Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Коварный лис |
английское название: |
Volpone |
год: | 2002 |
страна: |
Франция
|
слоган: | «Ловушка приготовлена» |
режиссер: | Фредерик Обюртен |
сценаристы: | Эрик-Эммануэль Шмитт, Бен Джонсон |
продюсеры: | Жан-Пьер Герен, Антониу да Кунья Телеш, Филипп Перрин |
композиторы: | Жан-Паскаль Бентю, Фредерик Обюртен |
художники: | Шанталь Джулиани, Джоао Мартинс, Корина Бруан, Оливье Берио, Фабьен Жоссеран, Фредерик Винам |
монтаж: | Ноэль Буассон |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 декабря 2003 г. |
на DVD: | 9 февраля 2006 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
«Вольпоне» — известная пьеса английского драматурга 17 века Бена Джонсона, которая, наряду с другими известными произведениями куртуазной эпохи, служит бесконечным источником вдохновения кинорежиссеров и киносценаристов, предпочитающих использовать заранее успешный сюжет, нежели придумывать на свой страх и риск что-то оригинальное. Пьеса переносилась на экраны многократно, начиная с 40-х гг., правда, на экраны, по большей части, телевизионные. К последней на сегодняшний день экранизации, озаглавленной нашими прокатчиками «Коварный лис» (Волпоне — буквально и значит Лис или Лисище), приложил руку сам Жерар Депардье, следовательно, без зрителя эта лента никоим образом не осталась бы — ее обязательно посомтрят любители французского кино, поклонники великого актера Депардье и знатоки эпохи, о которой пойдет речь.
В «Вольпоне» — пьесе мольеровского уровня (и похожей в чем-то на его же «Скупого», впрочем, как и на «Скупого рыцаря» или «Горе от ума»), — есть все, что делает подобные сюжеты бессмертными. Во-первых, как и у Мольера, здесь раскрываются множество характеров, актуальных в любой стране и в любое время, во-вторых, пороки, высмеиваемые автором — скупость, жадность, глупость, лицемерие и погоня за богатством — самые «популярные» и «продаваемые» пороки в литературе легкого жанра. В-третьих, главный герой пьесы — обаятельный прохвост, — фактически вышедший в главные герои слуга типа Тристана из «Собаки на сене». Созданная по классическим канонам старинного фарса, эта обличительная комедия о плутах и скрягах не могла не иметь успеха.
Фредерик Обуртин, молодой режиссер, снял совсем немного фильмов. В кино он пришел недавно, и, кажется, становится, как некогда Жан Жиро, режиссером одного актера, потому что почти во всех его фильмах главные роли играет Депардье. Хорошо это или плохо — трудно судить, для зрителя, несомненно хорошо, если актер и режиссер отлично срабатываются и становятся единомышленниками, выпускающими хорошее кино. для режиссера это часто оказывается творческим застоем, ведь он начинает нехотя эксплуатировать одни и те же черты творческой индивидуальности своего актера-любимчика. В любом случае, команде Обуртин-Депардье «Коварный лис», безусловно, удался.
Не имея больших средств на доскональное изображение Неаполя 15-го века, режиссер много внимания отдал детальной прорисовке характеров, таким образом, мы получили блистательную «актерскую комедию». Депардье в роли Вольпоне — хорош, впрочем, как и везде. Его герой — это, с одной стороны большой скупец, и личность быстро регрессирующая, но с другой — этот скупец не лишен некоей философии, фантазии, поэтики приключений. Это вовсе не гоголевский Плюшкин или мольеровский Гарпогон, у которых настал полный ступор в мыслях и желаниях, и, кроме неконтролируемой жажды к наживе, к, деньгам, которые они уже не в силах тратить, не осталось вообще ничего человеческого. Вольпоне — именно плут, мошенник, ловкач и прохиндей, который играет и получает удовольствие от своей игры. Правда, постепенно начинает превращаться Гарпогона, но от окончательной деградации его спасает не менее ловкий и страстный мошенник Моска, который снова и снова своими кознями пробуждает в Вольпоне огонь игры, а не стяжательства.
Депардье отлично изобразил эту противоречивую личность, находящую удовлетворение в «разводке» глупцов и скряг, едва не ставшую на путь, ведущий к превращению в «живого богатого трупа». Есть у его героя и еще одна сторона — приезжая в Неаполь, Вольпоне, словно Чацкий, наводит в городе грандиозный шухер, заставляя пробудиться и завозиться все то пакостное человеческое болото, конторе до его приезда мирно дремало и потихоньку воняло. Глядя на этих идиотов, которых действительно хочется обмануть, к Вольпоне чувствуешь только симпатию. Депардье своему герою тоже искренне симпатизирует, он здорово кривляется, когда изображает «умирающего» Вольпоне и также здорово преображается, играя своего лжебрата. Впрочем, нам уже знакомо то, что Депардье любит видеть себя в подобных ролях и в костюмах той эпохи.
То самое человеческое болото — три скряги-стервятника — подхалима, лизоблюда и лжеца. Хорош Жерар Жюньо в роли типичного лживого и продажного нотариуса, такого же фальшивого, как все его бумажки. Хорош Жан-Франсуа Стевенен в роли ревнивого лишь на словах, тупого как валенок торговца, который за наследство, «продает» свою жену. Эту молодую особу, кстати, сыграла потрясающая Инес Састр, которая хоть и нигде не показывала особых актерских высот, зато в окружении любой эпохи смотрится просто картинкой. Правда, в ее чувство к Вольпоне не очень-то веришь, во-первых, актриса Састр не доказала мне свой авантюрный характер, во-вторых, не показала, чем ее заинтересовал Вольпоне.
Но особенно хорош Даниэл Превост в роли Моска — профессионального шарлатана, великого обманщика, трепача и лиса не менее коварного, чем Вольпоне, но с еще большей тягой к авантюрам и приключениям. Кстати, благодаря ему фильм как бы заканчивается несколько раз — каждый раз, наказывая очередной порок, фильм словно подходит к логической развязке, но все равно продолжается. Вольпоне и Моска соревнуются в «лисизме», а в расставленные сети в конце концов попадают не только звери, но и ловчие, преподнося простую, но действенную мораль: неправедно добытое счастья не принесет. Никому.
Фильм добрее пьесы и легче. Это забавная комедия-фарс, в которой остроумно поданные человеческие пороки совершают полный круг, захватывая и тех, кто их высмеивает. Это не шедевр, но Обуртин сделал почти невозможное — посадил на разные стулья классическую пьесу и современное кино, а оставленное между ними пустое пространство занял чем-то средним — легким, веселым, простым и действенным. И вот в этом пространстве находится этот фильм — не совсем экранизация, не совсем классическая, не совсем великолепная, но все равно замечательная.
8 из 10
1 января 2009