Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Публичная женщина |
английское название: |
La femme publique |
год: | 1984 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Анджей Жулавский |
сценаристы: | Доминик Гарнье, Анджей Жулавский |
продюсер: | Рене Клейтман |
видеооператор: | Саша Вьерни |
композитор: | Ален Висняк |
художники: | Бодан Пазовски, Ольга Берлути, Жан Зэй, Christian Siret |
монтаж: | Мари-Софи Дюбю |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 мая 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
После просмотра «Одержимой», я серьезно заинтересовался киноработами Анджея Жулавски. Следующим просмотренным фильмом стал «Главное-любить», а позже подошла очередь «Публичной женщины», которую я попытаюсь проанализировать в данном отзыве.
Неопытная актриса Этель, подрабатывающая съемками в откровенных фотосессиях, получает роль Лизы Тушиной в экранизации произведения Достоевского «Бесы». Режиссер экранизации и исполнитель роли Николая Ставрогина — чешский иммигрант Лукас Кесслинг, — заинтересовался начинающей актрисой и в профессиональном, и в интимном плане. Режиссер недоволен игрой Этель и пытается добиться от нее нужной отдачи. Параллельно, в «реальном мире», также начинают происходить странные вещи: зверское убийство чешской актрисы, знакомство Этель с безумным Миланом — знакомым Лукаса…
Большинство кинокритиков рассматривают «Публичную женщину» как своеобразную самоиронию Анджея Жулавски. Однако, он заявлял в интервью, что данную картину нельзя рассматривать как его «автопортрет в кривом зеркале». Я считаю, что «Публичную женщину» необходимо рассматривать, прежде всего, через призму вольной экранизации «Бесов» Ф. М. Достовского. Поэтому, перед просмотром, рекомендую прочитать или освежить в памяти это произведение Достоевского.
… казалось бы, писаный красавец, а в тоже время, как будто и отвратителен
Лукас Кесслинг — воплощение Николая Ставрогина и на съемочной площадке, и в реальном мире. Данный персонаж — злой гений, манипулятор и духовный растлитель. По ходу действия картины Лукас оказывает косвенное влияние на все сюжетные линии и имеет практически неограниченную власть над своим Федькой Каторжным — Миланом Мильским. Франсис Юстер воплотил на экране настоящего Николая Ставрогина — человека дьявольского ума и харизмы, — и очень жаль, что эта роль не была отмечена никакими наградами.
Мне всегда казалось, что вы заведете меня в какое-нибудь место, где живет огромный злой паук…
Этель — воплощение Лизы Тушиной, сначала в экранизации, а потом все больше и больше в реальном мире. Этель-Лиза является игрушкой в руках Кесслинга-Ставрогина. Можно сказать, что вся чертовщина, творящаяся в «реальном мире» была намерено подстроена Лукасом, чтобы Этель прониклась своей ролью. Валери Каприски не может «летать на высокооктановом топливе», на одном уровне с Роми Шнайдер и Изабель Аджани, но она, как и эти две великие актрисы, играла на пределе своих возможностей.
Увы, бедной женщине так хотелось быть ещё обманутою!
Анджей Жулавски, в течение всего фильма, ведет игру со зрителем. Под личиной эротики, приправленной музыкой в стиле европоп, режиссер смешивает разные жанры: «кино о кино», политический триллер, драму, авангард и т. д. Не нужно забывать, что жанры, как и все остальные стандартные кинематографические атрибуты, являются условными понятиями в киновселенной Анджея Жулавски, а финальная сцена является неприкрытой насмешкой над кинозрителем.
«Публичная женщина» получилась вольной экранизацией «Бесов», которая намного лучше, интереснее и многограннее, чем более классическая экранизация Анджея Вайды. Рекомендуется к просмотру всем поклонникам авторского кино и творчества Анджея Жулавски.
8 из 10
20 декабря 2014
Дерзкий фильм. Много действия, мало интриги, рваные линии, тело Валери Каприски. Жулавский хотел быть как Годар. Он вырос и стал им. Появилась «Публичная женщина» — не труженица сферы сексуальных услуг, но актриса. Произошел фильм: свет, пелена в глазах, губы. Валери играет Лизу. Экранизация «Бесов» Достоевского. Экранизация экранизации «Бесов». Жулавски нашел Валери. решил раскрыть ее как актрису. Для этого нужна была неоднозначная роль… Лиза. Лиза в Лизе. «Пошло все в жопу», — думает Жулавски. В финале мы видим актерский поклон и понимаем: режиссер смеется. Фильм-дуализм. Валери — прекрасна, сексуальна, отлично играет. Жулавски готов наизнанку выворачивать актеров, чтобы они играли. Его актеры часто лечатся у психологов после съемок.
Публичная женщина работает с людьми, публикой. Проститутка — публична, актриса — публична. Валери — актриса, а в фильме говорится, что «акрисы — шлюхи». Начинается фильм с рваных кадров и непонятной истерики. Продолжается не менее рваными и не менее истеричными кадрами съемок «Бесов» (кста: сними Жулавски нормальную экранизацию, получился бы отличный фильм), затем секс, новости, взрывы, политические убийства (по книге), концовка с повешением (опять же по книге) и поклон… Ради чего?.. Стеб. Однако по фильму видно, что Жулавский стремится к уровню русской классики и пытается наполнить «мышиную возню» смыслом. Взятый из неоткуда экзистенциализм, как и пришедшая из неоткуда «любовь» после фразы героя: «давай поиграем», врастают в фильм и пускают корни. Затем приходит Анджей и рубит их топором.
Прекрасное кино, которое я не понял. «Публичная женщина» дает сделать глоток воздуха утопающему авторскому кино, а затем с полпинка загоняет его обратно в «воду». Жулавски открыто говорит в этом фильме о смерти авторского кинематографа.
В фильме есть классная сцена с фотографом и Валери, напоминающая перестроечную эротику 90-х.
8 из 10
14 марта 2012