Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вербовщик |
год: | 1991 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эдуард Гаврилов |
сценаристы: | Эдуард Гаврилов, Юрий Маслов |
видеооператоры: | Сергей Гаврилов, Инна Зарафьян |
композитор: | Валентин Овсянников |
монтаж: | Валентина Миронова |
жанр: | боевик |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
- Я встречал его однажды. Карлу. В 1955-м. Московский центр разваливался буквально на кусочки. Большая часть его агентов дезертировала, а я ездил по свету и их вербовал. Сотнями, Питер.
Один из них называл себя Герстманом. Он собирался вернуться в Россию, и мы были уверены, что его там уничтожат. Самолёт задержался в Дели на сутки, и именно столько у меня было, чтобы убедить его перейти к нам, а не возвращаться за смертью назад. Н-да. В маленькой комнатке… Я сидел здесь, а он напротив меня… Американцы его пытали, должно быть. У него не было ногтей. Стояла такая жара. Я был очень измотан и хотел всё закончить, чтобы вернуться домой… И я предложил стандартный набор: приезжайте на Запад и мы сделаем Вашу жизнь лучше. Но после допроса.
- А он что?
- О своей жене подумайте. У Вас ведь есть жена, верно?… Мы можем воссоединить Вас снова. У нас есть что Вам предложить. А если Вы вернётесь она будет осмеяна. Подумайте о ней. Подумайте о…
Я продолжал развивать тему о его жене, а рассказывал больше о себе. Конечно, я мог остановиться, но по какой-то причине мне это казалось важным и я говорил и говорил. Он не ответил мне. Он промолчал. А на следующий день он сел на самолёт. Он вернул мне пачку сигарет нетронутой, хотя был заядлым курильщиком… Он забрал мою зажигалку. А это подарок. «Джорджу от Энн». «С любовью».
- Это был Карла. Он лучше умрёт, чем кому-то продастся… А как он выглядел?
- Как молодой старичок…
«Шпион, выйди вон!», 2011, реж. Т. Альфредсон
«Вербовщик». И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, — скорее всего речь пойдёт о разведке. Это её прерогатива. Это её вотчина, по большому счёту. Бывают, конечно же, и исключения, как например — Headhunter (2009, Дания) — «Охотник за головами» или «Hodejegerne»(2011) — «Охотники за головами», но всё это вполне легальная, профессиональная сфера с переманиванием ТОП-специалистов высшего менеджмента. Впрочем, и там и тут механизмы схожи. И там, и тут психологическая интуиция во всесторонней проработке, «прокачке» подцепленного на крючок.
«Вербовщик». И лучшие образчики в жанре шпионской стилистики, ожившими образами «учителей». Конечно же Михаил Тульев (он же Георгий Жженов в трилогии «Ошибка резидента», «Судьба резидента» и «Возвращение резидента»), конечно же Константин Ладейников (он же Донатас Банионис из «Мёртвого сезона»). Конечно же Джордж Смайли (он же Гэри Олдмен в «Шпион, выйди вон!), а равно и Натан Мьюр (Роберт Редфорд, «Шпионские игры»). Их почерк, их перевоплощение, их стилистика сравнительными характеристиками разворачивающихся событий здесь и сейчас.
«Вербовщик». И необычная судьба советского лётчика переметнувшегося в стан противника. Был ли выбор? Что заставило пойти именно по такому пути? Усмешка малодушия Родины? Дескать — не знаем такого, отрекаемся заранее от него, не ведаем кто таков? Не мог он оказаться в «горячей точке», ведь и нас там не было и нет… Так что ли? А раз так — руки развязаны. «Большой» брат предал. Выбирайся как знаешь. Если «выплывешь», если сможешь… И Олег Зоров смог. А Витя Гордеев, между прочем, нет. И растоптан в своей стране. И втоптан в грязь. И доведён до отчаяния. А с отчаяния куда? Так у русских завсегда так — в горлышко бутылки…
«Вербовщик». 1991 год. Страна на распутье. Страна корчится в муках. То ли смерти, то ли рождения. И ущербные персонажи в ряд. Что не женщина, то простреленная на вылет душа. Проституция, желание «свалить» за бугор, «червивость» в отчаянии, «монашеская» келья дачи вдали от людских глаз. Вот они три дамы в портретах. Подстать им мужское племя — кто-то за птицей счастья в далёкую даль, кто-то на нары за разгульную жизнь.
А положительные? А правильные? Есть и они. Люди из «органов» — те, что «ГэБэ — ЧеКа», и те, что полковничьим мундиром со звёздами на плечах. Вот такое разделение было тогда. В том самом, 91-м году. Одни, криком заходятся, от беспросветности существования, другие — что тот воздушный шарик в лёгком парении, со смешком на губах (В. Смирницкий — «босс» с Лубянки). Игрив, улыбчив, беззаботен. Впрочем, он «фигура». Ему можно. А вот «аппарат», в напряжении. Все, словно борзые собаки стелются в беге — слежка, сбор информации, бдительное око не дремлет. На страже государства пребывают. Работать-работать-работать… В добыче сбора необходимого, полезного, значимого пластаясь. Как это было у В. Суворова в «Аквариуме»?
«Меня проверяют. Меня всю жизнь будут проверять. Такая работа. Меня проверяют на уравновешенность, на выдержку, на сообразительность, на преданность… Кому улыбаешься, кому не улыбаешься, с кем пьёшь, с кем спишь. А если ни с кем, опять же проверка: а почему?»
Если уж «свои» так пекутся о «своих», то что говорить, когда под колпаком «объект разработки»? Наверняка, «потрошат» до костей.
А что же кино? Что же «Вербовщик»? Увы и, ах! Иначе и быть не могло. Это же всё ещё «почти» Советский Союз, хотя и в руинах. И русская сентиментальность, морем разливанным с экрана… До слёз. Нет, ни персонаж Александра Михайлова такой (вдруг, почти, впавший в детство, отчасти поглупевший), «костюм» характера, пошитый ему режиссёром Эдуардом Гавриловым, явно из портняжного цеха какой-нибудь «Ударницы» или «Славы Коммунаров». Тогда это воспринималось догмой, сейчас вызывает сомнения и усмешку.
Вся атрибутика «смутного времени» прилагается. От джинсы «варёнок» аж изжога. От водочных паров сцен мы все немного пьяные. И идолопоклонство перед мечтами о «забугорье» поганками и мухоморами из каждого… Да, 91-й год. 1991-й.
7 из 10
20 ноября 2019
Возможно, это последний советский шпионский фильм. Его премьера состоялась спустя два месяца после ГКЧП и ровно столько же оставалось до распада СССР. Но не поэтому он такой откровенно слабый и неправдоподобный.
В первую очередь причина в том, что картина поставлена по сценарию, написанному людьми, не разбирающимися в работе спецслужб. Специалистов разведки/контрразведки к производству фильма, очевидно, не привлекали. Главным консультантом в титрах указан генерал-майор А. П. Бугаев, являющийся, по данным Интернета, ветераном органов внутренних дел, а не государственной безопасности. И этим все сказано. Милицейским душком в фильме пронизана вся оперативная часть сюжетной линии. Причем душок этот кинематографический и навеян в лучших традициях «Инспектора Лосева».
В то же время, «Вербовщик» не из самых худших фильмов, созданных в тот нелегкий для отечественного кинематографа перестроечный период. Я все же смог досмотреть его конца и даже за один заход. Но если откровенно, это случилось лишь благодаря небольшому хронометражу картины, а также возникшему вдруг у меня под настроение желанию посмеяться над его художественным примитивизмом.
Что первое бросается в глаза? Сама ситуация о том, что ЦРУ приняло к себе на работу перебежчика может соответствовать реальности (в истории шпионаж такое бывало не раз). Но что его отправили нелегалом в Москву вербовать для нужд американской науки — это перебор (думаю разъяснять почему, не нужно). А именно с этой сверхсекретной миссией герой Михайлова и прибывает в родной город, где числиться пропавшим без вести. Не менее забавляет зрителя работа местной контрразведки. Советская спецслужба в картине весьма странная. Её сотрудники внешне вроде чекисты, а функции и стиль работы милицейские (оно-то ясно — кто консультант..). Так особое «удовольствие» мне доставляло наблюдать за совещаниями руководителя якобы контрразведки (исполняет Смирнитский) с подчиненными сотрудниками, поставленные по шаблону фильмов о работе уголовного розыска. Складывается впечатление, что в этом суперподразделении шпионов выявляют и упаковывают ежедневно к тому же пачками. И все это у них с непринужденной легкостью выходит, как в магазин за хлебом сходить.
Не менее забавными выглядят образы и действия американских агентов в Союзе. Автор, конечно же, приписал их к криминалитету, не учитывая многочисленные аспекты природы самого шпионажа. Уморительно наблюдать за их «слаженной» работой. Постоянно возникает только вопрос — как эти клоуны-костоломы вообще были привлечены самой сильной спецслужбой мира к такой хирургической работе? Вопрос конечно риторический.
Итог: не смотря на серьезность заявки, картина получилась низкосортной и может составить конкуренцию разве что только самым слабым фильмам обсуждаемого жанра. В ходе ее просмотра зрителя не покидает чувство несерьезности и неестественности происходящего. Возникает сомнение в правдоподобности событий. Я бы сказал, происходящее напоминает фарс. Ценителям жанра особо смотреть не рекомендуется — будет жаль потраченного времени.
2 января 2016