Инквизитор: Колодец и маятник
The Pit and the Pendulum
6.2
6
1991, ужасы, мелодрама
США, Италия, 1 ч 37 мин
16+

В ролях: Лэнс Хенриксен, Марк Марголис, Барбара Боччи, Бенито Стефанелли, Джеффри Комбс
и другие
Конец 15 века. Святая Инквизиция, возглавляемая зловещим Торквемадой, с именем Бога на устах пытается установить в католическом мире диктатуру насилия и ужаса. Зло в белых одеждах повсюду. Оно не знает сострадания и жалости. Ведьмы, костры, таинственные ритуалы - ужасная карусель...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Инквизитор: Колодец и маятник

английское название:

The Pit and the Pendulum

год: 1991
страны:
США, Италия
слоган: «A bizarre descent into hell from the creator of Re-Animator.»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Адольфо Бартоли
композитор:
художники: Джованни Наталуччи, Михаэлла Гисотти, Маурицио Гарроне
монтаж:
жанры: ужасы, мелодрама
Поделиться
Финансы
Бюджет: 2000000
Сборы в США: $3 331
Мировые сборы: $3 331
Дата выхода
Мировая премьера: 31 мая 1991 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, мелодрама

Постер фильма «Инквизитор: Колодец и маятник», 1991

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Инквизитор: Колодец и маятник», 1991

Время ведьм или сказ о том, как мельник жену из темницы спасал

Первое, что сразу бросается в глаза, во время просмотра «Инквизитора» Стюарта Гордона – это его титры, которые открывают для нас жутковатую, обезображенную и вместе с тем обнадеживающую историю о том, настолько велика сила любви и верности перед силами тьмы и тирании. На фоне того, как скелеты на гравюрах мучают еще вполне живых людей, мы способны увидеть то, какой именно тон повествования хотят воссоздать авторы в своей картине, где несколько утрированно и отрешенно, но все-таки иллюстрируется эпоха инквизиции, во время которой религиозные фанатики вершили судьбы обреченных людей.

Конечно, сегодня такое кино смотрится с некоторой долей скепсиса и сарказма, потому что оно уже не может выдержать проверку временем, так как и бюджет у нее катастрофически мал, и сценарий не впечатляет, да и сама концепция фильма далека от идеала, где все его участники напоминают, скорее всего, этакий комический сюрреализм в декорациях мрачного Средневековья. По факту нам пытаются продать грошовую историю, основанную на рассказах Эдгара Аллана По, в которой лишь простые люди готовы дать отпор яростной агрессии и насилию, заполонившей улицы городов и сел, когда обезумевший инквизитор отправляет на костер ведьм, колдунов и прочих бедолаг.

Основная идея сценария зиждется на том, что сам факт инквизиции не далеко ушел от безумия, где несчастных не ждет ничего хорошего, потому что их в любом случае достанет либо жуткое пламя, либо смерть от пыток в застенках, когда от шока и боли ты готов сознаться в чем угодно. Палачи, глашатаи и охрана не зададут вопросов, а примут на веру любой протокол и приговор, а слепая толпа только и ждет того, когда очередной смертник отправится в околотках на казнь. Массовый психоз происходит под влиянием церкви, ибо под именем Господа совершаются дичайшие зверства, убийства и муки, абсолютно не отвечающие запросам истинного христианства.

Вполне возможно, что Стюарт Гордон хотел копнуть куда глубже, чем получилось, но средств для этого ему явно не хватало. В свойственной для него манере режиссер наполняет кадр гротескным безумием, расчленённой плотью, эротическими сценами и вульгарностью, когда власть переходит все дозволенные границы и нормы морали, расправляясь со всяким противником, допустившим в сердце или мозгу сам факт инакомыслия. От нарочито жесткой подачи материала кино становится жутким, страшным и пугающим, потому что все перечисленное уже совершалось в истории, а это будет для восприятия куда сильнее, чем любые выдуманные ужастики.

Человек ставит себя выше всех лишь от безнаказанности и вседозволенности, что и показано на примере героя Лэнса Хенриксена, чей инквизитор пусть излишне карикатурен, но при этом снедаем страхом сомнения и отчаяния не меньше, чем его обреченные пленники. Торквемада жесток, агрессивен и зол на людей, но от этого он не становится безгрешен, потому что у него руки по локоть в крови. Таков его мир, где и римский Папа не указ, и догмы можно трактовать на свой лад, так как ничто уже не властно над тираном, мыслящим о том, что он и есть закон. Такого негодяя не остановить словами, он не познает любви или сострадания, его не разжалобить и не задобрить.

И горе тому, кто повстречается с ним на одной дороге, ведь злодей мыслит масштабами религии, весьма пугающей и оскверненной. На костер можно отправить кого захочешь, стоит только систему правосудия изменить в соответствии с правильной позицией, а там уже сам черт не брат, потому что некому будет бунтовать. «Инквизитор» в данном случае нисколько не устарел, а лишь набрал силу, потому как цивилизация вообще не отринула эти озлобленные взгляды, а лишь спрятала и завуалировала их под стать своему времени. Волки правят, а не овцы, вот чем руководствуется тот, чья рука подписывает манускрипт, и от этого мороз пробегает по коже.

Однако сам Гордон явно не поддерживает такую позицию, предлагая своему зрителю выбор между злом и ярко выраженным добром, которое изображено в лице мельника и его молодой жены, явно сострадающей всем жертвам, отправленным на костер. Их любовь чиста, непорочна и сильна, пусть и живут они в крайне бедных условиях. Она крепнет даже под пытками, когда женщина попадает в лапы инквизитора, втайне мечтающего о юной красавице, оказавшейся по его же наговору в казематах, откуда выбраться практически невозможно. Естественно, что ее супруг всеми способами попадет внутрь и разделит ее участь, что вселяет надежду в семейные отношения, когда даже под угрозой гибели влюбленные готовы прийти на выручку друг другу.

Безусловно, подобные пасторали уже порядком избиты и проторены, но под влиянием Гордона они худо-бедно срабатывают. Его «Инквизитор» далек от высокого качества, но в моменте этот фильм подкупает своей наивной простотой и скудостью интерьера. Зрителю сразу становится ясно, что ловить тут особо нечего, да и сюжет прямо-таки не блещет, но при этом же картина абсолютно не бесит и не злит, так как от нее и не ждешь чего-то сверхъестественного. Нас окружают все те же актеры, продюсеры и сценаристы, так что глупо при столь низкой цене пытаться выторговать товар подороже, чем он есть на самом деле.

«Инквизитор» - это простоватая сказка о любви, тирании, колдовстве и ужасах Средневековья, которые были поставлены на те деньги, которые были в процессе у создателей данной ленты, поэтому не стоит заламывать руки при мысли о том, что она сразу же ушла на носители. Двух миллионов все равно не хватило бы для того, чтобы увлечь широкую аудиторию в кинотеатры, где ей бы продали весьма угловатую, старомодную и бедненькую интерпретацию прошлого, в котором финал более чем очевиден. Силы добра и любви способны разрушить любую завесу мрака, что является главной фабулой сюжета, но ее маловато будет для того, чтобы запомнить картину навсегда.

6 из 10

23 ноября 2023

В оригинальном рассказе Эдгара Аллана По действие происходит во время наполеоновских войн. Неназванный персонаж, про которого известно лишь то, что он был помещён в темницу инквизицией, долгое время лежит в темноте. И вот с потолка над ним свешивается маятник-лезвие, и начинает медленно раскачиваться, постепенно спускаясь всё ниже и ниже… Чтобы выдержать хронометраж, для экранизаций этого незабываемого произведения, необходимо придумать целую предысторию одной-единственной сцены, поэтому чаще всего маятник пересаживается в совершенно иной контекст.

В данной версии в самый разгар средневековой охоты на ведьм молодая чета зажиточных простолюдинов попадает в руки садиста-монаха, который начинает испытывать к жене пекаря чувства, похожие на те, что сводили с ума священника в «Соборе Парижской Богоматери». Сцена под маятником здесь даже не кульминация, а всего лишь ещё один аттракцион пыточных ужасов. Он длится около 5 минут, но по времени это довольно точно для истории По. И что удивительно, как и в оригинале, наблюдается относительно счастливый конец, хотя героям помог, конечно, не генерал Лассаль. Не обошлось без наивного вмешательства потусторонних сил, а всё потому что традиции олдскульного хоррора так обязывают.

14 июня 2019

В этом фильме хороши только первые пять минут расправы над трупом иудейского еретика. Красиво, убедительно, впечатляет. Все вместе и все на своих мечтах. Дальше можно было ничего не говорить. Пусть бы была такая короткометражка, зарисовка из жизни средневековой инквизиторской практики.

А дальше идет набор глупостей, которые стыдно перечислять. Особенно нелеп конец а-ля экранизация Собора ихней матери (кстати, от образа одного из персонажей этого «Собора.. .» французский Пушкин и Достоевский в одном флаконе вывел и образ Торквемады. Для одной из своих поздних драм, которая несла свою лепту в распространение чепухи о самом хрестоматийном инквизиторе в истории. То-то оно и здесь пересеклось!).

Фильм не спасло, а ухудшило, что он про Торквемаду, о котором разные странные люди днем с огнем ищут любые (но не настолько неканонические) упоминания в истории, литературе и кинематографе. Гомоэротичный эпизод с торквемадским мазохизмом такой же некрасивый как и эпизод с инквизиторским шантажистким пикапопм и следующим за ним неудавшимся актом с черноглазой статисткой. Нельзя так вольно с кумирами молодежи!

Говоря о кумирах, я преувеличиваю, но не сильно. Есть и будут люди, которые на всю эту торквемаду по молодости лет и горячности ума посмотрят неравнодушно. В нем есть все, что близко молодому радикалу, ведь Т — это воплощенные религиозный фанатизм, никем не ограничиваемая власть, паранойя, непредсказуемость и еще много лестных для любого злодея эпитетов. Но самая главная и почему-то упорно игнорируемая черта этого персонажа — непрошибаемо-горячая ксенофобия. Торквемада — дух средневекового национализма.

А его известное «Испания для Испанцев, а все испанцы — католики». Просто привет из далеких лет нашим православным активистам. Имей последние вкус к чему-то кроме откровений Дмитрия Энтео, посмотрели бы они и в сторону кумира некоторых испанских националистов.

Это ведь такая черная тень в истории, о которой известно нескольких спорных мифов, так что мифологизировать его личность можно до бесконечности. О его внешности имеются самые общие сведения, так что разных Хопкинсов и проч. на главную роль можно приглашать сколько угодно.

Иными словами, еще один режиссер упустил шанс создать антигероя покруче Докторов Думов и Дартев Вейдеров.

16 октября 2014

Когда огонь обнимет это тело — найду ли сил не погасить огня?..(с)

Прежде всего — логика, реализм, хороший вкус — все эти понятия вы должны забыть, прежде чем смотреть этот фильм или даже читать дальше.

Моё внимание этот фильм впервые привлёк плакатом, сопровождавшем статью о нём в Википедии — он скорее напоминал о садомазохистском порнофильме, чем об экранизации Эдгара Алана По. «Предчувствия его не обманули!»(с) «Инквизитор» — хотя и не совсем порно, но ужасы самого низкого пошиба, где сексуальность занимает почётное место зрительской приманки. Главная героиня проводит немало экранного времени совершенно обнажённой, и, хотя местами возникающую атмосферу нездорового эротизма можно объяснить спецификой образа антагониста, её наличие трудно отрицать…

Впрочем, лучше начнём с самого важного — с сюжета. Место и время действия — Толедо, 1492 год. Торквемада налево и направо казнит еретиков, безумно пучит глаза из-под чёрного капюшона и толкает речи, довольно прозрачно намекающие на проецируемый вовне садомазохистский комплекс вины (что, впрочем, не мешает ему конфисковать имущество еретиков и особенно следить за благочестием состоятельнейшей части общества). После вступления, знакомящего нас с этой ситуацией предельно наглядно, мы переносимся в дом главных героев — молодой четы пекарей, которые сперва резвятся на мешках с мукой, а через мгновение пекарша Мария принимается истово молиться за невинно убиенных. Её муж настаивает, что они ничего не могут сделать, и вообще, если инквизиция утверждает, что казнённые — еретики… И в любом случае надо идти на площадь продавать булки во время казни, а то денег не будет. Разумеется, Мария не может удержаться, чтоб не вмешаться в казнь, причём пугает лошадь участвующего в ней представителя светской власти так неудачно, что Торквемада подозревает её в ведовстве и арестовывает. В застенках инквизиции Марию раздевают и довольно пристрастно осматривают на предмет меток дьявола, после чего бросают в камеру к настоящей ведьме — по её же собственным утверждениям, да и по виду. Тем временем Торквемада ощущает, что Мария чрезмерно его взволновала и просит предельно преданного ему палача (бывшего заключённого) по имени Мендоса, так сказать, усмирить его плоть… Затем происходит много ещё более нелепых вещей, а финал напоминает о советских киносказках, если возможно представитть таковую с пытками и обнажёнкой.

От По тут осталось несколько идей казней, использованных самым вольным образом — скорее «пасхалки» для фанатов, чем признаки экранизации. Само собой разумеется, что Гордон и в малейшей степени не сумел воспроизвести атмосферу давящей безысходности и нарастающего ужаса, пронизывающую оригинальный рассказ — да и не пытался, учитывая, что сцена из него занимает на экране минут десять, поэтому о неотвратимо надвигающейся смерти и речи нет. Вообще фильм не страшный, если только вы не боитесь ходить в музей пыток — тут тоже полно железных дев и испанских сапожков, а также бутафорской крови на них и вокруг.

С другой стороны, Лэнс Хенриксен пучит глаза из-под капюшона действительно отлично. А также говорит крайне зловещим шипящим голосом и местами напоминает Макса Шрека. Торквемада получился пусть довольно примитивным и типичным, но эффектным психопатом. Не то чтоб это шедевр актёрского искусства, но посмотреть на него может быть занятно. Рона де Риччи — весьма красива, так что, по меньшей мере, взгляду есть где отдохнуть, и выражение испуганной трепетной лани, не сходящее с её лица большую часть фильма, ей идёт. А в роли секретаря инквизиционного трибунала выступил, между прочим, Джеффри Комбс, более известный поклонникам, хм, таланта Гордона как Реаниматор.

В целом «Инквизитор» явно снят по принципу «инквизиция — популярная тема, имя По привлечёт специфический контингент, а большинство зрителей пойдёт поглядеть на абсолютно голую красотку». Смотреть только любителям трэша или фанатам Торквемады.

5 из 10

30 мая 2014

Перед чем может дрогнуть сердце безжалостного инквизитора?

Кто такие герои, защищающие, идущие на страдания и лишения ради других людей? Это те, для кого боль другого человека является собственной болью, личности с обостренным чувством поиска правды и соблюдения человеческой нравственности. Чем смутнее исторический период, тем чище и искреннее порой появляются люди-самородки. А уж когда дело касается спасения любимого человека, то ярость правосудия теряет всякий оттенок благородности…

Власть всегда проверяет человека на слабые места и если некто оказался слаб, что не в силах управлять собой под воздействием этого искушения, то эпоха обязательно найдёт чистое сердце, которое установит наконец правосудие и гармонию…

Ну а пока суд над вероятными ведьмами и иными «врагами» церкви является фарсом и развлечением для приближенных и защищенных плащом церкви прихвостней.

Ведь если не будут находиться враги, то и инквизиция вроде как не нужна, она потеряет силу, страх и уважение в глазах простого люда.

Развращенное безнаказанностью проводимых пыток, опьяненное пролитыми реками горячей крови жертв, их взглядами полными безумного страха, дикими криками непереносимой боли, сердце инквизитора не ведает страдания. Он уже давно не верит ни во что, лишь наслаждается властью и именно поэтому трепещет как осенний лист на ветру когда в него неожиданно врывается чувство любви. «Слуга» церкви принимает любовь за чувство похоти и хлестая себя кнутом пытается вытравить вожделение к прекрасной пленной девушке.

Несмотря на все преступления инквизитора его душе дают возможность очиститься через любовь, но он не принимает этого, а пытается контролировать чувство как обычно контролирует своих пленных заставляя подчиняться своим прихотям.

Каждому дают шанс измениться, очистить душу, но если эту божественную помощь не увидеть или просто отвергнуть, то наступает насильственная чистка.

Ведь когда человек становится раковой клеткой для организма вселенной, то она действует наверняка и просто вырезает инородное, опасное тело острейшим скальпелем, или…

… отточенным, не знающем пощады, стальным лезвием маятника-правосудия…

22 июля 2013

Наивная картина мрачного средневековья

Когда-то очень давно, в начале 90-х, я посмотрел сию картину и был, признаться, впечатлен. Но тогда я, можно сказать, только-только открывал для себя мир зарубежного кино. Не избалован я тогда был и молод. Недавно решил найти и пересмотреть этот фильм. Многое, похоже, во мне изменилось: теперь же все выглядит наивным и совсем не впечатляющим. Неплохой актер — Хенриксен вполне прилично выглядит в роли католического деспота — Торквемады, но этого для хорошего фильма мало, все остальные — просто статисты. Этот фильм надо было снимать Оливеру Стоуну либо Риддли Скотту, а на роль Торквемады пригласить Хопкинса, вышло бы совсем другое кино.

Все здесь как-то наивно, просто и неубедительно. Простой пекарь без особого труда проникает в замок, расправляется со множеством солдат-охранников, чудесное воскрешение его жены, а замуровать папского представителя живьем в стену (и без каких-либо последствий для Торквемады) — не вносит никакой убедительности в общую картину. Ну а смерть главного злодея — Торквемады — просто бред сивой кобылы. По истории он умер своей смертью в достаточно почтенном возрасте!!! Очередная альтернативная история??? Мне это живо напомнило приснопамятных «Бесславных ублюдков», где Гитлера и его свору уничтожают еще в 44 г. в парижском кинотеатре еврейские те самые «ублюдки».

И на выходе мы получаем по-голливудски веселый хеппи-энд. Злодеи наказаны, любовь восторжествовала — Ура товарищи!!! Все получили по заслугам… Хотя, всем известно, что в средневековье крайне редко для того, кто попал в опалу церкви, все кончалось хорошо: руки у «святой инквизиции» были весьма и весьма длинными…

Короче, в общем и целом фильм не заслуживает больше 6 баллов.

2 февраля 2010

Покайтесь, грешники!

«Инквизитор: Колодец и Маятник» является малоизвестным римейком великолепной ленты 1961 года с непревзойденными звездами жанра хоррор: блистательным Винсентом Прайсом и очаровательной Барброй Стил в главных ролях.

На дворе конец 15 века. Время расцвета науки, искусства, общественного сознания. И время упадка веры. На пошатнувшуюся веру оказала огромное влияние Черная смерть, прокатившаяся по Европе и унесшая жизни миллионов праведников. Иначе как Всепрощающий мог допустить такое со своими любимыми детьми? Ситуацию усугубил Рим, ибо тамошние кардиналы и папы вели совсем не праведный, а скорее праздный и разгульный образ жизни.

В такой ситуации неудивительно появление личности, ведущей аскетский образ жизни и с ненавистью смотрящей на Рим, свято верящей во Всевышнего и с огромным желанием восстановить Слово Божье в сердцах граждан. Этой личностью стал Великий Инквизитор Томас де Торквемада, который, заручившись поддержкой королевы, решил установить собственные и крайне жестокие порядки возрождения веры на территории Испании…

Удивительно, однако, Стюард Гордон решил в своей работе сосредоточиться не на, собственно, пытках, а на психологии личности самого Торквемады. По мнению режиссера, бесконечная вера в Бога это лишь внешняя оболочка, а истинной причиной зверских злодеяний является… подавленное сексуальное желание. Ибо как только в Торквемаде просыпалось злое искушение, пытки становились все ужаснее, казни бескомпромиссней, не забывал Великий Инквизитор истязать и себя, моля Господа избавить его даже от мысли о дьявольском грехе. То есть мы видим упрощенное толкование психологической концепции Фрейда. Что, тоже точка зрения…

Помимо главной сюжетной линии, в фильме переплетаются: любовная, желающая показать, что настоящей искренней любви не страшны никакие Торквемады и орудия пыток; фентезийная, утверждающая, что ведьмы тоже имеют право жить.

Благодаря великолепно выполненным декорациям и подобранным костюмам, удачному освещению, очень точно передана атмосфера позднего средневековья, а также мрачных залов и подземелий Инквизиции. Актер Ланс Хенриксен весьма необычно сыграл злодея Торквемаду, было во всех его жестах, мимике скорее нечто дьявольское. А как он умело передавал искушение на лице! К остальным актерам нареканий нет, правда, может, слегка переигрывали. Рона Де Риччи в роли Марии — божественная красота. И всем этим умело руководит Стюарт Гордон, создавая весьма добротную историческую мелодраму.

Возможно многим фильм покажется скучноватым, однако любителям альтернативной истории, средневековой истории, и просто личностям романтического склада оно, без сомнения, понравится.

6 из 10

28 июля 2009

Ужасы пыток

Несмотря на то, что фильм отнесёт к жанру «ужасы», ничего ужасного в том плане, как мы привыкли это понимать, в этом фильме нет.

Этот фильм скорее историческая зарисовка Европы времён Средневековья, с пытками и охотой на ведьм. Зритель может увидеть, каким образом находили «ведьм», как их пытали и была ли вообще возможность спастись от инквизиции.

Сюжет чем-то напоминает «Собор Парижской Богоматери». Есть монах и молодая девушка — чистая как ангел. Страсть вспыхивает в душе монаха как священный огонь, быстро поглощая его душу. Он стоит перед выбором — Бог или любовь…

Фильм заставляет задуматься о том, всесилен ли человек, наделённый властью, или зло не может оставаться безнаказанным, пусть оно и творится от имени Бога.

10 из 10

15 февраля 2009

Ужасы Инквизитор: Колодец и маятник впервые показан в 1991 году, дебют состоялся более 33 лет назад, его режиссером является Стюарт Гордон. Кто снимался в кино, актерский состав: Лэнс Хенриксен, Марк Марголис, Барбара Боччи, Бенито Стефанелли, Джеффри Комбс, Джонатан Фуллер, Tunny Piras, Оливер Рид, Уильям Норрис, Майкл Дик, Фабио Карфора, Стивен Ли, Кэролин Пёрди-Гордон, Том Таулз, Рона Де Риччи.

Расходы на кино составляют примерно 2000000.В то время как во всем мире собрано 3,331 доллар. Производство стран США и Италия. Инквизитор: Колодец и маятник — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.