Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Нет чужой земли |
год: | 1990 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Барас Халзанов |
сценарий: | Владимир Валуцкий |
видеооператор: | Вячеслав Еврилов |
композитор: | Александр Луначарский |
художник: | Валерий Кукенков |
монтаж: | Луиза Садовская |
жанры: | биография, история |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 30 мин |
Федя. А дядя Мишель, а дядя Николай, а дядя Торсон, они ведь такие добрые, они государевы враги?
Никифор Григорьевич. Враги, Феденька, только не злодеи, они Родиной болеют.
В 1990 году на излёте существования Советского Союза на Свердловской киностудии был создан двухсерийный телефильм о жизни в сибирской ссылке трёх участников «Северного тайного общества»: Константина Петровича Торсона и братьев Бестужевых, Николая и Михаила Александровичей.
У телефильма крепкая сценарная основа одного из выдающихся отечественных сценаристов Владимира Ивановича Валуцкого, сценариста многих фильмов Виталия Мельникова, Игоря Масленникова и поздних фильмов Станислава Говорухина. Как считает киновед Любовь Аркус, Владимир Валуцкий «постоянно тренировал в себе мышцу профессионализма, ремесла. И именно поэтому он один из немногих, кто сумел адаптироваться к новому времени, стать автором амбициозных телевизионных проектов». Достаточно вспомнить «Диверсант», «Есенин», «Шпион», «Адмиралъ».
Вот и сценарий «Нет чужой земли» скорее всего тот самый пример, плод «сценарной тренировки», в котором чувствуется проработка исторического материала и стилизация литературы 19 века. И, пожалуй, сценарий — самое сильное место телефильма, не отмеченного ни яркой режиссурой, ни выразительной операторской работой, ни запоминающимися актёрскими работами.
Из «Википедии»: «Константин Петрович Торсон (27 сентября 1793 года, Санкт-Петербург — 4 декабря 1851 года, Селенгинск) — капитан-лейтенант, адъютант начальника Морского штаба, кругосветный мореплаватель, декабрист. Участник русско-шведской войны 1808—1809 годов. Стал первым морским офицером, награждённым за участие в Отечественной войне 1812 года. В 1819—1821 годах на шлюпе «Восток» участвовал в кругосветном плавании Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, которая впервые в истории подошла к шельфовым ледникам Антарктиды. Именем Торсона был назван остров в южной части Атлантического океана. После восстания декабристов остров переименовали в Высокий. Работал над составлением проектов, касающихся судостроения, участвовал в работе комиссии по составлению смет строительства военных судов. С 15 декабря 1824 года — действительный член Вольного общества любителей российской словесности.»
Тема «декабризма» почти не отображена в отечественном кинематографе. В Российской Империи отношение к «декабристам» было, как к заблудившимся вольнодумцам, преступившим закон. В СССР образ «декабристов» был идеализирован до романтиков-борцов с самодержавным режимом, но при этом чуждых народу. В 20-е годы в фильмах «Декабристы» Александра Ивановского и «С. В. Д.» Георгия Козинцева и Леонида Трауберга декабристы предстают, что не удивительно, первыми революционерами. В самом известном и почти каноническом фильме «Звезда пленительного счастья» декабристы предстают романтиками-интеллигентами, пострадавшими за свои идеалы. В Российской Федерации прошло почти тридцать лет, прежде чем появился художественный игровой фильм, посвящённый декабристам.
Из «Википедии»: «Николай Александрович Бестужев (13 (24) апреля 1791 года, Санкт-Петербург — 15 (27) мая 1855 года, Селенгинск) — капитан-лейтенант 8-го флотского экипажа, декабрист, историограф флота, писатель, критик, изобретатель, художник. В 1815 году участвовал в морском походе в Голландию, в 1817 году — во Францию. В 1822 году организовал литографию при Адмиралтейском департаменте, где весной того же года начал писать историю русского флота. В 1824 году на фрегате «Проворный» в качестве историографа совершил плавания во Францию и Гибралтар. 12 декабря 1824 года произведён в капитан-лейтенанты. С июля 1825 года — директор Адмиралтейского музея, за что получил от друзей прозвище «Мумия». С 1818 года сотрудничал с альманахом «Полярная звезда», журналами «Сын отечества», «Благонамеренный», «Соревнователь просвещения и благотворения» и другими. С 1822 года — член Цензурного комитета. Редактор. С 1825 года — член Общества поощрения художников. Вольнослушателем посещал классы академии художеств. С 12 сентября 1825 года — член Вольного экономического общества.»
Телефильм «Нет чужой земли» представляет «декабристов» несколько в ином контексте, чем в предыдущих советских кинофильмах. Большая часть времени действия фильма посвящена образу Николая Александровича Бестужева. И здесь он предстаёт как один из лучших представителей того высокообразованного воспитанного культурного общества Российской Империи 19 столетия, которое было питательной почвой для появления таких всесторонне развитых личностей.
Это очень органично вписывалось в контекст перестроечного позднесоветского времени конца 80-х годов прошлого столетия, когда советское общество проснулось от спячки и находилось на подъёме от нахлынувших перемен и стремительных изменений в стране, где честность вдруг снова стала актуальным явлением. Образ достойного порядочного человека, праведника-подвижника Николая Александровича, был подходящим примером для уважения. Находясь в ссылке в бурятских землях около Селенгинска, братья Бестужевы и Константин Торсон сумели заслужить уважение и авторитет среди местного населения, совершив много полезных дел для бурятской культуры и быта, продолжая заниматься литературой, живописью и другими исследованиями во благо Отчизны.
Из «Википедии»: «Михаил Александрович Бестужев (22 сентября [4 октября] 1800, Санкт-Петербург — 21 июня [3 июля] 1871, Москва) — штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка, декабрист, писатель. В 1812 году поступил в Морской кадетский корпус. 10 июня 1814 года произведён в гардемарины. С 1 марта 1817 года — мичман, а с 22 марта 1822 года — лейтенант. 22 марта 1825 года переведён в лейб-гвардии Московский полк в звании поручика. С 3 мая 1825 года — штабс-капитан. С 1817 по 1819 служил в Кронштадте. С 1819 по 1821 год — в Архангельске.»
В современной России, после привлечения внимания к теме «декабризма» фильмом Андрея Кравчука «Союз Спасения» и вспыхнувших бытовых и публичных споров, дискуссий, телефильм «Нет чужой земли» приобретает новую актуальность. На примере сибирской жизни Константина Петровича Торсона и братьев Бестужевых, Николая и Михаила Александровичей членов «Северного тайного общества» (после провального выступления на Сенатской площади в декабре 1825 года) можно сделать определённые выводы. Анализ их жизненного пути в ссылке ясно показывает, что «декабристы» не изменили своим жизненным принципам и продолжали свою всестороннюю созидательную деятельность во благо Отечества на деле, руководствуясь принципами уважительного и честного отношения к себе и окружающим, непримиримого отношения к непорядочности и несправедливости, болея душой за Родину.
Моё мнение — хорошо.
7 из 10
27 декабря 2019