Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тени и туман |
английское название: |
Shadows and Fog |
год: | 1991 |
страна: |
США
|
режиссер: | Вуди Аллен |
сценарий: | Вуди Аллен |
продюсеры: | Роберт Гринхат, Чарльз Х. Джофф, Хелен Робин, Джек Роллинз, Джозеф Хартвик, Томас А. Рейли |
видеооператор: | Карло Ди Пальма |
художники: | Санто Локосто, Спид Хопкинс, Эми Маршалл, Джеффри Кёрланд, Джордж ДеТитта мл. |
монтаж: | Сьюзэн Е. Морс |
жанры: | триллер, комедия, драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 14000000 |
Сборы в США: | $2 735 731 |
Мировые сборы: | $2 735 731 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 декабря 1991 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 22 мин |
Вуди Аллен будто кролик. Настолько плодовитый, что каждый год занят на съемках очередного фильма. Пишет, снимает, выпускает, опять пишет и снимает. У него жена вообще знает, где её благоверный муженёк ошивается? А дети и внуки в курсе того, что их юный старик вместо уюта домашнего очага предпочитает странные прослушивания с известными актёрами? Нелёгкая прямо заставляет заслуженного пенсионера Голливуда плодить и плодить сладкие фильмы для интеллектуалов и нитакихкаквсе. Ещё есть эстеты и забулдыги. Писаки и маргиналы.
Если решитесь устроить киномарафон фильмов несравненного Вуди Аллена, то приготовьтесь: выбирать будет из чего. Мы вот не поклонники этого нью-йоркского Шурика, но от интересных и забавных его сюжетов не отказываемся. Так на глаза попался давнишний «Тени и туман». Стильный нуар, куча заметных актёрских лиц, иронизирование над произведениями Франца Кафки. Типичный альтер-эго режиссера — герой-невротик — оказался в этой заварушке как раз кстати. Как же смешила долгая его неосведомленность о том самом невероятном плане…
По поимке опасного и ужасного маньяка, который приходит за жертвами именно во время тумана. А так как туман в городке чуть ли не свой бомж по имени Боря, жертв будет явно далее обычного. Представьте теперь, каково было непримечательному и затюканному по самые гланды офисному служаке, который вдруг оказался главным подозреваемым в общей неразберихе. Тут страшный сон Франца Кафки ловко превращается в типичный полуторачасовой анекдот тама Вуди Аллена, кой собаку с кошкой съел в создании занимательных историй о забавных людях и их проблемах.
Уникальная возможность увидеть молодого красавца Джона Кьюсака, нежную Мию Фэрроу, горяченькую Мадонну, игривую в отличие от Клариссы Старлинг героиню Джоди Фостер, всё такого же усача Уильяма Х. Мэйси. В общем, может показаться, что фильмом «Тени и туман» получится убить время, а по окончании убитым никто и ничто не будет, разве что кроме некоторых персонажей. Подано всё умело, аппетитно и смешно, ибо мастер умел тогда и, наверное, умеет сейчас. Иллюзии — они нужны в жизни, без них никак. Тогда включите это кино и окунитесь.
22 августа 2019
Я подумал, что было бы, если этот фильм был цветным, а не черно-белым? Думаю, он бы потерял свою атмосферу, придуманную Вуди Алленом, и смотрелся бы уже совсем по-другому, без некой даже таинственности. Я особенно ценю этот фильм Вуди, ведь он ни на что не похож. Картина снята гипнотически и тонко, как всегда иронично и как-то в этот раз по-особенному.
Перед нами история главного героя, который оказался в эпицентре невероятных событий. Под покровом ночи в городе происходят убийства, и виновника никто не может найти. В поисках убийцы, главный герой сам оказывается подозреваемым и попадает в череду происшествий и неожиданных встреч…
Это предпоследний фильм, в котором Вуди Аллен и Миа Фэрроу сыграли вместе. Их дуэт всегда был свежим и оригинальным. Вместе они сыграли кучу образов, и в данной картине их герои были душой истории. Герой Вуди как всегда смешной и попадающий в нелепые ситуации, но у него острые и интересные мысли и высказывания, дающие зрителю пищу для размышлений. Фэрроу была самой женственностью. История ее героини меня рассмешила больше всего.
В роли проституток выступили много знаменитых актрис, мне больше всего запомнились Кэти Бейтс и Джоди Фостер. Джону Малковичу досталась именно его роль, он умеет находить себе идеальных для себя персонажей.
Считаю, что этот фильм не для большой публики. Его нужно смотреть ночью и одному, чтобы прочувствовать и оценить юмор и атмосферу, созданную режиссером в этой комедии. Признаться, честно я получил удовольствие от этого фильма и когда-нибудь со временем его охотно пересмотрю.
«Тени и туман» — черно-белая, костюмированная комедия Вуди Аллена 1991 года, снятая по отдельной, необычной пьесе под названием «Смерть». Кино необычное с привкусом иронии и философии для тех, кто любит фильмы этого режиссера. Я оцениваю этот подарок от Вуди положительно и говорю ему «да», спасибо!
P.S. Больше всего запомнился в этом фильме ночной разговор в тумане героев Вуди и Мии.
8 из 10
6 апреля 2016
Этот фильм из тех, которые противопоказано воспринимать линейно, он ни о чем и о многом одновременно. Здесь очень четко можно увидеть влияние театра абсурда: время и место действия крайне неопределенно (вплоть до того, что даже стену ближайшего дома нельзя толком рассмотреть из-за тумана); начало и конец не соответствуют завязке и развязке, как того обыкновенно требует построение сюжета; карты не раскрываются — никаких пояснений не будет, и главная интрига останется неразрешенной. То есть, на первый взгляд, перед нами почти полтора часа Вуди Аллена в роли неловкого дурачка на фоне никуда не ведущего обрывочного сюжета.
Однако, заглянув глубже в кривое зеркало, которым является эта картина по отношению к миру (а природа искусства вообще и кинематографа в частности, как известно, миметична, что, разумеется, ни в коей мере не подразумевает негативной окраски слова «кривое», говорящего в данном контексте о способе, но не о качестве), можно увидеть много интересного. Например, дом терпимости — единственное место в городе, где не только искренне веселятся, но и предаются философским размышлениям, а попытки горожан сплотиться для поимки преступника мгновенно оборачиваются раздробленностью, разбродом и взаимными обвинениями; наступившая сумятица тут же притягивает шарлатанов, которым верят больше, чем здравому смыслу, а мелкий клерк, оказывается, всегда мечтал быть фокусником. Во всем этом, если захотеть, нетрудно увидеть черты реального мира.
В калейдоскопе ночных происшествий главный герой пытается понять происходящее и ищет, на что же опереться; по сути, он — тот самый персонаж, с которым зритель, способный рассмотреть за смешным и несуразным Клайнманом просто человека, неизбежно отождествляет себя. Главный герой, со своими недостатками, страхами, причудами, не героичен, но искренен, добр и бескорыстен. Он изображен дурачком, но на деле не глупее других жителей города — этакий традиционный мнимый глупец в окружении мнимых умников.
Таким образом, «Тени и туман» — действительно любопытный фильм для тех, любит думать сам, а не предпочитает пережеванную пищу. Можно, конечно, сказать, что всё это уже было, что литература и драматургия уже давно всё это прошли, но, во-первых, так можно быстро прийти к постмодернистскому тезису о том, что ничего нового создать невозможно в принципе, а во-вторых, я предпочитаю соглашаться со Стивеном Фраем: «Только дурак отмахивается от мысли на том основании, что он ее уже слышал».
8 из 10
17 января 2015
Конечно самым запоминающимся эпизодом этого фильма станет вовсе не ловля маньяка в таком навязчивом ночном тумане. Уже из синопсиса известно, что у фильма будет несколько составляющих — Ночь, Город, Туман, Маньяк и Вуди Аллен. Это уже само по себе смешно или скучно (по мне так одновременно — и то, и другое). Самым запоминающимся эпизодом станет покупка «честной» девушки — героини Миа Фарроу, случайно оказавшейся в борделе после ссоры с любовником. Именно тут, когда герой Джона Кьюсака начинает резко повышать вознаграждение за один час интима и происходит настоящий саспенс — зрителю придется вместе с завсегдатаями борделя гадать — согласиться ли «порядочная» женщина на столь непристойное предложение. В любом случае, сцена однозначно удалась и именно вокруг нее почему-то и кружится интрига фильма.
Потом будет еще целый ряд весьма небезынтересных эпизодов — и неожиданный хрипловатый голос Мадонны вместе с ее небольшим появлением, и ловля маньяка с помощью фокусов в цирке (которая получилась весьма эффектной), и передача «проститутских» денег на благотворительность в церковь (тут Вуди, оказался излишне зол), и сцена неудачного соблазнения проституткой клиента (прямая отсылка к «Таксисту», ибо опять в пикантной роли Джоди Фостер). Но всеми этими эффектными проходками лента и ограничилась. Была еще и совершенно несуразная, пародирующая кафкианский «Процесс» возня касательно страхов интеллигента оказаться заподозренным в преступлении. Но, увы, тут Вуди Аллен оказался совсем не изобретателен и излишне прямолинеен. Эта линия получилась совсем неубедительной, ибо кроме как воспоминаний о творчестве Ланга и Хичкока ничего не добавила.
Поэтому, фильм так и останется непонятым до конца артефактом, который как не поверни — нет стопроцентных вистов. Приятная стилизация, привычный торопливый треп, странноватые шутки и обойма достойных актеров. Впрочем, заостри Вуди Аллен шутки и пригласи на главную роль кого-нибудь типа Рутгера Хауэра, кто знает, возможно фильм производил бы совсем иное впечатление.
Мои же впечатления сводятся к трем основным выводам. Первый связан с торжеством практичности — туман фактически устранил работу декоратора как таковую и позволил существенно сэкономить при производстве ленты, да еще и ссылаясь на «особую авторскую задумку». Второй вывод касается множественных отсылок на немецкий экспрессионизм — Вуди Аллен в этой ленте будто отдает ему дань (черно-белый цвет, игра теней, работа камерой, постоянное нагнетание напряжения и т. д.) И, наконец, последний вывод, опять же возвращает нас к той самой «бордельной» сцене, которая очень точно приоткрывает комплексы современного городского жителя о верности и войне полов. Аллен прав — ведь люди живут в постоянном неврозе, связанным со страхом не только измены, но и «покупки» близкого тебе человека, сами не замечая свою продажность.
7 из 10
3 мая 2014
Провалившаяся в прокате (да и не только там) черно-белая лента Вуди Аллена, в которой переплетается множество разных жанров: здесь и триллер, и детектив, и комедия, и элементы драмы… Кроме самого Вуди Аллена — который является главным действующим лицом — картину эпизодически украшают Миа Ферроу, Джон Малкович, Джон Кьюсак, Джоди Фостер, Кэти Бейтс, Мадонна. Как по мне, в них-то и главная вкусность. Подобное обилие звезд априори не может не привлечь внимания.
А так, фильм не несет абсолютно никакой идеи. Таинственный и столь же несуразный маньяк-душегуб; придурковатые циркачи, склонные к разврату; чаровницы из борделя и их постоянный клиент — вечно философствующий студент — все это вкупе с бессмысленными похабными разговорчиками с претензией на тонкий юмор — едва ли способствует зрелищности. Да и на единственный возникший в уме логичный вопрос по сюжету (если он есть вообще) ответа я так и не дождался.
Несмотря на это, не исключаю, что поклонникам Аллена может и понравится такое. Во всяком случае, к нему, как актеру, — ноль вопросов. В этом плане он безупречен.
3 января 2013
Клайнман — мелкий нью-йоркский служащий, клерк, незаметный и неотличимый от большинства человек, склонный к неврозам и ипохондрии. Однако когда он присоединяется к поискам безжалостного серийного убийцы, деяния которого окутали город пеленой страха, так похожего на туман, ставший частым гостем в Нью-Йорке, Клайнман даже не предполагает о последствиях подобного альтруистического шага.
«Тени и туман» 1991 года является, пожалуй, самым нестандартным фильмом в карьере Вуди Аллена в 90-х годах. В этой ленте Вуди Аллен обратился к жанру нуара, создав мрачный и классический по своей художественной манере фильм, соединяющий в себе такие жанры, как детектив, триллер и типичную для режиссера ироническую комедию, ибо сыгранный им в ленте герой, Клайнман, продолжил традицию режиссера к показу невротических и самокритичных персонажей. Лента стилистически выполнена просто идеально, черно-белая цветовая гамма отсылает к классическим фильмам-нуар, создавая при этом собственную мифологию жанра. Оператор Карло Ди Пальма великолепно играет цветом в фильме, создавая невероятно талантливую стилизацию. Детективный сюжет в ленте является лишь ширмой и игрой режиссера со зрителем, предлагая зрителю на самом деле исследование внутреннего мира всех главных героев, незначительных и незаметных, судьбы которых для режиссера важнее поиска убийцы, выглядящего в рамках ленты как метафора, символ осознания собственной ценности.
В картине занят потрясающий актерский состав и даже в эпизодах снялись изваестные актеры. К тому же лента стала одной из последних совместных работ Вуди Аллена и Мии Фэрроу, являвшейся вместе с Луизой Лэссер(первая жена режиссера) и Скарлетт Йоханнсон(сотрудничество этой актрисы с режиссером стало заметным этапом в творческом пути Аллена, отметившись рядом замечательных картин нулевых годов) одной из муз режиссера. Ярких второплановых героев создали в картине Джоди Фостер, Джон Малкович, Кэти Бэйтс, Джон Кьюсак, Уильям Х. Мейси и Джеймс Ребхорн.
Необычную атмосферу создает в ленте написанный Куртом Вайлем удивительный и мелодичный саундтрек.
Я рекомендую этот фильм всем поклонникам интеллектуального кино, киноманам и киноэстетам и просто ценитлям творчества одного из лучших американских режиссеров Вуди Аллена.
10 из 10
2 ноября 2012
Все-таки умеет наш хороший друг Вуди Аллен подбирать названия к своим фильмам. Перед нами, возможно, самый атмосферный его фильм, выполненный в абсолютно нуарной (!) стилистике, все действие происходит ночью, да еще и в туман. Странно, что такой фильм оказался, не оценен не только зрителями (с ними все в принципе можно понять) но и критиками.
Вообще удивляет некоторая мизантропия ленты. Режиссер как будто намеренно отталкивает зрителя от просмотра гнетущей атмосферой, некоторой безысходностью и весьма медленной динамикой действия. Так что жаждущим «хлеба и зрелищ» или просто комедии стоит несколько раз подумать, прежде чем посмотреть сие творение.
Сюжет напоминает не предыдущие работы Аллена и даже не фильмы Ингмара Бергмана, а произведения Франца Кафки (порой открыто цитируется тот же «Замок»), есть характерный «логический абсурд» с элементами лжедетектива правда подкрепленный немалой долей иронии. Такой тип повествования понравится далеко не всем (по правде говоря, даже я не сразу свыкся с ним, а поначалу вовсе испытывал раздражение), местами (особенно в первой половине действия) довольно-таки скучновато, но фильм того стоит. Очень приятно порадовала смысловая составляющая. По сути, перед нами очень злобная сатира на «силу» общественного мнения и отсутствие собственного у многих людей.
Что самое странное, так это жанровая стилистика. Перед нами вообще-то нуар пусть и с некоторой долей самоиронии (порой действительно смешно) и «комедией абсурда». Причем совершенно противоположные элементы отлично соединяются между собой, образуя очень причудливый и невероятно стильный микс надолго остающийся в памяти. Есть неплохая стилизация (сразу вспоминается прославленный «Зелиг»), действительно, кажется, как будто фильм снят очень давно. Как режиссер Аллен вообще проявил себя великолепно, в плане атмосферы, наверное, лучшая его работа.
Порадовали актерские работы. Как всегда хорошо сыграл сам Вуди Аллен. Также хороша Миа Фэрроу. Запомнилась небольшая роль Джона Малковича. Вообще фильм богат на всевозможные камео и эпизодические роли таких актеров как Кэти Бейтс, Джоди Фостер, Джон Кьюсак, Джон Си Райли, Уильям Х. Мэйси и даже Мадонна.
В итоге мы имеем очень стильный и крайне атмосферный фильм для эстетов и интеллектуалов (или таковыми себя считающих). Эксперимент однозначно удался.
15 марта 2011
Фильм «Тени и туман» представил зрителю совсем другого Аллена — после полупародийных комедий, после психоаналитических исследований и разборов темы любви, секса и брака, после политической сатиры, Вуди Аллен вдруг обратился в начале 90-х к жанру нуар-триллера и, как всегда, снял совершенно оригинальное кино.
Стилистика фильма не уникальна, а вот сам фильм уникален. Несмотря на подражание старым классическим фильмам нуар, фильм все же является настоящей комедией а-ля Вуди Аллен, хотя и не сразу воспринимается таковой.
Во всем виновата затягивающая атмосфера фильма. Вуди Аллену не только удалось создать мрачные и туманные кварталы маленького и злого заштатного городка, но и блистательно «сыграть в классику», потому что, когда смотришь фильм, веришь в то, что ему, как минимум, лет 60.
Достигается это и манерой съемки и тем, что фильм черно-белый, и классическими, немного игрушечными декорациями, и классическими героями, и съемкой через специальный фильтр, стиль сохраняется и в одежде героев и в их диалогах.
Тем не менее, сквозь эту плотную завесу туманной атмосферы криминального нуар триллера про маньяка-убийцу пробивается маленькое солышко — традиционный Вуди Аллен со своими «клерковскими» монологами о жизни, любви, сексе, браке, комичным «клерковским» поведением в самых напряженных ситуациях, и «клерковским» уходом от всех проблем.
И фильм всякий раз делает резкий крен в сторону тонкой «человеческой комедии» похожей на комедийность пьес Бернарда Шоу, а триллеро- составляющая остается лишь фоном для монологов маленького клерка и тех, с кем столкнула его судьба.
Мир Аллена заполнен такими же как он неудачниками и глубоко несчастными людьми, а погоня за убийцей — только аллегория жизни этих несчастных. Кстати, убийца, похоже, остается единственным человеком в фильме, который точно знает, чего он хочет.
Как всегда у Аллена собрались великолепные актеры. Прежде всего, конечно, его тогдашняя красавица-жена Миа Фэрроу, очень хорошо выглядел в роли неудачливого клоуна Джон Малкович. А что вы скажете о оскароносной и величественной Кэти Бейтс, прекрасной актрисе Лили Томлин и Мадонне в ролях проституток? На такое видение этих жриц любви способен только Аллен и взять таких актеров на эти роли тоже способен только он!
А музыка! Какая в фильме музыка! Идеальный, искрящийся, заводной саундтрек из классических мелодий, который прям таки ститров дает понять, что дело все-таки не стоит воспринимать слишком серьезно.
Великолепная атмосфера, тонкий юмор, мудрый подтекст, отличные съемки, стиль, смешение жанров и еще настоящий Вуди Аллен — вот квинтэссенция этого замечательного кино, которое, конечно же, снова оказалось не по зубам американскому зрителю.
Конечно, где уж им, бедолагам, после плотного обеда в фаст-фудной забегаловке, распробовать настоящий деликатес. А я посмакую этот фильм еще не раз. Уж очень он вкусный!
25 декабря 2006