Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тамала 2010 |
английское название: |
Tamala 2010: A Punk Cat in Space |
год: | 2002 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Тол |
сценарий: | Тол |
жанры: | фантастика, фэнтези, драма, мультфильм, аниме |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $3 386 |
Мировые сборы: | $3 386 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 октября 2002 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
В 2002 году японский творческий дуэт Тол выпускает в свет полнометражное аниме «Тамала 2010» — во многом самобытное произведение, созданное будто бы в прошлом веке и каким-то образом умудрявшееся скрываться от зрительских глаз до наступления нынешнего столетия. Мультипликационная адаптация романа Томаса Пинчона «Выкрикивается лот 49», далёкая от своего первоисточника гораздо в большей степени, чем самая условная из экранизаций Стивена Кинга, переносит своё действие из мира человеческого в мир животный, а точнее, в Галактику Кошачьих, на просторах которой и развернётся сие постмодернистское полотно. Главной героиней здесь становится годовалый котёнок Тамала, наплевавшая на предупреждения своей человеческой матери и отправившаяся в космическое путешествие в поисках матери биологической. Но вот незадача — сумев выжить при встрече с Тёмным Богом Смерти, юная киска оказывается сбита с курса мистическим кошачьим почтальоном и приземляется на планете Q, царстве насилия и разврата.
Визуально стилизованное под первые опыты в жанре аниме («Астробой» 1963-го) и ранние короткометражные зарисовки Диснея, «Тамала 2010» тем не менее невероятно богата на детали. Тол не скупились на разнообразные отсылки и аллюзии — от творчества Дианы Арбус до «Метрополиса» Фрица Ланга, от вестернов с Иствудом до мультфильмов Бакши, но главным в их творении является игра с профанированным продакт-плейсментом. Образ главной героини явным образом отсылает к Hello Kitty, а местный футуристический мир вовсю пестрит многочисленной рекламой как вымышленного промышленного конгломерата, так и известных обычному зрителю элементов популярной культуры, должным образом переработанных своеобразным видением создателей картины. Так, к примеру, по улицам местного сити разгуливает многометровая фигура человека, похожего на полковника Сандерса с проломленным черепом, а на Кошачьей Земле можно заметить летающие аппараты, смахивающие на модули тамагочи.
Увлекаясь столь извращённой иконографией, Тол, тем не менее, верны определённой сюжетной линии, связанной с тайными планами корпорации Кэтти и Ко, уходящей своими корнями к древнему культу богини Минервы, а ныне стремительно монополизирующей весь галактический рынок. Некогда адепты культа приносили своей богине многочисленные кровавые жертвы (зрителю даже демонстрируется босхоподобное полотно, на котором пытают сотни кошек с выпущенными кишочками), но в XIX веке их вера претерпела изменения. 29 апреля 1869 года родилась Тамала — вечно молодая кошечка, регулярно умирающее и воскрешающееся вновь бессмертное воплощение чистоты и невинности. Однако ирония Тол заключается в том, что идол со временем теряет те черты, что возвышали его в глазах последователей. Точно так же, как слепое следование капитализму постепенно превратило Кэтти и Ко в антитеологическое учение, так и Тамала в силу своей инфантильности оказалась подвержена изменениям окружающей среды. Будучи в большей степени личностью инертной, молоденькая киска моментально изменяет своей внешней чистоте и непорочности, оказавшись на планете Q.
Условный «третий мир» с разрушенной экономикой, ярко выраженной криминогенной обстановкой и непрекращающимся противостоянием котов и населяющих местные гетто псов лишь оттеняет внутреннюю испорченность реинкарнации древней богини. Тамала постоянно сквернословит, пытается склеить первого встречного и бьёт котёнка, хотя и остаётся при этом весьма милым, пусть и далёким от культурных норм созданием. Однако, путешествуя по своеобразному «миру навыворот», в котором даже время движется вспять, кошечка словно обретает себя заново. В царстве победившего разврата, в этаком мире панков и безумцев родом из второсортного кино восьмидесятых, героиня наконец-то (снова) может исполнить своё предназначение — взойти на условный костёр ненависти, чтобы сгореть в пламени разрушения и возрождения, дав шанс бьющемуся в агонии миру. И пусть как такового костра теперь не будет, смысл самопожертвования останется прежним — исчезнут распри и насилие, ксенофобия и ненависть, жестокие доминанты, держащие в клетках секс-рабов и запуганные сабмиссивы, которым больше не придётся терпеть тугие объятия бандажа. И лишь стоявший на центральной площади Счастливый Принц из сказки Уайльда всё также отправится на свалку времён вместе с надеждой на то, что уж на этот раз спокойствие установилось навсегда. В конце концов, весь мир существует лишь во снах Минервы, а проводящие жизнь в одиночестве кошки умирают подобно каплям дождя, появляясь лишь на миг и исчезая на веки.
23 марта 2017
2010 год. Кошачья галактика. Древний культ Минервы, богини разрушения, был некогда предан анафеме и отправлен в подполье. Одержимые жаждой мести, сектанты медленно но верно реализовали план — создание корпорации «Кэтти и ко», скупив одну отрасль за другой, играя на жажде населения потреблять (уровень жизни планеты определяется богатством ассортимента местных товаров). И вот уже «Кэтти и ко» контролирует 96% мирового ВВП. Полученные средства вкладываются в гигантского робота-кошку Татлу, вестника апокалипсиса, которую особо чувствительные кошки видят ночью в кошмарах, поднимающейся по лестнице в небо. Но и этих вложений культу недостаточно — нужна жертва — и ей становится Тамала, простой годовалый котенок, пытающийся добраться к маме на Орион. Символ любви и чистоты, каждый год она умирает и воскресает вновь, даруя надежду прогнившей цивилизации, возможность порвать порочный круг. Нужно лишь живой добраться до Ориона и матери.
Смерть и разрушение, чистота и перерождение, общество потребления, отсылки к древним мифологиям и Оскару Уайльду — это было бы проще анализировать, не будь фильм японским. Мастера хокку и аниме больше всех преуспели в умении запутать зрителя, во время просмотра подчас сложно различить — где авторский замысел, а где уже порождения твоего сознания от увиденного. Беседы кошки-проститутки Наоми и трансвестита Элтона, путешествие Тамалы и ее друга-попутчика Микеланжело — каждый увидит здесь что-то свое.
К сложно употребимому содержанию добавляется и причудливая форма. Тамала 2010 продукт дуэта ТОЛ — два человека работали над этим фильмом 5 лет. Выполненный в черно-белой примитивной компьютерной графике, с цветными вставками (в основном это рекламные щиты и картины судного дня) фильм больше похож на полуторачасовой альтернативный музыкальный клип, в котором индустриальные треки чередуются с лаунжем и техно. Очень тяжело смотреть целиком от начала до конца. С паузами проще, но тоже требует сил. Но уже после просмотра возникает ощущение, что смотрел не пустышку. И запомнится надолго.
6,5 из 10
30 ноября 2011