Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Остров погибших кораблей |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Евгений Гинзбург, Рауф Мамедов |
сценаристы: | Евгений Гинзбург, Аркадий Кленов, Рауф Мамедов, Александр Беляев |
видеооператор: | Валерий Миронов |
композиторы: | Владимир Чекасин, Георгий Гаранян, Юрий Саульский, Давид Тухманов, Александр Зацепин, Александр Басилая |
художники: | Борис Быков, Михаил Щеглов |
монтаж: | В. Нестерова |
жанры: | фантастика, фэнтези, мюзикл |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 апреля 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 18 мин |
Монета с двумя сторонами. С одной стороны — от книги мало что осталось. С другой стороны — шикарная пародия на устройство государства. Песня про самый островной остров Райкина — шедевр. В любом случае, посмотреть полезно для кругозора. Книгу тоже для сравнения прочесть.
Книг одного из известнейших советских фантастов Александра Беляева экранизировано до обидного мало… «Остров погибших кораблей», снятый 30 лет назад Евгением Гинзбургом и Рауфом Мамедовым, только названием и идеей совпадает с беляевским оригиналом. Для Гинзбурга, активно снимавшего бенефисы для советского телевидения и знающего не понаслышке о том, что такое именно музыкальное кино, эта лента стала определённым ответом эстетике MTV, набиравшего силу в то время. Снятый в формате двухсерийного фильма, «Остров погибших кораблей» очень даже получился.
Ярмарочная яркость, шлягерные мелодии, отсутствие пафоса в игре актёров создают ощущение праздника, когда сюжет становится второстепенным, а на первый план выходят сумасшедше поданная клиповая нарезка, которая держит практически два часа. Безусловно, «Остров погибших кораблей» прорастает в мюзикл, располагая и условным сюжетом, и наличием потенциальных хитов.
Фильму удалось невозможное — ему удалось сохранить атмосферу тех лет, лет, когда надежды и иллюзии давали наивную веру в грядущее светлое будущее советским людям на реставрационном перепутье системы. По-прежнему, смотрится на одном дыхании, по-прежнему эта лента эталонна как мюзикл по своей чистоте, но это уже давно из области ретро.
Один из лучших советских фильмов, посмотрев который начинаешь по другому воспринимать окружающую тебя действительность. Музыка и игра Константина Райкина бесподобны. Хотя признаюсь, фильмы с участием Райкина младшего видела всего два. Этот и «Труффальдино из Бергамо», и он в них блещет во всей красе. Ещё была парочка фильмов, где Константин снимался в эпизодических ролях, но вот особенно он запомнился конечно в этих двух фильмах. Особо выдающимися внешними данными, актёр не обладает. Ну, мягко говоря, не красавец. А вот талант перевоплощения, пластика кошки — этого от рождения ему с лихвой досталось. Это и завораживает на экране. Он органичен в «Острове…» как никогда.
Понятно что не каждый сможет понять эту буффонаду. Спасает от депрессии. Конечно, эту постановку серьёзной не назовёшь. Не нравится он в основном тем, кто не любит или равнодушен к мюзиклам. Я, например, их просто обожаю, а другим они кажутся балаганом. Просто, я считаю, что есть такие литературные первоосновы, которые так и просят присутствия в них музыки, песен и танцев. Этот роман Александра Беляева, мне кажется, вполне допускает такие «вольности». Если рассматривать этот фильм, как мюзикл, и не брать аналогий с книгой вообще, то можно отметить, что этот фильм, в принципе хорош. Просто, наверное, специфичность его жанра повлияла на отношение части зрителей к этому фильму. Это, по-своему, феномен нашего кинематографа! Настоящее чистилище души, настоящая отрада юных сердец, трагедия о трёх людях, уставших от цивилизации, которым так недолго, но всё-таки довелось побыть счастливыми. Пусть даже вскоре их счастье, их уединённый рай был разрушен человеческой жестокостью.
Фильм, не побоюсь этого слова, гениальный, как мюзикл. И Голливуд тут рядом не стоял. Несмотря на легкомысленный жанр мюзикла, фильм очень серьёзен и глубок, с довольно смелыми намёками и обобщениями на тогдашние критические стороны нашей действительности. Фильм гениальный! Друзья, не забывайте, что 87 год это глубокий развитой социализм на лучшем в мире острове под названием СССР! Сделать такое надо было иметь смелость во-первых. Во-вторых, талантливо всё — гротеск безумный на наш любимый сумасшедший дом, в котором мы жили, в песнях и в самом смысле фильма! Актёры играют просто выше всех похвал. Ведь вдумайтесь: проще всего играть жизнь, современные актёры, я не думаю, что среди них гигантские таланты именно в актёрском смысле — изображать быдло, жизнь какой живёшь каждый день, да ну какой тут талант! Артист, потому и артист, что может сделать нечто чего не можем мы с вами! Искусство тем от жизни и отличается! Райкин гениален в этом смысле. Реалии времени изменились, а идея актуальна до сих пор! К тому же у фильма редкий такой флёр — посмотришь его, и вокруг всё не страшно, а смешно! И понимаешь, что ничего нет волшебнее, чем быт без волшебства!
Этот фильм нельзя привязывать к книге Беляева, хоть основная нить сюжета и взята от туда, и не старайтесь рассматривать его со стороны фантастики или фэнтези. Нет, смысл его совсем другой, а вот увидите ли вы его, тут уж сугубо от вас зависит. Попробуйте пересмотреть этот фильм лет так через 20-ть и у вас сложится о нём совсем иное впечатление, как это произошло и у меня. Когда смотрела его впервые, мне было 19 лет, мало что поняла тогда в силу возраста, а потом когда пересматривала его уже через 14 лет, в 33 года, тогда то и поняла всю глубину и философию этого фильма. Увидела всё уже совсем другими глазами, и заиграли краски, зазвучала глубина текстов, раньше как-то не вслушивалась и не вглядывалась. И запал он в душу, и теперь пересматриваю его раз в 2 года и каждый раз открываю что-то новое для себя, ранее не замеченное.
9 из 10
19 марта 2019
Когда-то в своих предыдущих рецензиях на другие ленты я чистосердечно признавалась, что историческим кинороманам, эссе, боевикам и детективам мои поверхностные звенящие мозги предпочитают фильмы именно ВОТ ТАКИЕ: яркие, красочные, музыкальные, динамичные, комичные и трагичные одновременно, где не жуют сопли и не варят клейстер из эмоций и переживаний, где каждый герой непременно поёт, и попробуй-ка выкинь хоть одну песенку из картины — сразу смысловая дырка будет и вся суть потеряется.
«Остров погибших кораблей» относится именно к таким произведениям. Вот уж что моё — так моё! Здесь уже много и весьма талантливо сказано всё до меня предыдущими рецензентами, а я не люблю воровать чужие мысли и повторяться. Скажу такое, чего никто ещё не сказал тут, да наверняка и не скажет.
Фильм однозначно дал сто очков вперёд другому пробеляевскому шедевру 1962 года рождения — «Человек-амфибия». Тот тоже неплох и уже родным для нас стал, но в сравнении с «Островом погибших кораблей» смотрится-таки несколько архаично, да и с музыкальной составляющей там не ахти — песен-то всего две, хотя и мощные, особенно «Эй, моряк», но на движущую силу ленты они явно не претендуют.
Здесь же мы наблюдаем редчайшее явление, и явление это любезно вынесено мною в заглавие рецензии. Да-да, в самом деле, семеро на одного… А может, и наоборот, взаимно — один на семерых. Такого доселе ни в одном фильме, положа руку на сердце, никогда лично я не наблюдала. Было, допустим, в «Тридцать первом июня»: один Зацепин на троих — Дербенёва, Казакову и Энтина. Но чтоб семеро одного — чудовищный парадокс.
Да к тому же этот один — он того и стоит, чтоб вокруг него вертелись не только семеро, а то и больше авторов. Все поэты-песенники хороши для меня, никого из коллег и учителей не хочу обижать и отодвигать в тень, но то, что Юрий Ряшенцев — мастер кинозонгов и другого такого же в данном амплуа нету — это неоспоримо, это аксиома. Особенно сейчас, когда он все нормальные авторы умерли, а он один и остался — тем почётнее ему нести такую ношу, а может, даже и в радость.
Ну а семеро композиторов, приложивших руку к гениальным словам Юрия Евгеньевича, этакие семь богатырей — что ни имя, то клад: и Александр Зацепин, и Давид Тухманов, и Александр Басилая, и Юрий Саульский, и Георгий Гаранян и менее известные Владимир Давыденко и Владимир Чекасин. И, конечно же, у каждого почерк свой. Упругая, напряжённая и красиво-романтичная зацепинская «Акула». Витиеватые, чуть приподнятые, явно театрализованные, но очень милые тухмановские «На острове», «Законный брак» и «Свадебная». Мистически-таинственные «Бермуды», «Призраки» и «Начало каждого из нас» от Саульского… Да и «Романтика» от Давыденко — мускулистая такая, честная рок-баллада о преимуществе Батюшки-Быта над романтическими, пардон, бреднями. (Ряшенцев не раз признавался, что он никогда не был романтиком, за что ему большой респект и поклон от меня, поклонницы практичных, крепких деловых людей, каким он, безусловно, и является).
Ну а любимчик-то есть ли у меня среди всей этой композиторской команды? Да есть, конечно же! Глядите, не упомянула ж я его, а в качестве сладкого на самый конец оставила. Ещё когда в лихие девяностые (тогда гораздо чаще крутили этот фильм, чем сейчас, А ЖАЛЬ!) засматривалась и ничегошеньки не знала, где кто и какую музычку накрапал, угадывала путём попадания пальцем в небо и методом тыка. Промахнулась много. Но тут — единственно угадала, да и нельзя не угадать: «Песня Шолома Трепача, встречающего прибывших» («Саргасовы пучины» — огонь-вещичка!), «Письма любви» и прикольно-сатирическая (но сколько в этой сатире горькой перестроечной правды) песенка «Ничем не обладать»:
«В отсутствие одежды,
В отсутствие еды
Куда светлей надежды,
Куда ясней мечты.
И всякий, кто сознателен,
За нищету призателен.
И мы такой режим
Менять не разрешим!»
Музыку ко всем этим трём песням написал один человек. И выбор мой, кому поставить высший балл, пал, конечно же, на него. Это Александр Басилая, без которого стала жизнь пустая (подробнее о моём отношении к этому гению смотрите в рецензии на фильм «Весёлая хроника опасного путешествия» («Аргонавты»), там я выложилась до конца и без остатка, и поныне от своих слов не отказываюсь, не будь я Аршба).
Актёрский состав не менее замечателен: Николай Лавров — обаятелен и дерзок, Наталья Лапина — сладкая, соблазнительная плутовка, Константин Райкин — этот вообще символ, фирменный знак и герб сей кинокартины. И зовут его героя Шолом… А если мы припомним тех же «Аргонавтов» (а режиссёр у этих двух лент един — потрясающий Евгений Гинзбург), то там Александр Абдулов и его образ несёт ту же смысловую нагрузку, что и образ Константина Аркадьевича. И зовут абдуловского героя… Шалом! Тёзки, как говорится. Поздравляю, вот вам ещё один глубокий смысл: харизматичный и одновременно трагичный индивид небезызвестной национальности — вечный двигатель сюжета. Как в искусстве, так и по жизни, что называется.
Ну а предел человеческих страданий, песня-нарыв и надрыв одновременно, на мой взгляд — это предсмертная лебединая ария Трепача, слова которой потрясают своей нагой прямотой (или прямой наготой — как хотите называйте):
«О, женщины! Лисы! Гиены!
Которым доверились львы!
Вы ежели в чём неизменны -
Так это в изменах, увы!»
Я вообще-то тоже женщина, только вот такой тип вышеуказанных лиц своего пола мне глубоко несимпатичен. И поэтому в студенческие годы, как помнится, от всей души на одной из лекций в одном и кабинетов я чёрным маркером во всю длинь и ширь своей недрогнувшей рукой кощунственно вывела эти четыре строчки на одном из столов. Страшно получилось. Но назидательно. Чтобы помнили да знали изменщицы местные, как о них великие отзываются. Великие — типа Юрия Ряшенцева. Который один стоит всех семерых… нет, пускай шестерых — Басилая вне конкуренции, тем более они друзья, негоже товарищей супротив друг друга ставить.
В общем, фильм выше всяких похвал. Смотреть, развлекаться и наслаждаться! И петь, конечно же, петь! И всё-таки — думать…
29 марта 2014
Я люблю мюзиклы. И буффонаду — тоже. Такую, как в «Интервенции». Здесь эти два жанра объединились «в одном флаконе». Фильм наполнен прекрасной музыкой, интересными и совершенно разными песнями, сумасшедшими танцами. И это не вставные номера. Они держат на себе сюжет и несут свою смысловую нагрузку. Иногда это основная линия, романтическо — приключенческая. Иногда и социально — политическая, отражающая то, что происходило в нашей стране тогда, в конце 80-х. А уж насвистывание Фридой фрагментов «Лебединого озера» вообще может восприниматься как предвидение грядущего 91 -го, когда «Лебединое озеро» смотрели и слушали уже всей страной. Да и песня «Тяните жребий» в исполнении Сергея Минаева, голосом которого в фильме пел блистательный в роли Шолома — Трепача Константин Райкин, на мой взгляд, вообще могла бы претендовать на роль национального гимна Украины. Да и не только её одной… Помните, в сцене выборов жениха для Вивиан, когда прозвучал клич:
«Братва требует соблюдения закона!»
bq. «Тяните жребий, господа! Тяните жребий!
Он одинаков для шелков и для отребий.
И если снова проиграет голытьба,
Тут не система, тут не система,
Тут не система виновата, а судьба!»
Евгений Гинзбург, знаменитый режиссёр не менее знаменитых «Бенефисов», в таком же стиле снял и «Остров погибших кораблей» вместе с Рауфом Мамедовым. Вся страна тогда превращалась в остров из кораблей посреди бушующего океана. Земля под ногами была потеряна, людей кидало из стороны в сторону. И хотя по утрам «все граждане — счастливчики» вместе делали обязательно — добровольную зарядку и ещё вместе пели песни «о лучшем в мире острове, о самом островном!», но на некоторых кораблях уже стали появляться капитаны, желающие увести свои корабли в свободное и независимое плавание. Именно песни несут на себе задачу передачи атмосферы политики и жизни на этом острове, где «…отсутствие чего бы то ни было — есть самое высшее благо!»
bq. «В отсутствии одежды, в отсутствии еды,
Куда светлей надежды, куда ясней мечты!
И всякий, кто сознателен, за нищету признателен!
И мы такой режим менять не разрешим!»
Песни в фильме — такие же действующие лица, как и актёры, исполняются они не за кадром, в основном, а в кадре. Николай Носков, Лариса Долина, Любовь Привина, группа «Иверия», Владимир Чекасин и совсем ещё юный и очень популярный тогда Владимир Пресняков — младший… Их всех, да и не только их, можно увидеть в фильме, услышать песни в их исполнении и получить от всего этого феерического зрелища громадное удовольствие. Тем более, в фильме снялись одни из самых красивых актрис того времени. Это красавица Лариса Белогурова — изящная, тонкая и пластичная Вивиан, и потрясающе красивая и сексуальная Мэгги в исполнении Натальи Лапиной. Красивые женщины, да ещё и хорошие актрисы — двойное удовольствие.
Кроме всего прочего, главное в фильме — это любовь. Любовь между Володей, поссорившемся с женой и вдруг выпавшим из своих 80-х в 1928-й год, в Марсель, (неожиданно для себя принятый там за некоего Реджинальда Гатлинга, убившего из ревности свою девушку), и Вивиан, (поразительно похожей на его жену), дочерью миллионера. Плывущую в ещё один осточертевший ей круиз. Крушение корабля, путешествие вместе сначала в плывущем гробу, потом на мёртвом корабле… Ну как тут не влюбиться? Да так, что потом схватиться не на жизнь, а на смерть с самим Чёрным Ферри, губернатором острова Погибших кораблей. На острове всё принадлежит ему. А значит и Вивиан — тоже.
А любовь и страдания Шолома — Трепача? Он любит свою жену, красавицу Мэгги, единственную женщину на острове, не считая Фриды. Он ненавидит её за то, что она изменяет ему. Да, ненавидит — но другой в его жизни нет. И от этого Мэгги ещё более любима и дорога ему. Она для него — единственная. Да и сама Мэгги, хотя и изменяет ему, любит Трепача. Ведь он единственный мужчина на острове, который любит ей такой, какая она есть. Любит потому, что она у него есть, и этим он счастлив.
Так же внезапно вернувшийся в свой мир, своё время, свою квартиру, как когда — то внезапно выпавший из всего этого Володя, после гибели Вивиан на острове, понимает, какая всё это в сущности ерунда: размолвки, ссоры, обиды. По сравнению с тем, что можно потерять любимого и дорогого человека навсегда. И никакая временная петля, никакой параллельный мир тебе его не вернёт. Какая это хрупкая вещь — человеческая жизнь, человеческие отношения… Да, вместо того, чтобы поговорить, разобраться во взаимных претензиях, обидах, непонимании и тем самым снять проблему, гораздо легче и проще гордо хлопнуть дверью и уйти. Сжигая за собой все мосты и корабли. Вот только не превратится ли после этого вся твоя жизнь, с течением времени, в кладбище погибших кораблей?
Люди, не бойтесь говорить друг с другом. Только так вы сможете друг друга понять.
15 апреля 2012
Фильм мало связан с книгой А. Беляева, но для меня это плюс, поскольку он более жизненный и душевный. Действительно, почему люди, прожившие бок о бок много лет, становятся вдруг чужими, с которыми даже не о чем поговорить? У главного героя кризис в семье и возможно, нам этого не показали, вплоть до развода. И в этот момент он оказывается в другом измерении, где он — преступник, убивший… свою жену, по крайней мере, очень похожую на нее девушку! По иронии судьбы он попадает на корабль, где путешествует еще одна красавица, похожая как две капли на его жену, и вот она интрига! Он в нее влюбляется!))) Как будто ему дан еще один шанс понять, что поддерживает отношения после того, как проходит первый головокружительный период влюбленности. К сожалению, в этой истории трагичная концовка, но именно смерть любимой заставляет его задуматься о том, что нет ничего необратимого, кроме смерти, и пока человек жив — он должен бороться за свою любовь, за свое счастье! И конец фильма довольно оптимистичный, но все равно легкая грусть после просмотра не отпускает, и еще долго звучит в ушах: «Да лучше уж расплакаться в тропической ночи, и тем за наши бредни расплатиться» Песни в этом фильме конечно потрясающие, может не хиты, но смыслом нагружены, и исполнители подобраны очень четко: Сергей Минаев, Николай Носков, Лариса Долина в краткой, но очень лиричной импровизации)) Также большое спасибо исполнителям главных ролей: Ларисе Белогуровой за нежную, добрую, страстную и жизнерадостную Вивиан! Константину Райкину за внешне бесшабашного и глуповатого, но очень глубокого и трагичного Шолома! Гедиминасу за романтичного главного героя, Арунасу за главного злодея! И конечно бравый инспектор — Николай Лавров! Этот фильм во многом сказка для взрослых, но в нашей жизни так не хватает чего-то теплого и светлого, романтичного и героического, нежного и страстного! Поэтому я нет-нет, но пересматриваю этот фильм, чтобы снова поверить в жизнь, в любовь и романтику!
28 февраля 2011
«Бермуды чертовы, какой безбожной силе
От ваши судеб получили нить?
Лишь борт отчаянной, в отчаянной России
Над этой бездной, мог отчаянно шутить»
Фильм по одноимённому роману Александра Беляева. Фильм сложный и многогранный. Всегда актуален и злободневен. Чувствуется дух надвигающихся перемен и падение тотального режима. Потрясающе подобранные музыка и песни. Интересные съёмки, прекрасный актёрский состав. А вот о чём сам фильм, это должен каждый решить для себя.
Смотреть в «дни терзаний и тягостных раздумий» и когда «сердце требует перемен».
30 января 2011
Фильм привлекает внимание с самого начала, с этой самой фразы, вынесенной мной в заголовок. По-моему, других картин, заявивших о себе в этом жанре, у нас нет и по сей день. Сюжет? Читайте Беляева и делайте скидку на авторское видение сценаристов и режиссеров. Меня лично заставляет его пересматривать снова и снова совсем другое, а именно-музыка и молодой Райкин-младший. Не люблю этого актера, но здесь он на своем месте, вплавлен в образ. Или образ вплавлен в него, это уж кто знает. Шолом-Трубач, Шолом-Трепач, Шолом-Рогач — это все он, искрящийся, фонтанирующий, музыкальный, как это модно сейчас говорить-харизматичный. Казалось бы, роль-то второго плана, а вот поди ж ты, именно этот персонаж вспоминается первым.
А что касается музыки — зачем говорить? Нужно смотреть и слушать. Отличный образчик новых веяний той эпохи. Рок, джаз, какофония на саксофоне (простите этот невольный каламбур), молодые лица и голоса тех, кто сейчас моими любимыми исполнителями не является, но в этом фильме я влюбляюсь в них снова и снова. А финальная песня «Романтика» стала моей настольной песней для моментов особо жестких сердечных мук и расставаний. Злая, хлесткая, надрывная. Боль утраты, осознание ее невосполнимости, разочарование в самой сути любви и отказ от нее — к чему мне эта «горластая ощипанная птица», я ей больше не верю! (это, к счастью, проходит). И еще радует состав актеров-малоизвестные, непримелькавшиеся, незатертые лица. Молодые, красивые. В их любовь веришь легко и естественно, дышишь с ними вместе. Эх, разбередила душу, пойду пересмотрю, пожалуй…
5 октября 2010
Вообще, сложноватые у меня с этим фильмом были отношения. Начать с того хотя бы, что впервые я его посмотрела в весьма юном возрасте. Мне было лет 9—10 или около того. Впечатление: здОрово! Замечательно. Затем, когда я «подсела» на фантастическую литературу, которой увлекаюсь до сих пор, мне удалось добыть и роман Беляева, по которому, собственно и была снята сия буффонада. После прочтения: фильм — в топку! Книга рулит! А вот теперь, через 10 с лишним лет начинает приходить понимание, что фильм все-таки лучше, гораздо лучше. Ибо книга — она продукт своего времени, и вплавлена в него очень крепко, современный человек не сможет оценить ее так, как ценили ее наши родители.
А вот кино можно смотреть в любую эпоху и всегда сей фильм окажется актуальным. Он как бы вне времени. А это, согласитесь дорого стоит.
Что же все-таки привлекает в сем фильме? Сюжет стар как мир: любовь, ненависть, зависть, желание править миром, хоть и размером сей мир будет ровно с островок из обломков затонувших кораблей… Еще не надо забывать о совершенно гениальных творениях наших замечательных композиторов и поэтов-песенников, в свое время «приложивших руку» к этому фильму (Тухманов, Басилая, Зацепин… и это далеко не полный перечень). А уж молодые Николай Носков и Лариса Долина, исполняющие в нем свои песенные партии! Все это вкупе создает ту непередаваемую атмосферу, которой «Остров…» продолжает пленять и по сей день.
Фильм этот можно смаковать как хорошее легкое вино — он не прискучит. Правда, здесь как и во всем, нужно знать меру, ибо даже от чего-то очень хорошего можно попросту утомиться.
Итак, совет мой таков: всем романтикам и тем, кто «душою юн» пересматривать «Остров погибших кораблей» каждые полгода, при сильном желании — каждый сезон, но не чаще! Поскольку даже от хорошего вина, то есть большого его количества наутро могут быть неприятные последствия.
Оценка
10 из 10
12 сентября 2009