Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Иван-царевич и Серый волк |
год: | 1991 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Галина Баринова |
сценарий: | Владимир Голованов |
продюсеры: | Ренат Зиннуров, Елена Васина, Игорь Маркозьян, Елизавета Бабахина |
видеооператор: | Михаил Друян |
композиторы: | Шандор Каллош, Николай Римский-Корсаков, Владимир Чернышев |
художник: | Галина Петрова |
монтаж: | Елена Белявская |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 26 мин |
С точки зрения современного человека у народных сказок мораль мягко сказать странная. К примеру, в «Иване-царевиче» главный герой дважды совершает попытку кражи, один раз — похищение человека (Елены), дважды — успешно проводит акт мошенничества, причем ведет себя как полный идиот все это время, а в итоге живет долго и счастливо. Почему такой малосимпатичный юноша подается как положительный герой, подробно описывает Пропп, мысль в том, что народные сказки — переложение древних обрядовых практик рядом сказителей, которые про эти обряды уже понятия не имели, но изменить сюжет им представлялось кощунственным, своего рода «испорченный телефон». В данном случае, как и в большинстве, это очередной обряд инициации, причем шамана (волк — так называемый «чудесный помощник»).
Тем не менее, даже в записях народной сказки хотя бы иноземные цари упрекают Ивана в том, что воровать — нехорошо (что не мешает им при этом посылать его на очередное воровство, но спасибо и на том). А уж в современной интерпретации могли бы и рассмотреть историю с точки зрения нынешних моральных норм.
Но авторы мультфильма этим не озаботились, увы. При этом зачем-то добавили волку странный перк останавливать время и сочувствие медведям. А Елену сделали бессловесной и постоянно падающей в обморок пустышкой, которой явно все равно, с кем быть (в оригинале сказки ее хотя бы запугивали, угрожая смертью). Вынести из этого произведения какую-то мораль, кроме «воруй с умом — станешь царем» сложновато, что, несомненно, было очень актуально в 1991 году (в советское время подобное сошло бы просто за классическую экранизацию).
Особенно удручает, что чудесные иллюстрации Билибина весьма небрежно и местами косячно анимировали.
Особенного смысла смотреть нет, хотя за отсутствием других классических интерпретаций — можно.
19 октября 2013