Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Борьба с искушениями |
английское название: |
The Fighting Temptations |
год: | 2003 |
страна: |
США
|
слоган: | «Don't fight the feeling» |
режиссер: | Джонатан Линн |
сценаристы: | Элизабет Хантер, Саладин К. Паттерсон |
продюсеры: | Дэвид Гэйл, Лорета С. Джонс, Бенни Медина, Джефф Поллак, Ван Тоффлер, Momita Sengupta, Тьерри Тернер |
видеооператор: | Аффонсу Беату |
композиторы: | Джимми Джэм, Бейонсе, Терри Льюис, Биг Джим Райт |
художники: | Виктория Пол, Кейт Бэнгс, Мэри Джейн Форт, Трэйси Уайт, Диана Стоутон |
монтаж: | Пол Хирш |
жанры: | комедия, мелодрама, драма, музыка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 30000000 |
Сборы в США: | $30 250 745 |
Мировые сборы: | $32 445 215 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 сентября 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 3 мин |
После просмотра этого фильма возникает только один вопрос: при чем тут Джонатан Линн? У этого язвительного британского режиссера за всю карьеру не появлялось и намека на евангелическую благодать и христианскую мораль, которые источает фильм «Борьба с искушениями». Наоборот, Линн всегда был у зрителя занозой в заднице, остроумно высмеивая и бичуя человеческие пороки в каких бы видах и где бы они не представали: будь то армия или Белый Дом, суд или даже церковь.
Правда, большинство его лент имели весьма скромные сборы, несмотря на задействованные в них лучшие комедийные силы. Однако в 2000 году выходит стильная и смешная, но совершенно беззубая криминальная комедия «9 ярдов», ставшая неожиданно большим хитом. О Линне, которого за несколько лет творческого затишья стали уже забывать, вдруг снова заговорили в исключительно хвалебных рецензиях. Тут мужику пришла в голову не самая лучшая идея. «Будь проще — и к тебе потянутся люди. Будь добрее, улыбайся шире, люби животных, детей и бога, смеши, но не обидно, не язви и не ехидничай. Короче, раздавай цветы и улыбки. Люди это любят.» Рано или поздно, все режиссеры с ярко выраженной индивидуальностью идут на уступки. В конце концов, люди обожают Форреста Гампа и ему подобных беззащитных дурачков, исполняющих американскую мечту.
Возможно, по этим причинам Линн выбрал своим следующим проектом «Борьбу с искушениями» — довольно дорогой проект, который финансировала киностудия «МTV». Я думаю, он понимал, на что идет, снимая кино, простое, как пионерский горн.
Конечно, просто — не значит плохо. И этот фильм вовсе не плохой. Просто в нем нет того задорного, язвительного смеха, нет тех увесистых оплеух, которые так любил раздавать этот талантливый постановщик, нет двойного дна и здорового цинизма, нет никакой «абразивной стороны». Такое ощущение, что фильм и снаружи, и изнутри одинаково пушистый, мягкий и добродушный.
Линн здесь досадно схематичен и не изобретателен. Кино строится по традиционным шаблонам фильмов о музыкальных/спортивных конкурсах, в которых победит обязательно та команда, которая подает изначально меньше всего надежд. А главный герой — это традиционно запутавшийся в себе отчаянный враль и карьерист, который под воздействием добродушных деревенщин из какого-нибудь американского Залупинска и любви прекрасной девушки меняет свои гнилые городские принципы на жизнерадостную «провинциальную мораль», и, конечно же, принимает решение, правильное с точки зрения состоявшегося американского обывателя, выбирая синицу в руке, как наша «Королева бензоколонки», не изменяя мечте, а изменив мечту. Как в «Дне сурка», только гораздо примитивней.
Простодушные, искренние во всех своих проявлениях провинциалы, живущие в городке размером с большую негритянскую семью, сперва неохотно принимают «блудного сына», испорченного городом из стали и бетона, и постепенно, снимая слой за слоем с него городские маски, недоверие, цинизм, накопившуюся злость и ложь, так свойственные обитателям мегаполисов, лицемерие, двуличие, привычку держаться стороны, обнаруживают под этими слоями легкоранимого, запутавшегося, доброго человека, как и все люди на Земле, отчаянно нуждающегося в поддержке, понимании и месте, где можно быть счастливым. И предоставляют ему шанс, от которого он, конечно, не откажется. О, нет! Только не в этом фильме! Искушениям здесь не дается ни единого шанса!
Понятно, что если ленту финансирует «MTV», да еще и с Бейонсе в одной из главных ролей — фильм будет очень даже музыкальный. И в этом смысле вполне оправдывает ожидания. Перерождение героя, все сюжетные перипетии, все судьбоносные решения — происходят под отличную музыку и песни известных чернокожих авторов и исполнителей. В музыкальном плане фильм оставляет после себя только положительные эмоции. Послушать Бейонсе и тем более посмотреть на нее всегда приятно. И, конечно, когда такая девушка, как Бейонсе, стоит на стороне деревенщин, процент того, что главный герой в финале рванет дальше покорять «Большое яблоко» — минимален.
Я не очень большой знаток «черной» американской музыки, и не даю себе труда копаться в ее исполнителях и стилях. Но слушается этот фильм замечательно. Пожалуй, даже лучше, чем смотрится. Хотя, подобные фильмы зачастую и снимаются как один большой музыкальный клип, где песни кое как связаны не обязательным сюжетом.
Актерская игра в фильме оставляет желать лучшего. Куба Гудинг мне не особо понравился, как, впрочем, и везде. Слишком уж минимальны оказались различия между «городским волком» в начале фильма и парнем «душа нараспашку» в финале. Я ему почему-то не поверил. Бейонсе вообще не актриса, но ей и требовалось другое: быть обаятельной, красивой и петь. Что она и делала в лучшем виде. Между этой ролью и ролью, допустим, в «Розовой пантере» нет никакой разницы. Зато на втором плане достаточно интересных и забавных персонажей, изрядно разбавляющих нет-нет, но все-таки начинающую вызывать скуку историю.
Самобытные характеры чернокожих жителей провинции, где главное развлечение — это церковь, а заправляет жизнью в городе крикливая старуха, умеющая поставить на место любого, включая трусоватого священника — показаны с теплой иронией. В фильме есть несколько забавных ситуаций, не позволяющих забыть о том, что это все-таки не мюзикл с элементами мелодрамы, а комедия с элементами мюзикла.
В ярких, сочных красках показано совершенно особое искусство негритянских госпелов. С одной стороны, это идет в плюс фильму, с другой — я более, чем уверен, что скромные сборы в прокате — следствие именно этой евангелически-хоровой направленности, которая популярна лишь у определенной аудитории и дальше распространяется с большим трудом. Что, в общем-то, доказывает провал фильма в мировом прокате. Ну, кому они нужны — в Европе или Азии — эти чернокожие мамми с их песнями о вселенской благодати?
С другой стороны, свою целевую аудиторию Линн почувствовал очень хорошо, проявив себя «четким братом». Фильм успешно прошел по различным тематическим фестивалям и даже был признан лучшим фильмом года на фестивале «Черного кино». Значит, Линн старался не зря. Мне тоже понравилось — в общем и целом. Не могу сказать, что я потерял время или провел его неприятно. Отнюдь — приятный, легкий, симпатичный фильм с красивой музыкой, красивой певицей и несколькими забавными ситуациями — стандартный и проходной, но полтора часа заставляющий любить эти религиозно-эстрадные представления, которые в американских баптистских церквях почему-то называют службами. «Борьба с искушениями» бороться с искушениями, как ни странно, имеет меньше всего желания. Хотя создатели не пошли дальше Лэндиса, превратившего в «Братьях Блюз 2000» музыку в дорогу к истинному блаженству, но и свое маленькое местечковое чудо совершили, заставив полтора часа слушать те самые гимны и хоралы, которые пропускаешь на религиозных каналах, даже не останавливаясь.
И все-таки: ну, при чем тут Джонатан Линн. Вернее — зачем?
7 из 10
13 марта 2012