| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.8 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Шут и королева |
| английское название: |
Sasek a královna |
| год: | 1987 |
| страна: |
Чехословакия
|
| режиссер: | Вера Хитилова |
| сценаристы: | Вера Хитилова, Болек Поливка |
| видеооператор: | Ян Малирж |
| композитор: | Иржи Булис |
| художники: | Dusan Zdmal, Тереза Кучерова, Симона Рыбакова |
| монтаж: | Иржи Брожек |
| жанр: | комедия |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
1 апреля 1988 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 52 мин |
«Шут и королева» несколько выделяются в ряду фильмов, поставленных Хитиловой: да, все как обычно у нее виртуозно сделано на формальном уровне, монтажные переходы между временами действия весьма изящны, работа актеров здесь на уровне буффонады, переходящей то и дело незаметно в карикатуру, сценарий не сложен но построен на непростой системе символических соответствий. Однако, после просмотра зрителю непонятно, что он увидел: то ли картину о войне полов, то ли притчу об отношениях искусства и власти. Наверное, Хитилова закладывала в фильм и то, и другое, ни чему не отдавая приоритетную роль. В любом случае, игра Поливки на высоте (он еще и автор пьесы), он прекрасно существует мимически и пластически в пространстве шутовского пребывания в кадре, чего нельзя сказать о Шанталь Пуллен, которая то и дело щурит, пучит глаза и хохочет, закостеневая в ледяной красоте.
Кроме того ленты Хитиловой обычно длятся полтора часа, а здесь почти два, что фильму вредит и мешает его нарративной динамике, а порой алогичные переходы из одного временного пласта в другой хоть и изысканно зарифмованы, но быстро приедаются, ведь что будет происходить, зритель понимает уже в первые двадцать минут. «Шут и королева» - почти бессюжетное кино, движущееся лишь от одной буффонной сцены к другой, которые сами по себе достаточно статичны и однообразны, смотреть фильм не скучно, но обескураживает его заведомая предсказуемость. По Хитиловой, мужчина в отношениях полов – шутовское существо, вынужденное развлекать холодную красоту своенравной и капризной женщины. Женщина же – госпожа и королева, которая сама не знает, чего хочет. То, что пьеса написана мужчиной, а экранизирована женщиной, добавляет фильму объема и делает его концептуально многогранным.
В то же время, если воспринимать историю, рассказанную Поливкой и Хитиловой, как отношения художника и власти, то не совсем понятен источник их взаимного влечения, разве что это иррациональные отношения жертвы и палача. По этой причине апофеозом «Шута и королевы» становится сцена, где герои меняются местами: вот уж где откровенная демонстрация амбивалентности гендерных ролей! Не рискнул бы назвать эту картину лучшей в фильмографии Хитиловой, для этого она слишком комедийна с уклоном в дурновкусие, но в плане режиссуры это одна из самых технически совершенных ее лент. Все же Хитилова находит себя и свою манеру рассказывать истории в жанре социальной сатиры, а не межгендерной любовной дискуссии, поэтому даже кажущаяся по началу проходной «Предвечерняя резвость фавна» лучше, тоньше, изысканнее в плане содержания и концепции, чем несколько лобовые «Шут и королева», хотя сардоническая тональность присутствует и здесь.
11 января 2025
Чехия
средние века/середина 80-х годов XX века
Шут /Болек Поливка/ – шут королевы-француженки, изрядно подуставший от своей работы и причуд госпожи
Слах /Болек Поливка/ - смотритель средневекового замка, сопровождающий туристов на охоте; периодически проваливается в средневековое время, где он - шут
Королева /Шанталь Пулен/ - властная, жестокая и непредсказуемая правительница, постоянно скандалящая с мужем и обожающая выходки своего Шута
Регина /Шанталь Пулен/ - жена баварского охотника, не интересующаяся увлечением мужа; вспыльчивая и эмоциональная
Король/ муж Регины - /Иржи Кодет/ - Король в средневековом времени и муж Регины в настоящем
Мне кажется, все эти годы мой киномарафон существовал именно для этого – для открытия мною картины «Королева и шут», для знакомства с творчеством страшной и ужасной Веры Хитиловой.
О! Как боялась я, как опасалась, как долго откладывала просмотр фильмов этого режиссёра. Мне казалось, что после этого я полностью разочаруюсь в своём интеллекте, в своей эмоциональности и восприимчивости. Как же славно, как славно, что я ошиблась!
Ладно, сделаем перерыв в моих эмоциональных разглагольствованиях и перейдём непосредственно к кинематографическому чуду, которое я не смогу забыть никогда. Первые минут десять я сидела в ступоре и страхе. «Ничего не понятно, но очень интересно» - проносились в моей голове первые строчки будущего отзыва. Но как же втянуло в себя магическое действо, разворачивающееся на экране!
Я больше чем уверена, что в реальности не поняла истинной задумки автора. Но мне не стыдно! Потому что я получила такую массу эмоций! Такое эстетическое наслаждение! Такой круговорот бегущих галопом мыслей! Что мне совершенно не важно, правильно или неправильно понят мною фильм, мне приятно уже от того, что я его видела и прочувствовала.
В обложке я указала, что это комедия, поскольку так сказано на Кинопоиске. Но никакой комедии для меня здесь нет. Жалею лишь о том, что прочла аннотацию, в котором сказано, что фильм является сатирической зарисовкой на тему иностранной оккупации. Никакой политической подоплёки я не увидела, но периодически вспоминала об этом и пыталась уловить эту мысль. Не надо было этого допускать. Впрочем, это не сильно подпортило общее впечатление.
Для меня это фильм об отношениях между мужчиной и женщиной. О болезненных, невозможноразорвательных, садомазохистских. И, честно говоря, периодически не понятно, кто в этих отношениях настоящий тиран, а кто им является по желанию другого. Как по мне, не имея ни одной постельной сцены картина просто наэлектризована эротизмом, который ты видишь в символизме, цветах, звуках… Невероятные ощущения даёт этот фильм.
Я настаиваю на том, что его нужно посмотреть. Он крайне странный, глазам не сразу удастся привыкнуть к некоторым ломающимся перспективным планам. Но это очень эмоциональная лента, а уж с другими картинами Хитиловой я теперь точно познакомлюсь, но нужно отдохнуть, переварить, передумать… Быть может, не год и не два… Стоящая и запоминающаяся вещь!
17 марта 2024
Главный герой фильма существует в двух измерениях. В одном он житель Чехословакии конца 1980-х, кастелян — смотритель в старинном замке. В другом измерении он Шут в некоем квази-средневековье, Шут Королевы. Но два эти измерения переплетаются и перепутываются с приездом в замок состоятельного немецкого охотника и его супруги-француженки, в которой наш герой узнает Королеву из своих кошмаров.
Этот оригинальный фильм плод сотрудничества нескольких талантливых людей. Собственно это кино-переложение режиссером Верой Хитиловой театрального спектакля «Шут и Королева» где блистали Болеслав Поливка — Шут и Шанталь Пуллан — Королева, собственно они и играют в фильме главные роли. Актёры принесли живое, импровизационное театральное дыхание, ну а мир кино прибавил к нему ширь природы, полеты камеры, красоту костюмов, настоящий древний замок и т. п.
При всей необычности, притчевости сюжета немного удивила сама интерпретация роли Шута. Здесь Шутовство показано именно как профессия. Надо именно рассмешить. Часто в театре и кино, в сказках, у Шекспира шуты показаны как философы или лукавые хитрецы себе на уме, тут же Шут жалок и уязвим, он неразумное и нелюбимое дитя при дворе царицы Матушки и царя Батюшки, однако и у него есть что-то вроде гордости, человеческого достоинства. Высокий, голубоглазый и патлатый Болек Поливка юродствует виртуозно в гриме и без него, в шутовском колпаке с бубенцами и в современном костюме. Персонаж шута, сам по себе, подсознательно все-таки антипатичен, поэтому ипостась героя как хранителя замка идеализирована: милый, добрый человек, не курит, не пьет, почтителен со старшими, старается угодить иностранным гостям, и вообще сугубо положителен. В отличии от француженки Регины, она же Королева. Регина капризна, своенравна и истерична, но по сути одинока и возможно несчастна. Французско-чешская актриса Шанталь Пуллан (тогда супруга Поливки), эффектная блондинка с жестоким лицом и выразительным голосом (смех какой! брр), просто идеальное попадание в образ, Королева красива, непредсказуема и чертовски зла, пытаться рассмешить её всё равно что входить в клетку к львице. Образ дополняют прекрасные костюмы, особенно кроваво-алое платье с длинным длинным шлейфом. Современная Регина также очень элегантна, как и подобает француженке. Нельзя не отметить известного актера Иржи Кодета тоже в двойной роли придурковатого немецкого гостя-охотника и не менее придурковатого и гневливого Короля.
За остроумными переплетениями сюжета прочитывается и такая параллель; главный герой Шут (и в той и в другой реальности) отождествляется с Чехословакией конца 1980-х на пороге «освобождения» от пут Советской власти, режиссёр Вера Хитилова чутьем художника провидела по сути роль всей восточной Европы при новых хозяевах.
Фильм визуально красив и полон красок, наплывы и переплетения разных временных пластов сняты мастерски, средневековье изображено смачно, крупными мазками, как и бытование современного поселка при замке. Сказочный и воздушный саундтрек композитора Иржи Булиса настоящее украшение фильма. И ещё «Шуту и Королеве» присуща уникальная атмосфера исконного театра, какое-то детское его восприятие; играть, прикинуться, притвориться кем-то или чем-то, напялить на себя шутовские одежды и не побояться переступить через черту и оказаться в опасном, но притягательном пространстве где «весь мир театр».
6 марта 2020
Картина начинается со средневековой эпохи, главный герой крайне недоволен своей жизнью и тем, что ему приходится быть шутом. Далее мы видим, переход во время настоящее и видим жизнь смотрителя Богемского замка, встречающего постояльцев. Личность его по ходу повествования раскрывается не полностью, давая зрителю пищу для размышлений. Одно можно понять точно-наш герой страдает галлюцинациями и все его не воспринимают всерьёз. Периодически, он проваливается в прошлое, местами возвращается в настоящее. В фильме проведена попытка показать всю нелепость власти, когда на троне стоят представители разных национальностей и управляют по-своему страной.
Шут-человек подневольный, должен мириться со всем этим и ожидать золотую монетку свыше. Второй ключевой нитью повествования, является противостояние мужского и женского, разность характеров, темперамента. И не случайно герои меняются местами-вот уже и шут на троне, а королева Регина звенит колокольчиками в ярком колпаке. Есть в фильме и нотки мистики-Регина просит повторять шута одну и ту же его репризу вновь: отсечение головы косой, заливаясь зловещим смехом смерти. А вот она уже и сама видится нашему шуту смертью с косой и он боится оказаться на плахе.
И вот пробуждение. Смотритель Слах просыпается. Рядом книги, на страницах портрет той самой королевы. Но.. как же так? Он спускается вниз и видит своих постояльцев. И вот она- как со страницы книги, словно живая.
-Я где-то вас видела..-отвечает Регина. А может это был лишь сон?
Это моё первое знакомство с режиссером Верой Хитиловой. И его можно назвать удачным- чешская кинематография подарила нам интересные работы, которые, быть может, не сразу найдут своего зрителя, но уж точно будут интересны своим нестандартным подходом к привычным вещам.
5 из 10
4 февраля 2019
Заброшенный Богемский замок на охотничий сезон сдается в аренду. Туда приезжают супруги, Кениг и Регина. Работник замка Слах страдает галлюцинациями. Ему кажется, что он — средневековый шут, а Регина — королева. Картина состоит из чередования сцен настоящего времени и средневековья. Фильм основан на пьесе драматурга и мима Болека Поливки, он сыграл главную мужскую роль.
Красочный сюрреалистический фильм, словно элитный пирог, состоит из нескольких смысловых слоев. Первый слой — о деспотизме и парадоксах власти. Второй — о психологии отношений мужчины и женщины, их вечной игре в «кошки-мышки». Третий слой — мистический. Можно интерпретировать происходящее, как воспоминания Слаха о своей прошлой реинкарнации. Четвертый — о роли шутовства и безумия в жизни. Режиссер ничего не «разжевывает». Возможно несколько трактовок происходящего. Интересный финал еще более запутывает сюжет.
Фильм станет приятным сюрпризом для поклонников качественного, но не попсового, сюрреалистического кино.
8,5 из 10
2 августа 2017