Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 4.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Крысолов |
английское название: |
Krysař |
год: | 2003 |
страна: |
Чехия
|
режиссер: | Франтишек Антонин Брабец |
сценаристы: | Франтишек Антонин Брабец, Ивана Новакова, Виктор Дык |
продюсеры: | Петр Якл, Алена Яклова |
видеооператор: | Франтишек Антонин Брабец |
композитор: | Даниэль Ланда |
художник: | Ярослава Печарова |
монтаж: | Иржи Брожек |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 марта 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 2 мин |
Всего лишь третий режиссёрский проект чешского оператора Франтишека Антонина Брабеца может отпугнуть неподготовленного зрителя своей чрезмерной простотой, словно граничащей с дилетантизмом. Действительно, снятый всего за сутки (!) «Крысолов» не отличается ни плавностью, ни стройностью, ни даже естественностью. Режиссёр словно и не пытается обманывать зрителя пресловутой магией кино. Он заявляет прямо: «Да, всё что вы видите — всего лишь спектакль. Причём, сделанный наспех».
Как и тремя годами ранее в красивейшем и завораживающем «Букете» (следует отметить, что став режиссёром, Брабец не изменил своему основному ремеслу, продолжая рассматривать мир через объектив камеры) чешский постановщик обращается к фольклорным мотивам. И если в «Букете» фольклорной основой послужили чешские страшные сказки, то в «Крысолове» этой основой стала известная немецкая легенда о гамельнском крысолове, который сначала при помощи своей флейты очистил город от крыс, а потом, будучи обманутым магистратом, увёл из города всех детей. Легенду эту Брабец ощутимо переделал, гиперболизировав детали и изрядно подняв ставки. Крысолов здесь двухметровый детина с огромными бицепсами, а флейту ему заменяет внушительных размеров деревянная дудка, которую он кроме прямого назначения использует в бою, словно палицу. А роль магистрата перешла к самому дьяволу в обличии священника (впрочем по ходу действия он будет менять личины). Дьявол ставит крысолову условие: он непременно должен в течение суток очистить город от скверны, избавить его от крыс малых и больших. Крыс четырёхлапых и крыс двуногих. Крысолов принимает вызов. Ближайший день перед Новым годом пройдёт под знаком неистовой битвы добра со злом.
Исполнено всё вышесказанное в духе очаровательного аматорства, а актёры неизбежно напоминают реконструкторов и толкиенистов. Кроме того, в качестве эксперимента, подвергнув себя точно таким же временным ограничениям, что и своего героя, Брабец просто не успевает правильно выставлять свет для каждой сцены, а посему за героями будет беспрестанно гоняться (хоть и не всегда поспевать) яркий луч прожектора, с наступлением сумерек словно олицетворяющий божий свет в царстве тьмы. Роль массовки отведена разодетым в маскарадные костюмы горожанам, всюду следующим за героями. Действо, представленное нам, это, по сути, предновогодняя мистерия. Подмостками для этой мистерии служит чарующая своей готической красотой и таинственностью Прага. Её образ обессмертил в своей знаменитой «Влтаве» из симфонической поэмы «Моя родина» композитор Бедржих Сметана. В своё время она вдохновляла на создание своих странных шедевров «испуганного гения» Франца Кафку. Сейчас же она стала идеальным театром под открытым небом для Брабеца и его труппы.
Будучи профессионалом до мозга костей и, к тому же, перфекционистом, Брабец пытается довести до абсолюта намеренную примитивизацию экранной действительности. Он словно бы самоустраняется от происходящего, позволяя мистерии разыгрывать саму себя, вмешиваясь лишь постфактум на стадии монтажа. Режиссёр полностью доверяется магии своих театральных подмостков в лице Праги — этакой современной Итаки.
«Крысолов» стал для Брабеца важнейшим, программным произведением, позволившим ему вдоволь поэкспериментировать в области киноязыка и средств выразительности. Видимо, лишь скромность не позволила режиссёру продолжать эксперименты, которые вполне бы могли привести к созданию своей собственной «догмы», достойной детища датского кинопровокатора Ларса фон Триера. Знаменательно, что тремя годами ранее, группа датских кинорежиссёров во главе с вышеупомянутым фон Триером уже осмеливалась на подобный эксперимент, снимая фикцию ограбления банка в режиме реального времени с 23:05 31 декабря 1999 года до 00:15 1 января 2000 года. Но тот эксперимент имел в себе ещё и элемент интерактивности, ведь четыре съёмочные группы параллельно снимали четыре, объединённых одной фабулой фильма, которые демонстрировались одновременно на разных датских телеканалах. Таким образом, зритель получал возможность при помощи пульта смонтировать свой собственный фильм.
Впоследствии Брабец более не возвращался к подобным экспериментам, сняв вначале не характерную для себя криминальную драму на основе реальных событий «Болеро», а затем вернувшись к эстетике «Букета» в картине «Май».
Снятый же словно забавы ради «Крысолов» вполне может быть отнесён к одним из наиболее интересных и по-хорошему претенциозных проектов начала XXI века.
9 ноября 2013
Место действия фильма — современная Прага, Староместская площадь. В канун нового года происходят волшебные вещи, эта история передает атмосферу средневековой Чехии, с ее загадочностью и мистицизмом.
Заснеженный город в волнении, жители с ужасом ждут полуночи, когда город избавится от скверны. По Карлову мосту, медленно движется таинственный человек в плаще. Он — Крысолов, избавитель от грязи, очиститель города от грешников. В его руках — знаменитая дудочка, с помощью которой он может уничтожить весь город.
Священник одной из церквей, ведет себя странно и возбужденно. В этом человеке скрывается что-то дьявольское, и во внешности, и в поведении. Он собирается соблазнять и искушать город, Крысолов же, встретив Агнессу, запоет готичную песнь о любви, что вселяет надежду в зрителя…
Агнесса — невеста, которая не любит своего жениха. Ее страшит кара Богов, ведь она уже не невинна. Исповедь, думается, облегчит ее совесть, девушка весь фильм мечется. Постоянный бег Агнессы — это бег от самой себя…
Люди сомневаются в своем выборе. Многие, как Агнесса, сначала делают — потом думают, девушка осознает, что и любовь приходит к ней в самый неподходящий момент. События, происходящие в картине, как уроки жизни, дают искупление человеку, если есть вера и любовь в сердце.
Фильму не хватает связанности и плавности. Он немного обрывочен, местами театрален, с особым темпом повествования. Цветовая гамма представлена оттенками серого и белого, красный автомобиль и костюмы алого цвета, насыщают картину яркостью и ощущением праздника.
Моя оценка 7, но хочется поставить 8, как дань недавнему посещению Праги. Я советую, этот фильм к просмотру тем, кто хочет приобщиться к чешской культуре и стилю готика в архитектуре, и немного в музыке.
15 мая 2011
Я продолжаю знакомиться с творчеством покорившего меня Букетом Брабеца. Все же когда режиссер, сценарист и оператор — один человек, это чувствуется: чувствуется, что фильм авторский целиком — у автора нет посредников, и зритель видит все так, как задумывалось изначально. Это прекрасно…
Крысолов, как и Букет, и Май, очень красив — несмотря на то, что действие в нем происходит в наши дни, в серой (я имею в виду только цветовую гамму города) Праге, Брабец расцвечивает свою сказку ярким пятнами — красным кабриолетом, кричащими костюмами участников безумной свадьбы… И на удивление органично выглядят на фоне автомобилей и современных одежд фигуры огромного Крысолова (потрясающая фактура Петра Якла) в средневековом плаще и ужасно противного священника (олицетворения Искусителя), несколько раз меняющего свои обличья — как бы ни была стара легенда об изгнании из города крыс с помощью волшебной дудочки (дудочка, кстати, тоже преобразилась и выглядит под стать героическим пропорциям главного героя, напоминая скорее дубину, которой никогда не воспользуются по прямому назначению), аллегория о крысах в современном мире вполне ясна — эта вся та скверна, что есть в нас. И сказка у Брабеца снова мрачноватая — он дает герою, столько лет спасающего мир от нечисти, шанс обрести свое счастье, отказавшись от своей миссии и предоставив нам самим изгонять своих крыс — ведь волшебная дудочка в чужих руках бессильна…
Музыка в Крысолове просто великолепна.
7 из 10
3 июня 2010