Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Элегия |
год: | 1986 |
страна: |
СССР
|
жанры: | документальный, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 февраля 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 30 мин |
Он ревновал своих дочерей к жене. Всё любил в жизни: природу, хорошую одежду, женщин. Любил хорошо поесть. Умел готовить. Ни в чём не знал границ. Спал много, гулял долго. В работе не утомим. Губил окружающих своей энергией. По слуху и по памяти обучился итальянскому, французскому, английскому. Немецкий он не любил и он ему не давался. Умер в Париже. Родился в Казани. В 1873 году.
О Ф. И. Шаляпине из фильма.
Согласно данным «Википедии» Фёдор Иванович Шаляпин снимался в кино дважды. В сорок два года в Российской Империи он сыграл Ивана Васильевича Грозного в одноимённом фильме. А в 59 лет, будучи в эмиграции, во Франции сыграл в одноимённом фильме Дон Кихота. Есть в этих двух сыгранных ролях что-то символичное. От исторического образа русского самодержавия к гуманистическому образу мировой культуры.
После совместной работы с Семёном Ароновичем над документальным фильмом о Дмитрии Шостаковиче, Александр Сокуров обращается (как автор сценария и режиссёр) к фигуре другого известнейшего в мире музыканта родом из России, к образу оперного певца Фёдора Шаляпина.
Повод к созданию фильма — визит дочерей Фёдора Шаляпина в родной город Санкт-Петербург/Петроград (в 1984 году — Ленинград). Камера внимательно всматривается в их лица, автор фильма пытается уловить в воздухе позднесоветского времени ту ушедшую российскую эпоху (дух которой исчезал и угасал после 1917 года), память о которой привезли, быть может, с собою дочери великого русского певца-актёра.
Элегия как жанр искусства в творчестве Александра Николаевича с середины 80-х годов будет занимать практически главное место. Лирический жанр, содержащий эмоциональный результат философского раздумья над сложными проблемами жизни удивительно органично придётся по душе кинематографу Александра Сокурова.
В своей первой киноэлегии Александр Сокуров не пытается передать основные вехи жизни и творчества Фёдора Шаляпина, куда боле важным оказывается разговор на тему ценности и значения личности Фёдора Ивановича и его творчества для отечественной культуры. И важным для создателей фильма является попытка осознания цены той потери для русской культуры, которая произошла в советское время с отъездом Фёдора Шаляпина в Европу.
Фильм «Элегия» дарит прекрасную возможность увидеть поющего Дон Кихота-Шаляпина и убедиться в том, что Фёдора Ивановича в первую очередь любили и ценили за его актёрский дар перевоплощения.
Вместе с прекрасным музыкальным голосом, светлым басом (басом-баритоном) Фёдор Шаляпин навсегда вошёл в мировую культуру как ещё один удивительный талант, родом из России. О нём не забыли спустя много лет его соотечественники, благодарные ему за его творчество и подвижничество. И среди них — создатели фильма «Элегия».
Моё мнение — очень хорошо.
8 из 10
17 января 2019