Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Антенна |
английское название: |
Antena |
год: | 2003 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Кадзуёси Кумакири |
сценаристы: | Такаси Удзита, Кадзуёси Кумакири, Рэнди Тагути, Ёсико Тагути |
продюсеры: | Ацуси Ватанабэ, Хироко Мацуда, Акира Нарисава, Такуми Огава, Сиро Сасаки |
видеооператор: | Такахидэ Сибануси |
композиторы: | Акаину, Акира Мацумото |
художники: | Тосихиро Исоми, Тина Хаяси, Мивако Кобаяси |
монтаж: | Синъити Фусима |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 августа 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 57 мин |
В семье трое детей. Однажды старший брат Юитиро просыпается и обнаруживает, что его сестра Мария исчезла. Ночью она была похищена. С тех пор о ней нет никаких вестей. Младший брат Юя на почве похищения сестры приобрел психическое расстройство и стал частым гостем в психиатрической клинике. Он верит, что у него в голове есть антенна, которая может почувствовать возвращение Марии. Мать детей тоже не может оправиться от потери. Когда Юя в очередной раз отпускают из клиники домой, она рада видеть его в одежде Марии. Для нее Юя — это и есть Мария, ведь сразу после трагедии она стала покупать вещи для дочери и примеривать их на сыне. Юитиро, на первый взгляд, самый трезвомыслящий человек в семье, тоже не лишен странностей. В ванной он регулярно режет себя бритвой, пытаясь почувствовать боль других людей. Также он ходит на прием к Госпоже, оказывающей садо-мазохистские услуги, и там дает выплеснуться своей энергии. Поначалу видавшая виды Госпожа равнодушна к страданиям Юитиро, но со временем проникается ими, искренне желая помочь. Юя говорит брату, что у того тоже появилась антенна, позволяющая почувствовать возвращение Марии. Юя уверен, что она уже вернулась, тогда как Юитиро считает иначе.
Все персонажи «Антенны» равны перед ощущением трагической потери, и это ощущение по-разному ломает их. С уходом Марии целостность в жизни семьи была нарушена. Сила этого переживания такова, что оно не отпускает и много лет спустя. Все по мере сил борются с чувством утраты, тратя на это большие душевные силы. Мать детей построила в своей голове воображаемый мир, где ее дочь жива и просто переселилась в тело младшего брата. Юя решил, что у него в голове есть антенна и переложил на нее все заботы, связанные с исчезновением Марии. И только Юитиро оказался способным встретить свой страх лицом к лицу, правда, доведя себя до полного исступления. Он единственный поставил вопрос не только о своей, но также и о чужой боли. По большому счету, в его садо-мазохистских увлечениях нет, собственно, никакого упоения болью. Это не развлечение пресытившегося жизнью человека, а пытка, которой подвергает себя аскет, чтобы чувствовать себя живым. Для Юитиро порезы бритвой на собственном теле — это попытка разгадать трагическую загадку мира. Но один он не смог ее разгадать, ему потребовался другой человек — Госпожа. Унижая его согласно своей роли, он довела его до полного физического и сексуального истощения, и одновременно очистила его душу, помогши ему хоть немного разобраться в себе. «Ты не хочешь найти Марию, — говорит она ему. — Ты просто хочешь, чтобы все закончилось». Мы не узнаем, насколько эти слова действительно помогли Юитиро переоценить прошлое, но мы точно можем сказать, что в прошлое он стал смотреть смелее.
«Антенна» — тяжелый экзистенциальный фильм о власти прошлого над настоящим и о том, что трагические события, даже случившиеся очень давно, могут навсегда сломать жизнь человеку. В конце фильма есть легкий намек на катарсис, но, пожалуй, слишком легкий для того, чтобы фильм действительно можно было назвать терапевтическим.
8 из 10
12 декабря 2014
Несчастье не отпускает. Или это сами люди не могут его отпустить? Мать не может смириться с потерей, не найдя пропавшую дочь. От её одержимости, слетая с катушек, заходится в наваждении младший из сыновей, готовый принять на себя роль исчезнувшей сестры, дабы умалить страдания своей родительницы, открывая старшему брату бездну печали, в которой пребывает его разрушенная семья.
Ужаснувшись кошмару, молодой человек пытается осмыслить природу душевной боли и способность принять на себя мучения других, переводя свой анализ в практическую плоскость самоистязания, призванного погасить беспокойство близких людей.
Пройдясь ножом по телу и не найдя нужный ответ, он обратился к помощи знатока, коим стала «Госпожа» заведения, куда обращались мужчины, искавшие себе изощрённый досуг, получившая вместо очередного «раба» самоотверженного исследователя, сеющего сомнения, разжигающие её личный интерес и подстёгивающие профессиональное любопытство, толкающие даму на беспрецедентный эксперимент.
Такова в кратком изложении суть. Но путь к этой сути пролегает сквозь вяло текущий поток разреженной повести, медленно расставляющей отсветы прошлого и отблески настоящего, погружающие в вязкую пучину тотальной беды, где герой ищет болезненного избавления и никак не может его обрести.
Потребуется терпение, чтобы, миновав кровоточивые опыты юного садомазохиста, ухватиться за ход мысли жертвенного юноши, приводящей в смятение видевшую виды мадам, испытывающую неожиданное сострадание к его боли, внутренней боли, которую она попытается выбить ударом извне.
Опыт практической психологии, помноженный на беспощадный сексуальный террор, принимает форму эротичного самобичевания, внешне не менее ужасного, чем скольжение лезвия, потихоньку рассекающего кожу, также вяло разрезающего нити спрятанных под ней мышц.
Вопрос, что покажется отвратительней, не менее актуальный, чем доверие к продуктивности специфического подхода мучительницы и режиссёрской находчивости, потребовавшей невесть какого напряжения от Рё Касэ, чей многократно повторённый оргазм взрывает размеренный ход невесёлой истории, добавляя драматическому напряжению его сил пиковый накал мужественного самоуничтожения, потрясающего не только испытующую его даму, но и заскучавший было зрительский взгляд.
Однако будоражащий главный герой не компенсирует бедности сюжета, отводящего фильму раздел типичности, оставляющей двоякое ощущение удачи исполнителя, делающего фильм значительней, чем мог рассчитывать режиссёр.
2 сентября 2012