| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.7 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Кафе Люмьер |
| английское название: |
Kôhî jikô |
| год: | 2003 |
| страны: |
Япония,
Тайвань
|
| режиссер: | Хоу Сяосянь |
| сценаристы: | Хоу Сяосянь, Чжу Тяньвэнь |
| продюсеры: | Хидэдзи Миядзима, Фумико Осака, Нобуюки Кадзикава, Ляо Цинсун, Итиро Ямамото |
| видеооператор: | Марк Ли Пинбин |
| художники: | Тосихару Аида, Ёдзи Ямада, Кадзуми Хосино |
| монтаж: | Ляо Цинсун |
| жанры: | комедия, драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
10 декабря 2003 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 48 мин |
Все, что можно сказать про главную героиню Йоко — это то, что она фрилансер, пишет биографию китайского композитора, который частенько бывал в Японии, беременна, но регулярно встречается не с отцом ребенка, а со своим другом Хадзимэ. И еще то, что у нее нет сбережений. С Хадзимэ чуть понятнее. Он владеет букинистической лавкой и создает базу данных звучания железнодорожных станций. Когда-нибудь кому-то она пригодится в исследованиях, надеется Хадзимэ. Лет 7—8 спустя, кстати, появятся специальные сайты, где люди смогут послушать в прямом эфире звуки различных улиц и городов. Хоу как в воду глядел.
Если вы не любите созерцательное кино, то «Кафе Люмьер» и вовсе вызовет у вас приступ апатичного негодования. Поскольку статичных кадров, которые некоторых заставляют тянуться к выключателю, здесь нет, а есть лишь очень условная история девушки с неопределенной профессией и еще менее определенными целями, фильм Хоу Сяосяня грозит обернуться очередным опытом недопонимания между режиссером и зрителем. Точки над i, быть может, расставит посвящение «Кафе Люмьер» культовому японскому режиссеру Ясудзиро Одзу, в чествование столетия которого и снята картина. С этой точки зрения тайванец Хоу проделал восхитительную работу по созданию гибрида своей фирменной скромной драматургии и методов работы Одзу (про них очень подробно рассказал Вим Вендерс в документальном фильме «Токио-Га»).
Кто-то скажет, что фильм бессюжетен в своей патологической реалистичности, но правильней было бы его рассмотреть как классический оммаж. У Одзу Хоу Сяосянь заимствует многочисленные поезда, в которых передвигается героиня. В финальном кадре есть неминуемая железнодорожная развязка, звуки приближающихся и удаляющихся вагонов, одномоментные пересечения жизней сотен людей. Можно вспомнить и самый первый фильм братьев Люмьер «Приближение поезда». В предельно простой картине Соясяня прошлое, настоящее и будущее героев и кинематографа оказываются тонко связаны, как будто совпали их расписания. Согласитесь, так и в жизни, «быть здесь и сейчас» — лишь прекрасная мотивация. Каждое мгновение — продукт совершенно разных времен и людей внезапно совпавших в этом пресловутом «здесь и сейчас».
Еще ближе к природе реальности «Кафе Люмьер» приближает уникальная режиссерская техника Ясудзиро-сенсея — крайне низкая точка съемки, создающая иллюзию присутствия. Вы в комнате вместе с Йоко, практически с ней за одним столом, от вас не ускользнет даже формальное объявление станций и самые бытовые разговоры между соседями. Каким-то образом, практически не остается эмоций, что также отсылает нас к Одзу. Он не любил крайности. Хоу, порой, эмоциональными вспышками выстраивает целые сюжеты («Миллениум Мабо», «Полет красного надувного шарика»). Сказать честно, уже после первого фильма Соясяня я понял, что это не мой режиссер, и что смотреть его фильмы для меня мука. Но почему-то я отмучился уже в четвертый раз.
Вы можете зайти в «КафеЛюмьер», заказать кофе с молоком и послушать о чем беседуют люди за соседним столиком. Их прошлого вы не знаете, о будущем можете только догадываться. На полуслове они заплатят по счету и покинут заведение. Вместе с чаевыми они могут заронить вам пару мыслей, и только. Точно так же вы можете и не обратить на них никакого внимания и вряд ли что-то от этого потеряете. Как подсказывает название картины, она целиком и полностью для синефилов, и чем обширней их навыки, тем больше они считают с Сяосяня. Некоторые из них, те, что профессионалы, даже отнесли «Кафе Люмьер» к числу лучших фильмов XXI века.
26 мая 2012