Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Торможение в небесах |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Бутурлин |
сценаристы: | Виктор Бутурлин, Роман Солнцев |
видеооператор: | Владимир Васильев |
композитор: | Виктор Кисин |
художник: | Владимир Банных |
монтаж: | Раиса Лисова |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 21 мин |
Удивительно, что этот фильм показанный один раз по телевизору в год выхода, сейчас практически забыт. А зря. Фильм наглядно показывается во что превращаются властьимущие, когда они зависят не от избирателя, а от вышестоящего начальства.
Вспомнил про него после расследования Навального про дворец Путина, пересмотрел и поразился как много в нем параллелей с современным днем.
После завершения торжественной встречи с Горбачевым секретарь обкома (губернатор, говоря современным языком) делает разнос на партконференции и получает в своей адрес вполне справедливую критику. Тут и аварийное состояние аэропорта и отравленные реки и секретная дача в тайге с вертолетной площадкой. И все это случайно оказывается записанным на камеру московских телевизионщиков.
Чиновник понимает, что если такой материал будет обнародован, то это будет стоить ему должности, а может последует и судебное разбирательство. И ему не остается ничего другого как задействовать весь свой административный ресурс чтобы развернуть самолет, на котором везут компрометирующую его пленку.
Фильм наглядно демонстрируют нравы, которые царили в парт. номенклатуре на излете советской власти. Как вся эта камарилья с одной стороны клянется в верности секретарю обкома, но с другой стороны понимает, что его дни сочтены и уже строит планы на будущее, когда он уйдет с поста. Хотя скорее всего никакого будущего у них в этой структуре и не будет. Ибо «круговая порука мажет как копоть», и с уходом главы области весь этот чиновничий карточный домик рассыплется, ибо за каждым из них есть грешки.
Больше тридцати лет прошло с момента выхода фильм, а в нашей власти ничего не изменилось. Все те же гении посредственности продолжают сидеть в высоких кабинетах и заниматься своим главным делом — достижением светлого будущего в отдельно взятой квартире и на отдельно взятом приусадебном участке, отгородившись от остального мира забором с колючей проволокой. Разве что хапать сейчас стали больше. Что там трехэтажная дача в тайге. Сейчас в таких живет прислуга нынешних хозяев жизни. Да и телевизор, на короткие полтора десятилетия попытавшийся стать отдельной ветвью власти, снова скатился с образцу советского периода и уже не представляет для чиновников угрозы.
Особо хочется отметить качественную режиссуру и игру главных героев. В фильме присутствуют сцены, которые можно охарактеризовать как переход к новому киноязыку. Чего только стоит сцена прохода секретаря по ночному город, и следующей за ним машины. Это о многом говорящая походка настоящего партийного бонзы, главы огромного региона, еще вчера наслаждавшегося властью, а завтра возможно свергнутого со своего поста. Виктор Смирнов прекрасно исполнил эту роль.
В роли телережиссера я с удивлением узнал Нину Русланову. Как-то больше привык видеть её в ролях «простых русских женщин» — Катька-Аэропорт из фильма «Цыган» или Дарья Петровна из «Собачьего сердца». В этом же фильм она выступает в совсем другом амплуа. Столь же властная в своем коллективе как и секретарь Манохин в своем обкоме, очень принципиальная и пробивная, готовая драться за свое дело.
Ну и многозначительный финал фильма. Ну а что они еще могут, кроме как соглашаться с мнение начальства? Увы мы до сих пор недалеко ушли от этого состояния.
3 февраля 2021