Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
А был ли Каротин |
год: | 1989 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Геннадий Полока |
сценаристы: | Виктор Дёмин, Владимир Ишимов, Геннадий Полока |
продюсер: | Галина Соколова |
видеооператор: | Генри Абрамян |
композитор: | Вениамин Баснер |
художники: | Ирина Калашникова, Михаил Щеглов |
монтаж: | Светлана Гуральская |
жанры: | комедия, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 41 мин |
30-е годы. Южный морской город Нижнелиманск. Судостроение и утечка секретной информации. Секретарь германского консульства в Одессе зачастил в Нижнелиманск. Чтобы разобраться с цепочкой хищений ценной информации в город приезжает специальный агент по фамилии Каротин. Он познакомится со многими подозреваемыми и должен будет пресечь шпионаж.
На этом месте следует немного остановиться. Авторы могли бы выдать напряжение, крутые повороты и настоящий криминальный квест. Но они пошли совсем иным путем. Вместо шпионского триллера зритель получает умозрительный и ироничный советский детектив, структурно построенный по принципам нуара. Каротин общается с разными людьми, знакомится тем самым с городом, а поставленные проблемы оказываются лишь поводом для вовлечения зрителя в мир колоритных персонажей.
Импозантный интеллектуал Борис Соколов будет спокойно взирать на суетящихся подчиненных и агентов других разведок. Каждое его появление в кадре будет задавать тон, энергетически зажигать ленту. Такие мастера, как Людмила Гурченко, Василий Мищенко, Игорь Кваша, Иван Бортник и многие другие будут у Соколова на 'подыгрыше', вторым планом. Кажется, что их главной задачей было ни в коей мере не оттенить, а создать дружный ансамбль второго плана.
И в этой компоненте фильм преуспевает. Николаев - Нижнелиманск оказывается замечательным собирательным ретро-городом. Малая потемкинская лестница и судостроительный завод точно вписываются в кинематографическое полотно. Кажется, что фактуры лучше было не найти. А еще актеры создают единую дружную композицию выдавая не столько цельное произведение, сколько коллекцию этюдов. Много добрых слов можно сказать и о проработке костюмов, интерьере. Нарочито легковесный стиль произведения полностью переиначивает привычное мрачное описание 30-х годов двадцатого века в нашем кинематографе 80-х и 90-х. Никакой тревожности - тут все живо, быстро, изящно. Спецагенты цитируют стихи, играют в большой теннис.
Особняком выделяются моменты с пламенным режиссером ((Игорь Кваша), который настаивает на том, чтобы в интимной сцене актриса-Антонина была порочнее и многозначительно утверждает, что у Каротина чрезвычайно породистое лицо. По его мнению, Каротин должен обязательно сыграть действительного статского советника. На это даже не удивившийся Каротин расставляет все по своим местам заявляя, что является противником существующей в кинематографе практики, когда типаж заменяют профессиональных актеров.
И это не единственная удачная зарисовка. Их тут много. Каждый новый просмотр - повод для новой находки. Но при всех стилистических находках здесь так и не складывается целостная композиция. Само по себе повествование неинтересно, притом, что воссозданный мир и персонажи самобытны. Многочисленные визуальные победы нивелируются смысловой пустотой. Кажется, что если бы лента была чуть острее, чуть более лихо закручена, то быть несомненному шедевру.
6 из 10
5 апреля 2024
Читал, что фильм снят на основе реальных событий, по мотивам книги Александра Александровича Лукина, который является прообразом Каротина, и которой потом в 1942 году был начальником разведки в специальном партизанском отряде 'Победители' Дмитрия Николаевича Медведева, которому подчинялся разведчик Николай Иванович Кузнецов.
Игуанодон... Я иной раз употребляю его в жизни для 'характеристики' какого-нибудь 'умника'.
Да. 'Вся Ваша оперативная мудрость это возьмём и расколем'. Верно сказал Каротин. Но. Дело в том, что 'Игуанодон' не хочет схватить и посадить первых попавшихся под руку жертв и 'дело закрыть'. Он действительно хочет поймать настоящих немецких шпионов, есть оперативные данные, что на заводе действует немецкая агентура, и выявлены её низовые агенты, надо поймать их главарей. И 'Игуанодон' искренне хочет их поймать. Просто действует очень топорно.
30 сентября 2023
Имя кинорежиссёра Геннадия Полоки было у меня на слуху задолго до того, как я впервые познакомился с его киноработами. Дело в том, что с детских лет я сильно увлекался творчеством Владимира Семеновича Высоцкого, и конечно читал о снятом в 1967 году фильме «Интервенция», который чем-то там не устроил советское киноначальство и был отправлен на 20 лет на полку. «Интервенцию» я посмотрел лет шесть или семь тому назад и, к сожалению, не нашёл фильм интересным. Во всяком случае, желания пересмотреть картину за эти годы не возникло. Но когда в мои перспективные планы просмотра попал другой фильм Полоки — «А был ли Каротин?» — я воспринял это с определённым энтузиазмом. Во-первых, заинтриговал актёрский состав. Большие мастера всё-таки редко снимаются в плохих фильмах. Во-вторых, появилась мысль, что доживи В. С. Высоцкий до этого времени, непременно ему нашлась бы роль в этой картине. Вот и захотелось прикинуть — как бы он здесь смотрелся?
Сегодня у меня за спиной уже два просмотра данной картины. Первый — по своеобразному плану, согласно которому стараюсь смотреть самые разные фильмы всех времён и народов, чтобы максимально много узнать о мире кино. Второй спустя год с небольшим, чтобы разобраться, почему фильм не понравился в первый раз. Ах, да. Забыл отметить, что в первый раз фильм не понравился, был с трудом досмотрен на следующий день и оценён на достаточно скромные четыре балла. Во второй раз картина произвела куда лучшее впечатление. Пожалуй, осмелюсь утверждать, что это кино не на один просмотр. Чтобы его прочувствовать, возможно, понадобится несколько подходов. Снят фильм действительно своеобразно и, что называется, на любителя. Тем, кто предпочитает западные стандарты и сумасшедшую динамику, лучше даже не смотреть в сторону «Каротина». Но у фильма есть несколько очевидных козырей — хорошая актёрская игра, очень тонкий, специфический, эдакий эпохальный и всё ещё достаточно смелый даже для конца 80-х юмор. При всём при том я не могу сказать, что это очень хороший или просто неплохой фильм, поскольку смотреть его местами скучно. Все плюсы, к сожалению, висят в воздухе, нет интересной сюжетной нити, которая могла бы связать воедино достоинства картины. В общем, не получилось из ингредиентов коктейля.
Сюжет фильма — детективный, и, как и положено хорошему детективу, в нём до конца неясно, «ху из ху», кто хороший, кто плохой, где свои, а где чужие. Но на протяжении просмотра не покидает ощущение, что не это в нём главное. К тому же, уследить за сюжетной линией, в которой немало поворотов, на протяжении 2,5 часов лично мне было проблематично. Картина запоминается не этим.
Так уж в нашей культуре повелось, что первые годы-десятилетия советской власти — период, едва ли не наиболее «высмеянный» в отечественной культуре. Навскидку перечислим всем знакомые произведения Ильфа и Петрова, булгаковские «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита», многое из творчества Зощенко. Тяжёлая действительность, не загнанная еще, однако, в жёсткие рамки тоталитарного режима, заставляла великолепных мастеров слова реагировать на неё именно подобным образом. Затем смеяться стало нельзя, и главные герои кинофильмов (а кино, объявленное вождём мирового пролетариата важнейшим из искусств, с каждым годом всё больше оттесняло литературу на второй план) некомедийного жанра едва ли не поголовно стали положительными молодцами, или хотя бы стремились к этому.
Каротин от образа героя далёк. На заре 30-х, когда «социализм» уже окончательно победил на 1/6 части суши, и казалось, ничему чуждому места нет, главный герой картины потрясающе несоветский. Спустя полтора десятилетия после революции он живёт так, как привык жить до. В этом он похож на незабываемого профессора Преображенского. А сам фильм своей едкой сатирой на эпоху как раз напоминает произведения вышеназванных авторов.
Да, именно в юморе сила фильма про разведчика Каротина. Хотя желающие внимательно следить за хитросплетениями детективного сюжета тоже не будут разочарованы. Но, на мой взгляд, сюжет здесь заслонён атмосферой. Спустя неделю после второго просмотра я уже не вспомню нюансов самой истории. Зато вряд ли забудутся шагающие, все как один, члены кружка ОСОАВИАХИМА, которые каждого встречного, несмотря ни на какие обстоятельства, насильно укладывают на носилки и тащат в убежище. Или откровенно некрасивая девушка, исполняющая под собственный аккомпанемент романс про жестокую силу своей красоты. Или «творческие» споры двух чекистов — профессионала до мозга костей Каротина и героя Гражданской войны товарища Лисюка, стремящегося действовать по принципу «всех подозреваемых немедленно арестовать».
- Вы ископаемое, Лисюк! Звероящер, игуанодон!
— Напиши…
— Что написать?
— Ну, вот этого… иу… гандон.
Такой диалог уже оправдывает просмотр. А потом Лисюк, чьи методы ведения розыскной работы так и не нашли поддержки, обнимает чучело собственного коня в местном краеведческом музее со словами «Один только ты меня понимал…»
Или эпизод из начала картины. «Товарищи иностранцы, просим вас пройти на таможенный досмотр. А вам, товарищ негр, не надо. Вам мы доверяем».
Колорита добавляют помощники Каротина, которые сами по себе персонажи почти комедийные.
- А Ваш отец, Кирилл, кто?
— Я идейный сирота!
- Кстати, как Вас зовут, Свидерский?
— Дэнис.
— Денис?
— Нет, Дэнис! В честь иностранного коммуниста, замученного империалистическими наймитами.
— Угу… Бывает.
А ещё есть кинорежиссёр, который каждый диалог превращает в сюжет для будущей картины. Есть подготовка к параду в честь Дня физкультурника. Есть романтическая линия, а то и целых две… У фильма, кстати, очень трогательная развязка, которая также объясняет, почему, собственно картина так называется. Смотреть или не смотреть — воздержусь от рекомендаций. Фильм, конечно, не найдёт популярности у массового зрителя. Да и не каждому интеллектуалу придётся по вкусу. Но что-то в нём всё-таки есть…
6 из 10
22 июля 2013
У этого фильма было все, чтобы стать ну если не шедевром, то весьма интересной и оригинальной картиной. Здесь собрались очень хорошие советские актеры: одна Гурченко чего стоит! И «бургомистр» Кваша, и «полковник» Дмитриев, и Гармаш, и Раков… 1989 год уже разрешал, выбрав классический сталинский сюжет о «врагах народа» и «германских шпионах», вовсю постебаться над ним, заодно над всей советской пропагандой, образом жизни и мыслей. У режиссера Полоки уже был опыт подобных фильмов: эксцентричная комедия-буфф «Интервенция» с Высоцким в главной роли, оригинальная и высококлассная картина. Да и с набором типажей не промахнулись, выбрав классические варианты: всезнающий, всепредугадывающий сыщик и его два незадачливых, простоватых неумехи-помощника.
Однако фильм вышел бездарным, ужасным, рассыпающимся на глазах.
Ирония и стеб над совком в целом получились, хотя могло быть гораздо лучше. Даже самые запоминающиеся (потому что многократно повторенные) кадры учебной химтревоги словно беззастенчиво сперты с «Золотого теленка», где так же проходящие комсомольцы в противогазах забирают всякого, кто не успел его надеть. Эксцентрика и буффонада тоже совершенно вторичны — теперь уже по сравнению с «Интервенцией». Сюжет рассыпается на множество микросценок и актерских бенефисов, в которых каждый играет свою роль, но никто — фильм в целом. Да и игрой в некоторых случаях актерское жеманничество назвать сложно. Гурченко, конечно, талантива всегда и везде — но здесь она просто играет саму себя, совершенно не понимая, что же ей делать в этом фильме. А вот многие второстепенные актеры переигрывают и недоигрывают очень заметно, особенно это касается незадачливых помощников Каротина. Да и сам главный герой слабоват для того, чтобы вытянуть весь фильм. Поэтому почти все в картине очень много и на камеру кричат, паясничают и играют мимикой. Выглядит весьма гадко.
В итоге мы имеем замах на рубль, удар на копейку. Фильма как такового нет — есть набор штампов, актерских бенефисов, удачных и не очень, цитат отовсюду, и банального режиссерского провала. Забвение этому фильму более чем показано.
2 июня 2011
Этот фильм, к сожалению, очень редко показывают по телевидению и вот недавно я посмотрел его во второй раз. И во второй раз от души посмеялся и получил массу положительных эмоций.
Отличная сатира на жизнь в молодой советской республике, очень точные и яркие персонажи, великолепно передана атмосфера тех лет. У режиссера получилась отличное сочетание детективной линии с уморительными комедийными ситуациями и кратким, но очень четким историческим экскурсом в начало 30-х годов 20 века. Посмотрите обязательно — не пожалеете.
10 из 10
28 июля 2009
Геннадий Полока, прославившийся ещё в 60-ые «Республикой ШКИД» и «Интервенцией», в конце 80-ых снял неожиданно зажигательную детективную комедию о 30-х.
Опытный разведчик Каротин, который был на хорошем счету еще в царские времена, оказался востребованным и советскими «органами». Расследование современных шпионских злодейств ведет Каротина к давней истории, о которой он почти успел забыть.
Но в этом фильме, надо сказать, его детективная составляющая — далеко не главное, хотя и она не безынтересна. Самое впечатляющее — как показаны быт и нравы людей 30-х годов, с каким юмором и в какой подчас абсурдно-гротесковой форме это все передано. Советский кич — вот подходящее слово для этого кино, при этом это кич очень тонкий, насколько он только может быть тонким, кич в хорошем смысле этого слова. Россыпь отличных комедийных персонажей и ситуаций, при этом действительно необычных и со своей изюминкой, а не с затертыми штампами а-ля Петросян, «Самый лучший фильм», «Гитлер капут» и тому подобное современное раскрученное барахло. Фильм малоизвестный и не самый популярный, но если выпадет шанс посмотреть — не упустите его, не пожалев 2,5 часа.
Ну и нельзя отдельно не отметить отличные актёрские работы — и Бориса Соколова в главной роли, и неподражаемую Людмилу Гурченко, и Игоря Квашу, и Василия Мищенко, и Ивана Бортника («Игуанодон»), и Виктора Ракова, и Валентина Никулина и многих других.
10 из 10
2 ноября 2008