Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 5.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Клуб женщин |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Фокин |
сценарий: | Анатолий Гребнев |
видеооператор: | Сергей Филиппов |
композитор: | Вячеслав Ганелин |
художник: | Александр Попов |
монтаж: | Елена Заболоцкая |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
«Клуб женщин» — глубокий, недооцененный фильм. Я думаю, что, по большому счету, он о бремени свободы. Все мечтают о ней, но мало кто способен быть свободным. Для подавляющего большинства остаться наедине с самим собой — самое страшное, что может случиться в жизни.
Героини, выйдя на пенсию, освободившись от бремени ежедневных походов на службу, тут же по доброй воле становятся рабынями Майи, которая агрессивно навязывает им свое представление о том, что нужно делать. Но опытная плановичка многого не учла, составляя планы на новую жизнь. Ломать — не строить: старое зачеркнуто, но новое не складывается. Все женщины опутаны такими путами, которых не разорвать, их мучают одиночество, пустота и все та же несвобода.
Сама восставшая против рутины Майя — раба бездельника-сына, который находится на ее содержании; мало того, она ищет и находит еще одно ярмо — бездельника-мужа. Все героини — рабы семьи, в которой только мужчины и дети делают, что хотят, но за чужой счет, женщины же вынуждены приспосабливаться к желаниям других, жертвуя собой, своими мечтами и своей свободой. В этой ситуации среднее арифметическое желаний всегда рассчитывается с расчетом того, что желания женщины равны нулю.
Все свободные герои фильма свободны за чужой счет, а все несвободные спешат подставить шею. Незамужние, крайне низко оценивая мужчин, стремятся замуж, подальше от своей свободы, и, кажется, даже такие, как Майя, неспособны быть счастливыми без партнера. А мужчины? Они завидуют Кириллу, который живет как птица небесная и умеет оставаться свободным в браке, но никто не хочет с ним поменяться. Словом, все запутанно, не понять, где границы свободы и несвободы, нужна ли вообще воля, если нет денег на то, чтобы посмотреть мир, если настоящая жизнь приходит тогда, когда нет уже здоровья ею воспользоваться, если в принципе не можешь жить, когда тяжелые сумки не оттягивают руки.
Это фильм еще и о той пугающей черте, которая отделяет активную жизнь от периода, который социологи называют страшным словом «дожитие». Приходит освобождение от рутинных походов в контору — и с ним приходит понимание, что больше ничего не будет, что свободным быть хорошо в молодости, а не на склоне лет на жалкой пенсии, когда все перебивает мысль о том, как унять боль в ногах. Но в молодости свободы тоже нет — нужно делать карьеру, зарабатывать и содержать семью… Хотя новое поколение так не считает, и в фильме это четко обозначено. Это первое предвидение: грядет новый мир, в котором многие устроятся так, чтобы не сидеть на службе с девяти до шести.
Фильм очень интересно закольцован. Конец — зеркальное отражение начала: героиня приходит к тому, от чего уходит, символ ее жизни — холодная, пустая улица. А если вспомнить, что очень скоро развалится страна, в которой все так понятно и хорошо организовано… От этой самой заорганизованности — что хорошо подчеркнуто в сценах жизни конторы, где работает Майя, — героиня так хочет убежать, не зная, что на смену скоро придет хаос, умрет страна, сгорят сбережения, наступят нищета и безнадега, и уже не будет сил держаться на плаву. И это второе предвиденье. Наступит время вожделенной свободы, в котором для таких, как Майя, останутся лишь воспоминания о том, какой защищенной была та рутинная жизнь… и о том, как она ездила в ГДР.
Вот отчего так грустно смотреть фильм «Клуб женщин», который, наверное, будет скучен и непонятен людям молодым и свободным.
26 августа 2015
Неприхотливая нежная музыка, шумящий город, приглушенные цвета, повседневные рабочие хлопоты. Однако, для некоторых женщин (наших главных героинь) сегодняшние хлопоты обещают быть последними — они освобождаются от бремени каждодневного маятника «с работы — домой — на работу» и.. начинают новую жизнь!
Женщины — народ компанейский, поэтому и сидеть на диете, и ходить в музей, и начинать новую жизнь любят с кем-то. Так и наши четыре девочки за 45, а они называют себя именно девочками, «пока есть силы и подходящий внешний вид» решают Жить.
Неоднократно сокращаясь о том, что «были на Красной площади два года тому», нигде не бывали окромя Есинтуков, гду муж каждый год печень лечил, они бросаются смотреть свой город — свою Москву, в музеи, кафе, и просто на посиделки. Не обошлось и без клуба знакомств «кому за 30» — вообще особое зрелище, мне как рожденной уже не в СССР, наблюдать за организацией домов культуры всегда в приятную диковинку.
Однако, затем режиссер фокусируется на приключениях одной из четырёх подруг, самой активной и жизнерадостной — Майе Дритриевне (Антонина Шуранова): её отношениях с мужчиной, участии в кино-массовке, встрече с коллегами и так далее и так далее. Остальные три (подруги) они как бы находятся «под влиянием личности»: занимаются с учителем (молодой Ярмольник) французским, на котором-то и говорить негде, ударяются в мистические формы похудения, едут или не едут в Петербург. Жизненная сила кажется снова вернулась, но..
К чему приведет подобный образ жизни? Нужна ли человеку работа и для чего? Активные дамы на пенсии — как на это смотрят родственники и окружающие, стоит ли брать их мнение в счёт?
Что станет с так называемым «Клубом женщин» и с чем останется каждая из них узнает лишь посмотревший этот такой холеричный и всегда актуальный фильм о кризисе работающих людей. Кризисе серых дней.
8 из 10
31 октября 2014