Рейтинг фильма | |
IMDb | 8.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Апокалипсис по Чорану |
английское название: |
Apocalipsa dupa Cioran |
год: | 1995 |
страна: |
Румыния
|
режиссеры: | Гэбриел Личеану, Сорин Илиесиу |
сценарий: | Гэбриел Личеану |
видеооператор: | Сорин Илиесиу |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 октября 1995 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 58 мин |
Интервью с франко-румынским философом Эмилем Мишелем Чораном /Сиораном/ (1911—1995), которого можно назвать «Ницше ХХ века». Фрагменты разговора с мыслителем 1990 года перебиваются кадрами его прогулок по Латинскому кварталу, видами чорановской «малой родины» (потерянном рае), показом обложек книг и газетных материалов. Есть кадры из Сибиу, где он учился в лицее и рассказ об Эмиле его брата. Запойное чтение, пьянство, увлечение философией, сильнейшее нервное напряжение. Изучение философии в Бухаресте, разочарование в ней. О дальнейшей биографии говорится бегло, зато акцентируется чорановская бессонница, которая подавляет бессознательное и делает существование невыносимым.
В Париже Чоран не давал интервью и не принимал литературных премий. Свою философию он объясняет «терапевтическими причинами», так он боролся с ужасом и пессимизмом, а также с постоянной бессонницей. С детства психика Эмиля была особенной — так он дружил с могильщиком и любил играть с черепами. Потом, на протяжении всей жизни он был заворожен проблемой смерти, конца или, если угодно, апокалипсиса. А события безумного века только добавили пессимизма. Но, быть может, этот человек пришел их другого времени и модерн был ему невыносим.
Чорана, как и его друга Мирчу Элиаде (и даже Ионеску) обвиняли даже в «фашизме». Вряд ли этим, самым известным на Западе румынам нравилась дурная тирания, хотя симпатии молодости к Железной гвардии и капитану Кодряну также вряд ли растворились без следа (эта тема в фильме не обходится стороной, но подается очень осторожно: якобы скептицизм Чорана был реакцией на опасные увлечение молодости). Но, может быть, они были людьми Традиции и неприятие отхода от нее они по-разному выражали в своем творчестве. Чоран забился в более темный угол, хотя в конце жизни, когда уже устал писать, согласился на телеинтервью. Им «Апокалипсис» и интересен. Посмотрел его перед тем, как открыть «Искушение существованием». Для интересующихся — весьма познавательно.
«Тысячелетиями мы были простыми смертными, теперь же мы выдвинулись в ранг умирающих»
7 из 10
16 декабря 2017