Рок
7.2
6.8
1987, документальный, музыка
СССР, 1 ч 30 мин
18+

В ролях: Борис Гребенщиков, Тимур Новиков, Юрий Шевчук, Олег Гаркуша, Антон Адасинский
и другие
Виктор Цой, Олег Гаркуша, Юрий Шевчук и Борис Гребенщиков. Утром работающие сторожами и дворниками, а вечером собирающие стадионы. Мы видим сильные личности, не вписывающиеся в советскую действительность. Новые герои молодежи, они явно отличаются от тех веселых ребят советского экрана и музыкальной эстрады тех лет.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Рок

год: 1987
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Димитрий Масс
композитор:
монтаж:
жанры: документальный, музыка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 января 1988 г.
на DVD: 19 мая 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 30 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный, музыка

Отзывы критиков о фильме «Рок», 1987

Один из фильмов, внёсших лепту в разрушение великой страны

Снято талантливо и атмосферно. Видно, что режиссер хотел показать рок-культуру именно в ее антисоветском (а значит, на тот момент, и антигосударственном) аспекте. Именно на этом делается основной акцент фильма. Репертуар показанных групп и монологи артистов выбраны характерные. Но во многом это и соответствовало времени. Талантливые дети, не особо разбираясь в вопросе и поддавшись конъюнктуре, принялись огульно поливать грязью дело своих отцов и дедов... А то, что особо рьяных 'борцов с государством' зажимали, - ну так это делали во все времена и при любой власти. При этом рок-группы, не лившие откровенные помои на страну и её историю, гастролировали по всему Союзу, выпускали пластинки и очень неплохо жили. (например, Макаревич с 'Машиной' вообще купались в деньгах в 80-е, Кузьмина продвигала Пугачева, Цой, в целом антисоветчины практически не писавший, зато сочинявший действительно талантливые песни, вообще поднялся на недосягаемый олимп).

Отдельно вспомнился эпизод из фильма, где Гребенщиков жалуется, что его 'отменили' после фестиваля в Тбилиси в 1980-м, исключив отовсюду. Ну так на этом фестивале он действительно сотворил невообразимое на сцене, всё это правда. И изображение гомосексуального полового акта тоже было в конце выступления. Человек умный, явно понимал, что вытворяет, и что за этим последует. Фактически, испортил фестиваль, а там, помимо него было много прекрасных, профессиональных групп.

11 июня 2024

Слепок эпохи

Верно ли рассматривать «русский рок» как отдельное движение? Общего знаменателя нет. Ни в плане лирики, ни в плане музыки (в отличие от, например, андалусийского рока). Насколько понимаю, выражение стало устойчивым в восьмидесятые, когда на фоне нестабильности появилось множество новых групп, смело выражавших гражданскую позицию и соорудивших совместными усилиями эдакий кулак для отпора власть имущим. С тех пор страна успела распасться, сменилось поколение, а сам рок как культурное явление утратил свой первоначальный смысл. Это не значит, что хороший русский/мировой рок исчез как класс. Новые герои продолжают появляться, но у них теперь совсем другая ниша и ничтожный охват потенциальной аудитории по сравнению с восьмидесятыми.

Когда Алексей Учитель начинал свой режиссёрский путь и ещё не успел вляпаться в серию неприятных историй, он снимал документалки. «Рок» стал первым серьёзным проектом для кинодеятеля. На примере нескольких героев поколения Учитель представляет нам не только рок-тусовку, но и создаёт культурный срез в целом, а также вырисовывает общие настроения Советов тех лет. Герои – Гребенщиков, Адасинский, Цой, Гаркуша, Шевчук – в кадре представлены не просто как мастера слова и гитаристы, но и как обычные советские люди со своими проблемами и заботами. У их групп есть хотя бы один музыкальный номер, а также присутствует эпизод, в котором «звёзды» предстают в обличье обычных работяг. Истории чередуются между собой, а общим звеном проходит личность Бориса Гребенщикова, который в то время был главным идейным вдохновителем жанра. Переиграл, наверное, со всеми.

Фильм удивителен тем, что Учителя пустили внутрь тогдашней тусовки. Зарождающаяся рок-сцена Советов имела статус закрытого клуба: была в полном подполье, не имела никакого веса на телевидении и большинстве радиостанций, – однако режиссёру позволили прийти и снять много материала. Гребенщиков со своим ребёнком вообще запечатлён в домашней среде, как часть какого-то реалити-шоу. В интервью Учитель говорил, что для съёмок заручился поддержкой Виктора Цоя: после утверждения его жены Марианны на должность администратора съёмочной группы стало понятно, что режиссёр не какой-то «залётный» и порочить культуру не будет. При этом к самой рок-музыке режиссёр был индифферентен, что пошло фильму на пользу.

Пытаясь собрать максимум информации и опираясь на строгую концепцию, Учителю удалось снять кино не столько о роке, сколько о протесте. В искусстве нет ничего искреннее, чем человек, борющийся за свою правду. Люди, которых он выбрал, не стремятся перетянуть одеяло на себя. Совместно они формируют отличный образ советского человека восьмидесятых. Настоящей находкой стала мини-биография, которую каждый артист проговаривает в те самые мгновения бытовых хлопот, будто общаясь со зрителем. Не обошлось без лоска кровавой гэбни, но без перегибов.

Ещё одним героем фильма мог стать Александр Башлачёв, но он отказался от участия в период съёмок, а буквально через месяц после премьеры его не стало. Учителю позволили снять похороны. Кадры вместе с песней Башлачёва, видимо предназначавшейся для «Рока», вошли в бонусные материалы DVD-издания. Эти печальные минуты добавляют фильму атмосферы, дорисовывая портрет советского рокера. Бороться и не сломаться. А если сломался, постараться успеть оставить после себя что-то, что поможет бороться другим. У многих это получилось.

14 февраля 2024

Самое лучшее время — сейчас, самый лучший день — однозначно сегодня, но если бы мне было позволено почувствовать, услышать, заглянуть хоть одним глазком в другое время.. это был бы Ленинград в 80-ые годы. Благо, Алексей Учитель своим документальным фильмом 'Рок' дарит эту чудесную возможность.

Здесь все. И Юра Шевчук, радостный, рядом с ним Эльмира, ещё не погибла, не написана и не спета сердцеразбивающая 'На небе вороны'. И Виктор Цой живее всех живых..

Петербург будто замер с тех времён — разодетый Олег Гаркуша сменился на бесконечный поток местного фрикбутика, всё тот же серый купол неба, полупустой Невский, с виду неказистые, но такие нежные и талантливые люди. Одно изменилось — не смотрят на канал Грибоедова когда-то светлые глаза Бориса Гребенщикова, не разливается больше по линиям Васильевского острова и бесконечным мостам мелодия любви Аквариума.

Как же порой не хватает этого вдохновляющего Света.

2 ноября 2022

Русскому року быть!

Фильм в целом понравился саундтреком — А. Учитель точно подобрал образы для кино и тексты для озвучки. Правда, единственный минус в том, что снимался он почти в полной темноте. Хотел ли он этим показать, что музыка — свет, а душа — потёмки? Вряд ли…

Тут во всей красе предстал БГ, ибо для него были отобраны лучшие песни. У каждого рокера свой имидж и стиль, по сути являющийся ширмой для быта советского гражданина. Они хотели того времени, чтобы дать волю свободе изъявления музыкой и словами. И их время пришло.

Цой, БГ, Шевчук — все они колоритны и едины, в их словах нет фальши. Наше время их сильно изменило, вероятно, они бы не стали теми, кем ныне поют о политике. Плюс перестройки был в том, что для них открылись горизонты петь о социальности. Ныне такого и рядом нет. Но их песни слушали миллионы даже состоятельных масс советских граждан и людей в возрасте. Перестройка — их время, нагло обманувшее народ и нравы рок-поэтов. Цой ушёл от нас, БГ завял в некой философской абстракции, Шевчук прогнулся под политические манифесты. Но всё равно они герои того времени.

Интереснейшие песни, отобранные режиссёром дают фильму выигрыш. В финале как бы разные люди с гитарами сливаются в одно лицо прекрасного времени любви и свободы, того конца 80-х.

9 из 10

6 февраля 2019

Плохие роботы коммунистической системы.

Документальная лента Андрея Учителя — это сцены быта главных представителей советского андеграунда. Будучи рождёнными роботами коммунистической системы, они были ею же отвергнуты. Их выставили за дверь, кого-то лишили комсомольских значков, некоторых — институтского образования,… будущего. Они оказались не нужны социалистическому мейнстриму, но смогли найти признания в душах тех людей, которые хотели перемен. Вот и собирались на квартирниках, подпольных концертах и в Ленинградском рок-клубе.

Главное в их творчестве — не миллионные гонорары. Главное — чтобы их услышали, чтобы было с кем разделить свои собственные мысли, чтобы кому-нибудь стало теплее от их песен. Это как подкидывать уголь в топку — пока ты занимаешься своим делом — ты даёшь людям тепло и уют.

На мой взгляд, в этой картине много Гребенщикова, но это и не удивительно, ведь именно он заявлен в качестве композитора и, по задумке режиссёра именно он должен был стать центральным связующим персонажем всей концепции. Зато спасибо создателям фильма за коллектив «АВИА», с которым я познакомился именно посредством просмотра «Рока». Их композицию «Всем» обязательно закину в свой плеер и буду закручивать день-другой, а может, неделю.

Фильм имеет мало рецензий, потому что это же не блокбастер, не комедия. Развлечься здесь не получится. От него не надо ждать много, всё-таки документальный. И советовать всем подряд, если тебе понравился, тоже глупо. Делать выводы и пытаться жить так, как жили «звёзды подземелья» абсолютно бесполезно и не рационально. Фильм был снят в другой стране, в другом веке, в другой жизни…

6 из 10

27 августа 2012

Честно говоря, меня давно бесят люди которые утверждают, что весь русский рок это отстой, а западный это круто. Не буду никому ничего доказывать, но максимализм никогда до добра не доводит. Нельзя говорить за всех, чего бы это не касалось.

Наш рок это наш рок. Своя техника, свои мелодии, тексты и т. д. Поэтому сравнивать нашу музыку и западную, все равно, что Чебурашку и Фредди Крюгера.

Данный фильм рассказывает биографию некоторых старых рокеров — Гребенщикова, Шевчука, Цоя и т. д.

Однако сама постановка получилась довольно спорная. Я лично отношусь к документальным фильмам сугубо положительно, но смотреть на то как человек 5 минут поднимается по лестнице, как то не особо интересно. Многие моменты слишком затянутые и не вызывают особой радости. С другой стороны, все показано очень объективно и хорошо передает атмосферу тех времен.

Истории из биографии известных музыкантов получились довольно интересными и не вызывают нареканий. Также стоит отметить тот факт, что данная картина была дополнена несколько лет назад и официально вышла на DVD вместе с фильмом «Рок версия событий».

Фильм исключительно для фанатов русского рока и тех кому интересен быт и обстановка тех лет. Другие, скорее всего, не оценят.

7 из 10

16 марта 2011

Я ранен светлой стрелой, меня не излечат.

Я ранен в сердце, чего мне желать еще.

Желать, действительно, было нечего.

Главной целью данного фильм, по сути дела, являлась революция. Посвящение молодежи в рок, рассказ о непростой судьбе: все это получилось.

Но чтобы понять и прочувствовать этот фильм, нужно было родиться в то время запретов: когда мнение человека лишь начинало свое становление, когда идеология абсолютно внезапно поменялась.

В наше время трудно судить о том, правилен или неправилен этот фильм, насколько в нем все правдоподобно, сумел ли режиссер донести свою идею до кинозрителя… Трудно — потому что проблемы у человека другие. Тогда — только зарождение политики гласности, а сейчас — любой комментарий на любом сайте на любую тему, вседозволенность.

За красивые, полные жизни песни, за монологи, в особенности за монолог Цоя, за все то, что я понял о том времени, я ставлю:

6 из 10

11 декабря 2010

РОКовая смелость

Мне этот фильм понравился своей оригинальностью — очень необычно показаны в нём советские рокеры, показана их обычная жизнь параллельно с их песнями и концертами. Сама я тоже люблю советский рок, поэтому мне вдвойне интересно было посмотреть этот фильм.

Как я понимаю, Алексей Учитель хотел снять «бомбу», ведь про советский рок ещё не было ни одного такого откровенного фильма, репортажа, т. к. рок был запрещённой музыкой. И тут снять жизнь 5 самых известных музыкантов того времени — БГ, Адасинского, Цоя, Гаркуши и Шевчука (а конце ещё похороны Башлачёва) — это просто надо быть смелым человеком! В общем, за всё это

10 из 10

10 сентября 2010

«Меня держала за ноги Земля, голая тяжелая Земля, медленно любила пережевывая.»

Документальный фильм «Рок», режиссера Алексея Учителя, является ничем иным, чем кино-отражением, тогда еще, подпольной культуры русского рока… тогда еще сырая музыка, и лиричные тексты обладали собственной самобытностью, и координально отличались от зарубежной сцены. Все заключалось в запрете любого проявления западной культуры (в частности США). Но многими отечественными критиками (,да и западными тоже) считается, что именно 80-е года и являются той золотой серединой в русском/советском роке. Но лично я придерживаюсь мнения, что золотые годы р. р. приходятся на 80-е, 90-е годы XX века и на начало 2000-х; но вся суь была в 80-х, именно к концу совка рок вышел из подполья и начал активно развиваться. Но это лично мое мнение!

Но, вернемся к фильму. Итак, ленту назвать документальной у меня язык не поворачивается, фильм больше похож на арт-хаусный проект. Сюжета, как такового нет, он передан в монологах лидеров известных групп (Гребенщикова, Цоя, Шевчука и других). Промеж монологов, дабы заполнить промежутки, вставлены концертные записи песен (в основном в черно-белых кадрах). Однако кульминационный персонаж всего фильма — Борис Гребенщиков — поскольку он сильно повлиял на выход жанра из подполья и являлся один из культовых личностей того времени. Однако в фильме я не наблюдал множества рок-исполнителей, которые были также как и лидер «Аквариума», не робкого десятка (музыканты из групп «Машина времени», «Зоопарк», «Алиса», «Звуки Му» и другие). Помимо этого символ русского рока — Виктор Цой — появляется в фильме довольно мало.

Весь итог: фильм только для фанатов русского (советского) рока.

4 мая 2010

Документальный фильм Рок появился на телеэкранах в далеком 1987 году, его режиссером является Алексей Учитель. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Борис Гребенщиков, Тимур Новиков, Юрий Шевчук, Олег Гаркуша, Антон Адасинский, Георгий Гурьянов, Игорь Тихомиров, Юрий Каспарян, Андрей Крисанов, ДДТ.

Страна производства - СССР. Рок — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.