Рейтинг фильма | |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Байтонг |
английское название: |
OK baytong |
год: | 2003 |
страна: |
Таиланд
|
режиссер: | Нонзи Нимибутр |
сценаристы: | Нонзи Нимибутр, Sirapak Paoboonkerd |
продюсер: | Дуангкамол Лимчароен |
видеооператор: | Чанкит Чамнивикайпхонг |
художник: | Эк Иемчуен |
монтаж: | Пен-Ек Ратанарыанг |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 декабря 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Это одно из настояний Будды как нельзя лучше иллюстрирует суть данной драмы. Неспешный атмосферный фильм с восточным колоритом, общее настроение которого передать довольно сложно. «Байтонг» — пример того, как достижения современной цивилизации покоряют любого, даже самого патриархального человека.
Там — выбрал свой особый путь монаха-буддиста, жизнь отшельника, живущего в своём храме вдали от всякой цивилизации. Но всё меняется после того, когда по нелепой случайности погибает его сестра, оставляя после себя маленькую девочку. Там вынужден отправится в южный городок Байтонг и позаботиться о ней, пока не разыщется отец ребёнка, покинувший семью много лет назад. Кстати, прототипом Байтонга стал реальный город Бетонг в провинции Яла.
Несмотря на то, что большинство тайцев исповедуют буддизм, в южных провинциях Таиланда господствует ислам, а отношения между буддистами и мусульманами — не самые радужные. Радикальные исламисты требуют создания из южных регионов собственного государства, прибегая и к террористическим методам. Возможно, эта проблема и натолкнула Нонзи Нимибитура к созданию данной картины. В одном из интервью он заявил: «Мы можем убивать, пытать или ненавидеть друг друга, но в конечном счёте выбора у нас нет: либо мы научимся жить вместе, либо мы умрём». Киноленту он посвятил памяти Дунгкамола Лимчароена — его коллеги по телевизионной индустрии. Лимчароен продюсировал многие его картины в том числе и «Байтонг», на самой кануне премьеры которого скончался.
Там попадает в совершенно иной незнакомый ему мир — с выпивкой и наслаждениями, телефонами и играми, музыкой и велосипедами. Ему предстоит столкнуться с совершенно незнакомым чувством любви к женщине. Однако сможет ли он постичь всё это? К тому же его второе «Я», всё ещё приверженное заветам великого Будды — периодически посещает монаха, призывает одуматься. Пуварит Пумпунг очень хорошо отобразил внутренний мир своего героя, его смятение и растерянность. Здесь не столько диалоги между героями имеют значение, сколько его поведение, внутренний мир, согласитесь, передать его на экране не так просто. Может оттого искушённому зрителю смотреть «Байтонг» будет скучновато. Действий не так много, как и разговоров. Всё больше рассуждений, немых сцен. Герой Пунпунга показался мне всё же слишком инертным, может быть всё дело в различиях культур — нас ведь учат бороться за своё счастье. Жизнь Тама — прямое следование буддизму, с его отречениями от наслаждений и всякого нового, отказу от собственного счастья ради других. На мой взгляд, актёр очень хорошо воплотил это на экране, несмотря на то, что «Байтонг» — его первая картина.
Автор сценария и режиссёр Нонзи Нимибутр известен своими неоднозначными творениями, вроде откровенной и жестокой «Мести Яны Дары» или жуткими, с некой восточной мистикой «Три» (его часть в альманахе — «Колесо»), «Любовь юной Нак». Вся атмосфера данной киноленты — борьба благ патриархальной и современной цивилизации, некая смесь одухотворённого Востока и всё проникающих благ Запада. В ненавящивой форме Нимибутр поднял очень актуальную не только для тайцев, но и всей Азии проблему, сюда же добавилась проблема исламского фундаментализма, взаимоотношений представителей самых различный религий и культур.
Линн (Чиранан Маночаем), что помогает Таму и его племяннице Марии — буквально очаровывает бывшего монаха. Скромная девушка заботиться о Марии, помогает Таму привыкнуть к новой жизни. Возможно, она даже испытывает к нему какие-то чувства? Однако заветы Будды не позволяют ему признать свои собственные, к тому же девушка оказывается влюблена в Фарука — одного из исламских лидеров… которого подозревают в организации того самого теракта. Нелёгкий выбор, перед которым находится Там всё же разрешается, может быть и не так, как хотелось, но опять же по заветам буддизма, да и христианства.
Мне понравилась игра Сарания Круангсай в роли маленькой Марии — такая искренняя и неотразимая. Девочка будто жила этой ролью, когда она плакала или грустила, смеялась или скучала — этой актрисе верилось на все сто. Жаль, что это единственная её роль в большом кино.
Итог: сложное атмосферное кино, которое первоначально выглядит трагикомедией, однако очень скоро понимаешь — автор поднимает здесь куда более серьёзные вопросы, впрочем делает это очень тонко, без какого-либо морализаторства. Открытый финал как нельзя лучше подходит настроению самой картины, где каждый увидит в ней что-то своё: глубокие политические либо философские проблемы, непростую житейскую историю, наполненную колоритом Востока или кино для отдыха тем, кто любит пищу для размышления. В любом случае, приятного просмотра.
7 из 10
9 июня 2016
Монах вынужден отказаться от прежнего образа жизни из-за необходимости заботиться о своей осиротевшей племяннице. Тихий, смиренный, маленький человек, с какими испытаниями ему придется столкнуться? История разворачивается перед нами без нагнетания какого-либо трагизма. Фильм кажется милым, повествование размеренное, без суеты и суматохи. Но скромный монах, сохраняя внешнее спокойствие испытывает сильнейшее потрясение. Мир, такой знакомый для нас с вами, оказывается фактически другой планетой для человека в ярко оранжевых одеяниях, для того, кто всю свою жизнь провел в стенах монастыря.
Нет никакого смысла заострять внимание на дальнейших событиях фильма. Но вот, что нельзя обойти стороной, так это атмосферу всего этого действа. Совершенно очевидно, что фильм с высоким накалом страстей снимать намного легче, ведь картина, лишенная этой составляющей имеет все шансы стать скучной. Но режиссер очень умело воплотил задуманное, сумев затронуть струны души, заставив нас сочувствовать, сопереживать. Сколько казалось бы слов, и все ни о чем, подумаете вы. Но мне действительно сложно передать словами общее настроение картины. Очень тонко, невесомо, душевно — вот как рассказывается эта история. Внешне простой и бесхитростный фильм оставляет совершенно непередаваемое впечатление.
Монах борется с внутренними противоречиями, ведя диалог с самим собой, помаленьку ослабляя те строгие установки, на которых прежде строилось все его мироощущение. И невольно начинаешь задумываться над теми философскими фразами из священно писаний, которые он периодически произносит вслух, пытаясь объяснить окружающим и себе самому как лучше и правильнее поступать в той или иной ситуации: «мы можем стать заложниками наслаждения, нельзя поддаваться этому чувству». К словам монаха прислушиваешься, в них скрыта истинная мудрость. Но как же эта простое правило, которым руководствуются многие из нас: «радуйся каждому прожитому дню, воспринимая каждую приятную мелочь как дар Божий»? Разве это ни философский подход, ведь мир так прекрасен, а мы в суете ежедневных забот забываем об этом. В общем, начинаешь немного запутываться, где есть правда, в чем смысл бытия?
А если картина заставляет нас рефлексировать, значит вещь стоящая. И пусть вас не отталкивает внешняя примитивность истории и ее незамысловатая подача. Во всем этом опять же скрывается нечто большее, ведь это дело рук тайцев, и в их картинах всегда чувствуется глубина, присущая их же мировоззрению. С каждым просмотренным фильмом производства этой страны, мой интерес к их кино только возрастает.
Могу порекомендовать даже определенный настрой, с которым стоит садиться за просмотр этого фильма: если вы устали в конце дня, и хочется чего то попроще, но всё-таки стоящего.
10 из 10
17 июля 2011