Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Медвежуть |
год: | 1988 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Алексей Шелманов, Алексей Туркус, Василий Кафанов |
сценаристы: | Алексей Туркус, Алексей Шелманов, Василий Кафанов |
видеооператор: | Александр Чеховский |
художники: | Ольга Боголюбова, Елена Боголюбова |
монтаж: | Н. Снесарева |
жанры: | мультфильм, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 10 мин |
Жуть-то какая… Медвежуть!
Медведь в данном мультфильме — это Россия, которая спит и видит во сне варианты своего будущего, что наступит, если страна не проснётся. Комар — это интеллигенция, что пытается разбудить Россию.
Положительный отзыв за универсальность смыслов этих снов. Все они о том, что наши мечты не всегда сбываются нам на пользу.
Первая история — сон как бы на разогреве, она вне времени и политики: если живёшь, как птички на ветке, то скорее всего улетишь к ним на небо.
Второй сон, где утка выкармливает зайца по-утиному, ассоциируется с перегибами и нелепостями в советской хозяйственной политике, например, с обязательным введением в школьное питание для детей народов Крайнего Севера молочных продуктов. «Измы» меняются, но актуальность второй истории только возрастает. По-большому это навязывание демократических ценностей одного образца там, где целесообразен другой путь. По-маленькому: современная ювенальная система очень показательна как результат подобного навязывания.
Третья история — сон годится к любым альянсам, где окраины или более мелкие участники обжирают локомотив, а после распада сами становятся лакомым блюдом. Для СССР, ещё существовавшего во время работы над мультфильмом, она оказалась пророческой. Насчёт локомотива — то есть о том, как верхушка республик распоряжалась деньгами, говорил на заседании Политбюро 30 июня 1983 года Ю. Андропов: республиканские элиты проникнуты иждивенческими настроениями, источники дохода не ищут, а только клянчат деньги у Москвы, «протягивают руку», а полученные средства тратят, не считая. Или тот же социализм на ранней стадии организации, когда была возможна паровозная афера с потерей четверти золотого запаса страны — как часть тогдашней политики НЭПа. Третья история хорошо переносится на современное положение дел. В случае развала Евросоюза, его локомотив Германия, словно следуя мифическому плану Даллеса, разом превратится в страну полей и пастбищ. КУБ — это идея-портал, которая в зависимости от того, как с ней обращаться, выдаёт различные результаты.
Комар подзуживает, а медведю снятся последствия. Возможные последствия комариной агитации и пропаганды.
31 марта 2020
На самом деле, мультик глубоко философичен. Пытающийся спокойно поспать медведь — это Россия. Комар, который пытается разбудить медведя бесконечным жужжанием над ухом — это журналистика, литература, в общем, интеллигенция. Сон для России — гибельный, и задача интеллигенции — не допустить его. Кошмары медведя — возможные варианты, что произойдёт с российским обществом, если оно будет спать.
Не забывайте, что мультфильм снимался в Советском союзе, где мультипликация была чуть ли не единственным плацдармом для высказывания философских и политически инаковых мыслей.
1. Убийство всех нестандартно мыслящих людей, не вписывающихся в очередное строительство светлого будущего: мыслитель — белый бобёр.
2. Выравнивание всех под стандарт, начиная с самого детства, даже тех, кто под этот стандарт в принципе не подходит.
3. Очень похож на антиутопию «О новый дивный мир» Олдоса Хаксли, когда общество закармливается благами до полнейшего освинения и не может уже делать ничего, кроме как потреблять и сбрасывать потреблённое. И тогда их поглощает другое, более мобильное общество, которое, в свою очередь, пресытившись, также будет уничтожено.
Талантливый образчик советской школы мультипликации, где под видом детского мультика пропихивали то, что взрослые хотели сказать, но боялись.
30 декабря 2016
Медведь спит в своей берлоге и видит три сна подряд — один страннее и абсурднее другого. А вместо будильника у него маленький, но очень шумный комар. Вот и ещё один, помимо сновидений, абсурдный момент в мультфильме: неужели огромный сильный медведь не может справиться с крошечным насекомым?
Первый сон.
Пока команда бобров трудится на строительстве плотины, их товарищ — бобёр-альбинос, этакая белая ворона, растяпа, неудачник, лентяй и фантазёр — витает в облаках, мечтая стать птицей, летать и высиживать яйца. Он даже не подозревает, что его мечта скоро сбудется, причём самым неожиданным способом…
Второй сон.
Утке, живущей в затопленном домике (она же водоплавающая), по вине пьяного аиста (а разве на трезвую голову можно перепутать зайчонка с птенцом?) пришлось воспитывать чужого младенца, пока её собственный детёныш, видимо, рос в чужой семье… Такое бывает и в жизни: детей в роддомах путают и даже подменяют (по разным причинам). А правда зачастую становится известной слишком поздно — ребёнок уже успел привыкнуть к приёмным родителям, а они уже успели дать ему своё воспитание (согласно их собственным представлениям о жизни), формирующее его характер, привычки, жизненные ценности (а формируется это именно в детстве), и переделать всё это вряд ли возможно. Ведь не зря говорят, что настоящие родители — не те, кто родил, а те, кто воспитал.
Третий сон.
Заяц, лисица и кабан находят в лесу странный куб, из которого, как из рога изобилия, на них буквально сыплется их любимая еда: на зайца — морковь, на лисицу — рыба, на кабана — жёлуди. Вскоре ловкие лесные звери превращаются в отвратительные мясные туши… Здесь мораль сразу двойная: во-первых, как гласит латинская поговорка, omne nimium nocet — всё излишнее вредно, во-вторых, за удовольствие всегда надо платить, и чем сильнее удовольствие, тем выше плата.
Если попытаться найти среди советских (и не только) мультфильмов тот, с которым можно было бы сравнить «Медвежуть», то на ум приходит разве что «Ёжик в тумане» (где тоже фигурировал медведь): та же атмосфера, ночь, ощущение полной нереальности происходящего, присутствие какой-то тайны, разгадка которой ожидает зрителя лишь в конце повествования, и, конечно же, наличие скрытого глубокого смысла.
Ещё один вопрос, заданный мультфильмом: есть ли какая-то связь между сюжетами трёх медвежьих сновидений и имеют ли они отношение к самому медведю, или это случайная подборка образов и ситуаций, рождённых спящим сознанием усталого хищника? Мне кажется, самого медведя и персонажей его снов объединяет одно — все они получили то, что хотели, но никому из них не стало от этого лучше.
5 января 2011
Писать рецензии на короткометражные мультфильмы довольно трудно — сказать почти что нечего, но я все же попытаюсь, потому что мультик чрезвычайно оригинальный, и промолчать о нем просто грех.
Итак, медведь спит, ему сняться удивительные сны. Впрочем, «удивительные» — это громко сказано. Сны у него — нечто из серии «и присниться же такое»: то о бобре, который хотел летать, то о маме утке, которой аист по ошибке принес зайчонка вместо утенка, то еще что-нибудь.
Но гадкий маленький комар жужжит всю ночь, и не дает спать медведю. Ну что ты будешь делать!
Однако ж, наш Михайло Потапыч тоже не промах, и он таки нашел выход. Какой? Посмотрите и узнаете.
Этот мультик я считаю невероятно жизненным. Практически каждый из нас сталкивался в жизни с такой ситуацией, когда интересный сон прерывался по тем или иным причинам. Было ли нам обидно? Еще бы. Ведь царство Морфея так привлекательно для нас.
27 февраля 2010