Лес для деревьев
Der Wald vor lauter Bäumen
6.7
7.2
2003, драма
Германия, 1 ч 21 мин
В ролях: Даниэла Холц, Илона Шульц, Роберт Шупп, Хайнц Рёзер-Дюмминг,
и другие
Фильм с реалистичной точностью демонстрирует все трудности процесса социальной адаптации молодой учительницы, которая переехала в другой город и устроилась на работу в местную школу.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Лес для деревьев

английское название:

Der Wald vor lauter Bäumen

год: 2003
страна:
Германия
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Николай фон Гревениц
композиторы: ,
художники: Claudia Schlzel, Eric Sgol, Бриджитт Фучс
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 22 октября 2003 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 21 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Лес для деревьев», 2003

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Лес для деревьев», 2003

'Ад - это другие'

Фильм был снят двадцать лет назад (а как будто вчера) 27-летней тогда Марен Аде. И это один из лучших фильмов, который я видела за последнее время, если не вообще.

Марен Аде - представительница Берлинской школы, для которой характерен псевдодокументалистский реализм и обращение к темам повседневной жизни Германии.

Несмотря на то, что и жанр не мой, и тема не моя, и эстетика такая (а вернее, её отсутствие ) мне не по душе, я смотрела фильм не отрываясь, не замечая времени, не желая, чтобы он закончился.

Всё потому, что он тончайший, весь на нюансах, психологичный, честный, умный, жизненный. Во многом это также заслуга Евы Лёбау, исполнительницы главной роли, которая, кажется, на время просто стала другим человеком - своим персонажем.

В центре повествования - молодая провинциальная учительница Мелани. Она недавно переехала в город, поступила на работу в школу, и в первый же день бодро заявила, что 'внесёт свежее дыхание в учебный процесс'. На деле же она не способна даже заставить класс соблюдать тишину.

Беспощадные дети ни в грош её не ставят, как видно не могут уважать того, кто не уважaет себя сам. Однако, фильм не о школе, и не о трудностях воспитания. Это скорее кино-портрет, портрет молодой женщины, в которой кто-то, возможно, узнает себя.

То ли комплекс хорошей девочки, то ли комплекс отличницы, то ли провинциалки, или ещё что, но наша героиня никак не может нащупать себя.

С поджатым хвостом, виноватыми глазами, натянутой, растерянной, умильно-дебильной улыбкой, она липнет ко всем подряд и неизменно вызывает раздражение. Она чувствует это, борется с этим, делая шаг назад, но привычные паттерны возобладают, и вот она уже снова кружится в мучительном танце с собственной тенью.

Есть люди, которые любят быть одни, но Мелани плохо в её одиночестве, потому, что у неё нет её.

Будучи учителем (среди прочего) математики, она не в состоянии решить уравнение с тремя составляющими: тем, кто ты есть, тем, каким ты видишь себя, и тем, каким видят тебя другие.

Но кто мы есть? Что вообще означает быть собой? Существует ли объективный 'я', или мы существуем всегда через чьё-либо восприятие.

И тогда, если 'Ад - это другие', как говорил Сартр, то без других и вовсе нет существования.

В общем, всё сложно...

Хорошо, что есть кино нам в помощь.

21 февраля 2023

Великолепный портрет

Первый полнометражный художественный фильм 27-летней Марен Аде.

Героине фильма Мелани Прёшле тоже 27, она приехала в другой город, чтобы работать учителем. Я не буду пересказывать фильм, но напишу что он затрагивает. В первую очередь нам предстоит разглядеть человека. Слабого, пытающегося скрыть свою сущность. Этот фильм о трудностях контакта, общения с другими людьми, о том как живёт человек в своём вымышленном мире (когда игнорируют реальность). Героиня довольно распространённый тип женщины, который остро нуждаются в ком-то другом. Быть одной невыносимо, социальным интеллектом, а также минимальной способностью заниматься самоанализом, да и просто умом наша героиня не наделена. От помощи постороннего человека (доброго коллеги) она из гордости отказывается. К психологу? Конечно же нет, она справится сама.. В фильме замечательно всё: подарки каждому, желание угодить в виде «медвежьей услуги», абсолютная слепота к тому, что действительно нужно другим, подруга из тех, кому ты совершенно не нужна и кто тебя абсолютно не ценит. Полное непонимание окружающих людей вкупе с уверенностью в собственных силах. Был бы человек более агрессивный и злой, он бы ответил миру симметрично, но это как раз тот случай, когда человек не в состоянии разобраться не то что в других, она и в себе разобраться не может. Так что агрессия идёт на себя. Это очень распространённый тип женщины, который может спасти наличие рядом умного мужчины. Но, к сожалению, этот тип женщины нужного мужчину именно не ценит, просто не видит его как мужчину.

Я не буду рассказывать как заканчивается фильм. Но я скажу, что такой тип женщин чаще всего остаётся один. И это при том, что были, были мужчины, которые тянулись и что-то предлагали. Мало таких женщин? Вы думаете они увидев это кино себя в нём узнают? Признаются? Я не знаю, способны ли такие люди меняться. Могут ли они измениться исключительно сами (без чьей-либо помощи). Ведь это очень ведомые люди. Именно они очень любят учиться. Это довольно импульсивные люди, склонные к истерикам. С годами такие люди плачут всё больше и больше. Хорошие советы умных людей они отвергают. На самом деле очень просто увидеть эту героиню, например, в 45. Регулярные головные боли, плохое настроение и при этом ложь себе и окружающим — у меня всё не так, как ты себе представляешь. И вот самое интересное, что к таким слабым женщинам мужчины тянутся, будто чувствуют — без помощи их такие не проживут. Сам переезд героини в другой город как бы говорит — она кому-то хотела доказать, что самостоятельна. Ей ведь очень важна чужая оценка. Да, да, такие люди именно создают видимость и даже не понимают, что другие люди — всё видят (как есть).

7 из 10

24 февраля 2020

Лес для громких деревьев

После «Тони Эрдманна» решил посмотреть ещё один фильм Марен Аде.

Der Wald vor lauter Baumen — нервный фильм. На что снимали? Иногда казалось, что на Canon какой-нибудь. Возможно, поэтому в русскоязычном интернете нигде нельзя найти HD-версию.

Мысленно ёрзал во время просмотра от неудобства, которое причиняла абсолютная социальная беспомощность героини. Как её воспитывали? почему её мать так реагирует на внезапный звонок дочери? какие события в жизни могли сформировать именно такую личность?

В то же время гадаешь где же воспитание и чувство такта других персонажей. Характеры героини и других персонажей — крайности разных состояний: вот добро, вот зло; а вот и вовсе нейтральный увалень.

А то, как прочитывает открытый конец каждый зритель, безусловно говорит многое о самом зрителе в первую очередь. Тут произведение искусства покидает свои бестелесные рамки, проникая в кинозал, в комнату с телевизором или в купе с планшетом, и вы становитесь участником акта искусства, сами того не зная и не желая, просто смотря фильм.

Приятного просмотра.

19 сентября 2017

Смешанные и противоречивые чувства вызвал у меня просмотр этого фильма. Тем не менее рецензия положительная, так как отдаю должное подкупающей реалистичности этой, по сути, самой обыкновенной истории.

Как я вижу. «Лес для деревьев» — это среда обитания для людей, подогнанных под один стандарт поведения, мышления, взаимодействия друг с другом, устраивающий всех. В этот стандарт и не вписалась застенчивая, но в то же время дружелюбная Мелани.

С первых дней переезда на новое место, она безуспешно пытается стать своей среди чужих: соседей, коллег и, наконец, учеников, которым она начинает преподавать занятия посредине учебного года по своей излишне демократичной методике. Ученики не видят в ней лидера. Всего лишь молоденькая, неуклюжая и жалкая с виду особа, которая их побаивается и не решается даже перекричать гул оскорблений, издевательств, звучащих в ее адрес.

Излишне позитивна, старается всем угодить, ее робкие, а порой настойчивые попытки подружиться, понравиться вызывают лишь непонимание и раздражение у окружающих. О чем с ней говорить? О школе? Об ее серой личной жизни? Их это не волнует. У них свой устоявшийся круг общения, собственный, обусловленный мир, в который Мелани одним своим появлением не может привнести ничего интересного.

Феномен Мелани — это как раз тот случай, когда доброта принимается за слабость. Девушка наивно полагает, что оказывая соседке Тине дружеские услугу, сочувствуя ее сложным отношениям с парнем, высказывая свое желание вместе проводить свободное время, она получит в ответ такое же участливое отношение, искреннюю признательность и помощь.

Инстинктивно Мелани тянется к сильной, уверенной в себе Тине, к ее таким же, как ей кажется, ярким, интересным друзьям, а те в свою очередь, отстраняются, ищут предлог избежать ее общества. При этом она не горит желанием завязать дружбу с единственным человеком в кругу новых знакомых, готовым к этому. Ее коллега, учитель музыки, и сам признается, что вначале ему так же пришлось тяжело с детьми. Он чем-то похож на нее. Мил, внимателен, добр, и Мелани это понимает, тем сложнее ей открыться ему. Это значит, признать вслух, что она неудачница, и потому делает хорошую мину при плохой игре.

Сколько таких Мелани среди нас? Мы сами в чем-то, как она. У многих из нас были ситуации, когда мы чувствовали себя белыми воронами и пытались построить приятельские, добрососедские и прочие отношения, подстраиваясь под людей, культивируя их интересы, ставя во главу угла их чувства и потребности.

Но все-таки крайне досадно становится от того, что с первого раза Мелани не понимает, что навязываться этим людям не стоит, что и без того распущенные, бесконтрольные дети не воспримут ее лояльного отношения.

Не получая отдачи, взаимного тепла и уважения, уползая, как побитая собака, человек в конце концов, рано или поздно, ожесточается, замыкается в себе и живет, терзаемый своими комплексами, страхами, недоверием к окружающим. Нечто похожее могло в итоге произойти с Мелани, к этому все шло, но финал остался открытым. Хотелось другого, более четкого конца. Вопреки задумке авторов катарсис у меня, как у зрителя, не наступил. Увы.

18 апреля 2017

Драма Лес для деревьев на экранах кинотеатров с 2003 года, премьерный показ состоялся более 21 года назад, его режиссером является Марен Аде. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Даниэла Холц, Илона Шульц, Роберт Шупп, Хайнц Рёзер-Дюмминг, Martina Eckrich, Нина Фидлер, Hans-Rüdiger Kucich, Рут Кёпплер, Achim Enchelmaier, Моника Хиршле, Volker Jeck, Hans-Peter Gastiger, Andreas Bornhardt, Виолетта Брюэр, Зигфрид Шнайдер.

Страна производства - Германия. Лес для деревьев — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.