| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.1 |
IMDb
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Лестница |
| год: | 1989 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Алексей Сахаров |
| сценарий: | Александр Житинский |
| видеооператор: | Николай Немоляев |
| композитор: | Владимир Комаров |
| художники: | Владимир Мурзин, Борис Бланк, Наталья Иванова |
| монтаж: | Антонина Зимина |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 54 мин |
Люди, посмотревшие 'Лестницу', делятся на два типа: одни ничего не поняли и махнули на это рукой, другие тоже не особенно уловили суть, но пустились в философствования. Я решила примкнуть ко вторым.
Сюжет таков: Володя (О. Меньшиков) сильно запутался в жизни, совершенно случайно он остаётся переночевать в питерской коммуналке, куда его привела некая Аля (Е. Яковлева). Утром он хочет незаметно улизнуть, однако, спускаясь по лестнице, обнаруживает, что она бесконечна. Выйти из дома Владимир не может, хотя предпринимает бессчётное количество попыток, даже норовит спуститься с пятого этажа по верёвке. Увы, у него ничего не получается, и он снова оказывается в квартире 19.
Когда человек не знает, куда идти, он смотрит на других людей и начинает спрашивать, что делать. Володя не становится исключением. Но у каждого свой путь.
Например, соседка Али, старушка Анна Кондратьевна, верит в бога и пытается спасти Владимира, подсунув ему крестик и иконку. Володя, обнаружив эти дары, лишь раздражается.
Предшественник Владимира, интеллигент Георгий Романович Старицкий (С. Арцибашев), которого тоже закружила лестница, отыскал путь ценой измены.
И у Володи появляется возможность покинуть квартиру таким образом, но он не готов предать Алю, поэтому окно, через которое вышел Старицкий, навсегда закрывается для Владимира.
Если тебя закружила лестница, ты легко и быстро можешь спуститься вниз, так сказать, на самое дно. Человек с горящими трубами, ждёт не тебя, а какого-то Фёдора, но, думается, эти два гражданина с удовольствием примут в компанию и третьего.
Можно вообще не страдать, не маяться, а жить по заветам старины: есть пеклеванный хлеб каждый день, а ситный по праздникам, выпивать кружечку пива, играть на баяне и миловаться с любимой. Так живут соседи с нижнего этажа (А. Пятков и Е. Ткачёва).
Других жильцов я не очень поняла, например, дядю Мишу (Л.Куравлёв) или соседа-скульптора, того, что был когда-то
непризнанным, а теперь обласканный. Тут, видимо, про путь к свободе через искусство. Сложноват для меня Серёжа, сын Али. Здесь что-то про фантазии, непосредственность восприятия, незашоренность.
За Володиными мытарствами наблюдает весь дом, в том числе и сосед-писатель. Этот загадочный человек сидит за пишущий машинкой и отстукивает всё, что происходит с героем.
Володя пытается спуститься вниз, и одновременно на белом листе бумаги появляются слова: 'Верёвка обжигала руки. До земли было ещё далеко.'
Кажется, что писатель - это какой-то пророк, который знает, что произойдёт в следующую минуту. Но, кажется, всё как раз наоборот.
Выбор всегда остаётся за человеком, и как он поступит, что случится в следующее мгновение, не знает никто. Готового сценария не существует, он пишется нами в этот самый момент.
Вконец запутавшись и измотавшись, Володя скажет:
- Аля, что мне делать?
А Аля, этот светлый ангел, просто ответит:
- А может, просто жить, Володь? Просто жить. Быть самим собой...
Да, вероятно, в этом и есть простая формула жизни: принять мир, людей и не противиться тому, что случилось, не искать виноватых, а осмотреться вокруг, прислушаться к себе и пойти туда, куда хочется, например, не вниз по лестнице, а вверх.
Финал в фильме, конечно же, открытый, и, каким бы ни был исход, свой путь Володя всё-таки нашёл.
30 августа 2025
Таинственная история про молодого человека, который не может выбраться из обыкновенного, вроде бы, дома: сколько он ни идёт по лестнице, спуститься до входной двери он не может; выход для него так же недостижим, как замок для землемера К. из романа Франца Кафки.
История, и правда, очень литературная — в конце концов, это же экранизация одноименного романа (повести?) Александра Житинского. Роман этот довольно-таки абсурдистский, но ближе, скорее, не к Кафке, а к Булгакову и Хармсу.
Фильм, по мере возможностей, наследует первоисточнику, хотя и купирует некоторые фантастические детали (очевидно, из экономии средств и технических трудностей) и спрямляет сюжетные ходы. Из самых существенных отличий — исчезновение из киноверсии одной из героинь книги, которая была там вовсе не проходным персонажем, и вся катавасия, по большому счёту, закрутилась из-за неё… Но, видимо, режиссёр решил, что три женщины на одного мужчину — это слишком, и решил оставить ему двух, зато резко отличающихся друг от друга.
Зато молодой Олег Меньшиков очень хорош в главной роли, и в самых нелепых предложенных обстоятельствах в него веришь, даже при том, что у него нет костылей авторских разглагольствований, которыми богато произведение Житинского. Никого занудного голоса за кадром, только актёрская игра.
И когда его герой висит на карнизе крыши, не знаешь, что лучше — и что для него будет настоящим спасением: упасть или вернуться в дом.
21 ноября 2018
Мелодрама о человеке, который собравшись было покончить счёты с жизнью (Олег Меньшиков) встречает женщину (Елена Яковлева), приводящую его в свой дом, в котором мистически переплетаются эпохи, люди и призраки, аристократическое и народное, но из которого нет выхода. Герой Олега Меньшикова — архетип homo soveticus, пытающийся сбежать из истории и современности. Героиня Елены Яковлевой — мать (вряд ли Родина, но…), ассоциирующуюся с любовью, светом и надеждой, которая не умирает. И за которую, как герой делает в финале буквально, нужно цепляться.
Фильм местами эксцентричен, отдаёт перестроечной чернухой и перехлестом в мистике, но какая-то мысль все же в нем есть, в отличие от ряда поделок в жанровом кино и нарождавшемся высоколобом артхаусе (к нему Лестница все же близка) — поэтому это одно из последних произведений ещё советского кино.
18 февраля 2017
Как хорошие сказки несут ребенку мудрое описание, как стоит себя вести по отношению к людям, а как — не стоит, так и этот фильм. Фильм про типичную ловушку, в которую может попасть каждый мужчина. Для людей, вступающих во взрослую жизнь полезно увидеть эту ситуацию со стороны. Важный и ценный опыт. Кому то он сэкономит годы жизни.
Передача сюжета с использованием нереальных и даже сказочных элементов придает истории привкус притчи.
Надеюсь, что на этот фильм еще обратят внимание зрители. Возможно кинематографисты снимут современную версию, так как в фильме сильно читается время когда он был снят. Хоть тема и вневременная.
8 из 10
10 декабря 2015
Баба Нюра живет в этом доме, судя по фотографиям с 19 века. Сколько ей лет непонятно. Не она ли все заколдовала? Странная она какая-то. Рыба у ней сама на сковородку прыгает. А вместо денег дает Владимиру на хлеб крестик с иконкой. Хлеб это символ эвхаристии, символ обьединения людей. Люди живут в доме, на вымышленной ул. Пушкина 17, что на Петроградке. Этот дом как корабль несёт людей сковзь все житейские передряги и трудности. Аля спасает Владимира в трудную минуту его жизни, успакаивает, приводит домой, кормит. Она создает условия. Условия для спасения. Дальше же он должен действовать сам. Спасти человека кроме него самого никто не может. Мальчик Сережа выведет в итоге его на свободу. Но за свободу нужно платить. Мы не увидим сорвался ли Володя с карниза, но крик «держись» относится ко всем нам.
Старицкому удалось выбраться только предав Алю, через измену с Ларисой. Он оказывается в сюрреалистической комнате в полуподвале. В такой же, только московской, жил Андрей Белый после революции. Входит же он через окно, для скорости. Дальше начинается праздгик суеты. Вместе со скульптором приходят хиппи, путаны из валютных баров, художники-подмалевщики, солдаты, негры. Люди будут обсуждать налог на прибыль, говорить об искусстве и в этой суете человек вопиет: «Люди опомнитесь».
12 августа 2012