взять, раздев какого-нибудь «лоха» или «грабанув» один из двух городских магазинов. Я только появился на этот свет когда был «расцвет» этого упадка длиной почти в 100 лет. Когда умерла одна Россия и в чудовищных вековых муках в 1991 году на свет появилась другая новая Россия. А на ее месте в течение более 70 лет находилась авторитарная страна, государство которой все свои ресурсы и все усилия своего народа тратила только на то, чтобы защитить от внешнего мира идею построения коммунизма, который противоречит самой человеческой натуре. А где-то после 50 лет своей жизни эта авторитарная госмашина начала увядать. В фильме как раз показана жизнь отдельных людей во время того, как это государство делало последние вздохи.

В любом обществе, даже в самом благополучном всегда есть какой-то процент преступников, алкоголиков и наркоманов, но когда общество брошено на произвол судьбы этот процент приближается к 100. Я не скажу, что мы уже покончили с этим советским наследстом в виде индустриальной массовой гоп-культуры, но выход явно наметился.

' — Слушай давай штанами поменяемся. Мне завтра в ресторан идти, а твои как раз.

— Не могу. Не мои это.

— Да ты чё, подставить меня хочешь?!?!»

10 из 10

3 июля 2010

От винта!

Шедевр. Единственный мировой первинтиновый фильм. Явно видно — авторы знают о чём повествуют («лекарство надо — ребёнок заболел»). Фильм наполнен яркими аллегориями и чёткими персонажами. Именно «чёткими» — так как большинство из них «врубаются в тягу». Но душевные терзания главного героя не оставят равнодушным даже самого тупого гопника.

Кроме этого — картина ещё и своеобразный flashback. Путешествие в прошлое — перестроечные мечты, которым так и не суждено сбыться. Декаданские сцены сыплются как из рога изобилия, а чёрный погребальный платок в конце фильма нагнетает, вызывает бурю эмоций, но заставляет вернуться к началу и пересмотреть картину. Потому что каждый раз находишь что-то новое — на что сразу не обратил внимание, и потому что каждый раз это откровение. Если вы решили покончить жизнь самоубийством после просмотра «Оно», «Четыре», «Груз 200», «Сумасшедшая помощь» (шедевры отечественной чернухи) — то «Одиссея 1989» вернёт вас к жизни своим бодрым темпом. Так что вперёд — лови приход!

10 из 10

3 июня 2010

Документальный.

Это кино всем фильмам фильм.

Кино о жизни о том что мы на самом деле видим выходя на улицу, о людях в которых узнаёшь себя и своих знакомых, о ситуациях нагоняющих реальные (и не самые лучшие) воспоминания, о том насколько всё на самом деле плохо, куда всё катится и откуда выкатилось… доступные наркотики, девушки. Продажная жизнь. Всесторонняя гниль. И толпа идиотов кричащих о том как всё это хорошо и давайте уже всё это узаконим. Я бы не хотел чтобы мои дети росли в такой стране, среди всего этого. И это правда есть и это правда плохо и все с этим согласны и ни кто ничего не делает.

А посмотрев этот фильм ты можешь еще раз задуматься… и возможно не просто так….

24 января 2009

Драма Одиссея 1989 на экранах кинотеатров с 2003 года, премьерный показ состоялся более 21 года назад, его режиссером является Илья Хотиненко. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Пётр Буслов, Андрей Щенников, Яна Шивкова, Ольга Филиппова, Василий Долбитников, Илья Любимов, Сергей Мищенко, Сергей Приходько, Тимур Савин, Константин Гацалов, Ольга Симонова, Игорь Волошин, Сергей Калашников, Мария Шалаева, Александр Голубев.

Страна производства - Россия. Одиссея 1989 — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.