Рейтинг фильма | |
![]() |
5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Секретный сад |
английское название: |
El jardín secreto |
год: | 1984 |
страна: |
Испания
|
режиссер: | Карлос Суарес |
сценаристы: | Карлос Суарес, Лола Сальвадор |
продюсер: | Альфредо Матас |
видеооператор: | Хавьер Агирресаробе |
композитор: | Альберто Бурбон |
художники: | Роман Аранго, Пин Моралес |
монтаж: | Хосе Луис Матесанс |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
5 ноября 1984 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 40 мин |
Фильм, ставший для известного испанского оператора Карлоса Суареса режиссерским дебютом, скорее всего так и затерялся бы в многочисленных кино-«исследованиях» садомазохистских сексуальных комплексов, бурным потоком хлынувших на экраны со второй половины 70-х годов, если бы он не дал своеобразный толчок карьере каталонской актрисы Ассумпты Серны. Именно в «Тайном саду» впервые появился образ, который потом намертво прилип к ней с нелегкой руки Педро Альмодовара, снявшего ее в «Матадоре». Образ не просто «роковой женщины» — женщины, чья сексуальность неизменно соседствует с болью и смертью; женщины, которая не может существовать без физического и ментального насилия; женщины, в которой намертво сплелись черты жертвы и палача.
Впрочем, справедливости ради, следует сказать, что и у прежних экранных героинь Серны эти нотки проскальзывали (например, в классическом триллере «rape and revenge» «Правила охоты» или в черной комедии «Волшебное зелье»). Однако образы жестокой мстительницы или любимой дочери Сатаны все же не вполне укладывались в девиантный психотип, получающий наслаждение от садомазохистских игр, переходящих все и всяческие границы. А вот начиная с Лусии из «Тайного сада» подобные роли посыпались, как из рога изобилия: «Девушка и искушение», «Матадор», «Гнев божий», «Дикая орхидея»… Даже в роли великой монахини-поэтессы Инес де ла Крус в картине «Я — худшее из всего созданного» Серна ни на йоту не отступает от вошедшего в плоть и кровь имиджа, представляя свою героиню одержимой стремлением к мазохизму.
Впрочем, как и почему так вышло, и насколько виноват тут случай — разбираться можно долго и бесплодно. Ясно одно — Альмодовар, несомненно, фильм Суареса видел, и откровенно и беззастенчиво главную героиню оттуда позаимствовал со всеми потрохами. Лусия «Тайного сада» и Мария «Матадора» — один характер на разных стадиях своего развития. Там, где героиня «Сада» ощупью ищет свой путь, ее alter ego со средствами достижения душевного покоя и сексуального наслаждения вполне определилась. А в остальном, прекрасная Маркиза…
Неудивительно, что и жанр обоих фильмов совпадает. «Тайный сад», как и «Матадор» — тоже своеобразный психологический триллер с мистической составляющей. Только здесь вместо медиума-Бандераса имеется некий таинственный призрак, который после авиакатастрофы, погубившей бойфренда главной героини, преследует ее, заставляя выполнять рискованные и унизительные задания, неизменно причиняя себе боль. Влюбленный в молодую женщину мужчина превращается в классического сыщика-любителя, пытающегося раскрыть загадку таинственных писем, но в ходе расследования с головой погружается в бездну девиантной сексуальности.
Нельзя сказать, что сюжет обладает оригинальностью. Тут и с джалло можно аналогий найти достаточно, и с классической эксплуатацией 70-х, тем более, что с откровенными сценами Суарес не мелочится, и про нагнетание градуса эротизма ни на секунду не забывает — иначе ведь зрители и заснуть могут! Однако держится все действие не столько на собственно «клубничке», сколько на Ассумпте Серне, которая настолько мощно вошла в образ, что не вышла из него до сегодняшнего дня (роль в сериале «Борджиа»!). Ее Лусия выглядит настолько живой, естественной и реальной, что забывается и предсказуемость интриги, умирающей где-то ближе к середине фильма; и условность прочих персонажей, выглядящих картонными декорациями; и сомнительный психологизм сценария, напрочь похороненный режиссером за сексуальным контентом. Актриса вытягивает безнадежный фильм, но приговаривает себя к раз и навсегда определившемуся имиджу. Как знать, если бы не «Тайный сад» и не последовавший вслед за ним «Матадор» карьера Серны пошла бы по другому пути. А может, она вообще бы не сложилась… Так или иначе, сегодня лента Карлоса Суареса интересна прежде всего как отправная точка в фильмографии Ассумпты Серны, а вовсе не как поверхностная попытка докопаться до корней сексуальных расстройств. Во всяком случае, не средствами откровенной киноэксплуатации это стоило делать.
11 ноября 2017