Рейтинг фильма | |
![]() |
7.2 |
![]() |
5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Выигрыш в новогоднюю лотерею |
английское название: |
Ho vinto la lotteria di Capodanno |
год: | 1989 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Нери Паренти |
сценаристы: | Алессандро Бенчивенни, Доменико Саверни, Леонардо Бенвенути, Пьеро Де Бернарди, Нери Паренти |
продюсеры: | Витторио Чекки Гори, Марио Чекки Гори, Бруно Альтиссими, Клаудио Сарачени |
видеооператор: | Алессандро Д’Эва |
композитор: | Бруно Дзамбрини |
художники: | Мария Стильде Амбруцци, Фьямма Бедендо |
монтаж: | Серджо Монтанари |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
22 декабря 1989 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 30 мин |
Папа, в антракте выпьем водички…
(примерно 71-ая минута фильма)
Выигрыш в новогоднюю лотерею
У блистательного актера Паоло Вилладжо довольно большая фильмография. Среди всех режиссеров, с которыми сотрудничал Вилладжо, хотелось бы выделить трех самых важных – Лучано Сальче (лучший совместный фильм “Фантоцци”), Серджио Корбуччи (лучший совместный фильм “Синьор Робинзон”) и Нери Паренти.
С Паоло Вилладжо, вы только вдумайтесь, Паренти сделал целых девятнадцать фильмов. Это не просто какой-то творческий тандем, Нери Паренти и Паоло Вилладжо были именно друзьями. Нери обожал Вилладжо, отказывался от других проектов, лишь бы (в очередной раз) поработать со своим другом.
“Выигрыш в новогоднюю лотерею” вышел в 1989 году (между “Фантоцци уходит на пенсию” и “Комиками”). По сюжету, нас знакомят с космическим неудачником - журналистом Четтоли. Мужик решил (под Рождество) покончить жизнь самоубийством. Неожиданно, Четтоли выигрывает в лотерею. Самоубийство явно откладывается, а-хи-хи. Только вот незадача, Четтоли теряет печатную машинку, куда заныкал лотерейный билет.
Очень смешная комедия. Вилладжо отжигает по полной программе. Смеялся каждые две-три минуты, зацените чумовую сцену с пожарными или когда Четтоли бежал за скорой, просил помощи, а затем сам вез врачей в больницу, а-хи-хи. Некоторые киноманы сравнивают “Выигрыш в новогоднюю лотерею” с фильмом Гайдая “Спортлото 82”. При всем уважении к Леониду Иовичу, картина Паренти будет покруче.
Если спросите у меня, то я бы назвал “Выигрыш в новогоднюю лотерею” комедией разрушений. Серьезно, Четтоли ходячее недоразумение. Постоянно устраивает пожары, потопы, попадает в аварии и т.д. Безумный персонаж, чего уж там. Отдельное спасибо Паренти за несчастную семейку по соседству с Четтоли. Это надо видеть своими собственными глазами, до слез. Как только сынок просит попить водички, происходит что-то жуткое, ведь поблизости ошивается разгильдяй Четтоли, а-хи-хи.
В Италии огромное кол-во хороших комедиантов (от Бениньи до Челентано), но Паоло Вилладжо – один в своем роде, единственный и неповторимый. Вечная память! Рекомендую. Кино обязательно поднимет вам настроение на целый день.
8 из 10
6 апреля 2022
Летом 2017 года в Риме скончался великий итальянский комик Паоло Вилладжо, популярность которого когда-то граничила чуть ли не с религиозной истерией. Его наследие огромно! На его фильмы о Фантоцци или незадачливом Робинзоне валили толпами, снова и снова приходя в кинотеатры, чтобы увидеть пухлого и низкорослого «Синьора Маленького Человека», вечного бухгалтера, секретаря, продавца, маляра, не умеющего улыбаться (ибо нет в его жизни ничего веселого) и посмеяться над его бедами — своими бедами, не желая признавать даже вопиющую одинаковость этих фильмов. Вилладжо был большим актером, он доказывал это в театре и у выдающихся мэтров, таких как Феллини, Феррери, Лой и Сальче, да и фильмы о Фанточчи (Фа-ан-то-Ц-Ц-и!, да, я так и сказал — Фанточчи!) — это целая эпоха и безусловная классика мировой кинокомедии, раскрывшая трагикомический дар Вилладжо и поставившая его рядом с Маленьким Бродягой Чаплина и Франсуа Перреном Ришара.
Но Вилладжо был и самым коммерческим из коммерческих актеров Италии. И даже когда его главный конкурент — блистательный Адриано Челентано остановился, поняв, что сказать в кино ему больше нечего, Вилладжо продолжал — пока позволяло здоровье — падать, натыкаться на мебель, гореть, бегать, поскальзываться и получать бесчисленное число тумаков и затрещин от «сильных мира сего». В кавычках, потому что сильными не всегда оказывались действительно сильные. Охамевшая уборщица, сосед-нахал, беспардонно паркующий свое авто прямо поверх автомобиля «безобидного коротышки», злобный школьник или любой, кто считает себя по какому то праву лучше других осыпал героев Вилладжо оскорблениями. А он терпел, терпел, терпел… Сперва комично и весело, но чем дальше, тем больше со слезами на глазах, принимая унижение как самую суть человеческого существования. Терпел, пока не выиграл в новогоднюю лотерею в этом фильме.
«Выигрыш в новогоднюю лотерею» можно счесть еще одним фильмом про Фантоцци или Фраккия — персонаж-маска все тот же, да и режиссер — Нери Паренти — старый знакомый и последовательный «вилладжоист». Однако структурно и сюжетно фильм напоминает скорее вышедших позже «Комиков» (того же Паренти), т. к. представляет из себя скорее набор скетчей, объединенных одним героем, чем полноценный фильм. По сути же это — авантюрная комедия о погоне за сокровищами в духе «12 стульев» и «Спортлото 82» (к первому она ближе сюжетными штрихами и особенно финалом, а последнему — гэговым простецким юмором).
Естественно, когда смотришь фильмы с Вилладжо, почти всегда знаешь, чего ждать. И тут уже одно из двух — нравится Вилладжо и сплошная буффонада, не сдобренная даже толикой логики — это ваш фильм, не нравится — вам тут просто нечего делать). Вилладжо нужно дозировать. Нельзя смотреть, например, подряд несколько его фильмов, там слишком часто повторяются трюки и шутки, и если поначалу запас их кажется неистощимым, к концу третьего фильма понимаешь, что увидел все, что может дать этот комик и больше к его фильмам не притронешься. Это ложное впечатление, но чтобы оно возникло, Вилладжо рекомендуется принимать как витамины — тогда, когда в организме не хватает ха-хашек.
Это комедия смешная. Я видел множество фильмов с Вилладжо и многие из них сливаются в один бесконечный парад трюков и гэгов, но почему-то всегда смешных. Вилладжо здесь совсем грустный — фильм начинается с того, как его герой пытается покончить с собой, а нам все равно смешно. Смешно, как его герой, привыкший терпеть унижения, позволяет себе бунт, узнав, что стал без 5 минут миллиардером, Смешно, когда он пытается сохранить человеческое лицо в самых идиотских ситуациях. Смешно, когда даже когда все складывается в его пользу, он сам умудряется все испортить из-за своей катастрофической неудачливости (которая, как специальная дождевая туча в «Фантоцци») никогда надолго не отпускает своего баловня. За этим фильмом видна большая и тяжелая работа, не только потому, что Вилладжо здесь уже под 60 и смешить вообще очень трудно, но и потому, что снять такую идиотскую, но сложнопостановочную финальную феерию — невозможно за один дубль, и, поскольку все невероятно слаженно и четко, надо думать, фильм репетировался как спектакль.
Безусловно, этот фильм можно ругать — кроме бесконечных повторений одних трюков, фильм, как и «Фраккья», например, лишен твердого сценарного скелета и держит внимание только шутками, которые рано или поздно надоедают. Все остальное — профанация: мафия, полиция, даже женщины в этот раз лишь для того, чтобы герой Вилладжо снова упал, ударился или опозорился. Нельзя делать фильм только из шуток, это ведь не стенд-ап выступление, и не короткая интермедия, исполняемая клоунами в антракте большого спектакля. Выдерни из фильма Вилладжо и в нем не останется ничего.
С другой стороны, чего ждешь от подобных фильмов? Полтора часа дурацких выходок и не омраченных интеллектом физиологических шуток. «Синьор Маленький Человек» неумолим, щедро раздавая свой пессимистичный юмор всем, кто отважится еще раз встретиться с его героем. Получал ли сам Вилладжо удовольствие от своих комедий? Трудно сказать. В 90-м он сыграл у Феллини в «Голосе Луны» и, мне кажется, там он был куда более настоящим. Но какое зрителю дело, что там у кого на душе, если он просто может искренне смеяться? Тем более, что на экране перед ним действительно изобретательная и смешная коллекция всевозможных (не его) несчастий.
Прокатчики не прогадали, выпустив этот фильм на Рождество. Миллионы итальянцев с удовольствием отправились перед праздниками в кино, чтобы от души похохотать над старым клоуном, а потом снова влиться в бессмысленную суету праздничных будней, не зная, что фильм был про них — таких же усталых, озабоченных, бесконечно унижаемых «седнестатистических», которые выигрывали в жизни лишь раз — прорвавшись к матке в виде сперматозоида. Христос умирал за них на кресте, а Вилладжо получал за них тумаки и затрещины, спасая очистительным смехом.
7 из 10
11 декабря 2018