Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Бон вояж! |
английское название: |
Bon voyage |
год: | 2003 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Жан-Поль Раппно |
сценаристы: | Жером Тоннер, Жиль Маршан, Жюльен Рапно, Жан-Поль Раппно, Патрик Модиано |
продюсеры: | Лоран Петен, Мишель Петен |
видеооператор: | Тьерри Арбогаст |
композитор: | Габриэль Яред |
художники: | Жак Руксель, Катрин Летерье |
монтаж: | Марилин Монтье |
жанры: | триллер, комедия, мелодрама, драма, детектив, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 20000000 |
Сборы в России: | $110 000 |
Сборы в США: | $2 503 286 |
Мировые сборы: | $9 049 489 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 апреля 2003 г. |
на DVD: | 15 апреля 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 54 мин |
Франция; начало 40-х годов XX века
Вивьен /Изабель Аджани/ - капризная и поверхностная актриса, убившая бывшего любовника и теперь пытающаяся найти безопасное местечко рядом с мужчиной повлиятельней
Фредерик /Грегори Деранжер/ - писатель, с юности влюблён в Вивьен, помогает ей избавиться от тела, в результате чего убийство вешают на него; в суматохе начавшейся войны бежит из тюрьмы
Жан-Этьен /Жерар Депардье/ - влиятельный министр, любовник и покровитель Вивьен
Камилла /Виржини Ледуайен/ - помощница профессора, разработавшего «тяжёлую воду» для создания бомбы, пытается помочь ему бежать из страны
Алекс /Питер Койот/ - немецкий шпион, выдающий себя за журналиста, ищет профессора и «тяжёлую воду» и попутно пытается заполучить Вивьен
Рауль /Иван Атталь/ - приятель Фредерика из тюрьмы, который помог ему бежать, а затем устроиться на воле
Несмотря на то, что действие происходит во время самого начала Второй Мировой войны, а кругом царит превосходно переданная и показанная суматоха и страх, эта картина носит очень лёгкий характер и способна подарить пару часов отдыха и приятного настроения. Сюжет развивается очень быстро, в фильме много персонажей, которые взаимосвязаны друг с другом иногда не самым ожидаемым образом. В общем, в ленте царит динамика, суета, неплохие шутки и хорошо прописанные герои, отлично сыгранные актёрами.
Совершенно без казусных моментов не обошлось, некоторые эпизоды носят излишне карикатурный характер, что даёт понять, что перед нами, прежде всего, комедия. Странновато, конечно, видеть комедию об этом историческом периоде, но не будь сюжет помещён именно в этот временной промежуток, пришлось бы отказаться от нескольких занятных персонажей, которым в другом периоде просто делать бы было нечего.
Хорошая, повторюсь, лента для расслабленного вечерочка.
17 июля 2023
Сначала о хорошем. Авторам удалось создать атмосферу массовой суеты, паники, неопределенности, растерянности. Огромный мост через Жиронду, заполненный толпой беженцев, дети, спящие на расстеленных на полу матрацах. Толпы народа, запрудившие улицы, переполненные гостиницы. Буржуазия, аристократы, спекулянты рассуждающие, бежать ли дальше, или сдаться врагам. Министры-капитулянты — слабаки и мерзавцы, торгующие родиной.
Сегодня никто из французов (что уж говорить о других) ничего не знает о тех временах. Еще в 60-е появился фильм «Кто это — гитлер?», о поколении, ничего не знающем, что произошло 20 лет назад. А здесь более 60, на момент выхода фильма. И авторам пришлось передавать не только атмосферу, но и канву политических событий того времени. А заодно и свое презрение к «сливкам» общества, опозорившим Францию, бросившим ее на разграбление варварам. Многие персонажи фильма — исторические цитаты. В министре легко узнается сразу Лаваль, Фланден и Бишлонн (про последнего мы еще скажем пару слов). Вздорная беспринципная актриса — коллаборационистка от культуры, подобная Э. Пиаф. Месье генерал, который к вечеру будет в Лондоне — конечно же де Голль. Прогнившая буржуазия — дамочка, готовая вернуться в Париж даже с немцами. Еще сохранившие гордость отвечают — без меня! Все это горькое, и очень рельефное осязаемое напоминание о времени, которое современные петены и лавали стараются придать забвению.
А частный сюжет крутится вокруг тяжелой воды. И вот тут начинается басня. Винить за это авторов трудно — нужна интрига, которая заставит современного аморфного зрителя смотреть фильм о событиях, которые совсем не доставляют радости. Но вот воплощение этой истории — гора штампов. Министры готовы сдать воду фашистам, и при этом немецкий шпион лезет из кожи, чтобы перехватить груз (который и так должен достаться агрессорам). Дальше больше клише: жулик-патриот, трафаретный профессор (конечно же, польский еврей — своих физиков Франция отродясь не знала), еще более шаблонная ассистентка в очках и с обязательной папкой в обнимку. Последняя, кстати, со своими провалившимися глазками-бусинками (не ее вина, но осадок остался) совсем не вписывается в пейзаж. Наконец, влюбленный (а как же) недописатель, выглядящий как наш современник, при том, что все прочие персонажи аутентичны заявленной эпохе. Он сначала безответно влюблен в актрису, затем в родину, ради чего ее покидает — конечно, все патриоты собрались в Лондоне, маки и Сопротивления не существовало, Жан Мулен, Анри Валлон, Франсис Журдан, пэр Филипп, Анри Роль-Танги не рисковали жизнью и не отдавали ее за Францию. Наконец, недописатель влюбляется в ассистентку и встречает ее у памятника Клоду Бернару, перед воротами Коллеж де Франс. Водевиль.
А что же там на самом деле случилось с тяжелой водой? Незадолго до событий, упомянутых в фильме, Фредерик Жольо-Кюри великий французский физик (зять другого великого французского физика — Пьера Кюри, муж Ирен Кюри — третьего великого французского физика, и друг четвертого — Поля Ланжевена) первым получивший цепную реакцию, скупил, при содействии министра вооружений Рауля Дотри, всю норвежскую тяжелую воду — 26 бидонов по 5 литров. Не просто скупил — увел воду из-под носа у фрицев, ради которой они и напали на Норвегию. Чего такого в этой тяжелой воде? Что, ее так трудно синтезировать? Нет, не трудно. Но ближайшая лаборатория по синтезу дейтерия находится в 150 млн. километров, в центре Солнца. А на земле ее можно только добывать, отфильтровывая электролизом от обычной, в которой она присутствует всегда… в количестве 0,0015%. Зачем она нужна? Для поддержания реакции деления, а не для ее предотвращения, как глупо объяснила ассистентка в фильме. Проще говоря, без тяжелой воды невозможны исследования в области деления ядра и, как следствие, разработка атомной бомбы (пусть в самой бомбе она не используется). Резюме: у кого вода, у того и бомба. А вода была у французов. Как только порвался фронт у Седана, Жольо-Кюри отправил своих ассистентов Абиша и Коварски со всем запасом воды в Бордо, там они погрузились на английский шип «Брумпарк», и доставили воду в Англию (а фрицы остались без бомбы). Сам Жольо-Кюри, как истинный патриот, отказался от предложения англичан об эвакуации, остался на родине, примкнул к Сопротивлению, вступил в компартию, и боролся с врагом. Он воспрепятствовал вывозу своей лаборатории в райх, вырвал из лап гестапо Поля Ланжевена, и делал для партизан «коктейль Жольо» — бутылки-зажигалки, не требовавшие запала. С из помощью Сопротивление выбросило фрицев из Парижа летом 1944. Да, никакие американцы не освобождали Париж, они даже не собирались этого делать. И вот такую личность в фильме заменяют недописателем, трафаретным «профессором» и девицей с глазами-бусинками.
Обещанная пара слов о Бишлонне — мерзавце, подлеце и предателе. Он плохо кончил, поставив «на победу райха» — сами же фашисты убили его в Берлине, убрав лишнего свидетеля своих преступлений. Не стоило бы его упоминать, но он затесался в историю с тяжелой водой, будучи тогда секретарем министерства. Рауль Дотри поручил ему написать приказ, позволяющий Жольо-Кюри эвакуацию тяжелой воды, который Бишлонн и передал лично Фредерику. И теперь правацкие интернет-помойки, типа французской (и не только) педии, пишут, что это он де, единолично, спас тяжелую воду от своих будущих хозяев! Да он всего лишь выполнил приказ (будь его воля, он бы этого не сделал).
А что же фильм? Для атмосферной антуражки очень даже неплох. Обязательно посмотрите. Тем более, теперь вы знаете, в чем суть.
___
fable — басня
faible — слабак
7 ноября 2018
Июнь 1940 года. Линия Мажино, на которую вся Франция возлагала огромную надежду, пала и вся Франция мчится в Бордо: члены правительства, физики, уголовники, аристократия, артисты и немецкие шпионы. В эти несколько июньских дней решается судьба всей Франции, а жители пытаются найти выход из сложившейся ситуации…
Один из сценаристов данной картины — Патрик Модиано, — написал за тридцать девять лет до выхода этого фильма сценарий фильм Луи Маля «Лакомба Люсьена». Эта картина 1974 года произвела эффект разорвавшейся бомбы, потому что показала французскому обществу на их истинное поведение во Второй Мировой войне. В 2003 году Патрик Модиано, совместно с четырьмя другими сценаристами, вернулся к этой теме, избрав при этом, на первый взгляд, неподходящий жанр — комедию.
Если в «Лакомбе Люсьене» препарировали простой французский народ, то в «Бон вояж!» высмеивают элиту Франции. Практически вся элита показана кучкой людей, заботящихся о том, чтобы получить место в самом шикарном отеле Бордо «Сплендид». Аристократы, члены правительства, бизнес-элита даже тайно радуются тому, что Франция капитулировала и теперь они смогут вернуться в Париж, а «с немцами мы научимся сосуществовать».
В подобной ситуации на героические поступки способны самые неожиданные категории людей: уголовники, «под шумок», сбежавшие из тюрьмы и не давшие попасть секретным образцам потенциального ядерного оружия в лапы врагу. Молодая девушка, ассистент профессора, указавшая министру, в прекрасном исполнении Жерара Депардье, на его ничтожность. И, наконец, один из главных героев — потенциальный писатель, севший в тюрьму из-за своей ветреной любви, — поехавший в Бордо, чтобы разобраться с ней, но по стечению обстоятельств принявший самую непосредственную роль в будущем Франции.
В «Бон вояж!» потрясающий актерский ансамбль и в ролях первого плана, и во второстепенных ролях.
К большинству героинь Изабель Аджани испытываешь симпатию, сопереживание, они способны расшевелить сердце у самых отъявленных циников. Она блестяще играла выдающихся женщин с трагической судьбой: Адели Гюго, Эмили Бронте, Антониету Ривас Меркадо, Камиллу Клодель, Маргариту де Валуа. В этот раз Изабель Аджани использовала все свое выдающееся актерское мастерство и магию для создания персонажа, являющегося квинтэссенцией бездарности и способного вызывать только чувство презрения. Можно сказать, что Вивиен Данвер — анти-Изабель Аджани. Если Изабель Аджани прекрасная актриса и очень красивая женщина, то Вивиен Данвер бездарная и смазливая актриска.
Вивиен Данвер готова лечь с любым, кто готов содержать ее, помочь карьере и обеспечить безопасность. Как Хендрик Хефген из «Мефисто», Вивиен Данвер продала свою душу в обмен на сиюминутную славу. В лексиконе Вивиен Данвер нет места таким словам как «достоинство», «преданность» и «любовь». Она готова подставить единственного человека, искренне любившего ее, и сразу забыть о нем, как и о всех остальных любовниках. Весь ее шарм состоит из избитых приемов бездарной актриски: закатывание глазок, театральные рыдания, рассказы про ее беззащитность и потерянность. По ходу фильма Вивиен теряет всяческие остатки чести и человеческого достоинства, но становится слишком поздно, когда она понимает, что пути назад нет. Изабель Аджани прекрасно сыграла эту роль, передав всю ничтожность своей героини. К ней не испытываешь сочувствия и финал картины содержит прямой намек на ее будущее.
Другие актеры также сыграли на высоте. Жерар Депардье в образе министра, заботящегося о своей шкуре. Питер Койот со своим мефистофельским обаянием в роли немецкого шпиона, которому Вивиен Данвер «продала душу». Виржини Ледуайен в образе идеалистичной молодой девушки, оставшейся верной своему делу и Франции. Грегори Деранже в образе молодого писателя, ставшего героем. В эпизодических ролях также засветились легенды французского кино Аврора Клеман и Эдит Скоб, создавшие ярких и запоминающихся персонажей.
Подводя итог, хочется сказать, что в Бордо в июне 1940 года встретились комедия, шпионский фильм, мелодрама, драма и военный фильм, и встреча прошла прекрасно.
9 из 10
30 ноября 2014
Наверное один из самых болезненных эпизодов в истории современной Франции, да и Европы обыгрывается в мастерской постановки Жана-Поля Раппено весьма непринужденно. Режиссер очень точно подмечает всю суету и нелепицу, которая творится перед вводом гитлеровских войск в Париж. Никто толком ничего не знает и все стремятся спасти свою жизнь. Тут проявляются характеры. Так что, на фоне вывоза ценных инновационных секретов — наработок известного профессора герои решают свои дела любовные. Это ведь только формально в центре внимания бравый молодой человек и смелая дочь профессора. Если присмотреться, то все совсем иначе — дуэт Депардье-Аджани является тем трикстером, ради которого и хочется смотреть фильм. Роман скучного министра и истеричной кинозвезды, большую часть времени находящейся в депрессии не может не порадовать глаз. Серьезный Депардье и истеричная Аджани, опять как и в «Камилле Клодель» легко и непринужденно обыгрывают свои партии. В силу легкости и динамизма фильма, а также точных мизансцен их роли оказываются очень выразительными и по своей содержательности вполне могут претендовать на условное звание лучшей второстепенной роли того года.
Герою же, равно как и зрителям придется определяться с симпатиями по ходу фильма. А отдать предпочтение между двумя безусловно красивыми женщинами французского кинематографа, которыми являются Изабель и Вирджини очень непросто. Добавлю лишь, что неожиданный финал в кинозале с показом фрагмента черно-белого фильма Изабель показался мне очень удачным и даже напомнил об «Артисте» Хазнавичюса.
6 из 10
7 августа 2014
И снова я пишу рецензию о фильме, сюжет которого разворачивается во времена второй мировой войны. Весь смысл далек от военных действий, и даже не пропитан чувством страха от этих событий, хоть всем французам приходится бежать в Бордо, из-за наступления на Париж немцев, высшее общество отрешенно занимается своими делами, попутно ухажывая за женщинами. Сам же сюжет основан на одной истории, когда начинающий пистель влюбленный в знаменитую актрису попадает в тюрьму из-за неё же.
В фильме очень быстро переменяет друг друга череда событий. Уж как-то все быстро происходит. Хоть по идее так и должно быть, война же. Франция вот-вот примит решение о капитуляции. Но так не должно быть в фильме, потому что в голове создается не разбериха из каких-то фрагментов.
Немного о актерской игре: Меня совершенно не порадовали люди главных ролей. Иначе их ни как не назовешь. Фредерик, по моему мнению, должен быть немго более скрытным, ведь его разыскивает вся Фрпнция. Знаменитость Виван по роли конечно должна быть этакой розой, которой ничего не нравится, и должна чувствовать что она весь свет, но не на столько же. Она вышла каким-то холериком, при каждой фразе охающей и ахающей… Жерар Депарьдье сыграл очень не большую роль и весь свой талант не мог показать из-за этого, но его игра была лцчше всех. По этому про остальных я даже и говорить не хочу…
Фильм мне ужастно не понравился. Ставлю ему 5из10.
И именно это называется «ШЕДЕВРОМ ФРАНЦУЗСКОГО КИНО» — я с этим не согласен!
3 октября 2010
Люблю французское кино. Впрочем, я вообще кино люблю, но к французскому у меня особое отношение. Американское кино великолепно, и, несомненно, мегакорпорация по имени «Голливуд» устанавливает моду и правит бал в кинематографе, и, конечно недаром. Огромное количество великих фильмов в графе «страна-изготовитель» имеет три заветные буквы «США». Конечно, эти же три буквы стоят на массе безликого ширпотреба, в котором Голливуд преуспел гораздо больше любого другого кинематографа мира, кроме, разве что, индийского… Но дело вот в чем — даже если выбирать между ширпотребом и халтурой из Америки и халтурным ширпотребом из Франции, я выберу все-таки халтуру из Франции. Просто мне это ближе. Если фильм снят халтурно в Америке, смотреть его невозможно, он становится безбожным отстоем, от него просто тошнит, а французы, народ такой, что даже халтурят весело и с душой. Французский кинематограф легче, ироничнее, самокритичнее, умнее, добрее, и лишен голливудского самолюбования. Поэтому даже такие безделушки, как «Такси», «Васаби», «Французский пирог», «Багровые реки — 2» и т. п. смотрятся на порядок лучше, чем их американские аналоги.
Да что это я все о халтуре, да о халтуре? Думаете, клоню к тому, что «Бон вояж» — халтура и ширпотреб? Ничего подобного! Это великолепный фильм, который произвел на меня огромное впечатление, и я безмерно благодарен Жерару Депардье, чье имя, стоявшее на обложке коробки с диском, привлекло меня к покупке и просмотру этого фильма, в котором, для меня, кроме Депардье и Аджани, знакомых имен не было. Пусть роль у Жерара далеко не главная, важно, что такой рекламный ход удался, и я посмотрел прекрасный французский фильм, оставляющий длительное приятное послевкусие. Он довольно новый, снят в 2003, но снят в стиле ретро и смотрится так, словно ему уже лет 40, не меньше. Так к чему я заговорил про все эти различия в американском и французском кино и про ширпотреб? Да к тому, что новое американское кино я практически игнорирую сейчас, оно меня радует все меньше и меньше, а вот новое французское кино редко оставляет равнодушным. Даже простенькие комедии и мелодрамки, а «Бон вояж» — кино многопластовое, интересное, умное и красивое.
Создается ощущение, что 5 сценаристов картины писали каждый отдельную пьесу, а потом путем нехитрых преобразований соединили свои усилия в один замечательный фильм, потому что в фильме именно 5 параллельно развивающихся сюжетных линий и 5 разных смысловых подтекстов. Один из сценаристов написал трогательную любовную историю, другой — шпионскую драму, третий — биопик неназванной звезды, четвертый — военную драму, пятый — костюмированную мелодраму, а Жан-Поль Раппено все это соединил, не бросив без логического финала не одну линию. Смешение жанров пошло фильму на пользу.
Перед нами разворачивается история наподобие грандиозных романов Гюго, конечно, не настолько гениальная и эпическая, но многообразие характеров, яркий исторический контекст, подробное описание эпохи — все это напоминает романы великого соотечественника Раппено и Депардье.
События фильма происходят на фоне Второй мировой войны и оккупации Франции, и, хотя и не касаются непосредственно боевых действий, великолепно показывают картину всеобщей паники, грандиозного переполоха и унижения, вызванного падением «непобедимой Франции» под натиском немцев, над которыми французы всегда посмеивались. Впечатляющие картины вокзальных сутолок, длинные ряды беженцев, огромные массовки, шумная, разношерстная толпа, которая не понимает, как могла их Франция сдаться какому-то австрийскому выскочке… Кабинеты министров, переполненные гостиницы на юге Франции, куда бегут, спасая жизни и состояния, сливки общества — политики, миллионеры, суперзвезды…
Обстановка в фильме действительно военная и передано все очень точно — как визуально, так и психологически. Иного и быть не могло, учитывая, что войну изначально полагали лишь небольшой проблемой, на решение которой уйдет не больше 2-х недель, и лишь потом осознали масштабы катастрофы. Тем правдивее и безобразнее смотрятся перепалки политиканов, спасающих не столько Францию, сколько свои кошельки и карьеры, готовые преклониться перед немцами, предать народ и страну, лишь бы сохранить никчемную жизнь и свои белые воротнички. Высший свет, не понимающий и не желающий понять нависшую над страной угрозу, как это похоже на высшее общество России, которое покидало страну в 1917 г., и спокойно попивало кофе на терассах в солнечной Италии или в уютных французских ресторанах, беседуя об искусстве, и о том, что большевики, как и всякая другая напасть — явление недолговременное, и скоро им предстоит возвращение на Родину в лучах прежней славы. Время, эпоха, играют в фильме не менее важную роль, чем актеры, поскольку все проходит через исторический контекст, все отталкивается от событий 1940 года, весь фильм пропитан ожиданием большой беды, тревогой, ощущением «жизни на вулкане». Вся та мешанина, в которой некоторые видят недостаток — абсолютно оправдана, поскольку война — сама по себе это перекрестки судеб, событий, историй… Ну, и конечно, стилисты, гримеры, костюмеры, специалисты по декорациям постарались на славу, — даже в голову не приходит обвинять режиссера в недостоверности, хотя история, конечно, выдуманная.
Но все-таки главное здесь не война, война здесь — тень, в которой стоит все всколыхнувшееся от сонных мирных 22-х лет общество, а главное — это люди, характеры, образы людей той эпохи, — очень разные, очень яркие и значительные. И тут появляются некоторые непонятки. Безусловно, мы имеем дело с актерским ансамблем, а не со свечением одной звезды, но довольно трудно говорить об ансамбле, когда там оказываются Жерар Депардье и Изабель Аджани. Особенно Изабель Аджани! Во многом это именно ее фильм, и не только потому, что именно ее героиня — катализатор практически всех произошедших в фильме событий, но и потому, что игра Аджани попросту завораживает и заставляет, открыв рот, безмолвно восхищаться актрисой.
Изабель Аджани — одна из самых красивых женщин французского кинематографа, она, кажется, само воплощение Франции — безумно женственная, идеально сложенная, ангельски прекрасная, обладающая удивительным шармом, чарующей улыбкой, большим талантом, иронией и дьявольской притягательностью. Все это Аджани использовала в фильме на полную катушку. До самого конца фильма и после него не веришь, что Изабель — уже почти легендарная актриса бальзаковского возраста… В это просто невозможно поверить — настолько велико волшебство этой потрясающей женщины. Кажется, ее красота просто не поддается старости, и уж не знаю, искусственно ли это сделано, или само собой так получилось — мне без разницы, главное, что результат — потрясающий. Смотря на Изабель в этом фильме, в нее трудно не влюбиться.
Другое дело — ее героиня. Звезда экрана Вивиан, которую играет Аджани — очень и очень непростая героиня, к которой чувствуешь гораздо больше антипатии, нежели симпатии. В этой удивительной женщине, прокладывающей себе дорогу в жизни по головам бывших любовников, которых она бросает с такой же легкостью, что и находит, соединилось невероятное очарование, взбалмошность, красота, шарм, все, что превращает девушку в идола. Она актриса — не в кино, хотя и в нем тоже, ее главный сольный номер — ее жизнь, в которой она совершенно четко знает, где нужно заплакать, где улыбнуться, когда и кого растрогать, когда и с кем жить, кому отдавать себя за определенные услуги. Она — лишь с одной стороны очаровательное и милое существо, ведь с другой — это прожженная эгоистка, которая в жизни не любит ничего и никого, кроме себя и идет по жизни, быстро теряя те маленькие крохи человеческого, что в ней сохранились, падая в пропасть лицемерия, фальши, игры, которая делает ее несчастной, зато успешной. Эта импульсивная, беспокойная и энергичная натура все время ищет чего-то необыкновенного и яркого, не задумываясь ни о чем серьезном, влюбляя в себя необходимых людей, она похожа на стрекозу из басни Крылова, которая «все лето пела», но которой, как известно из школьной программы, пришлось позже и «поплясать». Как и басенной стрекозе, героине Аджани придется пройти через много кривых дорожек, потерять единственную чистую и искреннюю любовь в погоне за призрачной «светской» успешностью и внешним благополучием, и оказаться, в конце концов, опустошенной и разбитой в стане врагов, которые могут обеспечить ей на данный момент привычное «теплое местечко». Ни любви, ни ненависти, только страх и жалость к самой себе….
Изабель сыграла эту роль восхитительно. Постепенно она раскрыла всю человеческую пустоту, всю бездуховность, всю быстро улетучивающуюся по песчинкам искренность и человечность, некогда запрятанную глубоко в сердце ради выхода в свет. Во многом героиня Аджани напоминает героиню Пэрвиэнс из гениальной «Парижанки» Чаплина, и трагедия Вивиан вызывает массу эмоций во время просмотра фильма. Глядя на то, как эта красотка ломает жизнь себе и другим, плетет свои сети, и сама в них запутывается все больше и больше, ее жалеешь и ненавидишь одновременно… И все равно, под эти чары нельзя не попасть. Как я понимаю тех мужчин, что потеряли многое ради этой женщины. Прекрасная игра прекрасной Аджани!
Герой Жерара Депардье очень похож на героиню Аджани. Он такой же флюгер, вертящийся в направлении ветра, но в одном он искренен перед собой — в своей любви к Вивиан. Он министр, политик, меняющий мнение и решения по обстоятельствам, у него нет ни позиции, ни слова, ни патриотизма, он из тех, что сдали Францию Гитлеру, надеясь на то, что фюрер пощадит их, и они смогут постепенно приспособиться к новым порядкам. Впрочем, его тоже можно понять — опасна роль власть предержащего в столь опасное время.
Депардье тоже сыграл очень хорошо. Получилось так, что современный французский кинематограф не может сейчас почему-то предложить Депардье роли, масштаб которых был бы равен или хотя бы приближался к тому, что делал актер в конце 70-х — начале 90-х гг. Случаются, конечно, и исключения, и приходят роли, достойные великого таланта, как, например, роль Вальжана в «Отверженных», но в общей массе роли Депердье в 21-м веке незначительны и малозаметны в его общей актерской биографии. Снимается актер ужасно много, но 80% фильмов — просто «появление» актера там-то и там-то. И это беда не одного Депардье, но и Рено, и Ришара, и Клавье, и других легенд Франции. Роль в «Бон вояже!» нечто среднее между откровенной халтурой и настоящей ролью. С одной стороны, актер трудится, и это хорошо видно — ему веришь, его понимаешь. Но, с другой — роль откровенно второплановая, иногда создается ощущение, что Депардье здесь для того, чтобы Аджани могла всласть наиграться. Мне показалось, что он чувствует себя иногда неуютно, в конце концов, в его биографии роли, ставшие значительным явлением в искусстве, а здесь он задействует лишь небольшую часть своего огромного дарования.
Очень понравилось трио молодых актеров Грегори Деранже, Айвана Аттала и Вирджинии Дедуайнен, которые и стали формально главными героями ленты. Красавица Ледуайнен очаровала меня еще в «Отверженных», где играла Козетту. Здесь роль у нее проще, но все равно понравилась. Деранже сыграл писателя, который вынес множество тягот из-за героини Аджани, но смог побороть в себе и любовь, и страсть, и найти свое настоящее счастье. А Аттал сыграл яркого уголовника Рауля с очень сильным пробивным характером, который, несмотря на свою аферистскую сущность, парень очень положительный, потому что настоящий, не фальшивый, как герои высшего света.
Как я уже сказал, в фильме мне понравилось абсолютно все. Поначалу он казался мне несколько скомканным и скучноватым, но постепенно раскачался и потом я уже чуть ли не с открытым ртом сидел и смотрел в экран, совершенно не замечая времени. Конечно, любители блокбастеров останутся недовольны. Этот фильм содержит мало развлекательных черт, он снят по-французски, в стиле ретро, по традиции, уходящей корнями в классическое французское кино, в такие фильмы, как «Через Париж».
Смотреть это умное, интересное, красивое кино невероятно приятно, к тому же компанию молодым звездам составляют такие «монстры», как Аджани и Депердье, а их уровень таков, что фильм, даже самый средний, обязателен к просмотру. А этот фильм — далеко не средний. Конечно, для любителей попкорновых зрелищ он вряд ли будет интересен, скорее создаст помехи для сна, но такое уж это кино. Втянетесь — не пожалеете!
10 из 10
16 февраля 2008
Намешано-перемешано, но этого бы и следовало ожидать от французского гиперлинка. Сюда бы подошел саундтрек из «Доказательства смерти», но нет. Запросы создателей фильма куда выше, они метят на жанр драмы отношений с элементами героической борьбы французского народа за свободу от нацистских захватчиков. А получается сюжетная каша.
Фильм вытягивается стараниями актеров. Все знают о таланте Аджани и Депардье, но «Бон вояж» — фильм молодых актеров: Деранже, получившего за роль в этом фильмме Сезар как лучший новый актер, и Ледойен, которая засветилась еще в «8 женщинах» Озона, ну а тут проявила себя в полную силу в оли чувственной очкастой лаборантки.
Еще один момент — стилизация фильма. Очень красиво наполнили людьми в одежде сороковых и старыми машинами улицы Бордо. Красиво получилось.
8 из 10
28 июня 2007