Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Махабхарата |
английское название: |
The Mahabharata |
год: | 1989 |
страны: |
Бельгия,
Австралия,
США,
Швеция,
Португалия,
Норвегия,
Нидерланды,
Япония,
Ирландия,
Исландия,
Финляндия,
Дания,
Великобритания,
Франция,
Люксембург,
Испания,
Австрия
|
режиссер: | Питер Брук |
сценаристы: | Питер Брук, Жан-Клод Каррьер, Ведавьяса, Мари-Элен Эстьен |
продюсеры: | Мишель Проппер, Майкл Биркетт, Кристин Распилльер, Нина Стейнер, Рэйчел Табори, Уильям Уилкинсон, Карен Брукс Хопкинс, Ronald E Feiner, Эбигейл Франклин, Сара Гитер, Майкл Кустов, Харви Лихтенштейн, Эдвард Маерсон, Мишлин Розан |
видеооператор: | Вильям Любчански |
композитор: | Toshi Tsuchitori |
художник: | Хлоя Оболенский |
монтаж: | Николас Гэстер, Michle Hollander |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $334 077 |
Мировые сборы: | $334 077 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 сентября 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Махабхарата — шестичасовой фильм-спектакль Питера Брука, который представляет собой пересказ одноименной индийской поэмы — пятых вед.
Сам Питер Брук много лет занимался медитациями и духовными поисками. Его фильмы (кроме постановок по пьесам Шекспира) -неспешные, философские. Как правило, они скорее носят характер притчи, чем служат для развлечения.
Махабхарата в начале повествования напоминает детскую сказку, но чем дальше, тем больше проявляется иносказательность и метафоричность настоящей притчи, где за мифами и легендами — «история человеческого рода», рассказанная мудрецом Вьясой тому, кто сможет ее записать о том, кто готов слушать внимательно, чтобы стать другим человеком.
По сути, Питер Брук перевел Махабхарату на язык европейской культуры.
«Человек рождается с иллюзиями. Его жизнь — путь… Безумие — забыть о пути». Главный герой фильма задает вопросы, потому что хочет избавиться от иллюзий. Но узнав ответы, он проклинает дхарму. Это не столько основная идея Махабхараты, сколько взгляд режиссера, который из множества сюжетных линий и философских размышлений эпоса выбрал наиболее близкие ему и показал их зрителям.
Махабхарата объединяет в себе истории враждующих кланов, небесных и демонических сущностей, которые беседуют, сражаются, мстят друг другу, а еще любят, прощают и ищут свой путь. Какие-то вещи могут показаться странными, тем, кто только начинает знакомство с индийской культурой — такие как пять мужей у одной женщины или необходимость съесть кусочек коры для поиска ответов. Но что-то будет и очень знакомо: некоторые притчи Махабхараты уже не раз цитировались, как в Интернете, в частности в социальных сетях, так и в печатных изданиях.
В том, что касается режиссерской работы, отдельно хочется отметить удачный, на мой взгляд, подбор актеров. Питер Брук наглядно продемонстрировал единство людей независимо от расы и происхождения, и глобализацию идей.
«Ведь актеры из разных стран способны, работая вместе, разрушать штампы, господствующие в их культурах, — писал Питер Брук. — Тогда-то нам и удастся с их помощью увидеть подлинные национальные культуры, погребенные дотоле под грудой условностей, и каждый из них по-своему приоткрывает перед нами какую-то неведомую прежде часть человеческого атласа… Театр — как раз то место, где из разрозненных частей мозаики возникает единый образ»
И действительно, те, кто знаком с греческой мифологией вполне могут найти в данном индийском эпосе и Ахиллеса, и Одиссея.
Данный проект все же во многом остается произведением «по мотивам», в силу объема и сложности материала для постановки. На данный момент уже существует два индийских сериала «Махабхарата». В одном — 94 серии, в другом — 267.
Питер Брук начал работу над эпосом в 1982 г. Впервые спектакль был показан на Авиньонском фестивале в 1985 г. и длился более 8 часов. До премьеры, труппа ездила в Индию, чтобы как можно глубже погрузиться в культуру страны. Затем было мировое туре, а в 1989 г. появилась телевизионная версия.
Российский режиссер Андрей Михалков-Кончаловский пишет: «На сцене была реальность, но в то же время это была театральная реальность. Его восьмичасовой спектакль (он шел два вечера) — «Махабхарата» — был чем-то фантастическим по простоте. Брук — один из немногих, кого постмодернизм не коснулся. Основы и первоисточники его театра там, где играют на ситаре, балалайке, гитаре — на инструментах, под которые поет самый простой человек. Он всегда искал в этом кругу. Его театр — это действительно театр наций. Там соединено все. Уже то хотя бы, что китаец может играть у него Отелло, восхищает меня как сказка. И так во всем».
27 марта 2015
Я не то чтобы великий знаток индуизма, и, конечно, не читала полный перевод Махабхараты (хотя бы потому, что его во всей полноте и не существует), но хрестоматийное краткое изложение (книга объема стандартного покет-бука) читала, с «Бхагавад-гитой» знакома и «Черного баламута» Олди читала тоже.
Сама идея экранизировать «Махабхарату» во всей полноте невыполнима (хотя индусы пытались). Соответственно, Брук подал нам основную сюжетную линию, историю Пандавов. Большинство ключевых эпизодов на месте, от призывания богов для рождения детей до последнего пути Юдхиштхиры. И вот мне представляется, что делать это в формате телеспектакля было неудачной идеей.
Во всяком случае, в классическом осмыслении. Пожалуй, кроме финала основной истории (Юдхиштхира: «Я осуждаю богов. Я осуждаю дхарму» — и Хранитель: «Это была твоя последняя иллюзия»), довольно сильного и вполне в рамках дискуссии индуистского и европейского мироощущения (тема иллюзии-майя и вопрос европейца о цене и нужности ее преодоления), тут нет никакой трактовки, никакого переосмысления. Все эти цари и воители, дети богов и прочая, говорят со всей серьезностью пафосные фразы и совершают эпические, лишенные бытовой логики, деяния, и при этом играют их вперемежку европеоиды, монголоиды и негроиды, они находятся в условных декорациях и скорее изображают, чем вживаются. Юдхиштхира разве что показывает какую-то искренность.
Выглядит это в итоге каким-то видеоконспектом, а не произведением искусства. За исключением финала тут нет ничего, чего бы не было в кратком изложении (зато тут постоянно хочется спросить, какого черта Бхима — негр, а Дрона — японец). Я осталась недовольна.
Понятное дело, кино со спецэффектами и при этом в классическом прочтении снимать никто не будет. А если и будет, то большой вопрос, будет ли это кому-то интересно, кроме небольшой группы людей вроде меня (все-таки эпос — вещь очень специфическая, у него своя логика, своя красота, он не может быть блокбастером, не перестав быть собой). Но вот какое-то переосмысление «Махабхараты» (вернее, ее какой-нибудь знаковой части) я с удовольствием посмотрела бы и в формате телеспектакля, и тем более в виде дорогостоящего фильма.
28 сентября 2013
Эпическое кино, основано на одноименном древнеиндийском эпосе. «Махабхарата» — одна из редких книг утверждающих, что все что есть в мире содержится в ней. Подобное можно сказать об этом кино, некая квинтэссенция древнего эпоса.
Питер Брук делает своеобразную театральную постановку, в фильме нет спецэффектов, замыливающих глаза современному зрителю. Театральность фильма позволяет лучше сконцентрироваться на самом действии и за визуальной оболочкой заглянуть внутрь фильма.
Конечно фильм намного понятнее для человека знакомого с индуизмом, так что перед просмотром рекомендую немного освежить свои знания. Однако это не мешает пониманию проблемы, философия в общем и целом везде одна.
10 из 10
27 ноября 2010
- «Человек бредет по темному, опасному лесу, полному диких зверей. Лес окружает бесконечная сеть. Человек боится, он бежит, спасаясь от зверей, и падает в глубокую яму, но чудом он застревает в переплетении корней. Он чувствует горячее дыхание огромной змеи, ее челюсти широко раскрыты, она лежит на дне этой ямы, человек вот-вот упадет в ее пасть. На краю ямы огромный слон, который готов нанести удар. Черные и белые мыши подгрызают корни, на которых висит человек. Злые пчелы летают над ямой и роняют туда капли меда. Тогда человек медленно и аккуратно выставляет палец, он держит его, пытаясь поймать капли меда. Подстерегаемый бесчисленными опасностями, стоя на самом пороге смерти, он все же не утратил желаний. Мысль о меде поддерживает в нем жизнь.»
10 из 10
30 марта 2009