Рейтинг фильма | |
![]() |
6.6 |
![]() |
6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Берега в тумане |
год: | 1985 |
страны: |
СССР,
Болгария
|
режиссер: | Юлий Карасик |
сценаристы: | Будимир Метальников, Анжел Вагенштайн |
продюсеры: | Христо Йоцов, Фабиан Могилевский |
видеооператор: | Пламен Вагенштайн |
композитор: | Юрий Буцко |
художники: | Евгений Черняев, Богоя Супунджиев, Татьяна Чапаева, Майски Желязков, Ана Маркова |
монтаж: | Любовь Филькина |
жанры: | драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
23 января 1986 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
2 ч 25 мин |
Удачный фильм по истории Гражданской войны (точнее, ее 'эха', периода, когда война уже закончилась, но могла вспыхнуть вновь). Удачный - за счет двух факторов.
Во-первых, фильм снимался совместно с Болгарией, в значительной мере - в Болгарии. Это обеспечило и легкую экзотичность, 'незатертость' образов фильма (от городской архитектуры до черт лиц), и обращение к малоизвестному историческому эпизоду в очень своеобразном сеттинге (легальная коммунистическая партия в монархическом государстве для советского, да и российского, зрителя смотрится экзотично - куда там фэнтези). Кроме того, ресурсов на международное сотрудничество не пожалели. Как финансовых (что обеспечило съемки масштабных сцен), так и организационных (историчность реконструкции изображаемого периода очень хороша...).
И, во-вторых, создавался фильм на излете советского периода, когда цензура подувяла. Поэтому идеологии в фильме меньше, чем у более ранних фильмов по гражданской войне, и идеология эта в основном про то, как хороши 'наши', а не про то, как ужасны 'не наши'. Да, большевики и болгарские коммунисты изображены исключительно с позитивной стороны, но и белогвардейцы отнюдь не представлены монстрами. Упрямцами, пытающимися несмотря ни на что переиграть уже проигранную войну, и уничтожить то, что они считают злом, противниками власти рабочих и крестьян, но - противниками достойными.
Так что тем, кто неравнодушен к истории нашей Гражданской войны стоит обратить внимание на фильм.
10 марта 2024
Болгария и Россия; начало XX века
Сергей Егорьев /Анатолий Кузнецов/ - белогвардейский полковник, бежавший в Болгарию и принимающий участие в контрреволюционной деятельности; в Болгарию приехал с дочкой и сыном, в определённый период начинает сомневаться в правильности своего выбора
Тамара /Ирина Купченко/ - поэтесса, живёт в Болгарии, бежав из России, ненавидит революционеров, любовница Сергея
Дмитрий Шелапугин /Леонид Филатов/ - большевик, приехавший в Болгарию вести агитационную работу среди бежавших сюда русских военных
Анна /Любовь Виролайнен/ - жена Сергея, осталась с дочерью в России, живёт в доме Дмитрия, начинает сочувствовать народу
Фильмы о данном историческом периоде всегда во мне вызывают странные чувства. Я не видела пока ещё ни одной объективной ленты о нём, и абсолютно объективных книг не читала. Эта картина была создана во времена существования СССР, и мне показалось, что подано всё слишком однобоко и пропагандистски. «Белые» все сплошь и рядом прям лгуны, изменники, без чести и достоинства, заботящиеся только о личной выгоде и своей спокойной жизни, хладнокровно решающиеся на убийства хороших «красных», желающих лучшей жизни для всего народа. Ну, камон, блин, ну люди разные, ну плохие есть с обеих сторон всегда, как и хорошие.
Пытаясь отвлечься от раздражения, вызванного «чёрно-белой» направленностью повествования, пыталась сосредоточиться на любовной линии Сергея и Тамары и понять, как себя ощущала жена Сергея - Анна. Не удалось. И эта линия не обошлась без категоричности и была лишена реальности. В общем, мне фильм не очень понравился. Но если кого-то интересует этот исторический период или он прям поддерживает коммунистов с такой же ненавистью в сердце, какая была у большевиков /судя по этой картине/, то можете и посмотреть, почему нет-то.
16 июля 2023
Картина уважаемого мной Ю. Карасика («Дикая собака Динго», «Стакан воды») производит довольно сильное впечатление, прежде всего, своей масштабностью. Размах съёмок в отдельные моменты фильма заставляет относиться к нему, как минимум, с уважением. А стремление освятить малоисследованный эпизод истории — нахождение белогвардейской армии Врангеля в Болгарии после окончания Гражданской войны — вызывает интерес. Тем более, что создавалась картина с очевидным желанием соблюсти соответствие экранных лиц и событий реальным историческим персонажам и фактам.
Действие фильма начинается осенью 1921-го года с торжественной встречи в болгарском порту Варна основной части Добровольческой армии. Напомню, что армия эта после победы красных в Крыму сначала вплавь отступила в Турцию, и только спустя некоторое время получила разрешение перебраться в Болгарию. Помпезная сцена в порту впечатляет: с огромного парохода высаживаются многочисленные «квадраты» подразделений белого войска, повсюду огромные толпы встречающих, пафосный оркестр… Генерал Кутепов (Пётр Щербаков) производит торжественный доклад главнокомандующему барону Врангелю (Николай Олялин) о прибытии армии на болгарскую землю. Врангель, если судить по старым фото, очень похож на свой оригинал. И вообще, в визуальном плане всё выверено, подогнано под первооснову вполне добросовестно.
В центре сюжета — судьба кадрового белого офицера полковника Егорьева (в его роли Анатолий Кузнецов). Егорьев — трагическая фигура, его настигает тяжёлая, хотя и достаточно типичная участь белоэмигранта — потеря связи с Родиной и потеря семьи. Жена Егорьева Анна (Любовь Виролайнен) с маленькой дочерью остаётся в советском Крыму, а подросток сын Николай (Алексей Волков) находится здесь, в Болгарии, но постепенно всё больше и больше отдаляется от отца. Сердце Егорьева занимает образованная и уверенная в себе Тамара Скаржинская (Ирина Купченко), с которой у полковника вспыхивает роман. Командование Добровольческой армии вынашивает реваншистские планы, все нити которых сходятся к фигуре начальника контразведки полковника Самохвалова (Алексей Жарков). Последний готовит непродолжительную вылазку в Крым и предлагает Егорьеву, дабы тот смог вывезти с советской территории жену и дочь, принять в этой вылазке участие. Егорьев соглашается, судно отплывает к берегам Крыма…
Другая линия сюжета — деятельность советского активиста Шелапугина (Леонид Филатов), получившего, в свою очередь, задание коммунистического руководства проникнуть в Болгарию, чтобы развернуть в рядах белых агитацию за возвращение в Советскую Россию. Егорьев и Шелапугин давно знакомы и симпатизируют друг другу. Но они находятся по разные стороны баррикад, и удастся ли им о чём-то договориться в эти дни национального раздора, непонятно…
Конечно, можно провести некоторые аналогии между картиной Ю. Карасика и известным фильмом «Бег» (по мотивам произведений М. Булгакова). «Берега в тумане» имеют как свои плюсы, так и свои минусы. Масштабность и размах уже названы — их я занёс бы здесь в плюс. (Можно вспомнить ещё одну сцену — массовый подвоз продуктов питания для голодающей ленинской России. В кадре — сотни и сотни повозок и телег!) Соблюдение многих исторических деталей — два. (Например, когда показывается сцена смотра белых войск в степи, на экране на мгновение появляется РЕАЛЬНЫЙ фотоснимок подобного смотра войск — всё совпадает!) Участие в фильме целого ряда известнейших актёров — три. (Многих я уже перечислил, добавлю такие имена, как Сергей Юрский, Борис Щербаков, Михаил Погоржельский) Международность создания картины, тоже, видимо, стоит занести в плюс — в фильме снимается очень много болгарских актёров. Минусов, на мой взгляд, тоже хватает. Во-первых, неправдоподобно, противореча всем нормам конспирации, выглядят «заплывы» туда-сюда — в Крым и обратно. Второе: стремление следовать историчности несколько убило, на мой взгляд, художественность картины. И последнее, самое главное — идеалогия. Будучи снятым во времена «развитого социализма», фильм все «спорные» идеалогические моменты трактует в пользу советской точки зрения. (Даже само название фильма намекает на то, что «их» берега — сплошь в тумане, а «наши» ясны и понятны.) Хотя, и соглашусь, что не без некоторого сочувствия к эмигрантам. В любом случае, несмотря на все плюсы и минусы, картина, во многих отношениях, интересна и познавательна.
7,5 из 10
26 марта 2012