Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Беловы |
год: | 1992 |
страна: |
Россия
|
продюсер: | Юрий Филимонов |
видеооператор: | Леонид Коновалов |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 января 1994 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч |
Картина Виктора Косаковского «Беловы», повествует о простых жителях деревни, чья фамилия и является названием. Брат с сестрой живут вместе, нам показывают их повседневную жизнь, которая у обоих разная — для сестры это постоянный труд, а для брата это философские рассуждения и лишь изредка работа. В основном он просто пожинает плоды сестры и пьёт. Оба живут у истока реки. Если начать искать скрытый смысл, то окажется, что именно с таких Беловых и начинается страна, в особенности Советский Союз. Женщина всегда по жизни трудилась больше, а для мужчин характерна была «плодотворная мыслительная деятельность», и, впоследствии, от тоски — пьянство. Анна и Михаил — они как первые люди, впервые попавшие на землю, где женщина искупляет своё грехопадение упорным трудом, а мужчина задаётся экзистенциальными вопросами. У меня появилась такая мысль, ведь на протяжении всего фильма создается такое ощущение, будто Беловы — единственные, кто населяют посёлок.
Жизнь героев повторяется изо дня в день так же, как коровы постоянно ломают забор и Анна их вновь чинит. Работа, перерывы да обед, иногда застолье с другими братьями. В ней не происходит ничего примечательного, но именно в этой самой повседневности и есть скрытый конфликт и драма, в особенности у главной героини. Она рассказывает о потере двоих мужей, попеременно плача, а потом снова идет работать. После очередного пьянства брата она снова плачет, но собирается с духом и пускается в пляс. В этих коротких эпизодах и есть вся жизнь Беловых, да и простого народа в целом.
Хочется добавить, что фильм снят на чёрно-белую плёнку, с тонированием «сепия», что создает ощущение, будто герои живут не в конце 20 века, а в начале. Время в таких местах течёт медленно, как и само повествование фильма, сохраняя быт дореволюционный и начала советских колхозов. Долгие сцены широких пейзажей дополняют картину и придают ей особенную прелесть. Пейзажи бесконечны, и фильм вечен, как и дух этих людей.
30 марта 2021
Автор начинает повествование с отображения неизвестной сельской местности, находясь в лодке, панорамируя берега слева направо, и справа налево, параллельно делая монтажные переходы так, что в итоге мы понимаем, что это какая-то деревенька близ Петербурга, так как в очередном обзоре берегов виднеется Петропавловская крепость и Ростральные колонны. Изначально не понятен ход режиссера в сопровождении картинки индийской музыкой, но потом, когда бабушка начинает петь, выкапывая картофель, отчетливо проясняется темп, ритм и голос бабушки, схожий с индийскими песнями.
Интересен последующий статичный кадр, где автор снимает бабушку через окно в хлеву. И снова можно прочитать смысл метафоры «смотрю на мир через окно своего дома», особенно, если учесть, что по традиции в начале фильма автор снова использует фотографию Ньепса как заставку.
Фильмы Косаковского отличаются качественным звуком и сопровождением точно передающей атмосферу музыкой. С помощью закадрового звука он создает иллюзию глубины пространства, как, например, в кадре, где он изображает бабушку, но звучит голос брата, и нам становиться понятно, что он находиться по другую сторону камеры, и мы можем даже определить расстояние, на котором он находиться от бабушки, исходя из личного опыта.
В данном фильме автор проявляет огромный талант и изобретательность в бесшовной склейке кадров, создавая иллюзию внутрикадрового монтажа, медленно панорамируя то в избушке, то на улице, то снова в избушке, что без монтажа довольно сложно было бы сделать. А склейку он делал, скорее всего, останавливая камеру на доли секунды на фоне дерева, и возвращаясь в дом, снова продолжал снимать, используя наезд той крупности от дерева, что и ранее.
На середине фильма автор решил разбавить статичные, медленные планы динамичной съемкой с автомобиля и немного шутливыми кадрами с бегущим ежиком и муравьями. Все это сопровождает заводная кубинская сальса, которая подчеркивает ритм движения в камере и саму тряску камеры в движении.
Косаковский прекрасно выбирает место съемки, вот в кадре брат с сестрой ругаются на кухни, пьяный старик бьет кулаком по столу и собирается разбить бутылку, а бабка останавливает его и отнимает. Вот она уходит из кадра поставить бутылку в шкаф и из-за ее спины виднеется испуганное лицо маленького мальчика, внука. Он сидит рядом с ними и все видит, и слышит. Также автор отлично монтирует звук и картинку. Например, в кадре все тот же пьяный старик, который спит на табуретке и сваливается на пол, в этот же момент в кадре звучит смех и складывается ощущение, что смех этот самого автора, так как в кадре больше никого нет. Потом мы понимаем, что смех этот женский, значит, это смеялась бабушка, но она не была в кадре и только тогда нам становиться ясно, когда Косаковский в следующем кадре показывает бабушку, сидящую в конце кухни и прослушивающую в наушниках какую-то забавную историю. Автор взял небольшой кусочек записанного звука и наложил его на предыдущий кадр, создав при этом совсем иной эффект.
Идею фильма можно охарактеризовать такой фразой: люди разные, да жизнь у всех одинаковая. И суть в том, что он показал не просто сельскую жизнь конкретной семьи, с ее проблемами, конфликтами, юмором и трагедией, а в том, что он изобразил жизнь в деревни в общем. И многие могут в этом фильме увидеть что-то схожее с тем, что видели в своей жизни и многие могут прочувствовать ту атмосферу, что автор запечатлел.
1 мая 2016
«Беловы» — камерная история о жизни одной семьи, живущей в деревне. Фильм-обладатель практически всех главных призов в области документального кино. На первый взгляд, история довольно проста, да и ее просто нет. Перед нами жизнь, каждодневные будни двух человек — сестры и брата. Сестра работает с раннего утра до ночи, а брат пьет и рассуждает о жизни и о том, что неплохо бы зарубить топором свою сестру за «неправедную жизнь». Комичное соседствует с трагичным, и в самом кадре можно увидеть, как герой сначала плачет, а потом смеется и наоборот. Это не кажется надуманным. Сама жизнь дает повод относиться к ней по-разному. Тут и корова, которая каждый день ломает забор и съедает урожай, и собака, которая злится оттого, что не может укусить ежа. На фоне этого героиня буквально в паре фраз рассказывает о своей судьбе, о том, что она несчастна, и нужно было выходить замуж за другого человека, — а так было два мужа, но обоих она пережила. Она утирает слезы и спокойно идет доить корову. Сиюминутные эмоции выбивают ее из себя, но сложившийся жизненный уклад не позволяет ей отвлекаться надолго. Она, как лошадь, привязанная к плугу — идет по колее, и уже не может выйти за его пределы.
Герои очень гармонично живут внутри этого мира, где песни переплетаются со слезами, и приехавшие в гости братья просят не кричать во все горло, а говорить тише. Но главные герои не могут так общаться, они ощущают мир более остро, и делятся как радостью, так и горем до конца, по полной. Не удивительно, что фильм высоко оценили не только в нашей стране. Это не фильм о русской деревне. Вернее, не только о ней. Это фильм о людях, которые живут от всего сердца. В нем есть все — от частушек до разговоров о политике, т. е. то же комичное и трагичное, только на ином уровне. В очередной раз поражаюсь способности режиссера: после просмотра остается впечатление, что прошло всего лишь 20 минут, вместо реальных 58-ми. Ритм картины держится на очень высоком уровне в течение всего просмотра, во многом благодаря отличному монтажу и очень удачно подобранной музыке. Фильм, безусловно, один из лучших в отечественной документалистике. Must see для любого интересующегося документальным кино человека.
6 октября 2010