Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Пригоршня праха |
английское название: |
A Handful of Dust |
год: | 1988 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Чарльз Стёрридж |
сценаристы: | Чарльз Стёрридж, Тим Салливан, Ивлин Во, Дерек Грэйнджер |
продюсеры: | Кент Уолвин, Дерек Грэйнджер, Ник Эллиотт, Джеффри Тейлор, Дэвид Уинбари |
видеооператор: | Питер Хэннан |
композитор: | Джордж Фентон |
художники: | Эйлин Дисс, Крис Таунсенд, Джейн Робинсон |
монтаж: | Питер Колсон |
жанры: | мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $1 560 700 |
Мировые сборы: | $1 560 700 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 июня 1988 г. |
на DVD: | 15 октября 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 58 мин |
Читая книгу, узнал, что по ней снята экранизация. Поскольку содержание поразило — решил посмотреть и её. Не сказать, чтобы был в восторге, только «Пригоршня праха» действительно шокировала своим откровением. Фильм, как и книга, хорошо показывают развращённые нравы высшего общества 20-х годов прошлого столетия: с их притворством, неуемный стремлением пожить за чужой счёт, сплетнями и интригами, развлечениями, часто переходящими всякие рамки разумного, лицемерием и предательством. Особенно поразило несколько моментов: среди них тот, когда во время организации похорон собственного ребёнка его отец веселится и играет в карты, а родная мать благодарит за то, что погиб её ребёнок, а не любовник! В центре фильма — разлад между супругами Тони и Брендой.
Тони Ласт — вот кого больше всего жаль, учитывая его судьбу. Хотя, если посмотреть, он всё время просто плыл по течению, поддаваясь обстоятельствам и воле случая, был вялым и безинициативным, совсем не боролся ни за свою семью, ни за своё будущее в конце. Бесславный конец, хотя может и сотворённый по благородству — ведь зачем возвращаться, что его ждало в Англии — мёртвое дитя, жена-изменница, стремящая отобрать последнее, высшее общество, погрязшее в разврате? Джеймс Уилби хорошо изобразил характер своего персонажа, вернее его отсутствие. Чарльз Стёрридж не прогадал, пригласив Д. Уилби на главную роль в этой картине, ведь годом ранее тот уже отметился в схожей по атмосфере успешной киноленте «Морис». 80-е — начало 90-х годов прошлого века — расцвет его кинематографической карьеры.
Интересно, что Руперт Грэйвз, сыгравший Джона Бивера и Джеймс Уилби уже играли вместе годом ранее в уже упоминавшийся драме «Морис» (1987). Актёр до сих пор с успехом снимается в главных ролях. Это вторая экранизация Чарльзом Стёрриджом романов Ивлина Во — семью годами ранее режиссёр уже воплощал на экран «Возвращение в Брайсхед» — одно из самых известных произведений автора.
А вот Кристин-Скотт Томас не имела на то время богатого опыта в кино. Единственный большой успех — главная роль Мэри в драме «Под вишневой луной», где Кристин также играет богатую избалованную особу, что попадает в лапы жигало Кристофера. Чем не аналогия с «Пригоршней праха»? Её Бренда Ласт — привыкла постоянно удовлетворять свои прихоти, имеет мужа, что во всём ей потакает, однако он «приелся», да и в свет не выезжает, тогда как его знакомый Бивер — сама галантность и учтивость, хоть и далеко не бескорыстная, как и сама Бренда. Вряд ли она верила в то, что её отношения можно назвать любовью — тот для неё — лишь очередная игрушка, хоть и достойная своей хозяйки.
Вообще, кинолента буквально пестрит подобными моментами: ложь и предательство, стремление получить «лучшее место под солнцем» буквально в каждом кадре. Жена вовсю изменяет мужу, и все об этом знают, только не муж — прямо как в анекдоте. А когда Энтони всё же узнаёт — Бренда требует от него развода, да ещё и шантажирует благородностью, стремясь получить побольше на содержание любовника Джона Бивера. От всего этого грехопадения после просмотра надолго остаёшься под впечатлением, с неким ощущением пустоты от безисходности.
Кинолент про нравы чопорной английской аристократии 20—30-х годов прошедшего века — немало, и практически во всех их она изображена подобно. Только этот фильм буквально наполнен пессимизмом, может быть из-за того, что писалась «Пригоршня праха» Ивлином Во в далёком 1934 году под впечатлением ещё свежих драматических событий, пережитых самим автором. Интересная деталь: на памятнике одного из героев выбита дата 1934 год — как раз год создания книги, лёгшей в основу киносценария.
Несколько слов об истории создания «Пригоршни праха» — оказывается в его основе — реальная история. Во время учебы в Оксфорде в первые годы после Великой войны, будущий известный писатель сблизился с «золотой молодежью», и эти впечатления легли в основу многих его книг. Романы об английских «беспутной аристократии», как ни странно были приняты и критиками и читателями на ура. В 1928 году Ивлин Во женился на младшей дочери лорда, по иронии её также звали Ивлин. Однако брак оказался неудачным. «Ивлин-он» не часто виделся с женой (друзья их так и называли: «Ивлин-он» и «Ивлин-она»), предпочитая проводить время отдельно, жена стала изменять (или это было наоборот?), только брак распался уже через два года. Как утверждал сам писатель, её измены и побудили его написать роман, где между четой Ластов и реальных Ивлинов — очень много параллелей. Так что роман в некоторой степени автобиографичен.
6 из 10
5 июня 2016
Начинается кино необычной сценой: мужчина купается в водоеме рядом с брызжущими во все стороны водопадами, а на берегу на камнях сидит осыпаемая миллионами этих брызг женщина в тонком платье, которое трепещет на ветру. Мужчина и женщина разговаривают, а потом он уходит под воду, а она исчезает с берега — и остается только природа в первозданном виде…
Это начало истории?… Или, может быть, конец? Потому что такая сцена могла бы стать своеобразным итогом происшедших по ходу этой ленты событий.
Я не знакомилась с первоисточником — романом Ивлин Во, наверное, поэтому несколько недосказанным показался мне финал. Особенно судьба Тони Ласта. Да, вроде в последних минутах фильма точка поставлена, но ведь Тони достаточно молодой и вполне ещё может изменить ситуацию в свою пользу.
Также и история Бренды Ласт осталась мне не совсем понятна. Я не заметила какой-то гигантской особой любви к Джону Биверу. Интерес, сексуальное влечение — да, но любовь? Его персонаж совсем не раскрыт с положительной стороны, не ясно, за какие заслуги он вдруг стал объектом чувств Бренды. Просто, видимо, он был свободен и, соответственно, при связи с ним не должно было возникнуть дополнительных проблем со второй половиной Бивера.
Вообще, Руперт Грейвз в этом фильме ещё молод, ему всего 25, поэтому обаяние молодого, воспитанного мужчины у его героя, Джона Бивера, не отнять. Это и, пожалуй, ещё милая улыбка — вот практически все достоинства нового любимого Бренды. В остальном же он предпочитает быть практически альфонсом. Грейвз неплохо изобразил и самодовольное веселье, когда выпивший муж Бренды говорил с ней по телефону, и оскорбленную честь, когда Бренда попросила его уйти и он надевал рубашку (но при этом деньги из её сумочки на проезд не забыл взять) и холодную рассеянность, когда интересовался у матери, не может ли она пристроить Бренду на работу.
Кристин Скотт Томас. Ей уже 28, но она хорошо выглядит, свежо, стильно. Чего у Кристин не отнять, так это актерского мастерства. Малейшие нюансы её игры хочется уловить. Но сам характер Бренды — это нечто для меня непонятное. Видимо, она не очень любила мужа, тогда зачем было выходить за него, тем более с таким «приданым» (так нелюбимое ей поместье). Более того, измена — это, оказывается, легко! Это такая игра, которую обязательно «оценит» муж, когда узнает. В общем, Кристин за работу — отлично, образу Бренды, прописанному в сценарии — неудовлетворительно.
Джеймс Уилби. По моему мнению, всё-таки немного переиграл простачка Джеймс. Его герой, Тони Ласт, сыгран как-то странно. Он просто плывет по течению, принимает все правила игры, не хочет сам быть человеком, который устанавливает правила. Пассивная позиция. А эти круглые глаза и выражение некоторой глупости на лице, когда в середине фильма случилось трагическое событие? Всё-таки любому простодушию должен быть предел. Затем мы всё-таки видим этот предел — когда брату Бренды он даёт отпор по алиментам. Но потом всё снова — Тони отправляется в путешествие. И ничего он в этом пути не делает мужественного — опять плывет и болтается, как планктон. Может, поэтому и финал такой?
Не могу не отметить Джуди Денч. Сочный образ. Яркий макияж и стальной характер мамочки-наседки.
Итого. Актёры сыграли неплохо, особенно люблю смотреть на Кристин (но Уилби всё же переусердствовал), сюжет мне был очень интересен до последних двадцати минут, красивые интерьеры в домах, умиротворяющая английская атмосфера, но за размытость образов, неясность мотивировок героев, унылый финал
8 из 10
10 февраля 2011