| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Охота жить |
| год: | 1991 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Борис Токарев |
| сценарий: | Василий Шукшин |
| жанры: | драма, короткометражка |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
В восьмидесятых Шукшина будто не замечали. Конечно было несколько рядовых экранизаций его произведений, но едва ли его творчество было востребовано. А вот уже в самом начале девяностых вышло сразу два, пусть и малобюджетных, но весьма значимых фильма по его рассказам. Это короткий метр 'Охота жить' и полнометражная картина 'Крепкий мужик'. И оба фильма затронули очень значимую для того времени тему. Впрочем, разве произведения Шукшина ограничивались какой-то одной линией? Они многогранны.
Номинально лента 'Охота жить' затрагивает вопросы криминала. В глухом лесу, вдали от цивилизации оказываются вместе беглый преступник и представитель поколения победителей, ветеран войны Никитич. Их небольшая беседа обнажает слишком многое.
На поверхности мы видим банальную притчу о змее, переправляющейся через переправу и беспощадно жалящую своего благодетеля. Но при ближайшем рассмотрении мы замечаем столкновение умудренного опытом мужчины с криминальным мировоззрением. Помните, как в 'Калина красная' устами Губошлепа выводится ненависть к простому мужику? Эту ненависть не может сдерживать и наш преступник. И авторы ленты еще сдерживаются не позволяя ему сказать всех тех мерзостей, которые были означены а рассказе. Впрочем, артист отменно передал 'лагерные' интонации - 'хрипло, с ленцой'.
Все остальное в этом фильме делает Юрий Назаров. Длинные волосы, жесткий взгляд, резкий голос. Когда Назаров говорит одну из своих самых значимых фраз - ему просто нельзя не поверить: 'За убивство тебя бог накажет, не люди. От людей можно побегать, а от его не уйдешь'. Здесь недостаточно быть просто показать седые волосы или жесткий нрав. Нужно показать непоколебимость, внутреннюю безусловную силу, скрывающуюся за суровым обликом. У Юрия Назарова вот это получилось.
А ведь на предложенную историю можно взглянуть и иначе. Если выйти за пределы криминальной темы, то перед нами раскинется столкновение поколений. Стремящиеся к свободе наследники выступают против непоколебимых исполинов - поколения отцов. Возможно именно этим и был продиктован выбор на главную роль отца из модной в то время ленты как раз о столкновении поколений 'Маленькая вера'.
Так что этот фильм во всех отношениях интересен. Это и достойная экранизация Шукшина, и вечная притча о Добре и Зле, и столкновение поколений, и предвосхищения 'криминального нуара девяностых'. Впоследствии этот рассказ не раз экранизировали. Только вот они не были столь выразительны и точны. Даже куда более выверенная лента Сергея Никоненко в сравнении меркнет. Видимо тогда, на грани эпох, в далеком 1991 -м, 'Охота жить' был не то, чтобы более актуален - его было легче постигнуть и донести до зрителя
7 из 10
6 мая 2025