| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Не улетай, землянин! |
| год: | 1991 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Вадим Костроменко |
| сценарий: | Дмитрий Костроменко |
| видеооператор: | Николай Ильчук |
| композитор: | Владислав Кладницкий |
| художник: | Тит Макашев |
| жанры: | фантастика, комедия, короткометражка |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
35 мин |
Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми. (Оскар Уайльд)
На 'излёте' советского кино режиссёры периодически обращались к теме контакта с другими цивилизациями. Классическими в этом плане являются картины 'Кин-дза-дза!' (1986), 'Летние впечатления о планете Z' (1986), 'Лиловый шар' (1987), 'Тринадцатый апостол' (1988), 'Трудно быть богом' (1989), 'Подземелье ведьм' (1990). Их снимали известные режиссёры, и на такие ленты ещё выделялись 'какие-то' деньги. Но были и другие фильмы, снятые, что называется, на чистом энтузиазме: 'Контакт' (1989), 'Невероятный случай' (1989), 'Посредник' (1990), 'Абдулладжан, или Посвящение Стивену Спилбергу' (1991), 'Очаровательные пришельцы' (1991), 'Время X' (1992).
В этот же ряд можно поставить и короткометражный фильм Вадима Костроменко 'Не улетай, землянин!' (1991). Советские режиссёры, обращаясь к теме пришельцев со звёзд, никогда не копировали сюжеты своих коллег. Вот и Вадим Васильевич обратился к своему сыну Дмитрию с просьбой написать интересный сценарий. История получилась чуточку странной, но при этом довольно увлекательной, хотя с сегодняшней точки зрения, сценарист позволил себе 'лишнее'.
По сюжету Землю посещают пришельцы с неназванной планеты. Экспедиция представлена двумя 'робоидами' инопланетной наружности и женщиной-инопланетянкой, носящей и земное и космическое ФИО - Аделаида Альтаировна. Её прекрасно сыграла Алла Одинг, наделившая свою героиню необходимыми 'космическими нотками'. Цель её присутствия на нашей планете несколько странная: она хочет раскрыть секрет воспитания детей на Земле. Для этого она 'внедрилась' на должность заместителя главврача детского санатория и 'взяла в разработку' учителя русского языка и литературы Николая Николаевича (Григорий Гольдштейн).
Николай Николаевич - молодой человек приятной наружности - отличается тем, что весьма изобретателен в донесении учебной программы детям. За что его и любит детвора. Но среди женской половины класса есть школьница (Лена Наумчик), которой педагог нравится не столько как учитель, сколько как... мужчина. О подростковой любви-влюблённости-привязанности в СССР было снято много фильмов. Однако в основной своей массе они касались отношений между школьниками. Здесь же 13-ти летняя девочка признаётся в своих чувствах 32-х летнему мужчине и даже интересуется возрастом, когда можно выходить замуж.
Откровенно скользкий путь, на котором режиссёру приходится виртуозно балансировать. Положение отчасти спасает фантастичность сюжета, потому что мир, где живёт Аделаида Альтаировна - безэмоционален. Абсолютно. Они живут в полной гармонии, но гармония эта - 'механическая', основанная на чистом рассудке, который видит только белое и чёрное, не замечая при этом полутонов. Николай им понадобился как образец 'эмоционального мышления', способного позитивно влиять на детей, а значит и понимать их. Чего инопланетянам не дано.
Есть в фильме и совсем не фантастический подтекст: противопоставление Творческого учителя, понимающего мир детей, и учителя Правильного, который работает исключительно по догмам рекомендованных методичек. В целом фильм производит приятное впечатление как общим позитивным посылом, так и оформлением, в котором особого упоминания заслуживают лирические музыкальные композиции Владислава Кладницкого, работавшего на многих отличных картинах, в том числе и на детских, оставляющих после просмотра щемящее ностальгирующее чувство...
9 марта 2025