Ночь на Земле
Night on Earth
7.9
7.7
1991, комедия, драма
Франция, Великобритания, Германия, 2 ч 9 мин
16+

В ролях: Вайнона Райдер, Джина Роулендс, Армин Мюллер-Шталь, Исаак Де Банколе, Роберто Бениньи
и другие
Пять таксистских историй, случившихся за одну ночь в пяти мегаполисах мира: Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Париже, Риме и Хельсинки.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Ночь на Земле

английское название:

Night on Earth

год: 1991
страны:
Франция, Великобритания, Германия, США, Япония
слоган: «Five Taxis. Five Cities. One Night»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , , , , ,
видеооператор: Фредерик Элмс
композитор:
художники: Магда Бава, Клер Фрессе, Barbara Gordon, Тина Сеппо, Александра Уэлкер, Фабрицио Де Люка, Кари Лэйн, Йохан Ле Тенё, Laurent Saimond
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 3500000
Сборы в России: $105 898
Сборы в США: $2 015 810
Мировые сборы: $2 015 810
Дата выхода
Мировая премьера: 4 октября 1991 г.
Премьера в России: 17 февраля 2022 г.
на DVD: 18 октября 2005 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 2 ч 9 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Видео к фильму «Ночь на Земле», 1991

Видео: Трейлер (Ночь на Земле, 1991) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Ночь на Земле», 1991

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Ночь на Земле», 1991

Так, как раньше, уже не будет...

Не будет того кино, как нет той жизни…

Никто, наверняка, не смотрел этот фильм, когда он вышел в 1991-м-все мы помним, что тогда нам было совершенно не до этого: на обломках своей Родины, мы пытались выжить.

От других режиссеров Джармуш всегда отличался тем, что делал кино ПРО людей и ДЛЯ людей. Там почти никогда нет ничего необычного: никаких тебе взрывов, инопланетян, динозавров или катаклизмов. Все эти штуки отлично работают, чтобы отвлечь человека от его собственной жизни, тогда как кино Джармуша делается только для того, чтобы его в нее погрузить.

Полностью, с головой, и чаще так, чтобы дышать было нечем.

В то время как «Мертвец» (высвечивающий гений Деппа) и «Вечное сияние чистого разума» (обнаруживающий несмешную сторону Керри)-две его гениальные ленты и почти классика, известны всем, «Ночь на Земле» (заявляющий подростка Вайнону Райдер)-полностью погребен под толщей вышедших в том же году хитов «Терминатором», «Бешеными псами», «На гребне волны» и даже «Кудряшкой Сью».

5 таксистов, 5 городов, одна ночь…что может пойти не так-знает только Джармуш.

3 мая 2022

Джим Джармуш: Как за одну «Ночь на Земле» преобразиться как Человек?

«Ночь на Земле» Джима Джармуша смотрится легко, а размышления после просмотра вызывает чуть-чуть потяжелее. Это мысли о жизни, ее смысле, призвании каждого человека и о цене его страданий. Казалось бы, что может быть особенного в простой поездке на такси?

На самом деле, как и любая встреча, она может стать и подарком, и проклятием. Поездка на такси — это не просто услуга, оказываемая за деньги. Это близкий контакт с внешним миром во всем его многообразии. И в первую очередь — через людей и их эмоции.

Люди — это зеркало жизни. Каждый из них сияет в автомобиле таксиста так же, как сияют ночью дорожные фонари. Таким образом, Джармуш выстраивает перед нами пеструю панораму людских жизней. Это особенно подчеркивается тем, что действие происходит в пяти разных точках Земного Шара.

Часто можно слышать, что в каждой картине есть какой-то свой глубокий смысл. В этом фильме его нет. Или, вернее, он лежит на поверхности. Как иногда говорится, все гениальное просто. И здесь в том числе.

Это фильм-откровение, фильм-исповедь. Но исповедь в нем так же проста, как рядовое течение жизни, которое мы наблюдаем вокруг. И, тем не менее, в «Ночи на Земле» немного приоткрывается внутреннее содержание этой внешней простоты. Благодаря чему мы понимаем, что все чуточку сложнее, чем кажется.

Потому что фильм учит нас вглядываться в жизнь.

10 из 10

7 марта 2022

Каждый видит лишь то, что хочет видеть.

Начну с хорошего — фильм справедливо высоко цениться любителями. Джармушу удалось главное — передать атмосферу происходящего, тех незаурядных по сути своей событий, что разворачиваются перед нами. Прыгая из города в город, от новеллы к новелле, мы будто бы совершаем путешествия в эти миры, такие разные, такие колоритные, но такие во многом схожие.

Для меня всегда сложно приступить к просмотру «авторского» фильма. Для этого нужен особое настроение, подходящее под фильм время дня, готовность к чему-то новому, порой не самому легкому и радостному. Именно по этой причине фильм «Ночь на Земле» уже много лет был у меня в закладках, но все как-то руки не доходили.. Все изменил — счастливый случай и я ему благодарен! Оказалось, что для этой работы Джармуша специального настроя и состояния ума и не требуется. Несмотря на все смыслы, что в нем скрыты, работа может быть воспринята как легкая картина на вечер, а события сами создадут твое настроение, а дальше как все будет меняться быстро — от меланхоличности до широкой улыбки, от умиротворения до «Черт возьми, что такое здесь твориться?!».

Впрочем, первая новелла заставляется напрячься. Нет, не своим сюжетом или диалогами, а в том, что ты еще не понял, чего от тебя хотят то как от зрителя? Тебе нужно просто непритязательно наблюдать за случайными встречами героев или искать какие-то скрытые смыслы? Неужто от меня хотят, что бы я искал параллели с Тургеневым и его «Отцы и дети» в общении героинь Вайноны Райдер и Роулендс? Хоть я немного и знал о Джармуше до просмотра и его судьбе, но в целом не очень люблю, когда автор заставляет копаться в фильме, дабы найти какие-то смыслы.. Дело не в лене или в том, что я привык к другим фильмам, нет. Дело в том, что каждый увидит что-то свое. Найдет тот смысл, который автор быть может и не закладывал даже, или наоборот противоположный от задуманного. В течении просмотра я понял, что похоже в этом то и был смысл. По крайней мере такой вывод я сам для себя сформулировал, нисколько не претендуя на достоверность.

Да, в каждой новелле можно найти что-то близкое самому автору, какие-то референсы к его судьбе. Не уходя далеко, взять хотя бы новеллу в ЛА — молодая таксистка, чья судьба уже спланирована, она этим вполне довольна, не хочет нырять в омут Голливуда, предпочитая ему свою удобную и приятную для нее нишу. По сути, оставаясь качественным ремесленником в том, что ближе ее сердцу. Тут сложно было не увидеть кивок в сторону «больших боссов» от самого Джима.

И так можно было бы сказать про каждый из городов, делая отдельные акценты на подтекстах столкновения разных миров, самым ярким примером которого можно назвать Нью-Йорк. Но это оказывается необязательно. Так как в целом красной нитью через все новеллы и все города тянется идея того, что нам практически не суждено друг друга понять по причине того, что все происходящее мы будем трактовать через призму своего опыта. И не важно, что это, не важно какая тема — будь это шапка-ушанка, которая для одного нелепый атавизм пост-советского мира, а для другого последний писк моды; или трагическая судьба таксиста, которая в миг затмила самый грустный день в жизни друга, тогда как им обоим нелегко; или почему слепая девушка способна видеть больше, чем водитель, который «Ничего не видит» (il voit rien). Так можно сказать про каждый из городов. Каждый. Ну, почти… Рим — черт возьми, что это было?!

Если же делать вывод, то он прост — посмотрите фильм, найдите свои смыслы!

6 августа 2021

- А ведь ты и взаправду счастлива водить такси, верно? — Конечно, твою мать. То есть… Ну да.

Пять историй, пять городов и одна ночь, киноальманах объединяющий все, создающий связь между чужими, такими непохожими друг на друга людьми и вместе с тем находящих между собой массу общего. Пять новелл отражающие взаимопонимание, сочувствие несчастьям, признания, сближение и поддержку между людьми со всего мира.

Лос-Анджелес — город возможностей, место где все решает упорство и наглость, куда приезжают со всего света за американской мечтой. Здесь не терпят слабости и нерешительности. Где как не здесь говорить о карьере и заработках? Кажется, каждый жаждет успеха, пьедестала славы. Но закаленная жизнью и тяжелой работой молодая таксистка Корки считает иначе.

Нью-Йорк — самый многонациональный город на земле. Это гремучая смесь культур, традиций, религий и языков со всего мира, он разнообразный и необъятный. Самое подходящее место для контраста различий между взглядами и убеждениями немца эммигранта Хельмута и афроамериканца Йо-Йо из Бруклина.

Париж — город любви. Город огней. Город роскоши. Город святых и ученых. Город веселья. Город-праздник. Город чудес и сюрпризов. Город утонченных и изысканных. Эту ночь таксист из Кот-д’Ивуара запомнит навсегда, потому что на его пассажирском сидении оказывается слепая девушка, которая, как он убедится, способна «видеть» ничем не хуже чем он.

Рим — один из древнейших городов в мире, куда ведут все дороги. Римская католическая церковь — крупнейшая христианская церковь в мире. Идеальная возможность, чтобы исповедаться, особенно если ты сексуально озабоченный безумный извращенец, мчащийся по мрачным улицам спящего города на чуть целом старом Fiat 128, перевозя священника на заднем сидении. Если бы священник знал чем закончатся для него откровения водителя…

Хельсинки — столица хмурой, дождливой, пасмурной Финляндии, где Аки — местный таксист, как обычно, отрабатывает ночную смену. Это новелла особенна своим содержанием, горем поразившим таксиста. В эту ночь три пьяных мужчины в наглой манере жалуются на свою «бедную» жизнь, даже не подозревая, что проблемы могут быть у остальных и куда более серьезными. История о эгоистичном безразличии к окружающим и несчастьях пострашнее потери работы или разбитой машины.

Оказывается не все девочки хотят стать кинозвездами, не только мужчины хотят и могут быть механиками, не всем нужны деньги, кому то было бы достаточно научиться различать педаль газа и тормоза, отсутствие зрения не обязательно должно приносить страдания и неудобства, кто-то просто хочет выразить мысли и быть выслушанным, а некоторым ничего не остается, как молча переживать случившуюся трагедию и надеяться на лучшее.

11 июля 2021

Фильм, безусловно, интересный. Каждая история по-своему. Поэтому просмотр не вызывает антипатии или негодования.

Вместе с тем всё это вместе взятое — детский сад с точки зрения киноискусства. Винегрет настоящий. Ни одна из историй не цепляет по-настоящему, глубоко; героям не успеваешь посочувствовать или полюбить их. А пересматривать эту ничтожность в виде какой-нибудь отдельной истории точно не захочется, потому что она ничтожна в рамках отведённого ей времени.

Очень точно фильм отнесён к жанру комедии и драмы одновременно. Трагикомедия — как ни посмотри. Даже «весёлая» история со смертью пастора, поданная в нарочно юмористическом ключе, для меня выглядела демонстрацией изощрённой пытки. Многие в восторге именно от этой части, но мне она отвратительна. Зоофил-прелюбодей не вызывает у меня в принципе симпатии, а тут ещё он нарочно издевался над больным священником вместо того, чтобы проявить хоть какое-то уважение или жалость к представителю традиционной для Рима религии.

Все показанные истории, хотя и являют собой некий срез с обыденной жизни общества, но всё же затронутые в них темы или тонкий юмор (как в истории со слепой) нетривиальны. Каждый раз это как сгусток какой-нибудь идеи или какой-нибудь трагедии, которая быстро проносится перед глазами на экране, и могла бы дать почву для размышлений; поднимает ил со дна, который долго потом оседает. А точнее, мог бы оседать, но вслед за поднятым илом от предыдущей части начинается новое бурление в последующей, в результате чего получается настоящая муть. Винегрет, повторюсь.

Условно каждую из историй можно было бы отнести к поучительной, но очень условно. Это как копаться в куче мусора, ища ещё могущие пригодиться вещи, и тем оправдывать это копание. Слишком много чести для такого «шедевра».

Однако же фильм очень лёгкий и приятный, как ничего не значащие забавные истории, рассказываемые второстепенными персонажами в фильмах Тарантино; в его произведениях чувствуется явное влияние стиля Джармуша или даже заимствование.

Вывод. Только развожу руками, однозначно нечего сказать. Рекомендовать к просмотру не могу, ибо не на что там смотреть. А для себя поставил галочку, что насильно посмотрел очередной фильм Джармуша, для многих являющегося светочем-поводырём в мире окружающего их киномрака.

Вспомнился другой чуть более поздний фильм этого режиссёра «Мертвец» с Джонни Деппом в главной роли, который я смотрел в основном из-за гоблинского перевода — бессмысленная нудятина, только полнометражная. Как говорится, видна рука мастера.

5 из 10

8 апреля 2019

Нам всем есть что рассказать.

Обожаю киноальманахи также, как обожаю мимолетные встречи и незнакомцев. Да и вообще, меня хлебом не корми, дай поболтать с таксистом.

Пять разных городов. Киноряд прекрасно погружает нас в их атмосферу, хоть и мы, вместе с нашими попутчиками, наблюдаем за ними в основном из окон такси. Да еще и ночные города, столь завораживающе меняющие свой облик при свете луны и фонарей. Ну и когда, как не ночью, происходят самые душевные, искренние разговоры?

Пять разных историй. Таких ироничных, трагикомичных, абсурдных, я бы даже сказала. Прямо экранизированный «Миф о Сизифе» Камю, где мы наблюдаем за нашими персонажами, каждый из которых поднимает свой камень на гору, называемую жизнью.

Как много людей готовы отказаться от этого лащенного мира, столь манящего для большинства? Сколько из нас готовы следовать своему плану, не смотря на все эти соблазны жизни? Сколько раз будет произнесено слово «дерьмо» в ссоре Бруклинских родственников? Как много мы не видим и не слышим даже при наличие необходимых для этого органов чувств? Сколько лет дают за убийство епископа: 20 лет, 30? Имеем ли мы право сокрушаться о несправедливости судьбы, зная что у кого-то все намного хуже?

Всеми этими вопросами задается режиссер, приглашая зрителя разделить с ним эти иногда смешные, а иногда столь животрепещущие, экзистенциальные вопросы.

А какие актеры, просто чудо. Такой итальянский Роберто Беньини, такая сексуальная француженка Даль, такой усатый финн Манни и такая обворожительная Райдер, с болтающимися на ремне инструментами.

Я смеялась, грустила, с жадностью ждала узнать, чем же Джармуш завершит каждую из своих зарисовок.

8 из 10

18 декабря 2017

А что может происходить в вашем городе среди машинок с шашечками? Кажется, что существенным может быть теперь только этот вопрос. Лицезрев «Ночь на Земле» четвёртый раз и впервые на большом экране, жутко захотелось прекратить держать слово перед фильмами, а заядло просто прокручивать картинку перед глазами и искать все пути стать одним из её героев.

Мне кажется, что лента, в принципе, не даёт возможности обсуждать себя и формировать выводы. Мне не интересны движительные нормы героев для совершаемых поступков, мне нет никакого резона разбираться в обусловленности того или иного эпизода, и уж явно нет никаких обстоятельств для выяснения ключевого замысла Джима Джармуша в варианте «о чём же эта лента говорит». Всё это складывается из положения того, что восприятие здесь является актом изобразительным.

Как и принято у величайшего художника современности, главной в ленте неотъемлемо выступает атмосфера — ключевое понятие кинопроизводства. Нечто завораживающее, не только погружающее зрителя в декорированный процесс, но и заставляющее его воспринимать происходящее как реальность, как ностальгию по тому, что, возможно, с ним происходило, а возможно, ещё только произойдёт. Пять историй в такси отражают сразу несколько составляющих этой атмосферы — ночь, город, герои, абстрактное состояние жизни. Для зрителя ведётся экскурсия, путешествие из одной точки мира в другую, неспешное, позволяющее высматривать не эффектные памятники рукоделия и глобализации талантов, а само протекание времени — от старых домов до небольших своеобразных персоналий. Одновременно хочется очутиться везде, возникает желание проникнуть сначала в тёмное время суток, потом в сбежать в определённую точку на карте, встретить абсолютно яркого человека и сформировать для себя жизнь другую, отличную от твоей.

Джармуш беспрепятственно играет на каждой из струн человеческих чувств, чередуя наивность с глупостью, возвышенность с потерянностью, а грусть с гомерическим хохотом, при этом в воспроизводимых им историях нет никакой системы. Кажется, что и расставлены они просто графиком съёмок, также, как были выбраны города для этой картины — по использованию актёрского состава. Скорее всего, восхищает в ленте именно это — возможность испытать каждую эмоцию независимо от эмоции предыдущей, смешать их, любоваться и разделять жизнь, происходящую на экране и сложившуюся как будто бы случайно.

Странствующие личности, одинокие, рассмотревшие мир со всех часовых поясов, находясь в свете фонаря одного лишь ночного города — здесь это случайные проводники в широты внутреннего мира. Ведь всё то, что есть внутри человека, возникает из того, что он видит и ощущает снаружи.

1 октября 2017

- Разве слепые не носят обычно темные очки? — Правда? Никогда не видела слепых.

Джим Джармуш является одним из моих любимых кинорежиссеров, «Ночь на земле» в свою очередь является любимейшим произведением гения авторского кино, в глазах вашего скромного слуги.

Ночь. Нашему взору предстают пять историй, совершенно разных, но в тоже время объединенных интерьером — такси. А теперь пройдемся детальнее по новеллам:

Лос-Анджелес. «Город, где исполняются мечты» показал нам, что у каждого они свои. Вайнона Райдер очень убедительно отыграла очень интересное для нее амплуа. Простая девушка, которая оказалась намного счастливее героини Джины Роулендс. Эта новелла отличилась очень простым сюжетом, но его мораль была передана «на все 100».

Нью-Йорк. Самая добрая и милая история (среди этих пяти) о том, что в нашем мире все возможно. Высокое количество очень доброго юмора. Джанкарло Эспозито отыграл прекрасно, я бы никогда не поверил, что этот человек сыграет холодного и расчетливого Густаво Фринга. Армин Мюллер-Шталь отыграл обаятельного немца-водителя, который в первый раз сел за руль. В целом, атмосфера этой новеллы была очень хорошей, хотя явной морали, как таковой, я не нашел.

Париж. Наверное, моя любимая, и в тоже время самая сложная для восприятия новела. Тут, на примере героини Рози Перес, рассказывается о слепой женщине, при этом она живет полной жизнью, и чувствует больше, чем зрячие. Хочу отметить Исаака де Банколе, он очень хорошо справился с ролью таксиста, который проявил огромный интерес(который потом ему дорого стоил) и сострадание к героини.

Рим. Джармуш прекрасно розрядил атмосферу перед депресивной 5-той историей, поведав нам историю о забавном итальянце, сыгранном великим итальянским актером Роберто Бениньи. Но, даже эта на первый взгляд «трешовая» новелла имеет свою мораль: Нужно легче воспринимать свои ошибки, и не смотреть назад.

Хельсинки. Наиболее серьезная и мрачная новела, при этом с простой и ценной моралью. Она рассказывает о мелочности людей, и о том, что есть вещи похуже, чем потерять роботу и машину. Как по мне наиболее сильная в плане морали и сюжета, но с более скудными диалогами и актерской игрой, хотя Матти Пеллонпяя, земля ему пухом, очень даже неплохо справился со своей ролью.

Очень живой и «ламповый» фильм, советую для просмотра любому любителю авторского кино, а особенно поклонникам Джима Джармуша.

9 из 10

19 марта 2017

Те, кто не спят

Самое время слушать — в тишине.

Когда замолкает суета, мы начинаем видеть тех, кого не замечали раньше, тех, кто знает многие секреты. В каждой новелле мы безвозвратно окунаемся в атмосферу городов.

Блистающий Лос-Анджелес, где не каждый карабкается за призрачной славой.

Излишняя вежливость, манерность, правильность и старание — вот всё то, что НЕ сделает вас звездой. Куча девочек на актёрские пробы и полный провал. Тот закулисный режиссёр знал чего не хватает на его сцене — непосредственности. Может, поэтому он искал всё моложе и моложе, ведь дети ещё не успели надеть на себя маски. Эта непосредственность безжалостно выплёскивалась из маленькой сильной таксистки. Не стесняясь включать музыку, когда хочется, выругиваться на криворуких водителей, та, неожиданно для себя, смогла поразить деловую леди. Такая переигрывать просто не умеет. Женщина же, в свою очередь, может впервые позволила себе закурить в машине.

Мир кино жесток, оставаться собой невозможно.

«Не хочу испортить себе жизнь»

Не только уберегла себя, а ещё растопила культурную повседневность своей пассажирки.

Современное Большое Яблоко.

Германия — одна из самых размеренных и рациональных стран. Что же заставило пожилого немца перебраться в шумный стеклянник? С какой же добротой тот восхищался за грязной родственной ссорой…

Нью-Йорк никого не разочарует своим безумным темпом. Спешат и такси, которым далеко до Бруклина, и главный герой. Лишь благодаря неумелому иностранцу можно не только добраться домой, но и притормозить в потоке. Наконец, заметить простые радости меж слепящих огней.

Столица Красоты, где просто видеть — мало, историческая гробница святых под покровами разврата, замёрзшие Хельсинки с горячими сердцами — весь фильм разрушаются стереотипы, и разрушают их люди. Каждый персонаж поистине уникален, продуман до мелочей. У каждого свои привычки, приспособления под характер. Диалоги мельчайше простроены… таким и должно быть достойное кино.

10 из 10

5 февраля 2017

Неспокойная ночь для них.

«Ночь на земле» — это пять историй из жизни таксистов, и при этом одна ночь на всех. Не смотря на то, что эти истории различаются друг от друга, но в каждой истории есть своя суть.

1. Не все девушки хотят быть кинозвездами. Она не захотела как другие, через связи становиться моделью, и предпочла быть Механиком. Очень забавно.

2. Судьба может преподнести невероятные встречи. Он просто не ожидал что ему попадётся такое вот такси с сюрпризом. Ему самому пришлось сесть за руль таксиста, добраться до своего дома, по пути забрав свою родственницу успев поругаться с ней, немецкий эмигрант, — таксист плохого качества, — рассмешил их, сгладил конфликт, вызвал радость у случайных беспокойных попутчиков и они ему естественно заплатили.

3. Некоторые слепые видят лучше, чем некоторые зрячие. Он и не думал что такой клиент к нему попадётся. Девушка была слепа, — но она настолько знала жизнь и разбиралась в ней, что некоторые могли позавидовать ей, — и даже он. И его вводило от этого в такой ступор, что из-за неё попал в аварию со встречной машиной. Хотя просто надо было сохранять внимание, и смотреть по сторонам.

4. Никто не без греха. История про болтливого итальянца. Со своими разговорчиками про любовь с тыквой, овечкой, о сексе с Моникой (жена брата) — так разговорился, что довёл до смерти пассажира. Он просто выпихивает пассажира и уезжает. Эта история самая худшая.

5. Всё познается в сравнение. Зима, снег и трое друзей в стельку упоротые едут домой. История, напоминающая нам жизненные проблемы, которые могут появиться у любого из нас. Остаётся только сочувствовать людям в таких ситуациях, как-то поддержать их.

Фильм очень уютный, несмотря на широкую географию событий, эта география говорит о том, что какая это не простая профессия быть таксистом. Эта смешная мелодия на протяжении всего экранного времени, отлично объединяет все представленные истории о таксистах.

Атмосферно. Приятно. Забавно.

22 октября 2016

Ночь на Земле

Если вы ещё до сих пор не видели этот фильм, то вам попросту необходимо это сделать. Это одна из самых трогательных, самых поэтичных картин во всём мировом кинематографе.

Перед вами на протяжении двух часов экранного времени развернутся пять историй, происходящих в такси в пяти различных городах мира — Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Париже, Риме и Хельсинки. Все эти истории настолько же просты, насколько и гениальны (недаром говорят, что эти два понятия находятся неподалёку друг от друга). Истории, рассказываемые в картине, затрагивают такие вечные проблемы человеческого существования, как знаменитость, взаимопомощь, слепота, секс и, в конце концов, жизнь и смерть.

Фильм, сценарий к которому Джармуш написал за две недели, изобилует типичным для этого режиссёра коктейлем из лёгкой меланхолии и тонкого юмора и не оставит вас равнодушными ни в коем случае, уж будьте в этом уверены.

9,5 из 10

17 мая 2016

«Ночные» отшельники

Холодный, отстраненный, с налетом грусти пятый полнометражный фильм американского маэстро Джима Джармуша, который не перестает размышлять о вечном путешествии и одиночестве на этой большой Земле.

Фильм представляет собой пять историй, окрашенных то в печальные, то в комические тона, о ночных приключениях таксистов и их пассажиров. Главные герои, как правило, отшельники, люди, изгнанные из бурной «дневной» жизни, забытые и одинокие. Клоун-эмигрант, не знающий, как жить в новом для него городе, негры, страдающие от дискриминации, замужняя женщина, время от времени зарабатывающая проституцией, несчастные пьяные фины, решившие поддержать товарища, у которого все пошло наперекосяк, слепая француженка и многие другие персонажи фильма, которые не могут отыскать пристанища в больших городах, где все жители, либо мирно спят по своим домам, либо равнодушно игнорируют их (нью-йоркская короткометражка). В такси сталкиваются люди разных возрастных категорий, социальных слоев, рас, принципов и все, что их объединяет, это одиночество и невозможность найти свое место в этом мире.

Удивительно, что весь фильм имеет свою «ночную» атмосферу, но и каждая короткометражка несет свое настроение, что, во многом, обусловлено самими персонажами картины. Джармуш поразительно точно схватил менталитет каждой нации, а точнее, перенес на экран типичного представителя каждого города, как-то: несмолкающий, болтливый итальянец, который в могилу сведет кого угодно, француженка, объясняющая таксисту, что он «никогда не будет чувствовать жизнь так, как она» (не секрет, что французы слишком много говорят о своей чувственности), а пьяные фины и вовсе не нуждаются в комментариях. Атмосферу всего действия помогло создать, сотканное из грусти и холодности, музыкальное сопровождение Тома Уэйтса, которое незаметно «растворилось» во всем происходящем.

Незнакомые люди сталкиваются в такси, едут до места назначения, и расстаются не такими, как встретились. Они переосмысливают важные вещи, беседуя с такими же, как они, пускай и разного социального статуса или расы. Фильм несет гуманистические идеи о помощи и понимании ближнего, ведь каждый персонаж так или иначе помог другому (за исключением фарсовой римской короткометражки), пускай это и не вынесено напоказ.

Потерянные люди обретают друга в такси, пускай и ненадолго, в беседе с которым они найдут что-то важное для себя, после чего разойдутся и уже никогда не встретятся, чему подтверждение слова героя Роберто Бениньи: «За десять лет ко мне в машину ни разу не сел один и тот же человек».

16 октября 2015

Задние дворики столиц

«Мятная конфетка» — вот и всё собственно..

Если же третировать сценарий, то получается вот что:

1) все посылы\идеи подаются пережёванными и прямо укладываются в рот. Думать? Нет смысла — за вас подумали и выдают готовые ответы. Просто смотрите на готовые ответы

2) 5 сюжетов не позволяют начать сочувствовать героям. Тяжесть\лёгкость истории вообще не задевает. Каждая в отдельности, доведённая до полнометражного фильма, она могла бы зацепить. И эффект «додумывания жизни героя» здесь не причём. Это как с плохим рассказчиком анекдотов — ближе к концовке он забудет, чем заканчивается, минуту повиснет, и расскажет нормально. И вы ради приличий даже улыбнётесь.

3) приятной для меня была итальянская история, остальные же наиграны на пустом сценарии (который Джармуш писал за 8 дней). Эта вот восьмидневка многое объясняет, кстати.

4) Внимание — раздача слонов: есть в этом фильме и хорошая сторона. Она заключается в том, что большую часть таксисты едут по нефотогеничным местам различных городов. Промышленные районы; пожары; слякоть; узкие, загруженные машинами, улицы; проспекты без огней — это для меня было приятным в своей правдивости. Наконец-то Париж это не только Монмартр и Башня, но ещё и невнятные улицы на районе. Просто уже как-то хочется подвывать от фильмов-открыток городов, в «которые стоит приехать, а ещё лучше умереть».

Итог: фильм не удался в сценарии, картинке, актёрах (кроме Бениньи), общей идее и т. д. Если вы:

а) способны оценить дух дороги и атмосферу

б) фанат Джармуша или актёра фильма то, возможно, вы получите определённое удовольствие. Как вы понимаете это не спасает положение дел.

5 из 10

9 сентября 2015

Экзистенциализм от Джима Джармуша

Пожалуй, из всех фильмов очень талантливого и непростого Джима Джармуша именно «Ночь на земле» поразила меня больше всего. Конечно, в картине нет того творения автономной реальности искусства, живущей своими законами, которую можно найти в некоторых других его работах (в «Мертвеце», «Пределе контроля» и т. д.), но именно этот фильм показался мне самым пронзительным у режиссера. Или может, мне просто близок экзистенциализм, которым «Ночь на земле» нафарширована вдоволь.

Если меня спросить о чем эта картина, я бы ответил просто: об универсальном одиночестве человека во Вселенной. Его заброшенности в мир. И невозможности построить хоть какие-то долговечные отношения. Ситуация Таксист — Пассажир в этом смысле идеальна для построения философской абстракции. Короткое знакомство, совсем чуть-чуть соприкосновения двух экзистенций, и всё — далее врозь. Всего несколько минут, проведенных бок о бок в ночи. Никаких и возможностей единения или намека на построение отношений. Но именно эта ситуация обнажает суть человеческой коммуникации, становится словно метафорой общения вообще. Знакомство, соприкосновение, отчуждение или намек на сближение, но далее — все равно врозь. Человек остается один под покровом ночи. С этого он начинал и к этому приходит. Остается никому не нужным посреди заснеженной улицы и всё, что можешь, обнять колени и молчать.

Ночь становится тоже метафорой. Ночь существования. Ночь бытия. В которую все мы заброшены. Ночь холодна и бесконечна.

Конечно, в жизни случаются и поводы для смеха. Четвертая новелла, кажется, нарушает трагическую экзистенциальную проблематику всей картины своим скабрезным и черным юмором. Но только для того, чтобы открыть дорогу пятой — когда саданут по сердцу больнее всего.

В фильме Джармуша человек лишается национальности. Он остается просто Человеком — обнаженным перед лицом Бытия и Смерти. На каждом уголке земного шара, пусть немного иначе, но тоже — Ночь, Одиночество, Невозможность Единения, Заброшенность. Все мы одиноки, бесприютны и беззащитны перед лицом Жизни и Смерти в этой молчаливой, холодной Вселенной.

А еще мне нравится идея о трактовке картины как о путешествии из Эдема в Аид. Из города иллюзий, где тебе могут сделать самое необыкновенное предложение, в город снегов, где безнадежно тоскливо.

В общем, сильная вещь. Как всегда у Джармуша, предельно метафоричная и прекрасно оформленная музыкально.

9 из 10

8 июля 2015

Истории жизни

Джим Джармуш занимает особое место в списке моих любимых режиссёров. Никто другой не способен там чётко и ясно передавать мельчайшие оттенки чувств и эмоций. Джармуш явно не является любителем сложных сюжетов или многоходовых комбинаций, но ему это и не нужно, ведь даже самая простая история рассказанная им берёт за душу.

Вот так же происходит и с Ночью на Земле, казалось бы ну что необычного может происходить в банальном такси. Ничего выходящего за рамки обыденности и не происходит, но каждая история фильма воистину уникальна и несёт в себе особую атмосферу. Более того эта атмосфера создаётся не только историей или актёрской игрой, но и самим городом, являющимся полноправным участником событий.

Лос-Анжелес самая простая и банальная история, в то же время неплохо передающая витающий голливудский дух и отношение к нему самого Джармуша. Молодая Вайнона Райдер отлично передаёт живость и целеустремлённость молодой девушки занятой явно не женской профессией. Джина Роулэндс показывает нам типичного голливудского дельца хватающегося за любую возможность и наплевательски относящегося к людям.

Нью-Йорк самая трогательная и человечная. Необычно наблюдать как молодой чернокожий (Джанкарло Эспозито), помагает пожилому таксисту эмигранту (Армин Мюллер-Шталь) понять азы профессии и правила выживания в новом для него обществе.

Парижская история для меня самая необычная и волевая. Образ уверенной в себе и необычайно спокойной слепой девушки рвёт вся шаблоны. А уж то как эту роль исполнила Беатрис Даль и вовсе не передаваемо. Даже очень неплохо сыгранный Исааком Де Банколе парижский водитель теряется на её фоне.

История рассказанная в Риме полна чёрного юмора и особого цинизма. По большому счёту это театр одного актёра, пастор служит здесь всего лишь декорацией, зато уж Роберто Бениньи отрывается на полную катушку. Его монолог невозможно пересказать, он по настоящему аморален, но уж точно незабываем.

Ну и наконец Хельсинки, трагично и грустно, как и задающий настроение зимний пейзаж. Две судьбы непростые и сломленные на мгновение пересекутся в такси, чтобы узнать о горечях друг друга.

В целом можно сказать, что истории чуточку неровные, но это нисколько не испортит настроение от просмотра.

8 из 10

7 марта 2015

Трагикомическая философская притча

В своей пятой полнометражной работе замечательный американский независимый режиссёр Джим Джармуш выходит за рамки локальной истории об «искателях судьбы», и отправляет зрителя в путешествие через весь мир, в излюбленном им, новеллистическом стиле.

Все Новеллы, действия которых происходят в разных мегаполисах этого мира, наблюдаемые нами словно из космоса, показывают нам не только коллаж типажей, персонажей, но и культурный пласт, характер, клише — городов, стран, этносов. Каждый из мегаполисов подчеркнут особенными чертами режиссуры, соответствующих духу города. Мечтательный Лос-Анджелес, Недоброжелательный Нью-Йорк, Романтичный Париж, Эксцентричный Рим, Суровые Хельсинки.

Всё двухчасовое путешествие в такси проносит зрителя не только через Старый и Новый мир, но и через череду чёрного и белого, глупости и философии, весёлого и грустного. Через поздний вечер в Городе Ангелов, где молодая таксистка выбирает семью, а не кинокарьеру. Через Джунгли Нью-Йорка, где затерялся Восточноевропейский эмигрант, подобравший чёрнокожего пассажира, который завозит его еще дальше в этот беспросветный каменный лес. Через город влюблённых, где выясняется что африканец-таксист более слеп, чем слепая француженка. Через Тёплый Рим, где местный «гонщик» невольно становиться свидетелем смерти священника. Через Заснеженный Север, где почти под утро путешествие заканчивается на грустной ноте, отрезвляя как зрителя, так и местных работяг своей историей.

И объединяет всех этих персонажей, как собственно и всех на Земле — Ночь. One Night. То время, когда девушке предлагают Голливудскую мечту, когда парень из Гетто учит водить эмигранта, когда слепая видит этот мир лучше зрячего, когда священник умирает от исповеди верующего, когда кто то в Хельсингах осознает что его проблемы не значительны по сравнению с тяготами таксиста…

… Когда замирает земля, когда время не подвластно над событиями. Ночью Земля замедляет свое движение, ночью мир предстает в совершенно иной форме. Ночью у этого мира свой ритм, великолепно подчеркнутый потрясающей, мистической музыкой Тома Уэйтса. Красота обыденного, таинственность повседневного, мистика обратной стороны Земли.

19 февраля 2015

Лос-Анжелес? Нью-Йорк? Париж? Какая к черту разница!

Джармуш был рожден чтобы снять этот фильм.

Уже в 1989 он пытался, снять что-то подобное, но «Mystery Train» получился красивым и интересным но абсолютно без идейным.

И спустя 3 года, он попытался еще раз, в итоге мы получили «Night on Earth»

Можно долго расписывать, в чем смысл той или иной части фильма, и да, фильм поделен на пять историй, которые происходят в разных городах почти в одно и тоже время.

но лучше, отстраниться от этого и взглянуть на все из далека, и тогда, можно понять что гениальность картины, заключается в том, чтобы показать, насколько разными могут быть люди, которые находятся на одной земле.

эта простая мысль, позволяет понять то, что на свете все люди, вынуждены чаще всего, делать то, что они на самом деле не любят.

Нужно отметить саундтрек от Тома Уэйтса, сам Том абсолютно бездарный алкоголик, но в этом саундтреке, есть что-то действительно качественное.

2 февраля 2015

Ночь. Улица. Такси.

Вы когда-нибудь, засыпая, задумывались о том, что интересного происходит в данный момент в другой точке мира? Если да, то тогда вам обязательно стоит уделить внимание картине «Ночь на Земле». Она проста в восприятии и занятна.

В основе фильма лежат пять новелл, происходящих в течение одной ночи в разных уголках нашей планеты.

Пять совершенно разных городов, каждый со своими, присущими именно ему, особенностями — Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Рим и Хельсинки.

Фильм характерен роскошными диалогами, запоминающимися персонажами, переплетениями менталитетов, плюс ко всему каждая часть несёт определенный посыл, некую мораль, простую, но изящно поданную.

А неторопливая, занимательная подача фильма лишь придает ей дополнительного шарма.

Вообщем, то, что Джармуш прописал. Очередная потрясающая работа признанного мастера.

9 из 10

1 декабря 2014

Такси, такси, хочу в такси…

Как говорил переводчик и критик Михаил Николаевич Иванов: «Джим Джармуш — большой оригинал», но, тем не менее, Джармуш имеет многочисленную армию поклонников, но как есть поклонники, так и есть те, кто не воспринимает фантазию творца в его авторских картинах. Новеллизированную ленту о таксистах и их пассажирах Джармуш снимал в сжатых сроках, да и сам сценарий был написан всего за девять дней (хорошо, что не за 7, а то ассоциации невольно бы возникали). Джармуш посетил несколько городов, встретился со своими любимыми актёрами и вот на экраны, вначале в ограниченном прокате, а затем получивший широкое распространение, выходит фильм «Ночь на Земле».

Так и есть — всего несколько часов, а то и минут ночью в разных больших городах нашей планеты, люди садятся в такси, чтобы быстрее добраться, куда им нужно и невольно вступают в разговор с человеком, который их везёт. Так уж сложилось, что таксисты иногда — настоящие психологи за рулём. Всего Джармуш снял 5 сегментов для фильма. Каждый содержит свою историю, историю как и таксиста, так и его пассажиров, каждый человек в новелле индивидуален и это демонстрирует Джармуш. Тот, кто посмотрит эту ленту, уверен, найдёт не то, чтобы себя, он найдёт того, кто ему ближе по душе, где-то зритель улыбнётся, но больше ему почему-то захочется заплакать. Джармуш снимает трагикомедию, вызывая настоящие эмоции, которые так присущи этому, редко используемому жанру.

В первой новелле участвуют Корки, подрабатывающая таксистом и мечтающая стать механиком, в исполнении Вайноны Райдер и представитель Голливуда Джина Роулэндс, которая подмечает, что Корки — человек, которого ещё не сломал большой город, она всё также чиста и лишена фальши в выражении своих чувств, поэтому даёт шанс Корки, но та отказывается. Задумываешься: «А не ошиблась ли Корки? Ведь о таком шансе многие мечтают», но у героини Райдер другая мечта. Эта новелла меньше всех мне понравилась, однако же, философия в ней заложена, её только понять надо. Во второй новелле, той самой, которая мне на душу легла больше всего, бывший циркач-фокусник из Германии Хельмут Грокенбергер (Армин Мюллер-Шталь) нашёл работу таксистом в Нью-Йорке, но он не может ужиться в городе (это заметно даже за несколько минут новеллы), как не может справиться с управлением машиной. Его пассажир ЙоЙо (Джанкарло Эспозито) вначале возмущён таким таксистом, но позже меняется с ним местами, у них завязывается разговор, ЙоЙо безобидно насмехается над Хельмутом, а после он замечает жену брата (Рози Перес). Та ведёт себя заносчиво, но в общении с Хельмутом её отношение теплеет. Что дальше ждёт неожиданнх попутчиков — история умалчивает, но возникает уверенность, что эта встреча останется у всех них в памяти.

В Париже за руль такси садиться выходец из Кот-д’Ивуара (Исаак Де Банколе). Его «ловят» ещё двое этнических африканцев, которые чего-то там добились во Франции. Они начинают потешаться над представителем своей расы, после чего тот, взбесившись, выгоняет их. В такси подсаживается слепая девушка (Беатрис Даль), довольно заносчивая, но она безошибочно угадывает от куда её водитель, пусть разговор у них и не клеится, но она явно лучше тех, кто, по идее, мог бы придержать свои шуточки. Четвёртая история может показаться самой смешной, но она же и самая страшная! А вообще от болтовни римского таксиста в исполнении Роберто Бениньи можно и не того было ожидать (что именно — смотрите фильм). И пятая, заключительная новелла полна человеческой трагедии с извечным вопросом: «А стоит ли жить?», в финале истории в Хельсинки Джим Джармуш отвечает, что жизнь дана всем тому, кто её заслуживает, а если нет, то такова судьба.

Местами трогательная, местами забавная, местами печальная, местами воодушевляющая история одной ночи на планете и истории людей, которые встретились в машине такси.

8 из 10

8 августа 2014

Таксист, не гони лошадей

Пять новелл картины объединены одной темой и единой концепцией, предлагая к рассмотрению пять историй, случившихся в ночном такси в пяти мегаполисах — Лос-Анджелесе, Нью-Йорке, Париже, Риме и Хельсинки. Неприхотливые, на первый взгляд, сценки характеризуют отточенные диалоги (автором которых является сам режиссёр) и невероятная способностью Джармуша держать интригу, несмотря на её кажущееся отсутствие. Ведь герои почти не покидают такси и заняты по преимуществу тем, что переговариваются друг с другом на крупных планах. Меж тем «Ночь на Земле» абсолютно киноманское творение, поскольку в каждой из новелл режиссёр передаёт привет собратьям.

В первом случае — Джону Кассаветису (наследником которого Джармуш некоторое время считался в Америке), приглашая на главную роль Джину Роулендс — жену и постоянную актрису умершего классика. Во втором случае, снимая в роли человека из Бруклина Джанкарло Эспозито, Джармуш раскланивается со Спайком Ли — певцом темнокожей маргиналии. Приветом французу Бенексу можно считать приглашение в парижскую новеллу Беатрис Даль. Причём одну из самых прелестных француженок Джармуш не просто лишает зрения, но ещё и заставляет актрису постоянно закатывать глаза.

Естественно, что в римской новелле никто другой, кроме итальянца Роберто Бениньи, дважды снимавшегося у Джармуша, не мог играть главную роль. Последняя новелла (самая грустная по части вселенской тоски) — однозначный кивок в сторону Аки Каурисмяки, финского режиссёра, близкого Джармушу по духу и манере. Роль таксиста достаётся здесь Мати Пеллонпяя (главному актёру Каурисмяки), который за свою следующую работу (как раз у Аки) в фильме «Жизнь богемы» будет назван лучшим исполнителем Европы и получит «Феликс».

Американский наследник Вима Вендерса (как было принято считать некоторое время в Европе) совершает тут путешествие из Нового Света в Старый. Сменив героев-изгнанников на путешественников по необходимости — водителей такси и их пассажиров, Джармуш не изменяет ни своему герою (обнаружив ещё и тонкое знание социальной психологии и особенностей различных национальных характеров), ни своему постоянному композитору (в который раз используя проникновенный голос underground-барда Тома Уэйтса), ни самому себе, сохраняя точку зрения путешественника.

Он как нельзя лучше интерпретирует изречение модного французского философа Бодрийара, которое могло стать манифестом road-movie как жанра: «Сегодня путешествие — единственный способ испытать чувство, что ты находишься где-то. У себя, окруженный всей информацией, — я нигде и одновременно везде. Я в центре универсальной банальности. Она одинакова во всех странах. Приземлиться же в новом городе, в среде чужого языка — значит оказаться внезапно здесь и нигде больше». Побывав только в пяти местах, Джармуш смог оказаться везде.

3 июня 2014

Просто о сложном, и под любое настроение

Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Рим и Хельсинки. Что общего у этих городов? Не все из них являются крупными, не все — столицами. И образ жизни везде разный. Джим Джармуш объединил пять простых историй в одну картину. Значит, априори можно предположить, что что-то общее у них есть.

Но смотришь одну историю за другой и упорно не видишь, чем же они схожи, кроме того, что везде фигурирует водитель такси. А потом начинаешь замечать, что через кратковременные отношения таксистов и пассажиров на уровне «что-происходит-в-машине-то-в-машине-и-остается» поднимаются проблемы, которые не чужды были обществу тогда. Да и сейчас они остаются в разной мере актуальными.

Сначала сталкиваются диаметрально противоположные социальные уровни; далее — разные культуры; а потом не обходятся стороной и расизм, и пошлость, и одиночество. Зрители же сталкиваются со взглядом режиссера на эти проблемы через драму, комедию, местами черную; гротеск. И жанры сочетаются просто на загляденье.

От заката в Городе Ангелов до рассвета в столице Финляндии мы путешествуем в ночи. Многообразие тут не только в проблемах или человеческих образах; городские зарисовки наполнены самыми разными красками, от ярких расцветок Нью-Йорка до отчужденно холодных цветов Хельсинки. И в этом есть еще одно объединение пяти историй.

Кроме Вайноны Райдер, Джины Роулендс и Роберто Бениньи трудно выделить знакомые имена в актерском ансамбле. Но их игра здесь на очень высоком уровне. Диалоги между таксистом и пассажиром(-ами) показываются крупным планом, а перемежающиеся с ними планы городов словно дают какое-то время на их осмысление. Бениньи, Беатрис Даль и Джанкарло Эспозито в своих сегментах были гениальны, и Райдер порадовала простотой, с которой она сыграла свою героиню.

Но несмотря на холодность (местами) красок, все проблемы, меланхолию саундтрека, фильм удивительным образом оставляет в душе теплоту. То ли от доверительной атмосферы, то ли от надежды, что проблемы все же можно решить, какими бы глубокими они не были.

Фильм подходит под любое настроение. Это его самый, наверное, важный плюс. Расписывать каждую историю в деталях по понятным причинам не стал, но в конце каждой из глав картины вычленяется некий микровывод, а в конце последней — большой вывод, что проблемы поднимать можно, но они все равно никуда не денутся, и на корню их не пресечешь.

10 из 10

P.S. После просмотра при ответе на вопрос «А о чем фильм-то был?» однозначно сказать что-то будет нелегко. Каждый вытащит из картины что-то для себя сам.

7 января 2014

Нежно. Пронзительно. Грустно

Пять историй о пяти таксистах, в пяти разных городах Земли.

Лос-Анжелес. История про девчушку, курильщицу и матерщинницу, предел мечтаний которой — стать механиком, как старшие братья. Но оказывается, это нелепое бесполое существо имеет твердые жизненные принципы. От которых не собирается отступать, соблазняемая возможностью легкой жизни и славы. Потому что она счастлива. Потому что у нее есть план. И все идет как надо.

Нью-Йорк. История о немецком эмигранте, бывшем клоуне. Он плохой таксист — ужасно водит машину. Почти не говорит по-английски. И совершенно не знает города. Но зато, он хороший клоун — добрый, умеющий рассмешить, сгладить конфликт и вызвать симпатию даже у случайных беспокойных попутчиков.

Париж. История о молодом парне из Кот-д’Ивуара, подобравшем слепую пассажирку. И неожиданно для себя обнаружившем, что слепая от рождения девушка видит, знает и понимает в жизни гораздо больше, чем он. Характерна последняя сцена. Она, слепая, идет по краю набережной канала, подставляя ветру улыбающееся лицо. И он, зрячий, врезается во встречную машину на совершенно пустой улице города.

Рим. История про экспрессивного, эмоционального и невероятно, фантастически болтливого итальянца. Который, за своими словоизлияниями про любовь с тыквой и овечкой, не замечает, что его пассажиру требуется медицинская помощь. А когда пассажир умирает, просто напросто высаживает его на первой попавшейся лавочке и уезжает. Эта история очень не понравилась. А самого итальянца я ненавидела уже на 3 минуте сюжета. За пять минут он выговорил мой недельный лимит устной речи!

Хельсинки. Последняя история происходит в милом сердцу русского человека антураже. Зима. Снег. Трое друзей в состоянии «дрова» и «почти дрова» возвращаются домой. Им грустно, ведь у одного из них сегодня был худший день в его жизни. История, напоминающая нам о сиюминутности и незначительности бытовых проблем. Ведь самое главное — чтобы твои родные были живы-здоровы. Все остальное — вторично.

Это очень поверхностный пересказ. В каждой истории много нюансов и полутонов. Фильм уютный, камерный, несмотря на широкую географию событий. Продуманный видеоряд. Тягучая меланхоличная мелодия Тома Уэйтса хорошо объединяет все части. Очень яркие типажи.

Атмосферно. Приятно. Грустно. Рекомендую настоятельно.

8 из 10

8 декабря 2013

На улице с односторонним движением

Ночь на Земле — пять коротких новелл, где главные герои — таксисты и пассажиры, и их объединяет ночь.

Новая сказка странствий. Современные люди садятся в машины, и едут по делам. Лос-Анжелес-Нью-Йорк-Париж-Рим и Хельсинки. Люди повсюду и во все времена не устают общаться и путешествовать.

Эти истории по-настоящему полны абсурда. Абсурд — как реальность Джима Джармуша: клоун-таксист, который не знает города, не умеет водить машину и даже не привык считать деньги. Думаете невозможно? Пожилой эмигрант из Восточной Европы, без семьи, с таким детским взглядом на жизнь, что позавидуешь — «смотри у нас одинаковые шапки» — все просто, как в сказке, — и, значит, мы должны подружиться. Милая наивность, которой в мертвом голливудском кино, в основном пересчитывающим капиталы, вообще не осталось. В другом сюжете очаровательная Вайнона Райдер, которая, кажется, одна во всем мире не хочет быть звездой, а просто — механиком, чем ставит опытную представительницу Голливуда в тупик. Конечно, на пике историй — Роберто Беннини — совершенный, узнаваемый, он устраивает такой театр одного актера, что только тут начинаешь понимать посыл режиссера: смех и слезы — это жизнь. А вот абсурд и случай здесь тоже ходят парой. Хотя бы эта нелепая авария в Париже. Возможно ли представить, чтобы слепая (с детства) в 4 часа ночи совсем одна садилась в такси, чтоб доехать на другой конец города? Или история со священником, которого Беннини ласково называет епископом.

Джармуш словно бы говорит — нас окружает великое разнообразие случайностей. Ведь это хорошо заметно именно в такси, никогда не знаешь, какое около тебя остановится. И еще нас, всех без исключения, объединяет путь — «улица с односторонним движением». Такая грустная метафора, но ведь не поспоришь.

Сюжетно, словно бы вскользь, сценарист (барабанная дробь… и это снова он — Джим Джармуш) затрагивает социальные различия — ну, вроде как — если ты не смог стать дипломатом из Код де Вуара, терпи насмешки, таксист. Но он на этом справедливо не останавливается — потому что в конечном итоге, это тоже дело случая — кем ты станешь в жизни; в противовес фальшивым надеждам дешевого кино в котором все «добиваются своим умом».

«Ночь на Земле» смотрится абсолютно цельно, и все же это за гранью понимания — как возможно сохранить интригу в столь невыгодных условиях, когда кругом ночь и действие очень условное, в основном же люди много говорят (правда, отдавая должное актерам, их игра безупречна, один рассказчик лучше другого), и Джармуш скрепляет своими фирменными контрастами, музыкой, двойной символикой, и наполняет грустью. И во всех сюжетах недосказанный важный смысл, который, как положено в хорошем кино, зритель домысливает сам.

Джармуш прекрасен. Он нетипичный представитель американской киноиндустрии — смелый, временами мрачный, созерцательный и человечный. У его таланта много граней — его внутренние контрасты и провокации так же в его кино по-честному, без прикрас.

Невольно думаешь, как хорошо, что есть возможность узнать, о чем думает, мечтает и тревожится режиссер и человек на другом конце Земли. Рекомендую.

4 октября 2013

Soul cab

Пять историй. Пять точек земного шара. Всего одна ночь, не похожая, ни на одну другую. В Лос-Анджелесе юная пацанка, работающая таксисткой, подвозит свою полную противоположность — уважаемую бизнес-леди, занимающуюся подбором талантов для съемках в кино. В Нью-Йорке темнокожий житель Бруклина оказывается в машине с человеком, который, буквально, только вчера приехал в этот город и уже за рулем такси. Париж оказывается не самым приветливым городом на Земле, где у таксиста (уроженца Африки) выдастся очень нелегкая ночка на работе. В Риме водитель такси и вовсе выкидывает убийственный фортель, всего лишь подвозя священнослужителя в нужный пункт. А Хельсинки неожиданно обольет горячей кровью сердце, будучи таким холодным, хмурым, и заснеженным.

Пожалуй, наиболее приближенный к вкусам массового зрителя и доступный любому фильм Джима Джармуша, считающийся у него одним из лучших. И это вовсе не из-за того, что в кадре, наконец, начинают мелькать более-менее знакомые лица актеров. Сама форма повествования, при том, что действие, фактически, не выходит за пределы салонов такси в разных городах мира, не дает заскучать у экрана и позволяет проникнуться каждым персонажем и каждой из пяти представленных историй. Все кинематографическое обаяние картины держится исключительно на диалогах героев и разнообразии настроений всех пяти новелл. Здесь найдется место и заливному смеху во все горло и щемящей, но исключительно доброй грусти. Здесь нет никаких провисаний или чужеродно смотрящихся новелл (правда, переборы в четвертой новелле смогут оценить люди с развитым чувством черного юмора, на отсутствие которого лично я пожаловаться не могу). Джим Джармуш с блеском и невероятной теплотой и душевностью отобразил в своей картине всю многогранность человеческой жизни, наиболее привлекательным оттенком осветив ее уголки. И кому, как не таксистам, приходится наблюдать и принимать непосредственное участие в бурлящей жизни вокруг них во всех ее проявлениях? Кому каждый день абсолютно незнакомые люди изливают душу, словно лучшему другу детства, а затем исчезают, возможно, навсегда? Таких областей деятельности, подразумевающих активное социальное взаимодействие предостаточно, но режиссер решил остановиться именно на таксистах, видимо, с оглядкой на излюбленную «дорожную тему» своих предыдущих работ. Что ж, отличная рама, оттеняющая контрастный коллаж пяти настроений. Одним словом, это первый фильм независимого Джима Джармуша, который можно смело рекомендовать любой аудитории, и не только любителям авторского кино. Хоть в нем уже не столь велика концентрация типичного почерка самого Джармуша, сравнивая с его предыдущими работами, это нисколько не идет этому замечательному, теплому, и душевному фильму во вред. После просмотра его трудно не полюбить.

В двух словах: Насыщенный, душевный, многогранный, и безгранично позитивный альманах о разнообразии красок человеческой жизни.

10 из 10

12 августа 2013

Лишь эта ночь и ее электрический свет бьет мне в глаза…

Этот фильм похож на сборник рассказов.

Кого-то жанр рассказа совершенно не интересует, да и рассказы бывают разные. Поэтому фильм будет люб далеко не всем. Если кто-то еще не знаком с творчеством режиссера (Джим Джармуш), то Вы должны знать, что экшена тут ждать нет смысла, будет спокойное повествование. Экшн возможен только внутри самих героев.

Но главное в хорошем рассказе — это насколько хорош рассказчик. В этом фильме рассказчик что надо — Джим Джармуш.

Фильм состоит из пяти историй с таксистами, которые происходят в одну ночь в пяти разных городах Земли. Истории сами по себе очень разные — поучительные, забавные, невероятные, грустные. Общее в них то, что они все непохожие друг на друга и в целом оригинальные.

Снято всё, как всегда у Джармуша, шикарно. Однако опять же надо понимать, что время повествования — ночь, и это здорово ограничивает возможности оператора. Но сама атмосфера фильма, которая создается планами городских улиц и саундтреком — незабываема.

По игре актеров — все на серьезном уровне. Кино игровое, всё, в принципе, и держится на актерах. Герои получились запоминающиеся.

О содержании самих историй конечно ничего рассказывать не буду. Могу сказать только, что в этом фильме очень много пищи для размышлений. Смысл есть во всех происходящих с нами вещах, во всех случайных встречах. Просто в бесконечной суматохе дней нам некогда подумать над ним, как, в принципе, и героям фильма, а у нас — у зрителей — есть такая возможность! Спасибо Джиму Джармушу и одной из его блестящих кинокартин!

Кстати, еще одно общее свойство всех пяти историй — герои в конце каждой истории расстаются. А как же иначе, таксист подвез пассажира и дальше поехал…

7 апреля 2013

Ночь и четыре таксиста

Джим Джармуш — это философские размышления, приправленные изрядной щепоткой юмора, поданные тонко и ненавязчиво, но при этом так, чтобы заставить подумать и прочувствовать.

Идеальный режиссёр для того, чтобы углубиться и забыть обо всём окружающем. И «Ночь на Земле» не стала исключением.

Каждая из пяти историй задела что-то в душе, позабавила и растрогала одновременно.

Таксистка Корки, довольная тем, что имеет, старый немец, для которого люди важнее материальных ценностей, порочный грешник, в глубине души наверняка ни в чём не раскаивающийся… А больше всех поразила слепая француженка.

Этот фильм нужно увидеть сердцем.

P.S. Советую смотреть если не ночью, то хотя бы поздним вечером. Для антуража, так сказать.

10 из 10

14 ноября 2012

Однажды ночью.

Вчера, ближе к вечеру, я посмотрела этот фильм. Наткнулась на него совершенно случайно. Я не ожидаю ничего особенного от случайных фильмов. Как у меня обычно бывает это либо «тупые американские комедии», либо нудные «с глубоким смыслом». И все же я решилась посмотреть. «А почему бы и нет?» — сказала я сама себе и нажала на play. И вот фильм начался, назад пути нет. Неправда ли глупо начинать смотреть фильм и обрывать его в самом начале, не досмотрев финальных титров? Кто знает, может через секунду начнется такое, чего ты никак не ожидаешь и фильм войдет в твою десятку лучших фильмов. В общем я начала просмотр и не пожалела о потраченном времени.

Когда я узнала, что режиссер — Джим Джармуш, да еще и играет Роберто Бениньи с Вайноной Райдер, то невольно выкрикнула: «Ах!» и уже не отрывалась от экрана.

Сюжет фильма просто и незамысловат. Пять таксистов в пяти разных городах развозят своих пассажиров, заводят разговоры на разные темы, затрагивают самые разные жизненные ситуации, много курят, смеются, рассказывают свои истории. Ты смотришь вроде бы такой простой фильм и влюбляешься в героев с их проблемами, желаниями и страхами. Ты влюбляешься в каждый город с его улочками, тоннелями, домами. Все это благодаря ночи, когда светит луна и вывески магазинов. Безусловно в каждом фильме есть свои минусы. В этом некоторые истории были немного скучноваты или же затянуты. Но в каждой был смысл, большой такой смысл.

За бесподобный вечер- поклон Джиму Джармушу, а его фильму

8 из 10

12 сентября 2012

One Night.

В фильме показаны пять новелл о таксистах и их пассажирах. Они все такие разные, но в то же время как-то связаны. Пять такси — пять историй. В каждой из них зритель встретит что-то родное и похожее на него самого. Джим Джармуш в таких обыденных вещах смог найти необычное и интересное.

Итак, первая «таксистская история» происходит в Лос-Анджелесе. Благодаря ей зритель сможет понять, что у каждого человека свой путь, и он сам выбирает его, как сделала это героиня Вайноны Райдер, не купившись на предложения Виктории, набиравшей актрис для фильма.

Вторая — Нью-Йорк. Этот город такой «быстрый», большой и одновременно абсурдный, что даже клоун, приехавший из Германии, никогда не сидевший за рулём, становится водителем такси. И его «самый главный» пассажир странный и весёлый парень Йо-Йо с его невесткой, которую они встречают по дороге. Я считаю, что эта история достаточно добрая и весёлая.

В Париж зритель попадает в третьей новелле. Слепая девушка, ехавшая в такси, показала нам, что человек, будучи незрячим, может быть умнее и видеть много больше, нежели родившийся с нормальным зрением.

Четвертая история, происходящая в Риме, позабавила меня больше всего. Конечно, она не лишена черного юмора и пошлости, но в персонаже Бениньи есть что-то привлекающее и веселое. Он постоянно говорит и говорит, пытаясь исповедаться священнику прямо за рулем. Мне совсем не показалось, что таксист так уж развратен и грязен.

И пятая, действие которой происходит в Хельсинки. Эта история достаточно грустная, но всё же отлично вписывается во всю картину, разбавляя всеобщее веселье. Лично меня она немного расстроила, но таксист Мика ещё раз доказал, что если у тебя какие-либо проблемы, то это ещё не самый конец.

Актёры меня очень порадовали, они передали ту атмосферу ночного города и одиноко разъезжающего по нему такси. Я советую всем посмотреть этот фильм. Конечно, не могу сказать, что «Ночь на Земле» — шедевр, но Вашего внимания, без сомнений, заслуживает.

8 из 10

12 июня 2012

Night on Earth (1991)

«Всего лишь священник, а весит не меньше кардинала»

Ночь, Земля, город, такси. Именно такие «блоковские» ассоциации вызывает фильм американца Джима Джармуша. Перед нами пять разных городов: Лос-Анджелес, Нью-Йорк, Париж, Рим и Хельсинки, где и происходят эти пять ночных притч о таксисте и его пассажирах.

В Лос-Анджелесе речь пойдет о молодой девушке-таксистке Корки, мечтающей стать механиком, в машину к которой подсаживается агент по подбору актеров. И у двух, казалось бы, совершенно несопоставимых людей (брутальная таксистка и элегантная дама, едущая в Беверли-Хиллз) оказывается так много общего. Далее следует Нью-Йорк с его ночными огнями и Бруклином, в который и едет следующий пассажир — типичный афроамериканец с необычным именем Йо-Йо. Так уж получилось, что никто не хотел его подвозить, кроме старого немецкого иммигранта Хельмута, который водит так же плохо, как и говорит по-английски, а на родине работал… клоуном в цирке. Парижская история повествует о водителе из Кот-д`Ивуара, которому довелось везти слепую девушку. Раздраженный вечными расистскими высказываниями, он пытается узнать, каково это — быть еще более отличным от других людей, жить, с рождения ничего не видя. Италия и ее вольные нравы воплощаются во встрече римского таксиста со священником. Не скупясь на эмоции, водитель начинает исповедоваться пассажиру, не утаивая очень «личных» подробностей своей жизни и грехов. Наконец, последняя история приводит нас в Хельсинки, чем-то отдаленно напоминающий Россию: машины советской сборки, снег, дорожные знаки, улицы. Ночные клиенты сурового таксиста Мики — трое пьяных работяг. Между двумя из них и водителем завязывается разговор о том, кто же несчастнее — их третий, спящий друг, которого дома бьёт жена, а сегодня выгнали с работы, или Мика, чья грустная семейная история и является основой финской части фильма.

Перемещаясь из города в город, режиссер демонстрирует всю сущность этих мест не только колоритными персонажами, но и визуальным рядом улиц, памятников, сияющих вывесок и других знаковых вещей перед каждой притчей. Хотя фильм и выпущен в 1991 году, глядя на этих людей, их проблемы, мечты и действия, понимаешь, что в наши дни немногое изменилось. Комические моменты разбавляются лирическими, а вместе они составляют трагикомедию судеб людей, таких одиноких под этой холодной луной в ночной тишине огромной вселенной.

Можно сразу сказать, что этот фильм не для каждого зрителя (впрочем, как и все авторские киноленты). Кому-то он покажется динамичным, живым и гениальным, а кому-то — скучным, неестественным и глупым. Но, я думаю, все согласятся с тем, что у кинокартины просто замечательный саундтрек. Он создан Томом Уэйтсом, строчками из песни которого начинается и заканчивается фильм: «When I was a boy, the moon was a pearl, the sun a yellow gold. But when I was a man, the wind blew cold, the hills were upside down».

2 апреля 2012

Не поспоришь, Джармуш — гений от кино. Его работы есть за что любить и есть чем восхищаться. «Ночь на земле», наверное, любимый фильм режиссера. Простой, но в то же самое время витиеватый сценарий, в котором уживается множество разных историй и людей. Мне кажется, в фильмах Джармуша не герои, это абсолютно реальные люди. Я понимаю, что часть такой загадки скрыто в великолепной актерской игре. Но это как раз тот самый редкий случай, когда хочется чувствовать настоящесть, несмотря на преувеличенность эмоций и трагических, и комических, иногда некоторую ирреальность героев.

«Ночь на земле» интересно смотреть, всегда, с любого момента. Этот фильм не пересматриваешь, его всякий раз смотришь как новый, пусть даже все истории знакомы до мелочей. И этот непонятный эффект я тоже люблю.

Мне нравится эта болтовня, в ней кажется, что нет никакого значимого смысла и в то же время нет ни чего важнее произнесенного в кадре. Немного странное, немного нелепое, иногда правдивое, смешное и грустное гениальное кино, гениального мастера.

28 марта 2012

Комедия Ночь на Земле впервые показан в 1991 году, дебют состоялся более 31 года назад, его режиссером является Джим Джармуш. Кто снимался в кино, актерский состав: Вайнона Райдер, Джина Роулендс, Армин Мюллер-Шталь, Исаак Де Банколе, Роберто Бениньи, Джанкарло Эспозито, Рози Перес, Беатрис Даль, Паоло Боначелли, Кари Вяянянен, Паскаль Н’Зонзи, Эмиль Абоссоло Мбо, Стефан Буше, Ноэль Кауфман, Энтони Портильо.

Расходы на кино составляют примерно 3500000.В то время как во всем мире собрано 2,015,810 долларов. Производство стран Франция, Великобритания, Германия, США и Япония. Ночь на Земле — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2022 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.