| Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск
|
7.5 |
IMDb
|
7.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Брак |
| год: | 1987 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Гарри Бардин |
| сценарий: | Гарри Бардин |
| продюсер: | Григорий Хмара |
| видеооператор: | Сергей Хлебников |
| художник: | Ирина Ленникова |
| монтаж: | Галина Филатова |
| жанры: | мультфильм, короткометражка |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
28 февраля 1996 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
10 мин |
Случайно познакомилась с этим мультфильмом и была в потрясении, насколько он глубок! Очень понравилась тема, которую затронул Гарри Яковлевич.
Время мультфильма происходит в конце 80-х, эпоха Перестройки. Недавно я прочитала в одном образовательном журнале статью под названием «Причины безбрачия», автор преподаватель Башкирского университета, Емалетдинов Булат Маратович. И вот что он пишет:
«В 70-х произошёл кризис института семьи — рост числа разводов, неполных, бездетных (часто из-за стремления жить «для себя», в свободе от детей) и дисфункциональных семей, а также одиноких людей, которые не могут или не хотят найти себе супруга. Причина — противоречия социальной жизни. Идеология социализма привила веру, что только трудовой коллектив проявляет наши способности, а проблемы личной жизни — пустяки, даже помеха в движении страны к новым производственным достижениям. Шансы карьерного роста, обзавестись достатком были не у обремененного семейной жизнью работника, а у одиночки, занятого только собой. В большом почёте был передовик производства, регулярно перевыполняющий план, а не отец, воспитывающий детей. Казалось, что выгоднее и престижнее быть свободным от семьи работником. И выросли поколения, для которых семья не стала главной ценностью. Развестись, бросить нежеланного ребенка, без сожаления отвергнуть чью-то любовь — стало привычным поступком. На смену социально-экономической зависимости женщин от мужчин идут отношения обоюдной свободы и независимости.»
По сути, Гарри Яковлевич снял последствия 70-х. Поколение, для которого семья — не главная ценность. Эгоистичные, вульгарные, грубые молодые люди, которые по сути и не знают чего хотят. Но в обществе же не принято быть одиночкой. В СССР в принципе было запрещено какое-либо альтернативное поведение. Все были семьянинами, нормальной контрацепции не существовало, и как итог, нежеланные дети и дом, в котором нет любви. К счастью, так было не у всех! Но грустно, что примеров таких семей, как у верёвочек в мультфильме, очень много.
21 ноября 2019
Несмотря на пессимизм окончательных акцентов многих (хотя, как мы видим, далеко не всех) своих мультфильмов, творчество Бардина вовсе не безысходно, поскольку в нем присутствует осязаемый этический каркас, не всегда очевидный, иногда очень глубоко скрытый. Где найти материал для этических выводов, скажем, в картине «Серый волк энд Красная Шапочка» — этом образце постмодернистской карнавализации жанров или в циничной и душной русофобии «Кота в сапогах»?
Тем не менее, в лучших своих работах («Конфликт», «Банкет», «Брак», «Выкрутасы», «Адажио») Бардин демонстрирует болезненно острое восприятие антропологических аномалий, искреннее личное возмущение перверсивностью человеческих отношений. Бардин идет дальше Шванкмайера еще и потому, что ставит диалогическую проблему в центр своих исследований, не подменяя ее образами взаимодействия элементов разъятой на части человеческой телесности. Работая с подручными материалами, Бардин никогда не превращает их в эквиваленты обездушенных тел, управляемых невидимыми нитями дискурсов, его герои — это всегда свободные личности, задавленные бременем социальных функций, потерявшие свое лицо под уродливой маской роли, но сделавших это сами, осознанно.
Такова его лента «Брак» — пессимистическая экспликация семейных проблем, где обоюдная вина в разрушении отношений складывается из мелких разрывов и ссор. Бардин поднимает в этой картине вечную тему сложности брачного существования как единого тела. Неопровержим факт того, что супруги живут как один человек, при этом, не теряя своих личных характеристик — так существует в нашем мире лишь Церковь, соединяющая разрозненное в единое целое всеохватной тотальностью Божественной любви.
Подобно тому, как вследствие своего эгоизма, создающего реальные герменевтические проблемы, воздвигая барьер между собой и Богом, человек обижается на Него, даже не пытаясь понять и принять Его волю просто из любви к Нему, так и в отношениях супругов опасная автономизация своего бытия от бытия другого, обида и непонимание влечет за собой ни с чем несравнимое страдание — ты будто враждуешь против части своего тела.
Ссору с любимым человеком можно уподобить отпиливанию ноги или руки ржавой и грязной пилой — чудовищный в своей бессмысленности акт! Даже когда в финале «Брака» ребенок — этот плод любовного диалога, охватывающего все уровни бытия (дух, души, тела) супругов, начинает кричать, пусть и бессловесно, но всеохватно в своей беспомощности, о ненормальности таких изуверских по отношению к нему и друг ко другу ссор, муж и жена уже не способны его услышать, «ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули» (Мф. 13:15). Любовный союз с другим человеком немыслим без правильного единения с Богом. Желание быть с кем-то связанным хоть как-нибудь, хоть родственно, хоть гормонально, хоть эмоционально естественнее для человеческого существа, чем жажда эмансипации, разрыва связей во имя эфемерной автономии, которая есть ничто иное, как волчье одиночество.
8 января 2016
«Буся, дервени… Жолапуйста…»
Рядовая история любви — знакомство, влюбленность, замужество, потомство, семейные ссоры и неурядицы… Рядовая история, рассказанная незаурядным способом — от лица двух верёвок, превращенных фантазией автора в живые и чувствующие создания.
Гарри Бардин — без сомнения, один из самых самобытных и «вневременных» творцов, выбравший поиск золотой середины между формой и содержанием. Его работы неоднократно получали самые престижные мировые кинопремии, ценители отслеживают его каждое новое творение. Но вот широкому кругу зрителей этот автор, увы, не известен. Увы — потому что Бардин, по сути, является пионером советского интеллектуального житейского мультипликационного кино. Он с небывалой легкостью превращает бытовые сюжеты в удивительные визуальные эксперименты. Эксперименты, в которых при всей сложности подачи чувствуется большое сердце человека, умудренного житейским опытом и поэтому смотрящего немного со стороны на те иллюзии, которые именуются любовью, счастьем и взаимопониманием.
10 из 10
22 октября 2013
Гениальная вещь, как и большинство произведений Бардина. Потрясает торжество содержания над формой: верёвочки становятся настоящими людьми, с их собственными переживаниями и недостатками. Меткость некоторых эпизодов бьёт прямо в яблочко. Язык, на котором общаются герои, напоминает «глокую куздру» и веселит. Но в целом фильм грустный и очень глубокий.
9 из 10
13 июля 2009