Рейтинг фильма | |
![]() |
7.6 |
![]() |
7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дети солнца |
год: | 1985 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Пчелкин |
сценаристы: | Максим Горький, Иннокентий Смоктуновский |
видеооператор: | Юрий Схиртладзе |
композитор: | Исаак Шварц |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
12 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
16+ |
![]() |
3 ч |
По пьесе Горького. В центре действия семья, друзья и домашние русского интеллигента, ученого Павла Федоровича Протасова. Как и почти всегда у Горького, представлен определенный социальный фон — интеллигенция, народ, мещане…
Леонид Пчелкин поставил, как и всегда, в классической манере с гениальными русскими актерами.
Но чего-то все равно не хватает… Страсти, наверное. Есть глубина, есть вопросы, правильно поставленная проблема, тонкая игра актёров, но не хватает элементарного драматизма. Всё-таки художественное произведение должно быть чем-то уникально для зрителя. Но тут немного и пьеса Горького подвела, поскольку нет романтизма, который был в «Старухе Изергиль». С другой стороны, нет такой социальной проблематики и столкновений, как в «Климе Самгине» или «Матери» (символики тоже не хватает). Нет, кстати, такого ярко-мрачного образа дна, каковой есть в пьесе с соответствующим названием… Но конфликт всё же существует. Но большую часть пьесы он латентный. Как итог — некое параллельное существование тёмной народной массы и интеллигенции, застрявшей в своём мирке. Как ни странно, наиболее тонко чувствующими народ оказываются сумасшедшие… Лиза, в первую голову. Впрочем, сумасшествие героини Аллы Демидовой, скорее, говорит о том, как не выдерживает столкновения с народом интеллектуальная элита. То ли намёк на народников, то ли на образованную часть дворянства… Так и вспоминается фраза Ильича про «далеки они от народа».
Драмы любви, смерти, творчества художественного и научного остаются тайной, причём едва ли не дьявольской (взамен сметливой мещанки в доме появляется богомольная горничная).
Вообще же Горький (Пчелкин вслед за ним) своеобразно наследуют Пушкину (но в новом контексте социального разрыва) в его понимании русского бунта как бессмысленного и беспощадного. И экранизация смотрится предтечей пересмотра взгляда на революцию как однозначно прогрессивное явление. Недаром «Дети солнца» в качестве пьесы явно были не в фаворе у советской критики и театральных режиссеров, а эта экранизация вышла и вовсе в начале Перестройки.
6 января 2016
Сильный, глубокий, многогранный, философский и вместе с тем живой фильм.
Прекрасная режиссура и игра. Замечательная операторская работа — без «красивостей», но очень органичная. Блистательный актёрский состав (Смоктуновский, Демидова, Гундарева, Симонова, Ступка, Лазарев, Невзоров и др.). И конечно музыка Исаака Шварца…
Без пафоса и какой-либо пропаганды, грустный, с иронией, то светлый, то очень драматичный, всегда очень психологичный, многослойный, совершенно лишённый пошлости и фальши фильм — трогательный, умный, правдивый.
Люди, такие разные, такие хрупкие, такие слепые и вместе с тем мудрые, чудовищно далекие друг от друга и столь же друг другу необходимые, не более чем клетки одного организма. Их чудовищные ошибки так понятны, так близки и так знакомы. Но как они сосуществуют, как взаимодействуют? Понять, услышать друг друга — в масштабах семьи, в близком кругу, в масштабах общества вот такая простая и такая сложная формула счастья.
Брат — человек с микроскопом, сестра — человек с телескопом. Воздушная, умная, наблюдательная жена, которая ещё есть ли? Гордый художник, делящий публику на элиту и плебс. И ещё один брат с сестрой — раздавленные, хлебнувшие горя, но, поизносившись, не переставшие искать любви, тянуться к чистому и прекрасному, ведь, как поётся, «любви не отнять у души». Но как любить, как разглядеть того, кто рядом, когда все время смотришь через увеличительные стекла? Как помочь, как научиться и не разучиться слышать, любить, как не быть эгоистом? Как в погоне за высоким и далёким не затоптать ближних? Ведь для кого прекрасное, разумное, вечное и истинное, если не для людей? И если проповедуешь гуманизм, то и действуй. И будь добр любить людей такими, какие они есть, со всеми их пороками и недостатками — грязненькими, ведь чистенькими их и сам чёрт полюбит.
Но общество уже расколото. И вчерашних господ, на беду оказавшихся на виду у разъярённой толпы, ждут камни, палки и кулаки. Начало века — эпоха перемен…
Несмотря на трагические повороты сюжета и на то, что затронуты некрасивые, нездоровые социальные явления (увы, существующие и сейчас, и всегда), фильм дышит огромной любовью к человеку и человечеству.
Замечательная экранизация одноимённой пьесы М. Горького (1905).
10 из 10
24 августа 2013