Мания
Mania
7.1
1985, приключения
Греция, 1 ч 32 мин
В ролях: Алессандра Ванци, , Андонис Теодоракопулос, Андреас Андреопулос, Арто Апартиан
и другие
Программист Зоя Сиропуло работает над проектом “Curriculum Vitae”, благодаря которому из неких исходных данных, полученных при рождении человека, компьютер определяет всю его дальнейшую жизнь. После первых полученных результатов, получив выходной, она вместе с детьми отправляется в городской парк, где с ней начинают происходить странные события. Встретившийся девушке в глубине парка служитель предстает в ее глазах в образе бога Пана, и пробуждает дремавшие в глубине Зои силы. Под воздействием этих сил среди посетителей парка нарастает паника, превращающая мирное место отдыха в настоящий бедлам, а сама она медленно, но верно перестает быть человеком XX-го века.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Мания

английское название:

Mania

год: 1985
страна:
Греция
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Йоргос Панусопулос
композитор:
художник: Никос Перакис
монтаж:
жанр: приключения
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 6 октября 1985 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 32 мин
Другие фильмы этих жанров
приключения

Постеры фильма «Мания», 1985

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзыв критика о фильме «Мания», 1985

Языческие боги

Можно ли поверить человеческую жизнь компьютерной программой? Многие программисты и IT-шники уверены, что не просто можно, но и нужно, и часть из них вполне себе благополучно над этим работает. И многое из того, что казалось фантастикой совсем недавно и собирало восторженные отзывы фэнов и критики в книгах, например, Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга, не говоря уже о фильмах сестер Вачовски, ныне таковой уже совсем не кажется. О том, насколько это согласуется с природой человека, его индивидуальностью и сущностью при этом… Нет, задумываются, конечно, но как-то мимоходом, дескать — главное душу просчитать, а Бог с ней как-нибудь разберется.

А если не Бог, а боги? Если все-таки монотеистические религии ошибаются, и мы все еще, как и две с лишним тысячи лет назад, живем рядом с силами, которые мановением маны (sic!) могут вмешаться в нашу налаженную и понятную жизнь, и отбросить ее не на тысячелетия даже — на миллионы лет назад. Если мы зайдем слишком далеко в цифровой мир и потеряем всякую связь с природой — природа ведь об этом не забудет. Где, как не в Греции, с ее тысячелетней языческой культурой, об этом не знать. И кому, как не грекам об этом периодически напоминать.

Йоргос Панусопулос своей «Манией» и напомнил. Взяв за основу сюжет, который в Голливуде превратился бы в заурядный хоррор, он создал сюрреалистическое полотно, которое, будь, оно представлено красками на холсте, напомнило бы о работах Сальвадора Дали, написанных кистью Врубеля. От ассоциаций с «Паном» великого русского художника при описании впечатлений от ленты никуда не деться. И очень похоже на то, что у режиссера она тоже стояла перед глазами.

Итак, Зоя Сиропуло, работающая над той самой компьютерной программой, поверяющей человека, в свой законный выходной отправляется отдохнуть в городской парк. Здесь она разворачивает прогноз собственной жизни и обращает внимание на приписку о том, что Луна в своем нынешнем положении способствует раскрытию ее скрытых талантов. Одновременно женщина слышит манящую мелодию свирели и гипнотический ритм барабанов, раздающийся из чащи. Поддавшись этим звукам, Зоя отправляется к их источнику, где встречает козлоногого юношу, играющего на флейте. После бурного соития (сексом это называть как-то даже не с руки), она получает божественную силу, которая обрушивается сначала на детей, а затем и на взрослых посетителей парка. Начинается паника, вырываются на свободу животные из зверинца, появляются жертвы…

Согласитесь, вполне сюжет для «ужастика» со всеми вытекающими. Но «Мания» — не фильм ужасов. И центральная фигура, стоящая у истоков разворачивающегося кошмара — вовсе не чудовищный языческий монстр, вылезший из небытия, и которого обладающий твердой протестантской моралью герой после суровой схватки отправит в небытие. Пан Панусопулоса (опять игра слов!) — это тот самый языческий бог дикой природы, для которого в нашем мире практически не осталось среды обитания. Но бог-то он тот же самый, ни в каких старинных артефактах не скрывавшийся и всегда существовавший рядом с нами. А Зоя — никакая не героиня. Она обычный человек, услышавший Зов той самой дикой природы. И сошедший от этого с ума. Потому что природа и цивилизация — антонимы и существовать вместе не могут, как бы там ни хотели этого «зеленые» и прочие экологи.

Либо цивилизация, либо дикая свобода. И в этой свободе никаких границ уже не будет. После того самого дикого совокупления с козлоногим Зое уже нет дороги обратно. Она обрела божественную силу, но потеряла человечность. Ни дети, ни любовь мужа не могут ее вернуть. В «Мании» не будет поединка человека с чудовищем. Потому что сопротивляться Пану, как мы знаем из мифологии, невозможно. А Панусопулос в этом конкретном фильме смотрит на мир с языческих, а не монотеистических позиций. В других его работах: «Ты меня любишь?» или «Окно напротив» — будет по другому. Второй из этих фильмов вообще удивительно (и сюжетно, и идейно) похож на «Короткий фильм о любви» Кеслёвского, но в «Мании» христианства нет. О Едином Боге напоминает разве что заменивший его Компьютер, но его выкладки не работают в лесу, а Пан всесилен в своих владениях.

Другое дело, что сила античного бога не добра, хоть и не зла. Она равнодушна, и ее единственной целью является установление гармонии. Цивилизация же гармонии вредит. Поэтому Пан, и наделенная им божественной силой Зоя — враги цивилизации. Дети ближе дикой природе, чем взрослые — поэтому Зоя в первую очередь обращает свою силу на детей, которые уже, в свою очередь, заражают паникой остальных посетителей парка. Но единственная цель этой паники — установить порядок через хаос. И в этот порядок, опять-таки не имеет ничего общего с христианским раем. Новая Зоя — это охотница-Артемида, голыми руками ловящая убегающего ягненка и перегрызающая ему горло. У нее полностью потерян материнский инстинкт: дети, в том числе и собственные для нее — инструмент для создания паники. И безумное плотское соитие уже забыто: Артемида ведь богиня-девственница…

Панусопулос не спрашивает: нужна ли людям такая свобода, нужен ли такой отказ от цивилизации. Он просто констатирует факт. Безэмоционально, не расставляя акценты и не осуждая. Ни людей, ни богов, ни чудовищ. Просто призывает помнить, что они есть — это данность. А стало быть, с окружающим нас миром надо быть очень осторожными… И уж точно не доверять его исследование (и тем более изменение) цифровым схемам.

27 марта 2016

Приключения Мания появился на телеэкранах в далеком 1985 году, его режиссером является Йоргос Панусопулос. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Алессандра Ванци, Aris Retsos, Андонис Теодоракопулос, Андреас Андреопулос, Арто Апартиан, Яннис Гумас, Yiorgos Kalantzis, Ilias Kapetanidis, Eirini Koumarianou, Бетти Ливану, Mei Sevastopoulou, Stavros Xenidis, Nikos Skiadas, Myrto Makri, Fanis Veloudas.

Страна производства - Греция.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.