Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 5.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Заклятие долины змей |
английское название: |
Klatwa doliny wezy |
год: | 1987 |
страны: |
Польша,
СССР
|
режиссер: | Марек Пестрак |
сценаристы: | Войцех Нижиньский, Марек Пестрак, Владимир Валуцкий |
видеооператоры: | Рышард Ленчевский, Януш Павловский |
художники: | Ежи Снижавский, Прийт Вахер, Ева Краузе |
монтаж: | Мария Кузминска-Лебидзик |
жанры: | фантастика, триллер, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 марта 1988 г. |
на DVD: | 30 апреля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Очень странные эмоции вызывает этот фильм.
С одной стороны - совершенно жуткие спецэффекты. Будем реалистами - на дворе 1988 год, уже 9 лет, как снят 'Чужой', 4 года прошло со времен первого 'Терминатора', и год исполнился 'Хищнику', а тут у нас змея из папье маше и пластилиновые пришельцы (ну, кстати, сам процесс мутации человека в пришельца посредством покадрового наложения пластилина выглядит вполне неплохо). Некоторую скидку, конечно, можно сделать на то, что в соц. блоке не принято было выделять на спецэффекты большие бюджеты, и тем не менее, фантастический фильм 1988 года ровно никуда не ушел в плане спецэффектов от детских сказок 1970-х. Честно говоря, даже робот Карбарас из советской сказки 'Раз, два, горе - не беда' того же 1988 года выглядел значительнее - Мехагодзилла стоит в углу и нервно курит.
И тем не менее, я с завидной регулярностью пересматриваю 'Заклятие долины змей'. Дошло до того, что я даже нашел повесть-первоисточник, по мотивам которой он снят, и прочитал ее в каком-то жутком автопереводе из интернета. Надо сказать, что в плане сценария авторы взяли неплохой, но в принципе, не особо выдающийся материал и превратили в алмаз. Заурядное повествование о приключениях одного отдельно взятого героя, идущее строго по прямой, обросло тайными мотивами, вторыми и третьими сторонами-участницами и морально-философскими аспектами. Не обошлось, правда, и здесь без несостыковок, откровенных ляпов и неправдоподобной мотивации. К примеру, создатели, видимо, совершенно не были в курсе, как используется пресловутая 'звездочка ниндзя' (что, в прочем, не удивительно, учитывая, что азиатская тематика тогда была в новинку), и одного из героев убивают буквально пробиванием этой звездочкой лба. Или, каким образом лазерная установка разбивает каменную плиту, словно станковый пулемет? Очень непонятно действуют герои - Травен, которого авторы пытаются показать злодеем, по факту, на протяжении почти всего фильма вызывает больше симпатии, чем все остальные герои вместе взятые. Непонятным остается, зачем он старается скрыть следы своего пребывания в Индокитае, когда это легко вычисляется по бортовому номеру его вертолета, оставшегося в джунглях, уже не говоря о том, что все люди, умеющие сложить 2 и 2 понимают это из его собственных слов. Очень наивным выглядит профессор, который на пару с журналисткой раз за разом удивляется 'аморальным' поступкам Травена - откуда Травен взял парализующий змей газ, когда русские отказались ему этот газ продать? Нет, действительно - он тебя только что этим газом спас от пары сотен ядовитых змей - самое дело развести морализаторство. Зачем Травен забрал бирку с собственным именем из вертолета? Не хочет, чтобы кто-то узнал, что он уже здесь был - ууу, злодей какой! Не говоря уже о том, что к этому моменту Травен уже спасал профессора не меньше трех-четырех раз.
Фильм оставляет ощущение недосказанности, и большие перспективы для продолжений, спин-оффов и ремейков, и это, я считаю, как раз тот случай, когда их можно и нужно снять - вместо того, чтобы раз в пять лет перезапускать многомиллионные блокбастеры - снять с новыми технологиями фильм, у которого была отличная идея, и которому не повезло с бюджетом.
10 апреля 2024
Довольно плохое кино, несмотря на положительные отзывы ностальгирующих. Многим запомнился лишь финал, где происходят жуткие события при отрешении от довольно посредственных спецэффектов.
И ведь действительно, что многие критически настроенные особо даже и не знают про этот фильм. А те, кто знает, просто списывает в разряд низкопробного кино. Если говорить объективно, то это довольно вяло-текущее приключение с банальными сюжетными ходами. Искушённых на похождениях Индианы Джонса тут можно уже не ждать. И в лучшем случае можно будет увидеть недоумение - 'Ведь есть уже более приятный и динамичный фильм про археолога от Джорджа Лукаса!'. По сути так и есть, игра актёров здесь довольно вялая. А уж их потуги изобразить испуг вообще смехотворны. Поэтому фильм хвалят только ностальгирующие по временам СССР.
Хотя если по ощущениям ужаса, то более ранний 'Нечто' пугал намного сильнее и на протяжении почти всего фильма. Так же в том же Джонсе финал был жутковатым. Притом для рейтинга PG-13 увиденное было жестковатым. Сейчас есть 'Прометей', который показал по сути то же самое, но в более качественном виде. Кстати, сейчас удивительно видеть схожести этих фильмов в некоторых деталях. Другое дело, что в 'Заклятии...' действо происходит на Земле.
По итогу фильм уже не представляет интереса. Какие-то элементы и некоторую гнетущую атмосферу финальных сцен ещё можно принять, но в целом смотреть фильм довольно тяжело. Если хочется смотреть на азиатские экзотические страны, то лучше посмотреть документальные ленты про путешествия. А фантастики про инопланетные вмешательства и артефакты наснимали достаточно, чтобы пройти мимо этого фильма со спокойной совестью. Даже, справедливости ради, в 80-х и 70-х была тьма таких страшных, комедийных, приключенческих фильмов про внеземных пришельцев. Даже Стругацкие многое описали в своих рассказах и даже выходил немного схожий советский фильм 'Посредник', который более атмосферно показывает вмешательство внеземных цивилизаций.
18 февраля 2023
Много ли было в СССР снято научно-фантастических фильмов? Не думаю, что много. Это один из них, причем, полагаю, один из самых удачных. Ссылки на Индиану Джонса абсолютно нерелевантны, поскольку автором сценария был не кто иной, как Веслав Гурницкий. Именно он написал книгу 'Хобби доктора Травена' под именем Роберта Ф. Стрэттона. Он же автор известной у нас книги 'Песочные часы' про режим Пол Пота. Он много раз бывал в Азии, а поэтому джунгли, древние культуры, восточные мудрецы, заброшенные и необитаемые религиозные постройки и прочие подобные атрибуты приключенческой литературы ему были хорошо известны лично.
Игра актеров в фильме тоже на уровне. Пересматривал уже несколько раз, никогда не надоедает. Фильм, очевидно, для не очень взрослых людей, в противном случае ореол таинственности и вообще вся эта характерная атмосферность приключений и мистики может просто не почувствоваться огрубевшим взрослым умом.
В общем, фильм классный! Жаль только, что сняли таких не много.
21 июля 2022
Фильм совместного производства СССР-Польша. Братья-поляки, видать, нехорошо влияли на отечественных кинематографистов, так как такого тяжёлого кинотрэшака наша Родина не знала ни до, ни после Беловежских соглашений.
Американского пилота Джона Хоумворлда сбивают над Лаосом исламские фундаменталисты; блуждая по джунглям, он находит буддийский монастырь, откуда смело крадёт секретные карты пришельцев.
Спустя много лет, выйдя на пенсию, Джон решает использовать их для поиска инопланетных технологических девайсов и летит обратно в Лаос. Ему помогают польский профессор археологии Мариуш Пропстецкий и дерзкая журналистка газеты «Франсуа» (я не знаю, есть ли на самом деле газета с таким придурочным названием; надеюсь, что нет), похожая на Милен Фармер.
В Лаосе тройку смельчаков ожидают в плохом смысле умопомрачительные приключения, в частности, они встречаются с восемнадцатиметровым фаллическим Червяком, охраняющим сокровища и движимом находящимися внутри него польскими чернорабочими, а также вступают в бой с чудовищной каменной статуей с предустановленными гиперболоидами инженера Гарина в зенках.
Нельзя также не отметить, что задействованный в финале фильма злой инопланетянин удивительно похож на Тараса Бульбу; видимо, так проявляется генетический страх ляхов перед яростным украинским рубакой.
20 декабря 2018
Перестройка открыла советскому человеку пути в различные киножанры. Советского зрителя можно было искусить ужастиками, порнухой — даже лёгкой эротикой… Но приключениями советского зрителя было не искусить. У нас тоже снимались замечательные приключенческие ленты. «Заклятие долины змей» — это приключенческий триллер, повествующий о загадочной долине где-то в глубине таинственной и такой далёкой Азии. В этой долине хранится оставленное инопланетянами страшное химическое оружие, способное обречь земной мир на кромешный ужас…
Фильм вышел очень атмосферным. Да, позднее, уже находясь в прокате, фильм демонстрировался на детских утренниках. Но это было потом, когда советские дети уже повзрослели: насмотрелись американских зомби, обпились колой и объелись бубльгумами. Их уже трудно было напугать извивающимися змеями и желеобразными монстрами. Между тем фильм лично для меня остается весьма атмосферным, логичным, остросюжетным. Без всяких немыслимых пируэтов, без выстрелов и погонь. Чего только стоит душераздирающая, апокалиптическая музыка Свена Грюнберга! А долина змей передана настолько натуралистично, что до сих пор, пересматривая картину в который раз, погружаешься в ту отчаянную атмосферу безнадёги и безвыходности…
Конечно, людям, выросшим на аватарах, этот фильм покажется очень наивным. Просто такой продуктивной атмосферы, которая была создана в фильме «Заклятие долины змей», им не понять.
10 сентября 2017
«Заклятие долины змей» стало последним фильмом, после которого я перестал бояться ужастиков. Правда перед этим позорно убежав из кинотеатра (при превращении Бричера в пластилинового монстра).
После «Заклятия» я даже стал ностальгировать по тому ощущению страха, которое возникло во время просмотра в школьные годы. Это чувство не смог воспроизвести НИ ОДИН ужастик за последующие 30 лет!!!
Нынешнее поколение уже не поймет той атмосферы, которая царила в то время. Для полноты ощущений этот фильм нужно смотреть в конце восьмидесятых. Это сейчас конечно все выглядит как дешевая мультипликация, а в то время большее внимание уделялось сюжету, а не спецэффектам.
Конечно, видна аналогия с Индианой Джонсом, новшеством выглядит только инопланетная составляющая, что лишь добавляет оригинальности и загадочности картине.
Википедия сообщает, что в 2002 году фильм вошёл в список десяти худших польских кинокартин. Уверен, что лишь только негативное отношение наших братьев-поляков к СССР перевесило реальную оценку этого, не побоюсь этого названия, шедевра советско-польского творчества
P.S. Совсем забыл, без саундтрека Свена Грюнберга эффект от просмотра был бы совсем иным
9 из 10
8 января 2017
Пару слов в защиту. Википедия отмечает — «В 2002 году фильм вошёл в список десяти худших польских кинокартин.» — как судили, не понятно.
Надо сказать, что сюжет довольно интересный. Джунгли, пришельцы. В фильмах того времени обычно говорили «потустороннее», «пришельцы», но сам объект не показывали. Здесь же все есть. Фильм такой, что хочется пересматривать (смотрел наверное раз 15). Может быть это не понять современному зрителю, воспитанному на комп. спецэффектах. На мой взгляд, можно было бы вообще убрать все спецэффекты и картина не потеряла бы в зрелищности.
В давние времена были компьютерные игры, в которых играть надо было вводя тексты. Например, игроку сообщается «можно иди направо, и налево». Вводим «направо». Игра сообщает «вы стоите перед воротами замка». Сегодня найдется не так много людей, которые фанатеют от таких игр, нельзя же сказать, что класс таких игр ужасен. Он основан на воображении. В «Заклятии…» ты полностью попадаешь в мир приключений и детали вроде высококлассных спецэффектов уже не так важны. В Интернете пытаются очень отдаленно сравнить фильм с «Через тернии к звездам», который как-будто лучше. Да, «Тернии..» увлекательная фантастика, но часто пересматривать что-то не хочется. Впрочем, я другой тип зрителя и мне Марек Пестрак угодил. Спасибо ему, что подарил поклонникам такой фильм!
30 октября 2016
И в эпоху интернета оттуда веет тайнами, что уж говорить о Веке Двадцатом? Солёный зной джунглей, таинственные храмы, облаченные в солнечные наряды монахи. Они умеют хранить тайны. Пронзая непрошеного чужака недобрым взглядом, они готовы поведать о неотвратимости кары. Это будет весело. Это кхуман…
Фильм яркий и нетипичный для кинофантастики из Восточной Блока. Не прорыв в области визуальных технологий того времени, ибо в вышедшей ранее ленте «Через тернии к звездам» создателям удалось заметно больше. Но польско-советская картина захватывает внимание сразу, и держит в напряжении до последних кадров. Завязывается история как детектив, и раскручивается до остросюжетного фантастического триллера со змеями, скелетами и древними инопланетными артефактами. Под стать происходящему на экране и саундтрек — талантливая инструментальная музыка, созданная на современном для того времени музыкальном оборудовании.
Заслуживает трепетное внимание авторов к реквизиту. Бернар Травен в начале фильма находится за штурвалом вертолёта UH-1. Этот американский вертолёт был основной вьючной лошадью звёздно-полосатых войск во Вьетнаме. Можно только догадываться, чего стоило съёмочной группе из соцстран снять сцены с настоящим американским вертолётом. Теперь же, и все об этом знают, киношникам доступны любые средства. Но, ляпы случаются по прежнему. В последней части «Индианы Джонса», роли половины советских автомобилей и броневиков сыграли американские машины. Понятно, что фильм игровой, да и подлог заметила лишь малая доля зрителей, но… Это «Голливуд» топ-уровня, и тут фальшивки недопустимы.
«Заклятие» можно было бы переснять современными камерами и смонтировать на современных компьютерах. Тогда получился бы интересный и конкурентоспособный продукт, ничем не уступающий лучшим игровым фильмам в новейшей истории.
9 из 10
26 февраля 2013
1954 год, Индокитай. Молодой французский наемник Травен был сбит на вертолете местными коммунистами. Спасаясь от желтолицых, Травен врывается в монастырь, похищает на бегу какую-то там важную вазу-реликвию и вместе с ней убегает прочь. Прошло тридцать лет, Травен остепенился и осел в Париже, куда как раз приезжает молодой (как для профессора) очкарик Тарнас, специализирующийся на дальневосточных манускриптах. В общем, мужики нашли друг друга и после недолгого шатания по Парижу, в котором странным образом стали ползать ядовитые змеи, направились прямиком в Индокитай разгадывать тайну этой самой вазы. Вместе с двумя «Т» в Индокитай увязалась парижская журналистка Кристин. В Юго-Восточной Азии троицу ожидают джунгли, пещеры, монастыри, предательства, обязательно змеи и русский любитель шахмат на зеленом уазике.
Польско-советский ответ «Индиане Джонс» мягко говоря, не удался. А прямо сказать, так фильм и вовсе форменное позорище, и это при том, что творение Пестрака только в Союзе посмотрело 32 миллиона зрителей! Я понимаю, что народ в 87-ом смотрел то, что показывали, особо не воротя рылом, но если бы это был монгольский фильм или лаосский, еще ладно. А так, в том же СССР снимали весьма и весьма приличные фильмы, в том числе и приключенческие, в том числе и с элементом хоррора (хотя о «Заклятии змей» как о фильме-хорроре говорить вообще не приходится, здесь есть чуть фантастики, и одно большое и очень глупое приключение). Я сразу выношу за скобки перипетии сюжета и спецэффекты (особенно второе), черт с ними, как умели, так и снимали. Но совершенно невнятную игру актеров, которые с серьезными выражениями лиц пытаются изобразить из себя серьезных же людей, а выглядят при этом полными идиотами, никуда не денешь. А общая наивность и безвкусица зашкаливает даже для периода соцреализма. При этом четко видно, что пан-режиссер Пестрак сам же стесняется своего времени, пытаясь постоянно изображать то, чего нет на самом деле (в первую очередь речь идет о свободном обществе, куда так хотела попасть Польша, да и Эстония — «Таллинфильм» непосредственно приложил руку к производству картины). В результате получился фильм, который даже близко не отображает ту эпоху (не было ни такого Парижа, ни таких поляков, ни даже такого русского в исполнении неудавшегося актера Сергея Десницкого). Одна претенциозная фальшь.
Глупо, тускло, наивно. Даже легкая оголенка (ну, очень легкая) Эвы Салацкой принимающей душ не меняет удручающего впечатления.
5 из 10
5 января 2013
Помню, как этот фильм вышел в прокат в конце 80-ых, помню, как на него выстраивались очереди в кинотеатрах, помню даже смешные по нынешним временам цены на билеты в 50, 75 копеек и считавшийся уже дорогим в 1 рубль. Да было….
Сам по себе фильм непритязателен, но притягивал зрителя эффектом новизны, таких картин в то время было немного. К тому же именно тогда начинали активно интересоваться загадками НЛО, полтергейстом и прочими научными ребусами, так что картина пришлась как раз ко времени.
Спецэффекты в «Заклятии Долины змей» по нынешним временам, конечно, можно назвать уже примитивными, но на то время они были вполне терпимыми, тем более на голливудские тогда мы еще не успели насмотреться. Единственный крупный прокол, на мой взгляд, — «новое сверло» в сверхсекретной лаборатории. Это блеск! У нас такие во всех школьных кабинетах по труду тогда стояли!. Могли бы уж что-нибудь пооригинальнее придумать, а то уж совсем западную науку опустили «ниже плинтуса»…
Актерская игра особой шедевральностью не отличается, но, тем не менее, исполняющих главные роли Кшиштофа Кольбергера (Тарнас), Роман Вильгельми (Травэн) и Евы Салацкой (Кристина) хочется отметить.
Впечатляет и работа и с натуральными живыми змеями — вот все безупречно, на высоком уровне, хотя актерам вряд ли бы ло очень приятно.
Подытоживая, хочется сказать, что режиссер Марек Пестрак снял весьма неплохое в своем жанре кино, которое иногда хочется даже пересматривать.
7 из 10
22 марта 2011
Фильм действительно рождает ностальгические нотки. Ведь русские артисты все-таки не могли полностью показать нам «ту сторону». А вот поляки могли! Ведь многих поляков еще через довоенную эмиграцию связывают нити с Францией.
Вот вам и кафе, и парижская суета, и особая атмосфера.
Причем Пестрак явно заимствует с Запада и ходы Спилберга, но ставит не мистику, а научную фантастику. А так как денег мало, то она неожиданно оказывается очень близка к реальности из-за отсутствия навороченных эффектов и присутствия игры актеров.
Актеры играют вещь немудреную, но поляки всегда отличались качественной игрой. Ведь те же актеры играли и в комедиях, и в драмах, и в детективах. То бишь имели большую актерскую практику. Плюс к ним присоединились НАСТОЯЩИЕ змеи под руководством наших специалистов. Это факт реальный, змеи не спецэффект, они из Ашхабада.
Автор позволил себе иронично показать лаосскую (в исполнении Вьетнама) администрацию и явно показное радушие гостиницы «Меконг» к иностранцам.
А встреча с русскими у сломанного (бывало!) газика, когда братские шахматные души в секунду находят общий язык! Я сам играл с Лондоном и Германией. Забросил, но тут напомнило. Ну да — так и могло быть.
Фильм, конечно, устарел нынче. Но не устарела его тема, а всякие мелочи по-прежнему греют душу.
Я даже не пожалею восьмерки. За наивность, но истинное старание!
8 из 10
4 января 2010
Это было замечательное время видеосалонов, когда народ с упоением смотрел эммануэли, дешевые ужастики про оживших мертвецов, боевики со Шварценеггером и Сталлоне (в лучшем случае), каратешные поделки с Брюсом Ли, Чаком Норрисом и еще кучей безымянных каратистов.
И вот вышел «наш ответ Голливуду», как сказали бы современные пиарщики. Правда, при ближайшем рассмотрении оказалось, что «наш» — это польско-эстонский, ну да какое это имело значение. Приключенческий коктейль, в который намешали затерянные монастыри, древние манускрипты, таинственные организации, змей и инопланетян, приправили смехотворными (по сегодняшним меркам) спецэффектами вроде деревянной змеи и лазеров из глаз статуй, ни в чем не уступал Реаниматорам, зловещим мертвецам и прочим хитам видеосалонов.
Сейчас этот фильм вызывает лишь снисходитетельную улыбку, но хоть на короткое время возвращает в детство, а это всегда приятно.
9 из 10
5 ноября 2007