Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 8.4 |
IMDb | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Противостояние |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Семён Аранович |
сценарий: | Юлиан Семенов |
видеооператоры: | Валерий Федосов, Алексей Родионов |
композитор: | Александр Кнайфель |
художник: | Владимир Светозаров |
монтаж: | Ирина Руденко |
жанры: | триллер, драма, криминал, детектив, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 ноября 1985 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
В ряду советских экранизаций произведений Ю. Семенова, где он выступал и сценаристом, «Противостояние»- последняя и одна из удачнейших. С ней могут посоперничать лишь «Семнадцать мгновений весны», до феерического успеха которых пятисерийный детектив 1985г. не дотянул, но смело оспаривает «серебро» у таких «зубров», как «ТАСС уполномочен заявить» или «Майор Вихрь».
Как часто бывает, успех начинается с удачного выбора названия- емкого, краткого и удивительно точного. В пяти (а с разделением второй серии –шести) сериях разворачивается не короткое единоборство или поединок, а долгое и упорное противостояние немолодого уже, много повидавшего и понявшего следователя по особо важным делам, моралиста, хоть одновременно и прагматика и профессионала Владислава Костенко (О. Басилашвили), и совершенно лишенного всяких моральных ограничений, выживающего любой ценой человеко-зверя в лице Николая Кротова (В. Болтнев). Оба играют едва ли не лучшие свои роли – прежде всего Болтнев, навсегда запомнившийся стране именно этой ролью.
Среди знаковых антигероев советского кино Кротов – последний по времени появления на экране–примечателен не только по этой причине. Даже в этом демонизированном паноптикуме – от белых офицеров до низкопоклонников перед Западом, от пьяниц-тиранов до изменников родины – персонаж Болтнева являет собой нечто особенное. По полному имморализму и способности на все он сравним разве что с другим героем все того же Ю. Семенова-Джоном Глэббом из «ТАСС уполномочен заявить» в исполнении неподражаемого Вахтанга Кикабидзе – таким же средоточием всех мыслимых пороков, лишенном практически любого привлекательного качества (кроме разве статности – для женской зрительской половины факт немаловажный – да весьма своеобразного чувства юмора).
Кротов лишен и этого небогатого набора «достоинств» -внешность у него неприметная, и чувство юмора ему чуждо – он не более склонен к юмору, чем гильотина, и ему не более, чем ей, знакомо сострадание. По-настоящему пугает в Кротове именно его механистичность и функциональность. Ему чуждо желание прославиться, добиться любви женщины, обрести покой – мотивы, пусть и побочные, иных злодеев. Здесь мы имеем дело с незамутненной жаждой жить любой ценой, просто продлить свое существование, сделав его максимально комфортным. За счет предательства других –так за счет предательства, за счет смерти – так за счет смерти. Это создание – человеком его назвать сложно –способно притом мимикрировать не просто под нормальное человеческое существо, а под отличника Осоавиахима, образцового бойца РККА, верного солдата фюрера; передовика социалистического труда, красующегося на доске почёта; заботливого дядьку, трогательно нянькающегося в аэропорту с чужой девочкой-словом, одушевленный советский прообраз Т-1000 из «Терминатора-2».
Атмосфера сериала непередаваема. Даже сегодня избалованного доступом ко всему снятому в истории кинематографа зрителю она пробирает до дрожи. Что уж говорить о премьере сериала в далеком ноябре 1985 г., в еще спокойной и уверенной в завтрашнем дне стране, целую неделю оцепенело наблюдавшей ежевечерне за вещами, казалось, немыслимыми в советской действительности – серийными убийствами, расчленениями (сегодняшнему особенно молодому зрителю, насмотревшемуся слешеров со всего света, невозможно объяснить, в какой шок ввергали скупо роняемые в сериале упоминания об отрезанных головах, отрубленных пальцах, расчленённых телах), захватом заложников. Во всех этих «номинациях» сериал Ароновича стал фактически первопроходцем.
Фильм–настоящая энциклопедия позднесоветской жизни, чему немало способствует великолепный дуэт режиссера и сценариста – Ароновича и Семенова. Типовые бюрократические интерьеры учреждений; обшарпанные, но уютные жилища обывателей с кроватями с металлическими изголовьями и фотографиями по стенам, вечно работающим чёрно-белым телевизором, хозяином в майке и трениках и хозяйкой в застиранном халате; гомон и пестрота рынков; сумрачные чердаки и усеянные лужами с доской-мостиком внутренние дворы многоэтажек; пыльная тишина архивов; напряжение на грани полета на другую планету зимних перемещений по Северу на трясущемся вездеходе и выстуженном вертолете; телефонные переговоры с коллегами из Берлина, обставленные почти как священнодействие (Костенко даже парадный мундир надел, хоть его никто и не видит на том конце провода); встречи ветеранов 9 мая, нестарых и крепких еще – вся эта палитра обычной советской жизни начала 80-х передана столь ярко, объемно и талантливо, что из сегодняшнего далека словно переносишься в те, все более тонущие в дымке прошлого, годы едва начинается очередная серия.
Благодаря операторской работе В. Федосова и А. Родионова многие сцены смотрятся как документальные, чему помогает и широкое привлечение непрофессиональных актеров (дочь Ю. Семенова Ольга в роли журналистки Королевой; его близкий друг В. Шайдук в роли директора завода Юмашева, однокашника Кротова; М. Берггольц, сестра знаменитой поэтессы в роли учительницы-ницшеанки, доживающей дни в доме престарелых, но уверенной все еще в том, что главное - это дисциплина и сила), играющих, однако, так, что многим нынешним мегазвездам с миллионными гонорарами у них бы поучиться.
Диалоги – отдельная тема. Герои Семенова вообще любят поговорить и поразмышлять – его читатель это знает. Но в «Противостоянии» диалоги создают коктейль с гениальной игрой позднесоветской актерской школы. Самые запоминающиеся сцены- с политруком Козелом, допрашиваемом немцами («Я боец Красной Армии» - «Ти мертвэц Красной Армии…Ду бист тод»), «реабилитация» Кротова в гестапо после похождений в ювелирной лавке; диалоги Костенко с Цыпкиным (С. Садальский), Львовым (С. Бехтерев), сводной сестрой Кротова (Э. Колотухина), их дядей Гошей-чаеводом (В. Старостин) и, конечно же, с «учительницей первой его» (М. Берггольц) («и еще неверие в Гулливера…»). Весьма примечателен диалог Костенко и Лебедева (В. Головин) – опять же впервые бывший предатель, пусть уже наказанный, выведен таким уверенным в себе, жестко и вызывающе беседующим с представителем «органов». Видно, как изменилось время, ценимое Костенко «при всех его недостатках, потому что оно доброе».
Количество сюжетных поворотов, взаимно переплетенных и перетекающих один в другой, потрясает. В мрачном, почти готическом детективе одних любовных линий (Дора-Гончаков, Гончаков-Журавлева, Петрова-Кротов, Львов-Петрова, Костенко-Королева) припасено на полнокровную мелодраму. И не скажешь, что они нераскрыты, хоть некоторые только намеком и обозначены.
«Противостояние»-триумф актеров эпизода. Даже крошечные роли запоминаются – от верзилы-милиционера с феноменальной памятью (А. Сливников) до напуганного, но честно старающегося помочь следствию добряка Сакова (О. Пальмов)
Музыка А. Кнайфеля феноменальна. Ю. Семенову вообще везло как на режиссеров-экранизитаров и игравших у них актеров, так и на авторов музыки к экранизациям. Эпичная финальная и реквиемно-торжественная военная темы пробирают до мурашек, а тревожно-пульсирующее сопровождение ключевых моментов фильма точно соответствует напряжению сюжета.
Как итог - лучший детективный сериал за всю историю советского кинематографа. Мнение субъективное, но, как видно из изложенного, снабжено аргументами – размер рецензии просто не дает привести их все.
10 из 10
30 апреля 2024
Один из лучших советских детективов ever, сопоставимый с 'Место Встречи Изменить Нельзя', который я пересматривал, не соврать бы, раз 30, а отдельные эпизоды -и того больше. А вот до экранизации романа Семенова руки (точнее глаза и уши) дошли только сейчас. И во времена, когда на поиск не то что хорошего фильма или сериала, а просто такого, на который не жалко потратить время, Противостояние возвышается как Эверест среди всей этой булькающей чавкающей массы отстоя. Не люблю термин 'произведение искусства', так как под оным может прятаться любая, самая убогая и претенциозная фигня, тем более что этим словом можно назвать в принципе любое творение человека -и поди оспорь что создавалось оно не от большой любви. Но в данном случае хочется использовать это словосочетание.
А теперь по порядку. Разбирать отличный фильм, выявляя все его плюсы и минусы -это как обсуждать внешность девушки, которая тебе люба. Вот тут у нее родинка стрёмная, из которой три волосины еще торчит, грудь на размер меньше чем тебе хотелось бы, плюс зуб кривой -ну дурь же! Как в том же 'Месте Встречи' критикуют отвратительную работу оператора. В случае с 'Противостоянием' же претензии, которые я слышал, чуть более серьезные, касающиеся якобы ляпов и сюжетных дыр. Связано это в первую очередь с тем, что мини-сериал снят по роману и некоторые вещи были порезаны и сокращены, вследствие чего несколько пострадали отдельные эпизоды.
Теперь о плюсах. Это КРАЙНЕ атмосферный детектив. Обычно в советском кино максимально жестокое преступление -похищение курицы в деревне (утрирую), а здесь все начинается с расчлененного тела. И чем дальше -тем больше закручивается спираль жести. Без визуальной демонстрации выпущенных кишок, без океанов кровищи и адских визгов жертв, нам рисуют невероятно мрачную картину казалось бы благополучных времен. С каждой минутой тебя словно заволакивает в себя какое-то вязкое желе, пока ты не оказываешься в самом центре созданной режиссером реальности. На середине третьей серии я поймал себя на мысли что для меня стерлась грань между актерской игрой и теми, кого изображают наши артисты. Для человека с моим опытом и тысячами просмотренных фильмов за плечами, это было сродни божественному откровению.
Каждая сцена допроса, представляющая классическую детективную 'канцелярщину', в бездарном исполнении могла бы ввести в тоску и уныние -но тут другой случай. Из-за отличного сценария, классной актерской игры и режиссерского мастерства они представляют собой мини-шедевры. Как допрос Глебом Жегловым всяких 'Кирпичей', 'Копченых', 'Ручечников' и 'Манек-облигаций' -каждую бери и пересматривай, обмазываясь кайфом. Сразу возникло очень странное чувство, крепнущее от диалога к диалогу. Долго не мог понять, что цепляет, а потом как гром в башку - а это потому что люди разговаривают, как люди. Каждая, вот буквально каждая сцена - это как документальная съемка, разве что опущена некая присущая человекам косноязычность -ну, когда ты говоришь коряво, сбиваешься, неправильно строишь предложения и используешь обсценную лексику. Но в остальном - мастер-класс. Живые люди, каждый - яркая индивидуальность, причем прописаны все настолько хорошо, что можно сидеть и угадывать, как поступит тот или иной гражданин или гражданка. На этом строится львиная доля удовольствия от просмотра. Я, честно говоря, редко смотрю детективы именно по причине того, что они требуют внимательности -запоминать имена, кто что сказал или сделал. В случае с 'Противостоянием' такой проблемы не возникало, ибо мне было искренне интересно, я словно бы путешествовал с героем Басилашвили по кровавому следу преступника.
Собственно, злодей -лучшее что есть в этом мини-сериале. Много комплиментов слышал в адрес Андрея Болтнева, исполнившего роль нацистского коллаборациониста Кротова. Но результат превзошел даже изначально завышенные ожидания. Есть вот некие киношные отморозки -классно прописанные, отлично сыгранные, но в существование которых тебе поверить сложно -Ганнибалы Лекторы, Джокеры всякие. Тут же -пугающе реалистичный подонок. Абсолютный оппортунист, социал-дарвинист (не сознательный, как какой-нибудь образованный Волк Ларсен, а чувствующий это на животном уровне), для которого нет ничего святого. Это не идейный антикоммунист, переметнувшийся к немцам в годы ВоВ по причине ненависти к 'краснопузым', а просто чудовище, для которого нет вообще никаких рамок и ограничений - сожрет ближнего в голодные времена и кончит кого угодно, просто, чтоб не спалиться. При этом это не какой-то абстрактный ублюдок в вакууме, ибо ОЧЕНЬ много времени (в романе -еще больше) уделено его психологическому портрету, и попыткам понять почему он таковым стал, что вообще редкость. Обычно ведь как: убийца - просто убийца, социопат - просто социопат, примите как должное. И да, Андрей Болтнев - просто мое почтение. Без особых эмоций и грызни реквизита настолько классно сыграть лютое чудовище -это мастер-класс. Басилашвили, являясь прекрасным актером, сильно проигрывает ему конкретно в данном фильме просто потому что он играет классического 'хорошего следователя'. Без полутонов, без двойного дна, без недостатков - нормального мужика. Из-за чего сволота Кротов притягивает внимание. Несмотря на примерно в пять раз меньшее время в кадре.
Что еще? Меня одно время бесила такая штука как некий приглушающий цвета фильтр в фильмах про войну. Именно у нас. Тут же, в фильме 85го года - черно-белые флэшбэки, поначалу у меня надулась и чуть не треснула поперек морда от такого решения. Но! Я понял что постановочные эпизоды отлично совмещены с документальной хроникой, что придало атмосферу и вот ТУТ - это реально крутое решение.
В целом, это настоящий драгоценный камень в короне советского кинематографа. Предпоследний, наверное, действительно крутой фильм ушедшей эпохи. Последний -это Холодное Лето 53-го, пусть и не без 'фиги в кармане' снятый. В Противостоянии же - атмосфера, актерская игра, сценарий -три кита виляют могучими хвостами и просят, чтоб вы не прошли мимо.
11 октября 2023
Фильм потрясающий! Захватывает с первых секунд.
Прекрасно показана сложность и усидчивость милиции в ту пору, когда не было гаджетов и много информации нужно было запоминать.
Фильм поражает не только интересным сюжетом, но и военно-историческими хрониками, которые очень грамотно вписаны в контекст и создают особую атмосферу.
Отдельно стоит упомянуть многие дельные мысли героев фильма, высказываемые как бы вскользь. Видно образование советского человека, его широкий кругозор, житейскую мудрость.
Актеры играют так что невозможно не поверить.
Басилашвили, Кузнецов, Болтнев, Джинория просто великолепны в этом фильме.
Особо впечатлила максимальная достоверность кино, где в самое неподходящее время звонят телефоны, кричат люди, как в настоящей жизни. А не так как в современных фильмах, где люди живут в идеальном уютном вакууме.
В общем фильм на века.
Такое нужно показывать в школах.
В первую очередь это фильм про настоящих советских людей, которые умели ценить и защищать победу в Великой Отечественной.
Я счастлив что могу через этот фильм прикоснуться к великой советской цивилизации.
Один из лучших фильмов, когда либо мной виденных.
10 из 10
23 февраля 2022
На Севере (вымышленный г. Нардын) найден труп без головы с морской формой. Расследование ведёт полковник Костенко, который выходит на преступника с нацистским прошлым.
Парадокс киностудии Ленфильм в том, что она гораздо в большей степени была корпорацией, чем Мосфильм или тем более студия им. Довженко. Авербах, Аранович, Герман, Мельников… Есть нечто неуловимо общее у этих режиссёров, обладавших при этом своим уникальным методом.
Вот и Противостояние выросло, с одной стороны, из темы самого Арановича — предыдущий фильм Торпедоносцы был о войне по рассказам Юрия Германа, а с другой отталкивался и полемизировал и с тем же Германом и его сыном Алексеем, поставившим когда-то Проверку на дорогах и Ивана Лапшина.
В чем полемика… Герман выводил тему доверия к человеку даже в обстоятельствах войны — его Лазарев был человеком, который по душевной слабости попадает к фашистам и проходит путь от Иуды до христианской жертвы.
Кротов — тип иного порядка. Несмотря на то, что исполнитель главной роли Олег Басилашвили утверждал, что Аранович выводил изначально массу предателей из антисталинизма, дело всё же посложнее…
Противостояние, во-первых, состоит в противопоставлении не столько сыщика и преступника, и тем более не противопоставлении советского и антисоветского (сыщик ещё может тянуть и то с трудом на лучшего и то нетипичного представителя советского строя, а вот преступник в рамки привычного уже нам антисоветского не попадает), сколько разных типов силы: стремившийся к физическому господству и материальной силе (ее воплощение — золото) Кротов и действующий силой морального превосходства и убеждения Костенко (наиболее показательна вроде бы побочная линия с Кирой Королёвой, но не только она). Банально, но Кротов — абсолютно ницшеанский тип, который служит своему звериному эгоизму. Недаром Костенко сравнивает его с волком, который слепо бежит в стаде овец, разрывая горло каждому, кто оказывается на пути, а сам Кротов при вербовке на очередную акцию сравнивает свой народ с быдлом (стадом), поощряясь при этом за стремление к… европейской (!) культуре.
Отдельный вопрос — отношения с женщинами Кротова. К слову, выходит не самый симпатичный портрет — и Петрова, и особенно Евсеева даже не оценивают с позиций нравственности (не говоря уж о законе) действия любовника, а лишь подчиняются своим инстинктам… Ужас.
Наконец, ещё один мотив противостояния — стремление к правде. Костенко открыто смел, не боится ошибок и публичных поступков, если они соответствуют его представлениям о справедливости. Он — человек закона (показательна беседа с Юмашевым).
Кротов же мимикрирует под среду («благо», немцы научили, отучив даже от заикания), живя тайно, как, впрочем, тайно любое преступление…
Но здесь страшна именно мимикрия — чужой паспорт, чужая жизнь — при сохранении хищнической сути, которая желает явно не служения обществу. В книге Костенко даже допускает крамольную, на первый взгляд, мысль: «Хорошо, что война случилась, а если бы ее не было и Кротов вышел бы в начальники? Ужас.» Подобные перспективы и угадывались, если судить по разговору с учительницей-сталинисткой — Кротов был доносчиком и драчуном с идеалом силы: Ведь только ее и боятся все люди. В совокупности с неверием в Гулливера (сказки, а сам деньги гребёт лопатой) и любовью к рассказам (так и представляешь себе Геббельса, вправляющего ему мозги) настоящее чудовище, причем крайне реалистичное.
Так что Аранович не только выдвигает карателя Кротова против Лазарева, но актёра Болтнева в роли Кротова против Лапшина у того же Германа. Вот такая двойственная природа 30-х, порождавшая незаметных героев и мимикрирующих негодяев — и вроде бы и те, и другие были порождением режима… Наверное, такой герой как Кротов в середине 80-х был востребован — Аранович видел в нем притаившегося сталиниста, адепта чистой силы, но возможно, что он тяготел к европейской культуре, не прочитав свою, и уж точно предал Родину…
Фильм тем ценен, что это хоть и излёт советского детектива, но один из его пиков — характеры, мораль, идеология и политика, которые почти вытравились уже в к. 80-х. А Аранович в своей манере придал сериалу ещё и силу документа — печать дат, хроника, идеально вплетённая в художественное кино, а кино неотличимо (в чёрно-белых однозначных сценах с Кротовым) от хроники. Потому и убедительно и страшно — долгие годы Андрей Болтнев воспринимался исключительно образом из Противостояния, не отделяясь от своего персонажа…
12 сентября 2021
Прекрасный фильм, с очень точным подбором актеров. Операторская работа великолепна, не случайно Федосов работал с Германом-старшим и снимал его шедевр «Мой друг Иван Лапшин».
Очень важна художественная правда, которая складывается, как мозаика, из мелких деталей — одежды, быта, сценок в столовых, забегаловках, на стройках, в общественном транспорте, аэропорту. По сути, второй план — за детективной историей — история вообще советских людей.
И трагедия русского народа, расколотого еще в гражданскую войну.
Отдельно — чрезвычайно смело, что здесь возникает тема предательства и власовцев. И возникает подспудный вопрос — почему так много русских людей оказались у немцев? И с немцами? И почему?
Отдельно — прекрасная работа с хроникой, совмещение документального и игрового кино. В общем, по этому фильму можно изучать историю СССР настоящую, а не парадную.
7 июля 2020
Рецидивист-диверсант Кротов завершает нашу знаменитую кино-галерею чекистско-абверовских агентов фашистского сыска, среди которых такие яркие персонажи как Тульев, Дросов, Крамер и многие другие, начиная с картавого торговца «украинской щетиной» — разведчика-коммерсанта Эккерта-Федотова. Фильм «Противостояние» — это и увлекательный военно-исторический детектив, хотя и с элементами модного психологического триллера про «неуловимых и демонических маньяков». И социальная драма, в которой подводится своеобразный итог эпохе и разоблачаются пронизавшие все поры общества полицейско-криминальные методы контроля и подавления, нацеленные на маргинализацию населения и замаскированные имитационными «программами по развитию и улучшению жизни и борьбе с бесхозяйственностью и бюрократизмом». Бытовая жизнь показана уже на пороге разрухи, вокруг мрачный антураж запустенья, озлобленности и всеобщего страха и разочарованья социал-монархическим реакционным укладом. В провинции уже нет никакого глянца соц-благополучия, вся жизнь в глубинке построена по лагерно-поселенческому принципу — всем заправляют бандитские авторитеты в погонах. В фильме речь идет о законспирированной группе влиятельных нацистских преступников, занимавшихся еще обслуживанием кавказских резиденций гитлера-керенского, и готовящих очередные националистические черносотенные провокации-акции по триумфальному выходу из тени.
Именно эти чиновно-корпорационные группировки и стояли за грабительским НЭПом 80—90-х и последующим установлением военно-полицейской демократуры оружейно-сырьевых промышленников-инноваторов. Главный сюжетный злодей совершает одно дерзкое убийство за другим, явно стремясь отвлечь на себя внимание сыщиков. Характерно. что начальник оперативно-розыскной группы не столько занят поимкой опасного преступника, сколько выяснением деталей его ошибок и промашек. Сам бывший заика и, как рассказывает его старая учительница с манерами дворянской гимназической дамы, «образцовый комсомолец и стукач, сын провинциального партийного работника, психологически травмированный внутрисемейными проблемами», много лет живет под разынми именами, ведя вполне легальный активный образ жизни (и это при тотальной паспортно-проверочной системе). Открыто посещает родственников своих жертв и занимается шантажом бывших подельников — коллег по диверсионно-шпионской деятельности. То есть понятно, что работает под прикрытием крупных милицейских чинов. В конце его убивают при выполнении им очередного спец-задания по «террористическому захвату самолета». В этом эпизоде показано. как службы безопасности и правопорядка ведут своего «клиента» и «включаются» только в самый критический момент (когда уже теоретически могут быть жертвы среди простых пассажиров) ради эффектного «новостного» кадра. В фильме не менее любопытны исторические вставки, поскольку в них раскрывается суть и методы становления и формирования таких «профессионалов» как морпех Милинко-Кротов из казачье-пиратских военно-морских баз, куда так же массово направляли запуганных «военно-пленных» и затем уничтожали их как ненужных свидетелей. В картине подробно показана работа с так называемыми «секретными документальными архивами КГБ-Штази», которые все на поверку оказываются полит-фальсификацией и мистификацией.
27 января 2020
Убийство. Страшное убийство в далёком от столицы провинциальном городке. Убийство в один миг разнесённое молвой по округе. Ужас, страх, недоумение и пересуды-пересуды-пересуды. К чему подобное приведёт? Во что может вылиться? Здесь, едва ли не один из центров золотодобычи страны. Резонанс со знаком минус тут явно ни к месту, абсолютно не кстати. Компрометация благостного уклада, устоев, орудующим маньяком? И, опасения за близких тревогой неизвестности. Не оттолкнёт ли эпизод желающих приехать за длинным рублём, не породит ли массу версий «что здесь и как»? Выход один — в самые короткие сроки найти виновного и распутать дело.
И словно мухи тут и там
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам,
Их разносят по умам.
Владислав Николаевич Костенко, полковник, сотрудник Главного Управления Уголовного розыска МВД СССР направлен из Москвы для оперативного решения вопроса. Максимально быстро, без волокиты задать направление поиску, отработать версии, установить мотивы преступления, изобличить виновного. Вот так вот. Из кабинета на Петровке к самому чёрту на кулички. И одна из первых фраз у трапа, на аэродроме об этом:
- Как долетели.
- Сложно, с тремя пересадками.
А работать, между тем предстоит практически с нуля. Ведь кроме заявленного, найденного трупа у местных органов дознания, ничего конкретного по делу нет. Кто он и что он? Этот потерпевший? Лишь буквы наколки на руке усмешкой фортуны. Но можно ли по трём буквам «набить лыжню»? Мало ли в Советском Союзе подобного? Не счесть. Не за своим ли хвостом предстоит гоняться? Неужели очередной «висяк»? А что скажет нашедший останки тела в мешке свидетель? А дактилоскопия какие выводы готова предоставить? А место, не способно пролить свет на разыгравшуюся трагедию? Тут ли всё произошло или может быть убийца намеренно путал следы… Да, здесь масса вопросов. Здесь масса направлений для проведения стыковок. Спокойно. Только спокойно. «Не раскрываемых дел не бывает. Бывают сыщики, которым это сделать не удаётся»(фраза «Володи» Шарапова из фильма «Гонки по вертикали», как раз к месту).
Шестисерийный мини-сериал из «Золотого фонда» отечественного кино. Определённо — это так. Тут нет «проходных моментов». Тут всё на своих местах. И очень жаль, что именно шесть серий дал нам, зрителям, режиссёрский гений. Было бы десять-пятнадцать, при подобной насыщенности кадра, восторга было бы не меньше. Вплетаемые персонажи, входящие на сцену для творения и, покидающие подмостки, когда их время истекло оставляют незабываемый шлейф игры-проживания. Все реальны, все истины. Не фальшивит никто. Масштабность не важна. Это как раз и есть тот самый случай, где артистический минимум служит общему букету. За каждым, характер. За каждым, судьба. Картонности, неодушевлённости, статичности с этаким бессловесным «кушать подано», о котором любят так часто шутить, автору удалось избежать. Трудятся все. На общее благо, стараясь.
Постепенно вырисовываются контуры общих потуг. Система против человека. Система щупальцами спрута. Не ускользнуть. Не спрятаться. Не скрыться. «Миленко впервые выехал в прошлом году на Большую землю». А так все отпуска проводил здесь либо в тайге охотясь…» По крупицам собирается образ-портрет человека. Характеристика личности через опросы, свидетельские показания, оставленные после себя следы. Так кто же на самом деле перед нами? Он это или не он? Гриша Миленко. Ми-лен-ко… И неожиданное открытие морщит сюжет закипанием мозга. Эка, как! Ух! Ну и ну!
Материалом для написания Ю. Семеновым «Противостояния» послужила реальная история произошедшая в 60-х годах в Магадане. Таксист убив и ограбив старателя, вместе со своей знакомой «ударился в бега». В летнее время, заготовители кустарника для посадок одного из домоуправления нашли истлевший мешок вблизи обочины дороги с туловищем, без головы и конечностей. Район подвергся прочёсыванию, ноги и руки нашли неподалёку. Голову обнаружить не удалось…
Тонкая лиричность среди «страшилок» бытия — колокольчик перелива Кира Королёва — Владислав Костенко. Увлечённость, романтическая влюблённость девушки во взрослого мужчину. А в роли московской журналистки, снялась, между прочим, дочь самого Юлиана Семёнова.
Вечное кино. С непреходящими, истинными ценностями. И один раз можно посмотреть такое кино, и десять раз будут не лишними. Это всё равно, что классическая литература, утоляешь жажду, но вновь обращаешься к тому же источнику за новым, свежим глотком.
9 из 10
24 ноября 2019
Мини-сериал «Противостояние» снят режиссером Семеном Арановичем в 1985 году. Фильм является экранизацией произведения Юлиана Семенова «Противостояние», где главный герой полковник милиции Владислав Костенко, также этот персонаж упоминается в фильмах «Петровка, 38», «Огарева,6`и произведениях Ю. Семенова «Тайна Кутузовского проспекта», «Репортер».
Сюжет фильма «Противостояние» — в одном из северных городов РСФСР милиция расследует уголовное дело об убийстве человека, который поехал в отпуск с золотых приисков. Следователь Владислав Костенко выходит на след главного подозреваемого водителя такси Григория Меленко (в произведении Милинко). Чем дальше продвигается следствие, тем больше оно становится запутанным.
В мини-сериале «Противостояние» присутствует несколько линий — от Великой Отечественной войны до настоящего времени.
В фильме четко показан отрицательный персонаж Николай Иванович Кротов — труслив на войне, в мирное время продолжает свою «деятельность». Он проходит много городов — Нардын-Коканд- Воронежская область — Рига- Смоленск — Сухуми-Адлер. Николай Кротов убийца, предатель, провокатор, он силен и расчетлив;
и положительный персонаж Владислав Костенко — добрый, вежливый сыщик, полковник милиции и философ. В фильме «Противостояние» поднимаются важные вопросы — противостояние добра и зла, памяти жертв Второй Мировой войны, неотвратимость наказания, этические и моральные составляющие жизни человека.
Прекрасное музыкальное сопровождение. Использованы материалы кинохроники военных лет из Госфильмофонда СССР.
Теперь о минусах — затянутость фильма; грубый монтаж киноленты; профессиональный диверсант вяжет мешки необычным узлом, по которому на него легко можно выйти (недоработка автора произведения Ю. Семенова); вежливые сотрудники советской милиции — отцы родные; переговоры с кораблем дальнего плавания; запросы в Германию; перелеты из Неаполя в Москву (эпизод, когда полковник милиции Владислав Костенко просит двоюродного брата Петровой Пастухова прилететь на пару дней из Неаполя в Москву и привезти письма и фотографии Петровой. Как-будто Пастухов взял в дальнее плавание письма и фотографии своей двоюродной сестры, живя при этом в Риге); непонятный и куцый финал фильма (резкий обрыв концовки фильма).
12 января 2016
Шедевральный психологический детектив, всем мыслящим его стоит смотреть непременно, так как он каждый раз заставляет рассуждать, размышлять и не только над многоплановым сюжетом, но и о жизни, о пороках человечества. В главных ролях Басилашвили и Кузнецов, последнему, кстати, часто везет на роли сотрудников милиции, кроме этого фильма достаточно вспомнить «Мой друг Иван Лапшин», «Гений», «Улицы разбитых фонарей». Еще приятно удивил Болтнев, он же играл в картине гения Алексея Германа Лапшина.
Сюжет раскрывать не буду, скажу только, что он изумительный, мощнейший. В основе книга Юлиана Семенова, профессионально и с умом написанная. И постановка Арановича как всегда гиперреалистична.
Всем мыслящим людям, любящих серьезное кино, непременно нужно смотреть.
10 из 10
19 октября 2014
Для кого-то заголовок покажется неожиданностью. Это будет поверхностное суждение, ведь при внимательном просмотре сериала, иначе как первопредателями создателей фильма назвать сложно. Картина получилась остросюжетной, сложной, многоплановой с национальным русско-советским колоритом, атмосферой.
Все «портит» финальный монолог героя Басилашвили, в котором тот почти прямо признается, что не может четко отделить предателей от героев. Точнее отказывается от морально-нравственной оценки, отказывается твердо назвать Кротова и ему подобных плохими. Это выдает идейно-политическую ориентацию режиссера и сценариста. Их антисоветскую ориентацию. Через пару лет позорное дело сдачи завоеваний предков продолжат Соловьев и Говорухин с Ассой, Шаханазаров с Курьером ну и конечно же документалисты вроде Юриса Подниекса, завершившие надлом системы.
Аранович кроме данной ленты известен еще и антисталинскими документальными фильмами, а Семенов позже не без удовольствия переведет на коммерческие рельсы свои увлечения историческими расследованиями, создав газету Совершенно Секретно. Сейчас это издание является одним из самых ярых прозападных СМИ, лоббирующее новое поколение псевдолиберальных «оппозиционеров».
3 из 10
22 мая 2014
«Противостояние» — знаменитый фильм по роману Юлиана Семёнова. На мой взгляд, это один из лучших советских кинофильмов о милиции. Кино очень талантливое, от экрана трудно оторваться. Что немаловажно, здесь нет экшн-сцен, но смотришь на «одном дыхании». В нынешних сериалах последних лет в каждую серию столько экшена пихают, а всё равно скучно, неинтересно и фальшиво. А «Противостояние» сделано с надрывом. Здесь как раз тот случай, когда всё удачно срослось и получилось гениальное кинопроизведение.
Сценарий Юлиана Семёнова великолепен, логичен, каждый диалог отработан от начала и до конца. Режиссура суперпрофессиональная, за что Арановичу особый респект. Из актёров бесподобны Басилашвили и Кузнецов, сыграли на все сто. Очень колоритен Кардава в исполнении Мурмана. Но также отмечу и Кротова в исполнении Болтнева. Это же надо так убедительно и ярко сыграть отрицательного героя.
В фильме нет ни одной фальши, всё очень убедительно и ни один артист не переигрывал, даже эпизодические сыграли не хуже. Особенно отмечу учительницу Кротова в исполнении Берггольц.
Другая художественная ценность — это шикарная музыка, которая заставляет биться сердце всё чаще и чаще.
Одним словом, те, кто не видели эту картину, многое потеряли.
Ставлю оценку
10 из 10
3 марта 2014
Семен Аранович снял, на мой взгляд, лучшую из экранизаций Юлиана Семенова.
Да, конечно, есть еще «17 мгновений весны». Но шедевр (без малейшей иронии) Татьяны Лиозновой все-таки немного затянут и чересчур сентиментален. Наверное, можно было управиться с сюжетом сравнительно небольшой повести за 9 или 10 серий. Наверное, чуть меньшее количество долгих крупных планов грустного лица Вячеслава Тихонова только улучшило бы восприятие картины…
А вот в «Противостоянии» ничего лишнего нет. Скупо и точно фильм рисует прошлое, прекрасно передает лихорадку поиска и погони настоящего.
Олег Басилашвили был в середине 80-ых гораздо лучше известен широкому кругу зртелей, чем только что найденный тем же Арановичем в Новосибирске Андрей Болтнев. Но провинциальный новичок кинематографа отнюдь не потерялся на фоне маститого партнера. Напротив: он мастерски «вытащил» очень сложный образ подонка, предателя и убийцы…
И другие актеры в фильме — среди которых есть и звезды (Филиппенко, Кузнецов, Садальский) — под стать двум главным героям.
Замечательному советскому писателю Юлиану Семенову вообще повезло с киноверсиями его произведений. От «Бриллиантов для диктатуры пролетариата» и «Пароль не нужен» через многочисленные телесериалы (например, о Фердинанде Люсе и Майоре Вихре) и до «Петровки, 38» и «Огарева, 6» — чрезвычайно синематографичное творчество Семенова стало благодатной почвой для многих режиссеров, снявших очень достойные ленты. Но последняя (если не ошибаюсь) по времени экранизация — «Противостояние» — получилась особенно удачной.
10 из 10
1 сентября 2012
Двойственное значение имеет этот фильм. Помимо того, что это сильный психологический триллер, детектив, «Противостояние» имеет и яркую морально-патриотическую составляющую. И этот второй аспект, как я подозреваю, и послужил/послужит причиной, почему фильму ставят единицу «либерально-политически» подкованные пользователи нашего киносайта (не школьники, любящие боевики, а именно взрослые люди, считающие себя думающими).
Несколько слов для тех, кто еще не видел фильма: здесь вы не найдете погонь и перестрелок, спецэффектов и быстрого действия. Но назвать фильм сериалом даже язык не поворачивается. С первых кадров фильм поражает реалистичностью. Режиссер добился своей цели: от начала и до финала не покидает ощущение напряженного беспокойства, иногда переростающего в ужас… Я сейчас конечно говорю о своих впечатлениях, не могу знать, какие они у других зрителей. Не уверен точно, что именно в фильме дает такой эффект… Помимо сценария, возможно, это душераздирающий пронзительный саундтрек, реалистичность картин обыденности 80-х, отпечатавшихся в памяти с детства, на фоне которых так неестественно дико выглядят происходящие события…
Поединок не на жизнь, а на смерть. Интеллектуал, полковник МВД Костенко не просто следователь, возглавляющий группу по поимке убийцы, бывшего власовца. Это содат. Солдат в одном окопе с живыми и погибшими участниками ВОВ. Война — его детство и так получилось, что много лет спустя стала его делом, его «фронтом». Интеллектуальный поединок представителя власти, обученного, снабженного всеми преимуществами, данными ею, с загнанным бешеным зверем, с ядом на зубах и пустотой в глазах (Андрей Болтнев здорово сыграл машину смерти, созданную по новейшим нацистким технологиям 40-х)… Басилашвили — ровесник Костенко. Ровесник и Семен Аранович. Они — дети войны, этим все сказано. Сказано о работе актера в гл. роли и режиссера. И конечно же Юлиан Семенов. Эта эпоха уходит… Эпоха, когда боль прошедшей войны говорит в глазах исполнителей ролей лучше высочайшего актерского мастерства. Это моя любимая роль Олега Басилашвили.
Зверь играет белыми. Цена каждого ответного хода, каждой крупинки информации для следствия — чья-то смерть. Да… смерть… она наперегонки «помогает» следствию — несчастия современности дополняются вновь открытыми трагедиями прошлого. Молодой следователь Кардава отводит взгляд при вопросе старухи, 40 лет спустя все еще ждущей сына с войны: «А что приехал-то, сынок? Может что новое скажешь?»…
Страшная игра имеет конец. Кровавые следы приведут куда-то рано или поздно…
Развязка… Она потрясает… эмоционально опустошает…
Закончу внезапно. Цитатой из эпилога фильма:
«Я просмотрел сотни метров хроники и наших материалов о процессах над предателями. Я поймал себя на том, что уже не ищу сообщников Кротова и Лебедева, а просто вглядываюсь в эти лица. И мучительно пытаюсь понять: как это могло случиться с людьми? Как можно оторвать свою судьбу от судьбы своего народа и продолжать жить? И не могу понять… Так может быть забыть? Плюнуть и растереть? В конце концов их и было-то всего ничего, жалкая кучка… Но тут я вспоминаю Берлин, Панков, Трептов Парк, могилы наших солдат… Говорят, гибель одного человека — это трагедия. Гибель миллионов — это статистика. Нет! Я не хочу, не могу согласиться с этой формулой. За каждой фамилией на граните — живая боль. Живая память… »
4 ноября 2010
За десять лет до Схватки с Аль Пачино и Робертом Де Ниро, по советскому, в основном черно-белому, телевиденью показали мини-сериал «Противостояние». Основная тема в обоих этих фильмах противостояние и схватка добра и зла: детективы ловят, преступники убегают. И если еще можно посочувствовать герою Де Ниро, то в «Противостоянии» персонаж Андрея Болтнева, кроме как ненависти ничего вызвать не может. Ненависть эта обусловлена страхом перед этим человеком, и чем больше этот страх, тем большую ненависть он вызывает.
До этого сериала достаточно часто советское кино показывало детективы, в которых крали, обманывали и убивали. Однако до «Противостояния» еще не было такого изощренного, безжалостного, натренированного и хитрого врага как Кротов. Врага, от которого нельзя спрятаться ни в настоящем, ни в будущем, ни в прошлом. Врага, который может забрать не только твою жизнь, твое тело, но и все воспоминания о тебе. Врага, который умеет маскироваться под обычного гражданина. Врага, который всегда готов к схватке. Врага, которого может остановить только противостояние силы, стоящей на страже закона, справедливости и памяти.
Фильм динамичный, не затянутый, рассказывается только то, что должно быть рассказано по сюжету, не больше ни меньше. Игра Олега Басилашвили и Андрея Болтнева — выше всяких похвал.
Если есть золотая коллекция советских детективов и боевиков — фильм из нее.
7 из 10
7 июня 2010
Прекрасный фильм для думающих людей. Фильм показывающий глубину падения человека, который и называться человеком недостоин. В фильме очень естественно показано, как человеческие пороки и интеллектуальная ограниченность обычных людей помогают отрицательному герою творить страшные преступления и умело уходить от наказания.
Думаю, многим в наше время стоит посмотреть этот фильм и, возможно, осознать, что сегодня они переступят через других в малом, а завтра пойдут по трупам и потеряют право называться людьми. А наказание придет. Путь позже, чем надо было, но обязательно придет. Басилашвили и Болтнев как всегда великолепны, да и второстепенные актеры не подкачали. Очень качественное советское кино. Если любите таковое — смотреть обязательно.
13 апреля 2010
Удивлён, что об этом замечательнейшем советском сериале нет ни одного отзыва, очень удивлён. С искренним сожалением о сложившейся ситуации, постараюсь этот изъян хоть как-то исправить.
Уже мало мало понятно моё отношение к картине, и оно сугубо положительное. Поначалу перед нами обычный детективный сериал — убийство следователь, небольшая заковыка на которой держится сюжет. Однако уже после этого пункта, стереотип ломается. Небольшая заковыка оказывается огромной проблемой, на решение которой идут титанические усилия и неимоверные труды. Дело, которое на первый взгляд обычная уголовщина, на самом деле куда глубже как с моральной, так и исторической точки зрения. Следователь, который во всём этом разбирается и которого прекрасно играет актёр Олег Басилашвили, приступает к распутыванию самого главного дела в своей жизни, к розыску и поимке самой большой мрази, которая ему когда-либо попадалась.
На протяжении всего сериала нам представляют потрясающую картину напряжённого интеллектуального поединка, соревнования, противостояния двух очень мощных, проницательных, сообразительных и изворотливых умов. Удалось без всяких погонь, перестрелок и бешенных гонок на всех скоростях создать напряжённую атмосферу преследования, которая не отпускает до самого финала. Исторический контекст, который всплывает по ходу повествования, лишь добавляет сериалу великолепия, делая детективную историю нечто большим, чем банальные розыск-поимка, пусть и запутанные. Добавляются моральные, общечеловеческие, философские мотивы главных героев, размышления о человеческой природе.
Ещё раз отмечу великолепную актёрскую работу Олега Басилашвили. От серии к серии видно, как изменяется его герой, как он всё больше и больше ожесточается, всё больше увлекается этим делом. Сыщик в его исполнении умён, изобретателен, упорен и ведёт погоню до самого конца.
Отдельного упоминания достоин и типаж главного отрицательного героя. Такой отвратительной твари, скажу я вам, более нигде и никогда не видел. Именно в «Противостоянии» нам показывают такой край человеческой натуры, когда человек перестаёт быть человеком, становится диким, опасным животным, ничего кроме омерзения и отвращения к которому питать невозможно. И это несомненная заслуга исполнителя его роли Андрея Болтнева.
Это лучший детективный сериал.
11 октября 2009