Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последняя осень |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Всеволод Плоткин |
сценарий: | Эдуард Хруцкий |
видеооператор: | Яков Посельский |
композитор: | Борис Журавлёв |
художник: | Виктор Монетов |
жанры: | боевик, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 января 1991 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 32 мин |
Что ж последняя осень… До песни Шевчука еще далеко, но ветер перемен уже близко, и как Эдуард Хруцкий тонко почувствовал это.. Несмотря на то, что фильм снят в 1990 году, апофеоз перестройки, но поднятые проблемы актуальны до сих пор.
Корнеев и Кафтанов верят в справедливость, они действуют в рамках УПК (уголовно-процессуального кодекса), только вот «сильные миро сего» плевать на него хотели, у них своя стезя, которая с экрана смотрится мерзко, а в жизни ведет к разложению душ.
Поднятая в фильме проблема, между честью и окружающей действительностью, актуальна и по сей день, а в начале 80-х была вопросом выживаемости, партийная номенклатура давлела даже над следствием, и вопрос выживаемости был очень актуален. Хруцкий смог уловить этот момент, когда долг и приспособленчество вошли в конфронтацию. Интрига фильма горазда глубже обычного уголовного противостояния милиционер-бандит, она вокруг атмосферы царящей в то время.
Корнееев он не олицетворение правды, он просто следует закону, только вот противостоят ему Тохадзе, Мусатов, Желтков связанные круговой порукой, скрепленной партийной солидарностью. И эту глыбу не сломить не как. Громов проводник воли Мусатова, антигерой, но у него своя мораль, как у Кривенцова, прошлые преступления не могут простить настоящего, и принимаются решения административного характера, «рубящие хвосты» и ведущие к оправданию преступника.
Если Эдуард Хруцкий освятил неприглядные аспекты 80-х, в своей повести, то актеры перенесли на экран, сложности жизни в тот период. Проскурин (Корнеев) смог показать противосияние системе, очень неуклюже — но вполне правдоподобно, как и у Кафтанова (Филозов), который болеет душой за сотрудников, но ничего не может поделать с системой. Очень удачным оказалось введение Словесника (его «Борода» хит 80-х), который своими едкими замечаниями оживил действо, да и вообще украсил сюжет. Отмечу также актера сыгравшего Гурама Тохадзе, Нурбея Комкия, который смог воплотить своего героя во всей красе.
Для 90-го года очень смелый фильм, который заставляет думать зрителей и тридцать лет спустя.
27 марта 2018
В последнюю осень ни строчки ни вздоха
Последние песни осыпались летом
Прощальным костром догорает эпоха
И мы наблюдаем за тенью и светом
В последнюю осень
В последнюю осень… Юрий Шевчук
Кино режиссёра Всеволода Плоткина, придерживаясь песни Юрия Шевчука, в какой-то мере стало пророческим. Ведь спустя год, после выхода его на экраны, распался Советский Союз, а вместе с ним эпоха, которая канула в небытие. Но фильмы той самой эпохи мы прекрасно помним, как запомнился мне фильм «Последняя осень» с Виктором Проскуриным в главной роли. Если сравнивать это кино с подобными криминальными фильмами тех же братьев Вайнеров или «Инспектром Лосевым», то картина Плоткина практически ничем не уступает своим более именитым произведениям. А возможно кому-то понравится и больше, учитывая то, с какой самоотдачей потрудился над фильм Виктор Проскурин. Это вам не Генка Ляпишев из «Большой перемены». Здесь образ майора Корнеева отражён настолько правдоподобно и реалистично, что не может не вызывать уважения. Мне вспоминается одна сцена из этого фильма, когда майор Корнеев допрашивает гражданина Тохадзе:
-Круто солишь начальник, как кушать будешь? Говорит Тохадзе. На что майор Корнеев отвечает, заламывая руки за спину, этому кавказкому преступнику:
-Козёл, колись!
Безусловно есть кое-какие вопросы по персонажу Альберта Филозова, который сыграл полковника милиции Авдея Петровича Кафтанова. Сыграл он конечно хорошо, но вот фактура и типаж высшего милицейского чина не совсем применимы касательно этого актёра. А вот привлечение на роль дельца из Батуми гражданина Тохадзе актёра Нурбея Камкия большая находка, ибо попадание один в один со своим героем. Причём это не только внешнее попадание, но и замечательная актёрская работа, ведь Нурбей Теймуразович Камкия, как никак народный артист Грузинской ССР, а это, что-нибудь да значит.
В целом фильм оставил вполне хорошее ощущение, крепкого советского детектива, с хорошо прописанными образами и великолепным исполнением роли майора Корнеева, Виктором Проскуриным.
8 из 10
3 мая 2014