Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Берлинский блюз |
английское название: |
Herr Lehmann |
год: | 2003 |
страна: |
Германия
|
слоган: | «Bis denn, dann...» |
режиссер: | Леандер Хауссман |
сценарий: | Свен Регенер |
продюсеры: | Соня Шмитт, Клаус Бойе, Дженс Мейер |
видеооператор: | Франк Грибе |
художники: | Томас Стаммер, Астрид Пёчке, Нина фон Мехов, Dagmar Fabisch |
монтаж: | Петер Р. Адам |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 6000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 октября 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
В 2001-ом году благодаря издательству «Eichborn» был опубликован дебютный роман немецкого писателя Свена Регенера «Herr Lehmann», что в дословном переводе означает «Герр Леманн» либо же «Господин Леманн». Но международную известность роман приобрёл уже под другим названием — «Берлинский блюз», соответствуя прокатному названию экранизации романа режиссёром Леандером Хауссманом, которого зритель знал по мелодраматической комедии «Солнечная аллея» (1999). Впоследствии история Франка Лемана из «Берлинского блюза» выросла в трилогию, но более известных экранизаций романы Регенера не получили, хотя попытки и предпринимались.
Итак, место действия, как можно легко догадаться, исходя из названия, — Берлин, причём Берлин Западный, ведь время действия — октябрь 1989-го года, когда ещё существовала цитадель идеологического разделения мира — печально известная Берлинская стена. Главный герой, о чём, опять же, нетрудно догадаться — Франк Леман. Это постепенно спивающийся мужчина, которому скоро стукнет тридцатилетие. Но он под алкогольными парами и праздным образом жизни не обращает внимание на то, что пора браться за ум. Единственная кроха возможной сознательности Франка — его нежданная влюблённость в работницу бара, где сам Франк любит проводить время за стаканчиком пива и болтать со своим другом Карлом.
Многочисленные диалоги, по сути, не несут чего-то определённого, это будто бы пустая болтовня. Но надо читать между строк — в них улавливается специфика того времени, той эпохи, тех людей, воспитанных на идеологических пересудах. Конечно, многие слова героев «Берлинского блюза» подчёркнуто переносятся в лёгком алкогольном подпитии, непроизвольно можно даже ощутить устойчивый пивной перегар, смешанный с дешёвым табаком. От этого вроде должна появляться неприязнь, тем более в наше время, где лозунг за здоровый образ жизни не звучит уже как просьба и популистская государственная программа, а это уже действительно образ жизни, который сознательно выбирают молодые люди ибо это модно (и это прекрасно!).
Сам Берлин нам практически не показывают, но между тем Леандер Хауссман вместе с оператором ленты Франком Грибе (последний, кстати, работал с такими фильмами, как «Беги, Лола, беги», «Парфюмер: История одного убийцы» и «Облачный атлас») не подбирал с особой тщательностью пасторальные эскизы большого и великолепного города, а умышленно нашёл заброшенные, грязные подворотни, чтобы не прослыть типичным «заказным» постановщиком, в «Берлинском блюзе» заметны авторские черты и характерное творчество. Чем, в принципе, фильм выгодно отличается от тех лент, где визуальная похвала продемократического настроения в буквальном смысле подвергает мыслимому и немыслимому очернению противостоящему строю. Так хитро, контекстно Леандер Хауссман ушёл от политических инсинуаций и показал жизнь в преддверии больших перемен. И хотелось бы сказать, что показал жизнь трезвую, осмысленную, но это, увы, не так.
Даже уже начальный отрезок «Берлинского блюза», не щадя зрителя, увлекает в мир дурмана после ежедневных попоек, ставшими неотъемлемой частью времяпрепровождения. В этом отрезке Франк Леман в ранний час, стоя на карачках на грязном тротуаре, поит алкоголем собаку, привязавшуюся к нему. Конечно, это не красит главного героя. Да и вообще в «Берлинском блюзе» его ничего не красит, все поступки совершаются в каком-то взбудораженном и порой агрессивном эмоциональном состоянии, чувство вины или сочувствия будто атрофированы. Но при этом никто не пытается ругать за это правительство или какие-то другие, по-своему аморфные силы; быть в состоянии алкогольного опьянения, а потом мучиться похмельем — это уже образ жизни, добровольно принятый как должное.
Так что, самым верным будет назвать жанр «Берлинского блюза» фильмом-притчей. Притчей о том как устоявшийся порядок жизни сливается с огромными переменами в политическом устрое жизни, а они разрушительно влияют и на саму жизнь действующих лиц фильма. Это тот редкий случай, когда фильм вроде бы ни о чём, а в тоже время и обо всём. Оценивать его как-то сложно, но, пожалуй, выставлю субъективные:
8 из 10
P.S.: а в коротком эпизоде в роли врача можно узнать самого Кристофа Вальца.
28 июля 2020
Не так уж просто поверить тому, что наша страна, где только ограниченному человеку не знакомо чувство повальной ностальгии по социалистическому формату, не единственная в своём роде. Объединённой Германии по этому показателю до нас, конечно, далеко, но немецкий режиссёр Леандер Хаусcман, видевший «всё это» своими глазами, упрямо доказывает обратное. Со времён крушения Берлинской стены не прошло и десятилетия, а растущая ностальгия немцев по временам существования Германской Демократической Республики приобрела устойчивый характер и наиболее характерным образом отразилась, как водится, в национальной культуре. Достаточно вспомнить фильмы периода нулевых «Гуд бай, Ленин» или «Любовь за стеной». В Германии, кстати, на эту тему имеется специальный термин «ostalgie», появившийся на волне тех событий и означающий ностальгическое отношение к бывшей восточной республике. Спроецировав его на добротный сценарный материал, Хаусcман ещё в «Солнечной аллее» 1999 года воскресил ГДР 70-х годов, а спустя четыре года поведал миру уже о последних днях разделённой страны в «Берлинском блюзе».
Литературная адаптация произведения Свена Регенера, оригинальное название которого «Герр Леманн» легло в название фильма, воссоздаёт картину жизни молодого поколения выходцев из ФРГ, приехавших в уединённый богемный район Западного Берлина Кройцберг. Одни спасаются здесь от тягот военной службы, другим просто не хватает спокойствия и размеренности в капиталистическом ФРГ. Сам Кройцберг, с трёх сторон окружённый стеной и изрядно уставший от застойной повседневности, словно создан для таких, как они. Франк Леманн, которого друзья в шутку называют «герр Леманн», — наглядный пример этого поколения людей. Образ жизни далеко не идеальный — мало сна, много пива и работа в сомнительном баре, посетители которого зачастую далеки от святости. Да и сам Леманн не стремится быть приверженцем активного исследования окружающего мира, но если представится случай, не преминёт вступить в околофилософскую дискуссию с любым желающим. Он и его окружение кому-то могут показаться слишком отстранёнными от действительности, в чём есть некоторая правда. Например, Леманн всячески игнорирует знаки грядущих перемен по телевизору, заголовкам газет и даже из уст родителей. Впрочем, на фоне своего лучшего друга Карла, отчётливо скатывающегося в депрессию, Леманн, скорее, предстаёт здоровым нонкомформистом. Ещё не вполне осознающим, но чувствующим новое будущее своей страны.
Снятый словно сам по себе, «Берлинский блюз» в сухом остатке выдерживает неплохой по меркам немецкого кино уровень, в плюсы которому, безусловно, можно отнести совершенно особый юмор с горьким привкусом безысходности. Настоящие, свободные от сладкого декора антуражи берлинских улиц и помещений, изложенные в несколько небрежном, но свободном стиле. Леандер Хаусcман весьма чётко погружает в тревожное состояние маленькой части большой Германии, переживающей несвойственные её духу сомнения в завтрашнем дне. Любовь, согревающая души героев в непростой момент их жизни, тихо шепчет каждому, что они на правильном пути. Только пройти его абсолютно ровно и без жертв не получится ни при каких обстоятельствах, иначе эта картина осталась бы только комедией, противоречащей самой себе.
А так, фильм Леандера Хаусcмана является, помимо прочего, достаточно неплохим поводом для дискуссий в свободное от ностальгических порывов время. И впрямь, отчего бы не подумать о судьбе герра Леманна, его друзей и на их примере задуматься о судьбе всей Германии? Однажды пришедшей к необходимости коллективной ответственности всего народа за честь страны, имеющей шанс начать новую страницу своей истории.
9 сентября 2016
Отличный фильм о сложном времени, о сложной ситуации разделенной на две части стране, о сложных выборах… и о простых людях, простых друзьях, простых мечтах, простой любви. Музыка хорошая. А еще много смешного. Достойное кино.
25 января 2005