Порнография: Тайная история цивилизации
Pornography: A Secret History of Civilisation
7
7.2
1999, документальный, история
Великобритания
18+

В ролях: Мэрилин Милгром, Линда Уильямс, Стив Бурже, Кристофер Чиппиндейл, Др. Дэвид Гэймер
и другие
Порнография - изобретение нового времени. Ни раскованная античность, ни даже Средние века с их иллюзорной стыдливостью, ни, тем более, Возрождение с его любовью к жизни не думали осуждать сексуальные изображения и тексты, считая их частью человеческой культуры. Под строгим взглядом буржуазной морали секс научился прятаться в укромные места и превратился в неутоленное желание, навязчивую идею, мучительную манию, породившую порнографию в современном понимании. Научно-популярный фильм об истоках, смыслах и следствиях порнографии - отличная возможность подумать о природе запрета, о феномене власти, о бремени человеческих слабостей, которые стоит принять, а не травить и загонять вглубь.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Порнография: Тайная история цивилизации

английское название:

Pornography: A Secret History of Civilisation

год: 1999
страна:
Великобритания
режиссеры: , ,
продюсеры: , , , , , ,
видеооператоры: Сандра Чандлер, Дэвид Кемпнер, Дэвид Скотт
композитор:
монтаж: , , , ,
жанры: документальный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 14 октября 1999 г.
на DVD: 3 сентября 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Другие фильмы этих жанров
документальный, история

Отзывы критиков о сериале «Порнография: Тайная история цивилизации», 1999

Идеальный видеофильм для получения полной картины истории, технологии и философии такого дела, как порнография. Разбитый на шесть частей, разоблачительный репортаж перемещается из глубокой античности через Помпеи в условности средневековой Европы, а оттуда через викторианскую сеть тайных музеев в современность, когда техническое развитие СМИ позволило любителям стать производителями порно и транслировать свою продукцию так же широко, как фаст-фуд в общественном питании.

Из всего перечня серий самая интересная, самая содержательная — первая, «В сторону античных руин». Потому что всё созданное после античного периода, что стало предметом для обсуждения в остальных сериях, так и не приблизилось к пониманию нравственной свободы у древних по отношению к сексу.

Вторая серия «Печатный станок» тоже очень интересна. Она полна средневековых сюрпризов, в числе которых зрителя ждёт романтическая прогулка по руинам замка маркиза де Сада. Однако по сравнению с известным четырёхтомником Эдуарда Фукса, где собраны «Иллюстрированная история эротического искусства» и «Иллюстрированная история нравов», этот документальный фильм по данному историческому периоду является визуально довольно скромным источником информации.

Третья серия «Механическое око. Фотография» — про порнографический фотоширпотреб 19 века. Она смотрится как настоящий трэш — такое впечатление производит работа моделей, позировавших для первых образчиков эротических фото и порносъёмки, которые вербовались в среде женщин лёгкого поведения. Ни в одном из представленных снимков нет ни капли эротики: модели угрюмо и безучастно демонстрируют части тела, словно это делают по команде дрессировщика самки приматов, наряженные в нарядные платья по моде середины 19 века.

Четвёртая серия «Двадцатый век. Порно» популяризирует т. н. «порно-шик» и создателей этого направления. Что интересно, оказывается, по их мнению, снимаясь в порнофильмах, можно выражать свою политическую позицию.

У пятой серии «Секс, ложь и видео» название говорит само за себя. Рассказывается о последних тенденциях: в порноискусстве находится место для шоу уродов и для перспективного жанра гонзо.

Последния серия пытается заглянуть в будущее жанра. «Порнотопия: Цифровая эра» исходит из спорного постулата о том, что интерес к порно есть следствие подавления сексуальности, и если не смотреть на это явление не как на что-то запретное, а как на часть реальности, интерес заметно убавится — если вообще останется. Однако в одном сегменте была показана работа полиции, пытающихся разыскать интернет-хищников, нарушающих закон о порнографии, вся презентация подчеркнула важность сохранения порнографии от детей. В целом это стоящий фильм для просмотра всем интересующимся данной темой.

12 марта 2021

Порно. Генезис

«Наслаждение приняло облик насущной потребности и фундаментального права. Младшее в семействе человеческих прав, оно быстро обрело достоинство категорического императива. Перечить ему безнравственно.» Ж. Бодрийяр

На первый взгляд нет ничего естественнее и проще, чем порнография, т. е. зафиксированное на пленку занятие сексом. Нет смысла повторять сколь широкое признание в современном мире получил этот, условно говоря вид искусства. Пока вы читали предыдущее предложение ориентировочно две тысячи человек перешли на какой-нибудь порносайт, а около тридцати тысяч его уже просматривало. Попытки защитников нравственности бороться с этим левиафаном двадцатого века выглядят абсурдно. Они апеллируют к биологии, этическим нормам, совести, здравому смыслу, не сознавая того простого факта, что «враг» ушел с поля боя. Ведь порнография давно переросла любые системы, успешно проникла во все сферы жизнедеятельности и существует по своим законам. Это уже не просто общественно-исторический феномен, а самая настоящая трансцендентная субстанция, имеющая собственную историю.

Порно, в полном соответствии с законами диалектического развития, есть только там, где существует цивилизация. Чтобы стать актуальной, классической порнографии (в отличие от современной) нужны оковы, которые она могла бы разбивать. В связи с этим, становится понятно, что порно претерпевает все те же изменения (технические, социальные, культурные) что и сама цивилизация, подчиненная безостановочному движению колеса мировой истории.

Первоначально репрезентантом порно могло быть только искусство. Почти все его виды, за исключением музыки и архитектуры, были задействованы для изображения неприкрытых человеческих страстей. Древняя Греция может похвастаться изящно выполненными скульптурами апофеозов человеческого сладострастия. Почти всегда участвующие в сцене лица являются мифическими персонажами, наподобие Пана или Афродиты, которые скорее выражали абстрактную, метафизическую идею страсти, а не ее натуральное воплощение. В основном, вся порнографическая продукция Греции служила исключительно для эстетического созерцания и имела религиозно-мифологический аспект восприятия. Древний Рим богат настенной эротической живописью. Известно, что культура Великой Империи была уже значительно менее оторвана от реальности, не витала где-то в облаках, а твердо и уверенно шагала по земле. Поэтому идеалистичность в изображении коитуса была полностью выхолощена. Картины чаще всего писались на стенах публичных домов (или имениях высших государственных лиц!) и являли собой грубоватое соитие двух людей в наиболее возбуждающих позах, служащее скорее для разжигания похоти, нежели для эстетического удовольствия.

Другой важный фактор, повлиявший на становление порнографии — развитие средств коммуникаций: появление книгопечатания, фотографии, видеокамеры, интернета. Каждое из них в фильме рассматривается отдельно. Самым ярким представителем порно в литературе и до сих пор является Маркиз Альфонс Франсуа де Сад, достигший абсолютного изображении страстей в конце сверх просвещенного, галантного и воспитанного восемнадцатого века. Вскоре пришла эра разврата фотографического. Фотокарточки с обнаженной натурой были крайне дорогим и редким удовольствием, которое могли себе позволит только люди хорошо обеспеченные. Однако все резко изменилось с появлением, «важнейшего из искусств» — кинематографа и последующей его «видеотрансформации». Порно не без помощи такого социокультурного явления как «восстание масс», тут же сделалось общественным достоянием.

Тут мы подходим к наиболее близкому нам современному порно. Странно, что так мало людей, среди интеллектуалов обращаются к анализу данного явления, предпочитая мыслить в категориях канувших в лету этических систем или классической социологии. Одним из немногих мыслителей, заинтересовавшихся порнографией, является «первооткрыватель «Матрицы» и «Общества потребления»' французский философ Жан Бодрийяр. Он справедливо считает сегодняшнее порно неотделимым от видео как средства коммуникации, имеющего уникальный психо-физилогический оттиск со всеми вытекающими (см. теорию медиа Маклюэна). Но что собственно представляет сегодняшняя порнография? Исключительно тело. Актуализация всякого рода фантазмов — фетишистских, социально-личностных (секс с начальницей, секретаршей, незнакомкой, Клеопатрой) — это ступень которую порно уже давно перешагнуло (еще в тот момент, когда появилось так называемое направление Gonzo). Поэтому теперь никакого сюжета чаще всего нет. Вы просто видите двух или более незнакомых людей, предающихся животным страстям в их крайней степени со всем набором оральных, вагинальных, анальных и прочих пенетраций. Более того, с развитием homevideo, в большей части роликов, участвуют не актеры, а обычные люди, что лишний раз подтверждает сближение виртуального и реального пространств. Но какого сущность этой радикальной телесности, анатомического реализма? Дело в том, что порно в спайке с видео — это термоядерная смесь особого рода. Также, как документальный фильм о муравьях показывает вам то, что вы бы никогда не увидели собственным глазами, так и сегодняшнее порно репрезентирует секс с гипер-реальной стороны и показывает, как функционирует сам пол. Порно — это даже не натурализм, а «метанатурализм» или метафизика наоборот. Те, кто аппелируют к непристойности порнографии, стараясь втиснуть ее в этические категории, не понимают саму ее структуру и содержание. Она уже вне системы. Классическая непристойность еще апеллирует к фантазмам, нарушающим границы и является частью дуалистической системы желания и подавления. Нынешнее порно уже сожрало границы, все фантазмы давно осуществились. И это серьезная проблема. «Сегодня, показывая секс, вам дают шикарную картинку, хайфай звук со всеми частотами — дают столько всего, что вам уже нечего добавить от себя, нечего дать взамен. Но давая вам немного слишком, у вас отнимают все. Берегитесь того, что так полно вам дается если сами в передаче не участвовали!»(с). По сути дела, порнография своей сверхобъективностью уничтожает «истину пола», которая состоит в его тайной, метафизической(!) иллюзии. Как говорит Бодрийяр мы живем в эпоху «оргии реализма», которая все обращает в знак. В том числе и вещи наиболее интимные, такие как сексуальное влечение. Порно делает из тела «материальный базис желания» и оказывает значительную поддержку «обществу потребления», которое, как известно, умеет блестяще оперировать с сексуальностью.

Идеологически фильм разработан блестяще. На мой взгляд, совершенно справедливо три из шести серий отведены под современные виды порно — кино, видео, интернет. Также правильно, что создатели не выдвигают никаких теорий. Большая часть информации носит чисто фактический характер, остальное зритель додумывает сам, строя собственные догадки на широком диапазоне данных. Снят фильм очень умело и своеобразно. Интервьюируемые люди, самого разного пошиба, от порнозвезд на пенсии до профессоров университетов, располагаются в довольно интересном антураже. Одни лежат на кроватях, другие смотрят в интернете порноролики, третьи смахивают пыль с огромного пениса двухтысячелетней статуи, а кто-то и вовсе принимает ванну! Несмотря на крайне щекотливую тематику режиссеры не вставили в фильм ни одного развратного кадра, однако во всей красе продемонстрировали порнографические реликвии, умея уловить и подчеркнуть их своеобразную угасшую и невозвратимую красоту.

В общем, фильм являет собой пример не только высокопрофессионального историографического подхода к очень скользкой и неоднозначной теме, но и раскрывает самые неожиданные грани для восприятия исследуемого объекта. Ведь лучше не просто смотреть, но еще и знать на что смотришь.

9 января 2016

Правило 34: Порно бывает про всё. Без исключений

Конечно, нельзя объять необъятное. Но во всяком случае, можно показать масштабы, и с этим авторы фильма справились отлично. Хотя мысль эта совсем прямо не высказывалась, но она подразумевалась: порнография будет существовать до тех пор, пока люди не начнут вести сексуальную жизнь открыто, с кем и когда угодно и как угодно. Так как люди так делать не будут никогда, ну, конечно, если сохранится сама цивилизация, порнография будет с нами всегда.

Так как нельзя объять необъятное, фильм, понятное дело, неполный. Совсем не затронули текстовую порнографию, которую очень многие женщины предпочитают визуальной. Ничего не сказали о феминистической критике традиционной порнографии (сексуальная объективизация женщины, неестественное представление о половом акте у молодежи). И почти весь фильм посвящен только Европе и, периодически, Америке, об отношении к порнографии в менее либеральных странах даже не заикнулись. Едва-едва мелькнул на экране японский хентай, но даже названия не прозвучало.

С другой стороны, рассказали много чего интересного и широкой публике неизвестного. Особенно богаты в этом отношении первые четыре фильма, исторические. Половина последнего фильма посвящена ближайшему прогнозу. С момента выхода фильма прошло пятнадцать лет, а мы все на том же уровне, потому что виртуальную реальность нам пока не создали, но, несомненно, прогноз в целом близок к реальности, хотя слишком уж многое возлагают на мастурбацию… большую часть истории человечества никаких запретов на нее не было, это относительно недавний тренд исключительно европейской цивилизации, и как-то мы не вымерли, с одной стороны, и не достигли невообразимых высот самопознания, с другой.

Фильм вообще вышел более популярным, чем научным. Статистики нет и в первом приближении: ни по полу, ни по возрасту, ни по типам темперамента… кто, как часто, какую именно порнопродукцию потребляет, авторы не изучали. Один-единственный раз заикнулись, что женщинам интереснее лица, а мужчинам — тела (даже конкретнее — «попки»). А тем не менее у каждого человека свои нормы и предпочтения, которые и с его реальной сексуальной жизнью коррелируют весьма сложно. Вот что было бы тоже интересно, но, видимо, это дело будущего.

Нельзя не отметить, что фильм неплохо перевели на русский.

Собственно, фильм пригодится всем, кто уже, хотя бы поверхностно, знаком с самим предметом — с порнографией. А сейчас это, во всяком случае, практически все пользователи Интернета, кроме тех, кто жестко ограничен в посещении сайтов, по своей или родительской воле. Неполовозрелым людям, фильм, пожалуй, действительно рановато видеть, он предполагает, что у зрителя уже есть и определенное знакомство с историей и культурой, и базовое знание человеческой физиологии и психологии, и даже, пожалуй, осознанный опыт сексуального поведения. Тем не менее, очевидно, что большинство здоровых людей все перечисленное имеют куда раньше, чем им исполняется «18+» лет.

9 декабря 2014

Let`s fuck, или Об этом не принято говорить

Композиция

Люди, снимавшие этот документальный фильм, немало поработали, посетив разные страны, проникнув в секретные комнаты музеев, пообщавшись вживую с коллекционерами и представителями порноиндустрии. Весь накопленный материал был разбит на 6 основных разделов, связанных с технологическими прорывами, изменявшими облик порнографии: античность с фресками и скульптурами, средневековье с гравюрами и книгопечатным станком, фотография, кинематограф, видео и интернет. Не остановившись на этом, авторы сделали попытку проанализировать будущее порнографии, затронув также тему одиночества, что в этом сериале понравилось мне больше всего.

Оформление

Сами авторы стараются не высказывать категоричные утверждения, это подчас делают интервьюируемые. Чтобы зритель не заснул во время исторических экскурсов, были предприняты весьма остроумные вкрапления: то опрашиваемый позировал обнаженным художнику во время интервью, то отрывки из де Сада читал рыжий юноша в черном, словно он и был де Садом; в общем, фантазии авторам не занимать. И еще мне понравился саундтрек из первой серии.

«Ведь главное неудобство секса заключается в том, что если вы хотите заняться сексом, вам нужен партнер»

Как и положено документальному фильму, он лишь показывает историю, не стремясь что-либо анализировать. Но после просмотра становится совершенно ясно, что, за исключением античности, целью порнографии было дать иллюзию секса тем, кто не мог заняться им в реальности, либо из-за отсутствия партнера и сложностей, связанных с его поиском, откуда появляется желание пойти по пути наименьшего сопротивления, и удовлетвориться порно; либо из-за того, что у партнера есть свои желания, а порно дает иллюзию любых извращений, о которых вы никому не осмелитесь сказать в реальности. А производители порно получают со всего этого огромные прибыли. Но порнография давно часть нашей истории, порожденная подавлением сексуальных потребностей, вытеснением их из сферы общественной жизни, ведь о сексе «не принято» говорить открыто. И единственный способ победить порнографию — отказаться от этой ложной морали.

P.S. И да, порно будет много

7 из 10

1 февраля 2013

«Ведь главное неудобство секса заключается в том, что если вы хотите заняться сексом, вам нужен партнер.»

Мне редко удается получить удовольствие или пользу, не говоря уже обо всем вместе от документального кино. Даже редко удается досмотреть его до конца, а по моему убеждению, фильму нельзя нанести большего оскорбления, чем не досмотреть его, даже если вы любитель поливать просмотренное ушатами грязи.

Ну так вот, а здесь мы видим не один фильм, а 6 околочасовых серий, при просмотре растягивающихся на еще большее время, но одна из любимых тем и современность привлекли мое внимание.

Хотелось бы просто отметить несколько моментов, которые могли бы привлечь и ваше внимание тоже.

1. Для начала-это серьезный материал, а не развлекало в духе «сенсационных открытий» или «прикиньте, древние были геями» или даже «вы все ханжи, а секс это хорошо». Информация подается не только визуально, здесь важен рассказ и мнение самих людей, делавших фильм, особенно учитывая, что среди рассказчиков есть и исследователи вопроса, и непосредственные участники описываемых событий, и даже реальные люди, и сегодня задействованные в порнобизнесе.

2. Фильм далеко не только об истории порно. Вы узнаете кое-что интересное и об искусстве, фотографии, журналах, кино. Вам покажут как сильно все происходящее взаимовлияет друг на друга настолько, что порой сложно различить причину и следствие.

3. Внимательный зритель найдет для себя массу ценных идей. Это вообще особенность работы с людьми, знаю по своему опыту, если просить их говорить и задавать вопросы, оставляющие свободу для этого, они говорят порой что-то такое, что спрашивающему и в голову бы прийти не могло. В этом большой ресурс. К тому же они смотрят на вопрос с различных позиций. У вас есть шанс решить для себя: что такое порнография, откуда она взялась и в какой степени мы с ней друг к другу относимся?

4. Наглядность. Привлечено довольно много материала, и он довольно неплохо смотрится в фильме. На мой взгляд, умение рассказывать о порно непорнографично, но давая понять, о чем речь(чтобы кто-нибудь случайно не забыл, что мы-таки о порнографии говорим), заслуживает уважения.

5. Художественность фильма приятно радует глаза. Можно вспомнить хотя бы юношу, читавшего отрывки из де Сада. Да и вообще умение расположить многих рассказчиков таким странным образом увлекает. Кто-то будет в процессе обнаженным позировать художнику, кто-то сидеть в ванной, кто-то застынет на корточках на трамплине над бассейном.

6. Обзорность. Каждая серия здесь отдельна и посвящена своему предмету. Вполне можно выбрать что-то одно, и вы получите неплохое представление о том, как с данным явлением контактировала культура порно.

И еще хочется добавить, что, может быть, мы и не скатились еще в полную «порнотопию», но то, что происходит с людьми и их взаимодействием, все страньше, и многое во время перемен зависит от того, что для вас ценно и на что вы сможете побудить того, кто рядом с вами. Например, на хороший секс.

13 ноября 2011

Порнография? А что это такое?

Этот фильм, действительно солидное научное исследование, попытка выяснить, а что же такое, собственно есть порнография. Настоятельно рекомендую и старшеклассникам, как лекарство от школьного «недопросвещения», так и взрослым. На самом деле никакой порнографии нет — она в наших головах. Ведь послушать наших прокуроров, так все мы появились на свет оттого, что папы с мамами занимались «порнографией». Секс, это важная часть человеческой жизни, часть культуры, загнанная куда-то на задворки и запертая за стальными дверями со страшным клеймом «порнографии».

Оказывается, смотреть кровавые сцены убийств в боевиках и «ужастиках» детям можно, а естественный физиологический процесс, как вершина любви двух сердец «низззя». Где здравый смысл, господа? Господь создал нас по образу и подобию своему, наше тело совершенно и прекрасно: руки, ноги, ясные глаза, рот, губы, гениталии. Почему же одно можно, а другое нельзя? Чем гениталии провинились? Внятного ответа на этот вопрос юриспруденция не дает. Адам и Ева нагими ходили в Раю и были счастливы, пока их не соблазнил дьявол, и они стали себя стыдиться…

Фильм «Порнография: Тайная история цивилизации» проводит ретроспективу истории человечества от древних до новых времен, показывая всю искусственность и ханжество навязанного нам поведения, когда естественные эмоции и чувства оказываются под запретом.

7 февраля 2010

Документальный фильм Порнография: Тайная история цивилизации на широком экране впервые с 1999 года, дебют состоялся более 25 лет назад, его режиссерами являются Крис Родли, Кейт Уильямс, Дев Варма. Список актеров, которые снимались в кино: Мэрилин Милгром, Линда Уильямс, Стив Бурже, Кристофер Чиппиндейл, Др. Дэвид Гэймер, Др. Саймон Голдхилл, Элисон Смит, Эндрю Уоллас-Хадрилл, Антуан де Бак, Майкл Камилль, Paula Findlen, Морис Левер, Edward Lucie-Smith, Питер Вагнер, Роджер Вик.

Страна производства - Великобритания. Порнография: Тайная история цивилизации — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.