Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Похороны |
английское название: |
Ososhiki |
год: | 1984 |
страна: |
Япония
|
режиссер: | Дзюдзо Итами |
сценарий: | Дзюдзо Итами |
продюсеры: | Сэиго Хосогоэ, Дзюдзо Итами, Ютака Окада, Ясуси Тамаоки |
видеооператор: | Ёнэдзо Маэда |
композитор: | Дзёдзи Юаса |
художники: | Хироси Токуда, Фумио Ивасаки |
монтаж: | Акира Судзуки |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 ноября 1984 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 4 мин |
Умирает 69-летний человек. Он с супругой жил в доме зятя, в котором последний, однако, не живет. Необходимо провести похороны. Зять поначалу против того, чтобы проводить церемонию поминовения в своем доме, но потом соглашается. Начинается мучительная рутина. Сначала необходимо привести труп в порядок. Потом решить, класть ли его в гроб на буддийское отпевание. Затем пригласить буддийского священника, что подразумевает также кое-какое пожертвование. После этого провести кремацию. В общем, супругу усопшего вместе с другими родственниками ожидает довольно-таки нудная одиссея прощания. Режиссер освещает каждый их шаг на этом пути.
Можно было бы ожидать, что фильм будет посвящен мраку смерти, заунывным ритуалам, неловкости на поминках и прочим вещам такого рода, часто сопутствующим похоронам. Всего этого, однако, нет и в помине. «Похороны» скорее освещают торжество живых над смертью. На буддийском отпевании все откровенно зевают и переминают ноги — ведь сидеть без стульев, поджав ноги, очень утомительно, вдобавок ноги затекают. На поминках царит веселье. Младшее поколение обсуждает работу и бытовые вещи. Часто слышен откровенный смех. Некоторые успевают даже заняться любовью в лесочке неподалеку, пока никто не видит. Буддийский священник с восхищением делится впечатлениями о плитке, которую ему показывают в доме покойного. Он не прочь купить такую же. Присутствующие совсем не испытывают неловкости. Для них поминки — повод пообщаться и выпить. Конечно, совсем уж безучастными к посмертной судьбе почившего их не назовешь, но они не очень усердствуют в этом плане.
Любопытны также чисто социальные детали в этом фильме. Например, сообщается, что погибший старик держал вместе с женой публичный дом в годы войны или после нее. Осуждение? Раскаяние? Моральная оценка? Ничего этого здесь нет. Это чисто японская черта, состоящая в принципиальном отказе признавать свою вину, здесь проявляется в полной мере. Конечно, судить старика сложно, в конце концов время было тяжелое, но любопытно здесь само нежелание что-либо пересматривать в прошлом. Хоронят его со всеми почестями.
«Похороны» имеют слабый комедийный налет, но, конечно, это не комедия. Это фильм об утомлении смертью, о нежелании иметь с ней дело, о торжестве эмоций и жизни, и отчасти о легкости прощания. Дзюдзо Итами снял немного монотонный фильм, однако с очень специфическим посланием.
7 из 10
15 сентября 2015
Жанр этой ленты трудноуловим, поначалу он ближе к комедии, но постепенно превращается в нечто иное, куда более серьёзное и даже философское. По крайней мере, так кажется на сторонний взгляд, не обремененный глубоким личным знанием японского быта. Это фильм о жизни, встречающейся со смертью. И достаточно кропотливое исследование буддийских похоронных ритуалов: три дня похорон показаны детально, шаг за шагом — от момента смерти старика до последних слов его вдовы, благодарящей съехавшихся родственников.
Да, конечно, жизнь полна странностей, дикостей и курьёзов. Глупые дети шалят в неподходящий момент, любовница закатывает истерику чуть ли не на виду у жены, нужно произнести важную речь о человеке, которого ты толком не знаешь, а ещё, конечно, всё надо правильно устроить и за всё заплатить.
Но это всё частности. Смерть всегда рядом. А жизнь — продолжается. И человек идёт по грани между тем и этим, и грустный смех звенит в его ушах.
13 января 2015
Наслышанный о репутации Итами, я ожидал от его режиссерского дебюта сатирической провокации в духе Феррери, если проводить какие-то параллели с западным кинематографом. Но чем ближе был финал фильма, тем больше росло мое удивление, т. к. жанр «Похорон» оказался настолько неоднозначным, что его даже приблизительно трудно определить как трагикомедию.
Конечно, смерть родственника совсем не показана в доминирующих возвышенно-пафосных интонациях, ведь нелепостей и простых случайностей, снижающих торжество момента и на похоронах вполне предостаточно. Но в том и дело, что травестией здесь и не пахнет, режиссер умудрился снять фильм о похоронах как иллюстрацию не смерти, но жизни, несмотря ни на что идущей своим чередом во всем ее несовершенстве. Как ни странно, при сильном различии манер эта особенность сближает ленту Итами с буддийским духом работ Одзу: жизнь устроена разумно при всем ее абсурде, старики уступают дорогу молодым, и это нормально и хорошо. Оценка без всяких сомнений очень высокая.
21 мая 2013